Картина выступление в и ленина на iii съезде комсомола

В 1950 году коллективом авторов была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола». На картине присутсвует стремление к повествовательной режиссуре в изображении события. Картина Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола 1.8x2.3 холст, масло. Описание. Повтор картины Владимира Александровича Серова (1910-1968) «Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» 1955 года. Оригинал находится в Государственном Историческом музее. Речь Ленина «Задачи союзов молодёжи» явилась программой, определившей главное содержание, основные методы и средства воспитания молодых строителей коммунистического мира. Сегодня, спустя более чем 90 лет, нельзя не поражаться актуальности ленинской работы.

"Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола"

Ленин Великий вождь пролетариата В. Ленин Б. Иогансон, Д. Тегин, В.

Завершение работы по выполнению заказа правительства подвело итог большому этапу творческой жизни Андреева, проделанному им в тесной связи с развитием всего советского искусства. А развитие это было ознаменовано также разнообразными исканиями в художественном воссоздании великой личности Владимира Ильича.

Образу Ленина уже в 1920-е годы отдали свой вдохновенный труд многие десятки мастеров разных поколений, приверженцев различных художественных манер, воспитанных на несхожих традициях. Однако работа над этим образом в некоем главном сближала их творческие пути, хотя и не нивелировала особенности талантов. Дело в том, что сама задача создания правдивого образа вождя величайшей народной революции, в чьем облике ярко выявился человек нового типа, человек коммунизма, практически ставила перед художником целый ряд проблем по углублению реалистических начал своего творческого метода, расширению идейного кругозора, укреплению связи искусства с жизнью и борьбой революционных народных масс. Даже ставя себе сравнительно ограниченную задачу документального натурного наброска, художники достигали успеха только в том случае, когда в полной мере представляли общественную важность своей миссии. Известны некоторые зарисовки Ленина, сделанные художниками, не понявшими революцию, враждебно к ней относившимися.

Они поражают своей неправдой, своим чудовищным искажением дорогого нам образа Владимира Ильича. Тем более глубокое понимание внутреннего пафоса ленинских дел было необходимо художнику, дерзавшему браться за создание обобщенного портретного образа Ленина, пытавшегося творчески интерпретировать документальный материал. Луначарский верно в связи с этим заметил: "Описать реального великого пролетарского вождя - это гигантская задача, для которой нужен очень высокий уровень мировоззрения и огромный талант". Не случайно поэтому углубленная творческая работа над образом Ленина благотворно сказалась на развитии дарования многих мастеров советского искусства и ознаменовалась созданием художественно зрелых произведений. Окидывая взором огромный вклад Н.

Андреева в творческую работу советских художников над образом Ленина, отчетливо видишь, как возмужал и вырос его большой талант, как решительно освободилось его искусство от налета модернистского упрощения форм, который присутствовал еще в статуях Герцена и Огарева. Еще более решительный сдвиг, можно даже сказать перелом, произвела работа над образом Ленина в творчестве другого видного скульптора - С. Меркурова, которому в 1924 году было поручено ответственное задание - снятие маски с лица покойного Владимира Ильича. Уже в памятниках К. Меркуров отходит от мотивов скорби, подавленности, трагичности, свойственных его ранним работам, но в них еще сказывается тенденция к внешней упорядоченности форм, чувствуется холодок стилизации.

В композиции же 1927 года "Смерть вождя" прорывается глубокое, искреннее чувство, пластический язык становится ясным, простым и выразительным. В 1920-е годы значительный вклад в работу мастеров советского искусства над образом Ленина сделал крупный живописец И. Его кисти принадлежал первый после революции живописный портрет В. Ленина - "Ленин и манифестация" 1919 , который был отмечен высшей премией на Всероссийском конкурсе портретов. Ощутив после революции прилив свежих творческих сил, Бродский смело обратился к революционной тематике, и это придало его уравновешенному зрелому искусству пафос первооткрытия.

В дореволюционном искусстве изредка появлялся мотив оратора, трибуна. Но художественное претворение этого образа наталкивалось, как правило, на устойчивую традицию изображения героя, противопоставленного народу. В этом факте эстетически преломлялся общественно-политический антагонизм классово-эксплуататорского общества, в котором герой выходил на авансцену истории обычно только в роли завоевателя, поработителя, монарха, эксплуататора, но никак не свободно избранного представителя народа, кровно с ним связанного. Советская действительность давала жизненный материал принципиально иного рода - здесь образ героя, великой исторической личности, общественного деятеля, трибуна неизменно находится в теснейшей связи с народом. В этом раскрывается подлинный демократизм нового социального строя, естественность и красота человеческих взаимоотношений в нем.

Бродский, создав картины "Выступление В. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году" 1926 и "Выступление В. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт" 1932 , положил начало чрезвычайно плодотворной традиции советской тематической живописи: строить композицию картины с изображением выдающейся исторической личности при широком введении народного "активного фона" - условие, которое Маркс и Энгельс считали обязательным во всяком серьезном, правдивом, художественном образе исторического события. Бродский не прибегает при этом к каким-либо внешним и нарочито-эффектным композиционным приемам. Он прежде всего заботится о точности и простоте.

Он внимательно вглядывается в огромную толпу рабочих - путиловцев, обступивших виднеющуюся вдали трибуну, с которой выступает Ленин. Добросовестно выписывает он морщинистые шеи и лица людей труда, их простую, неяркую одежду. Главное, что придает картине Бродского свежесть и силу подлинного новаторства - это отражение в ней нового периода истории, создание образа нового трудящегося человека - свободного, сознательного, дисциплинированного. Ленин-оратор показан в единстве со своей аудиторией илл. Выступление В.

Ленина на Путиловском заводе в 1917 году. Ленин в Смольном", художнику удавалось достичь убедительной жизненной достоверности портретного изображения и поэтичного воссоздания атмосферы простоты и деловитости, которая всегда окружала Владимира Ильича. Ленина со стороны, - вспоминал М. Ольминский, - является его необычайная трудоспособность. Кажется, будто этот человек никогда не знает отдыха и не нуждается в отдыхе.

Изо дня в день, целыми годами, он, можно сказать, "стоит у своего станка", бессменно, вечно за работой, то погружаясь в книги, то с пером в руке, то в заседании, на обсуждении создающегося нового политического положения - "текущего момента". Ленин изображен сидящим в кресле у небольшого круглого столика. Он пишет. Сосредоточенность, собранность - в лице и во всей его чуть согнутой фигуре. Художник исключительно точно передал всю обстановку, окружающую работающего Ленина.

И в этом есть свой большой художественный смысл - все, к чему прикасалась рука Ленина, что несет на себе хотя бы слабый отсвет ленинского гения, не может не интересовать, не может не волновать. Пользуясь четким рисунком, простыми, скромными красками, художник умело передал в картине ощущение настороженной тишины, дал почувствовать глубокую значительность внешне, казалось бы, скромного, будничного мотива илл. Ленин в Смольном. При этом замысел так или иначе включал в себя образ Ленина прежде всего как образ трибуна, вождя народных масс. Этот мотив еще мало сказывается в скромной статуе, исполненной М.

Манизером в 1925 году. В ней образ Ленина решен еще в несколько бытовом плане. Правда, это не помешало профессионально весьма добротно выполненному памятнику стать очень популярным. Копии этой статуи были поставлены во многих городах Советского Союза, а одна из них, спасенная антифашистами, после войны была даже установлена в немецком городе Эйслебене илл. Памятник В.

В ином плане был решен самый первый памятник В. Ленину, сооруженный в 1925 году у Финляндского вокзала в Ленинграде. Исполненный скульптором С. Евсеевым и архитектором В. Щуко, монумент воссоздавал исторический момент вдохновенного выступления Ленина с броневика перед огромной массой встречавших его петроградских трудящихся илл.

Образ Ленина - трибуна революции - вдохновлял и скульптора В. Козлова при создании интересного монумента, установленного перед Смольным дворцом. Выдающимся произведением синтетического плана явился знаменитый памятник В. Шадра в 1927 году. Образ Ленина здесь - как бы воплощение творческих сил революции.

Воздвигнутая на высоком постаменте простых прямоугольных форм фигура вождя рисуется четким выразительным силуэтом над бурлящей, покоренной рекой. Уверенным, сильным жестом Ленин указывает вниз, и в этом жесте, а также в энергичном повороте головы, с особенной силой раскрывается идея образа: человек - покоритель слепых стихийных сил природы, преобразователь, творец. Характерно, что и ландшафтное окружение скульптуры - горы, река, а также индустриально-архитектурные формы плотины и гидростанции активно включены в образ, повышают его романтический пафос. Эту особенность художественного решения памятника зорко подметил А. Ленину на скале среди Куры.

Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры. Художник очень удачно, на мой взгляд, воспроизвел знакомый властный жест руки Ильича, жест, которым он, Ленин, указывает на бешеную силу течения Куры". Евсеев, В. Ленину у Финляндского окзала в Ленинграде. Происходили решительные идейные и творческие сдвиги среди широких масс художников, все более активно они включались в общественную жизнь страны, развернувшей строительство социализма.

Все более отчетливо осознавались бесплодность, никчемность и вредность формалистического псевдоноваторства, непонятного и ненужного народу, уяснялось величие классического реалистического искусства как великой сокровищницы плодотворного художественного опыта человечества. В советском искусстве этого времени реалистическое направление решительно побеждало. В работу над образом Ленина в конце 1920 - начале 1930-х годов включается большое число художников, мастеров разных видов и жанров искусства. Интересную картину "В. Ленин у прямого провода" создает И.

Грабарь, с поэтическим, взволнованным полотном "В. Ленин в Разливе" выступает А. Рылов илл. Ленин в вагоне финляндской железной дороги" пишет А. Удачные портреты Ленина создают в эти же годы скульптор Б.

Королев, графики П. Шиллинговский, Г. Верейский, а также белорусский живописец В.

Категория: Регионы Просмотров: 334 Добавил: komsomol-100 Рейтинг: 5. Не смотря на пандемию, Ветераны комсомола СПб продолжают работать, сеять разумное, доброе, вечное. Здесь же прошло открытие выставки литературы о комсомоле, посвященное 100 летию речи В. Ленина на 3 съезде комсомола "Задачи Союзов молодежи".

Материал размещен в группе Вконтакте Петергофская библиотека 9 октября с.

Осуществить эту перестройку можно, только овладев большими знаниями и умея применять их на конкретном деле, превращая коммунизм из заученных формул и программ в то живое, что составляет непосредственную практическую работу по строительству нового общества. Учиться, говорил Ленин молодёжи, — не значит замыкаться в стенах школы. Каждый шаг обучения и воспитания необходимо связывать с борьбой трудящихся за коммунизм. Быть комсомольцем — значит отдавать свои силы на общее дело. Комсомол должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин.

Рассылка новостей

  • Студенты в Чите «оживили» картину «Выступление Ленина на III съезде Комсомола»
  • Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола 1951 - 1952
  • Со дня основания комсомольской организации исполнилось 99 лет
  • Образ великого Ленина в произведениях советского изобразительного искусства
  • "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола"
  • Continue Reading

Его воспитала Третьяковка

Ленин овладел нашей мыслью и повел ее, еще робкую, еще спотыкающуюся, той дорогой, которой он хотел ее повести. Ильич присоединял к одному доказательству другое, неустанно повторяя разными сочетаниями слов основную идею. Ленинские слова были простыми и убедительными. Возвещаемая ими правда удесятеряла силу доказательств. В ленинском голосе звучала всепобеждающая человеческая страсть, сила огромного опыта, неподдельная любовь к тому, чем он сам живет и чем живут другие, требовательность и строгость гения, отеческая простота и ласка человека, стремящегося доказать и убедить. Зал замер. На всех лицах отражалась упорная работа мысли. Молча делегаты передавали друг другу записки, посылая их в президиум. В первые десять — пятнадцать минут после начала речи Ленин сам принимал записки и клал их или в карман, или на угол стола.

Некоторые бумажки он даже разворачивал и читал, не прерывая речи. Но так как он на них не отвечал и никто уже не хотел прерывать Ильича ни на секунду, записки стали передавать тем, кто сидел на сцене. А Ленин продолжал развивать свою мысль, подчеркивая голосом и жестом те фразы, в которых он говорил о необходимости критически разобраться в фактах, чтобы на место старой зубрежки поставить умение взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был у нас чем-то таким, что заучено, а был тем, что нами продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования. Съезду становилось все более и более понятным, что означает самая задача «учиться». Я тщательно записывал речь, подобно многим делегатам, и особенно внимательно записывал те фразы, на которых Ленин ставил ударение. Следя за этим, я в своей записи первой части речи Ленина многократно подчеркивал в разных словосочетаниях следующие мысли: «Полное усвоение всего того, что дала прежняя наука». Когда речь шла о Марксе и его критике всего созданного человеческой мыслью, Ленин с особым ударением произнес слова: «проверив на рабочем движении». И я точно помню, что эти слова Ленин повторил дважды.

Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе. Вы знаете, что этой основой является электричество... Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение. Все, что до сих пор было сказано Лениным, получило простую и до конца понятную основу. С помощью этого примера легче было уразуметь все остальное. Радостно переглядываются делегаты.

Восторженно рукоплещет съезд. В зале снова гул, но совсем не такой, как прежде... А Ленин продолжал: — Мало того, что вы должны объединить все свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представляет себе коммунист. Но этого недостаточно. Вы должны построить коммунистическое общество. Эти пять коротких фраз глубоко взволновали нас.

В год, когда кругом война, разруха и нищета, Ленин учит нас не только тому, как воевать сегодня и завтра, но и тому, как превратить коммунизм в руководство для нашей практической работы, как строить коммунистическое общество. С этой минуты уже трудно было что-либо записывать. Ленин давал нам программу работы на десятилетия. Да и только ли на десятилетия? Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Сколько раз говорили на митингах и писали, что молодежи принадлежит грядущее, но никогда мы так не чувствовали великой правды и ответственности этих слов, как во время речи Ленина! Партия устами Ленина требовала от нас, чтобы мы были идейными и практическими вожаками молодежи, воспитывая из себя и из нее коммунистов. Все выше и выше подымалось чувство гордости за жизненное предназначение нашего поколения, радость, что мы живем, боремся и строим.

Ленин обращался не только ко всему залу, но и к каждому отдельному делегату. Любой из нас чувствовал себя так, как будто Ильич разговаривал именно с ним. Делегаты всем сердцем понимали, что то, о чем говорил Ленин, касается всех вместе и каждого в отдельности. Вот так должен действовать, учиться и мыслить весь Союз молодежи и ты лично! Звенья мыслей и доказательств образовали единую цепь, превратились в точную законченную формулу — в вечные лозунги, которые надо нести на знамени Союза молодежи. Ленин улыбался каждой радостной реакции делегатов, понимая, что задел самые драгоценные струны их сердец. Он уже не глядел на конспект. Он даже попытался спрятать его в карман, однако в карман не попал и продолжал держать лист исписанной бумаги, переложив его в левую руку.

Внезапно он остановился и снова, стоя у самого края сцены, чуть наклонившись вперед, стал говорить о том, что поколение, которому сейчас пятнадцать лет, увидит коммунистическое общество. Все затаили дыхание. Казалось, что в зале стало еще светлее. И не стало стен зала. Весь мир стал залом, в котором происходил III съезд комсомола! На крохотном свободном пространстве сцены, являвшемся в эту минуту самой высокой вышкой мира, стоял человек с чуть прищуренными глазами. Он простер руку вперед и сказал: — И вот, поколение, которому теперь 15 лет и которое через 10—20 лет будет жить в коммунистическом обществе, и должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую. По мере того как это будет происходить в каждой деревне, по мере того как будет развиваться коммунистическое соревнование, по мере того как молодежь будет доказывать, что она умеет объединить свой труд,— по мере этого успех коммунистического строительства будет обеспечен.

Никто не шелохнулся. Хотелось аплодировать, хотелось кричать «ура! В трепетной, напряженной тишине прозвучали простые серьезные слова: — Только смотря на каждый шаг свой с точки зрения успеха этого строительства, только спрашивая себя, все ли мы сделали, чтобы быть объединенными сознательными трудящимися, Коммунистический союз молодежи сделает то, что он полмиллиона своих членов объединит в одну армию труда и возбудит общее уважение к себе. Ленин спрятал конспект в карман, провел рукой по лбу, неожиданно для всех повернулся и пошел к столу президиума. Речь была окончена. Их очень много. Но председатель передает Ленину все новые и новые записки. При виде этой горы бумажек Владимир Ильич комически всплескивает руками, но с видимым удовольствием прочитывает их и кладет перед собой несколькими кучками.

Затем он попросил лист бумаги, снова прочел рассортированные по отдельным вопросам записки и стал набрасывать конспект ответа на них. Мы были в недоумении. Неужели Ленину, который может ответить на все, требуется конспект? Но наше недоумение длилось лишь несколько мгновений. Мы поняли, сколько в этом простом факте уважения и любви к людям, сколько требовательности к себе! Величие гения сказывалось во всем. Мы не отрываем глаз от Ильича.

Так, Виктор Попков, один из представителей «сурового стиля», написал ряд произведений, посвященных возведению Братской ГЭС: например, «На работу» 1958 и «Строители Братска» 1960. Правда, знаменитое полотно «Вечер в Саянских Черемушках» 1979 выполнено не в героическом, а в камерно-бытовом ключе.

Художник изобразил жизнь молодого поселка, основанного в 1974 году благодаря строительству гидроэлектростанции. Мягкие летние сумерки, дворы пятиэтажек заполнены людьми. Женщина развешивает белье, молодежь бренчит на гитарах, дети веселятся на качелях, в колясках, поставленных в ряд, спят младенцы. А возле одного из подъездов играют свадьбу. На переднем плане — балкон и еще одна коляска с ребенком. Мастер словно показывает: в этих краях начинается новая, интересная жизнь. Огромной популярностью пользовался БАМ: железной дороге посвящено множество картин, плакатов, открыток, спичечных этикеток. Одним из летописцев Байкало-Амурской магистрали был Юрий Титов. Художник считался «старожилом БАМа с первых просек».

В его творчестве преобладают суровые индустриальные пейзажи и портреты строителей. Картины, написанные яркими красками «Дежурная Надя», 1976 , отсылают к эпохе 30-х. Например, персонажи «Поварихи Маши» 1976 напоминают «советских богинь» Дейнеки и Самохвалова, правда, одеты барышни по моде 1970-х — в кеды и джинсы. Стоит отметить еще один любопытный жанр — изорепортаж: набор открыток, рассказывающих о всенародной стройке. Автором подобного «отчета» выступил Владимир Харченко, мастер индустриального пейзажа, запечатлевший этапы возведения «великой дороги». Комсомольская тема в искусстве порой соотносилась и с топонимикой. Художники вдохновлялись названиями улиц Николай Можарский, «Комсомольский проспект», 1967 , а также оформляли станции метро. Например, Евгений Лансере, представитель знаменитого артистического рода, создал майоликовые панно для «Комсомольской» радиальной Московского метрополитена, запечатлевшие строителей станции. Начинавший как график и иллюстратор, он обратился к монументальному искусству, почувствовав требования времени: «Только в результате ряда исканий и опытов и счастливых находок может у художника создаться тот стиль эпохи, которого ждут и который должен прийти».

На закате ВЛКСМ появились не только оптимистичные картины, но и вещи, где преобладало минорное настроение: например, «Портрет ветерана комсомола М. Альперовича» 1978 , написанный Евгением Широковым. Ее отражение в искусстве — теперь предмет изучения историков. Иллюстрация на анонсе: В.

В ней вождь Великой Октябрьской социалистической революции определил направления и методы работы комсомола. И подходя с этой точки зрения, задача молодёжи вообще, и союзов коммунистической молодёжи и других молодёжных организаций в частности, можно выразить одним словом: учиться». Чему нужно учиться и как учиться, поставил вопрос Ленин и ответил: молодёжь должна учиться коммунизму. А коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Переход к коммунизму предполагает перестройку всего народного хозяйства на основе последних достижений современной науки и техники.

Осуществить эту перестройку можно, только овладев большими знаниями и умея применять их на конкретном деле, превращая коммунизм из заученных формул и программ в то живое, что составляет непосредственную практическую работу по строительству нового общества.

Ленину на родине Владимира Ильича - в Ульяновске 1940 работы М. Выразительный силуэт хорошо вылепленной, красиво и просто задрапированной фигуры, энергичная, волевая голова Ленина, переданная с большим сходством, - все свидетельствовало о необычайном творческом успехе мастера, с воодушевлением работавшего над ответственным заданием. Статуя великолепно объединена с постаментом, в простых архитектурных формах которого выражена идея энергичного роста, взлета, подъема архитектор В. Образ Ленина рисуется здесь перед нами как образ энергичного и мудрого государственного деятеля, опытного, прозорливого кормчего государственного корабля, смело встречающего натиск бури илл. Ленину в Ульяновске. Томским в 1940 году для Воронежа после войны, во время которой монумент был разрушен фашистами, скульптор восстановил его в прежнем виде. Но содержание образа здесь иное. Томский не стремится к патетике, хотя и использует в композиции жест призывно поднятой правой руки.

Сдержанность и внутренняя сила человека, знающего все трудности пути, но и ясно видящего цель - главная мысль образа. Пластический язык в соответствии с этим спокойный, ясный, использующий умеренные светотеневые контрасты илл. Ленину в Воронеже. Меркуров, оформляя в 1937 году аванпорт канала Москва - Волга. В огромной двадцатишестиметровой фигуре, сложенной из гранитных блоков, скульптор передал величавую силу, уверенность, радость от сознания торжества идей революции. Меркуров в эти годы вообще энергично работает над разными вариантами скульптурного воплощения образа Ленина, создавая портреты, статуи, монументы. Много сил было отдано им разработке эскизов статуи Ленина для проектировавшегося Дворца Советов. Не все в этой работе скульптора может нас сегодня удовлетворить. Немало встречается здесь привычного, ставшего уже шаблоном, часто обобщенность образа переходит в условность, стилизацию.

Но лучшие произведения Меркурова, посвященные Ленину а к ним следует также отнести памятник Ленину в Ереване, статую 1939 года в зале заседания Верховного Совета СССР , - достойный и ценный вклад в "Лениниану" советского искусства. Культ личности Сталина оказал воздействие на работу советских мастеров над ленинской темой не только в сюжетно-тематическом плане. В некоторых работах конца 1930 - начала 1940-х годов образ В. Ленина начинает трактоваться в глубоко чуждом ему, резко ошибочном плане стоящего над жизнью героя. В образе появлялась застылость, статичность, сухость. Не случайно, по воспоминанию П. Васильева, Н. Крупская в 1939 году, внимательно рассматривая его рисунки, изображающие Ленина, "упрекала художников за то, что Ленина они изображают статичным, спокойным, а не со свойственными ему жестами, в то время как у Владимира Ильича было очень живое, выразительное лицо". И вместе с тем советское искусство - такова сложная диалектика исторического развития - именно в эти годы начинает все более энергично накапливать опыт работы в чрезвычайно перспективной тематически-сюжетной области - "Народ, партия, Ленин", значение которой с великой прозорливостью почувствовал еще В.

Маяковский, воплотив в звенящие металлом строки своей бессмертной поэмы "Владимир Ильич Ленин": Партия и Ленин - близнецы-братья - Кто более матери-истории ценен? Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия Мы говорим партия, подразумеваем - Ленин. Определенное положительное значение в этом отношении сыграли многочисленные рисунки П. Васильева, часто, правда, страдавшие излишней поверхностной иллюстративностью и сухостью формы, а также живописные и графические работы: С. Ефанова "В. Ленин и А. Горький" , С. Адливанкина "В. Ленин на параде Всеобуча", 1940 , Т.

Тагиева "В. Ленин в рабочем кабинете", 1940 , Л. Овсянникова "Портрет В. Ленина" и другие. Особенно хочется отметить художественно выразительные ксилографии П. Староносова, явившиеся иллюстрациями к книге П. Керженцева "Жизнь Ленина" 1938. Они остро поставили в искусстве художественную проблему создания биографической серии произведений, посвященных Ленину илл. Иллюстрация к книге П.

Погодина, кинокартины "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году" , отмеченные произведения живописи и графики не принадлежали в общем к крупным новаторским достижениям. Новый взлет в разработке ленинской темы советское изобразительное искусство переживает уже после Великой Отечественной войны. Выдвигается плеяда молодых живописцев и скульпторов, энергично взявшихся за работу над образом Ленина. При этом важно, что особое внимание уделяется не портрету, а большой тематической картине, в которой образ вождя революции художественно воссоздается в различные моменты его многогранной деятельности в тесном общении с соратниками и единомышленниками, в единстве с народом. Значительное число очень интересных работ на тему "Ленин" появилось на выставке в ознаменование тридцатилетия Советской, власти 1947. Здесь были представлены такие крупные произведения, как "В. Ленин провозглашает Советскую власть" В. Серова, "В. Ленин на экзамене в университете" В.

Орешникова, "В. Ленин" В. Цыплакова, цветные офорты В. Касияна из серии "В. Ленин и Украина". Картина В. Серова продолжала и развивала традицию, начало которой положили произведения Бродского - изображение Ленина в самой гуще народных масс, в живом общении с ними. Провозглашение Советской власти - акт всемирно-исторического значения, и при художественном воплощении его вполне уместны та приподнятость, та торжественность, которые образуют основу эмоционального строя картины Серова. Важная роль в этом принадлежит красиво написанному, сверкающему огнями белокаменному залу Смольного дворца, множеству красных стягов и плакатов.

Но самое главное - присутствующие здесь представители революционного народа - красногвардейцы и солдаты, рабочие и крестьяне - все озарены светлой радостью победы. Они восторженно встречают слова Ленина о том, что в России свершилась победоносная социалистическая революция. И Ленин сам охвачен радостным волнением. Во всей его подавшейся вперед, навстречу залу, фигуре, в его широком, энергичном жесте, в лице чувствуются подъем, воодушевление, неиссякаемый оптимизм. Советское искусство уже в первые годы своего развития обращалось к образу Ленина-юноши. Известен, например, выразительный рисунок Б. Кустодиева 1924 , запечатлевший Ленина в гимназические годы, где создан образ пытливого, умного, живого подростка, в котором чувствуются незаурядные духовные силы. Но кар тина В. Орешникова "В.

Ленин на экзамене в университете" имела принципиально важное значение в том смысле, что она впервые, пожалуй, дала художественно законченное воплощение образа Ленина-юноши, отчетливо выявив в нем энергично формирующиеся черты революционного борца. Крепкая фигура юноши с открытым, смелым, вдохновенным лицом выразительно противопоставлена настороженным, враждебно-холодным, чуть растерянно внимающим профессорам, принимающим экзамен. Они обрисованы как представители того казенного, чиновничьего мира, против которого развернет борьбу Ленин. Привлекали внимание к картине ее высокие живописные достоинства, ее чистый, светлый колорит илл. Ленин на экзамене в университете. Цигаля "Ленин-гимназист", созданная в 1949 году илл. Ленин" также была весьма примечательным произведением. Молодой художник отошел от привычных шаблонов в трактовке сюжета "Ленин - руководитель Октября". Он создал романтический образ вождя, идущего во главе революционного народа см.

Различные национальные школы советского изобразительного искусства, профессионально вполне окрепшие к тому времени, выдвигают талантливых интерпретаторов образа Ленина. Среди таких работ нужно отметить особенно проникновенный, психологически острый портрет В. Ленина времени создания "Искры", выполненный известным грузинским скульптором Я. Николадзе илл. Большое значение в истории развития тематической картины в искусстве советской Прибалтики сыграло полотно О. Скулме "В. Ленин на конгрессе социал-демократов Литовского края в Брюсселе в 1914 году", законченное в 1952 году. Сильный, волнующий образ Ленина - вождя революции создали латвийские скульпторы А. Бриедис и Я.

Бриедис 1951, илл.

Линия жизни О речи В. И. Ленина на III съезде комсомола

Сложности «дотелевизионной» эпохи Прижизненное фото. Источник: wikimedia. Большевикам необходимо было канонизировать его образ, но как это сделать? Ведь ни телевидения, ни, тем более, Интернета тогда не было. Значит, следовало срочно написать как можно больше его портретов, распространить их по всем городам и весям, вылепить множество скульптур, - образ Ильича должен был накрепко войти в каждое сердце! Фотографий Ленина было не так уж много, да и обычно художники не любят работать со снимками.

Посмертных масок, снятых с покойного Ильича, имелось всего две. Что же делать? В сложившейся ситуации как грибы после дождя стали появляться двойники вождя революции. Портрет Ленина работы Эмиля Бернара считается чуть ли не единственным дореволюционным портретом вождя, написанным с «оригинала» Как юрист Славкин вжился в образ В начале 20-х годов в Москву из Черниговской губернии приехал Иосиф Славкин — он получил юридическое образование и работал в адвокатской конторе, а еще имел потрясающее сходство с Владимиром Ильичом. Это заметили сослуживцы скромного юриста.

Вскоре Славкина стали приглашать в любительские театры на роль Ленина. Новая деятельность настолько понравилась Иосифу, что он с головой погрузился в образ: начал одеваться, как вождь, копировал его речь, походку и жестикуляцию, тщательно изучая документальные кадры выступлений Ленина. Это сходство не могло остаться незамеченным и в среде московских художников, вынужденных искать натурщиков для создания портретов вождя. Они стали активно прибегать к помощи Славкина, а тот охотно им позировал. От клиентов не было отбоя, и Славкин настолько вошел в образ, что уже забыл, кто он есть: он объявлял себя соратником Ильича, называл жену Надюшей, а вредного соседа по коммуналке - «проституткой Троцким».

Похоже, в его мозгу постепенно стиралась грань между реальностью и вымыслом. Славкин мог рассказывать в интервью о том, как он жил в эмиграции, как работал в правительстве...

Шедевры позднего социализма — это «Родина-мать» в Волгограде, «Тыл — фронту» в Магнитогорске, монумент «Дружба навеки» в Москве. В целом, первое послесталинское десятилетие было временем бурного развития изобразительного искусства в СССР.

Однако в 1962 году произошёл большой скандал. Выставку посетил сам Никита Хрущёв с ещё несколькими высокопоставленными лицами. Авангардные произведения вызвали у него ярость, и эмоциональный лидер государства в запале наговорил художникам немало резких слов. Уже на следующий день идеологические органы занялись искоренением абстракционизма и формализма в искусстве.

Однако время было уже не сталинское — никого не стали сажать или высылать, но экспонирование на выставках работ попавших в опалу художников какое-то время проходило с трудом. Тем не менее последствия начавшейся кампании снова резко размежевали искусство на официальное, державшееся в рамках социалистического реализма, и неофициальное, авангардное. Попытки ужесточить цензуру привели лишь ко всё большему развитию чуждого официозу творчества. Большой скандал в западной прессе вызвала так называемая «Бульдозерная выставка» 1974 года, когда самовольно организованная без согласования с властями экспозиция была разогнана с применением дорожной техники.

После этих событий власть стала иногда разрешать экспонирование таких художников, хотя вплоть до самой перестройки почти их не признавала. С ужесточением в конце 1970-х ограничений в отношении свободы творчества немалая часть «подпольных» художников была вынуждена эмигрировать. Многие из них, когда представилась возможность, вернулись и продолжили работать уже в постсоветской России.

Интерес к рисованию проявился поздно, что и не удивительно — в роду Соколовых никто не имел ни малейшего отношения к искусству в целом и к живописи, в частности. Он окончил Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина по мастерской самого Бориса Иогансона, удостоившись наивысшей похвалы от своего наставника за дипломную работу «Вступление войск Красной армии в Новгород».

Являясь одним из наиболее ярких представителей Ленинградской школы живописи второй половины ХХ века, одновременно был наследником творческих традиций русского импрессионизма периода «Союза русских художников» 1903-1922 годов. После окончания Института имени Репина, продолжил обучение там же в аспирантуре, одновременно, начав свою преподавательскую деятельность, и позднее став ещё и руководителем персональной мастерской. В 1951 году за картину «Выступление В. Ленина на III съезде комсомола» 1950, с соавторами был удостоен Сталинской премии первой степени. Будем знакомиться? Василий Васильевич Соколов родился 31 июля 13 августа 1915 года в Петрограде в простой рабочей семье.

Интерес к рисованию проявился поздно, что и не удивительно — в роду Соколовых никто не имел ни малейшего отношения к искусству в целом и к живописи, в частности….. Васильки», 1993 год, холст, масло, 90 х 80 см, частное собрание Как рассказывал впоследствии сам художник, интерес к рисованию проявился у него в двенадцатилетнем возрасте и толчком к этому послужило посещение классом, в котором учился будущий художник, экспозиции Государственного Русского музея. Юноша был поражён увиденным. Работы старых русских мастеров вызвали такое восхищение у впечатлительного юноши, что в дальнейшем он неоднократно возвращался в эти залы, ставшие для него источником вдохновения и школой прекрасного. В 1926 году бывшему «Русскому Музею Императора Александра III» была передана коллекция произведений из музея при Государственном институте художественной культуры, а в начале 1930-х годов музей расширил свои экспозиционные площади за счёт передачи освобождённого от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца. Со временем Василий Соколов стал практически постоянным посетителем музея, проводя здесь всё своё свободное время, с удивлением и восторгом знакомясь с лучшими работами отечественных мастеров и именно здесь он принял решение стать художником.

В 1938 году после успешной сдачи вступительных экзаменов, Василий Соколов поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Чтобы это вам пояснить, подходя в то же время к вопросу, как учиться, я возьму пример практический. Вы все знаете, что перед нами сейчас же вслед за задачами военными, задачами охраны республики, встает задача хозяйственная. Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе. Вы знаете, что этой основой является электричество, что только когда произойдет электрификация всей страны, всех отраслей промышленности и земледелия, когда вы эту задачу освоите, только тогда вы для себя сможете построить то коммунистическое общество, которого не сможет построить старое поколение. Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве. Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение.

Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным коммунистом, перед всяким молодым человеком, который считает себя коммунистом и ясно отдает себе отчет, что он, вступив в Коммунистический союз молодежи, взял на себя задачу помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество. Он должен понять, что только на основе современного образования он может это создать, и, если он не будет обладать этим образованием, коммунизм останется только пожеланием. У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы. Перед новым поколением стоит задача более сложная. Мало того, что вы должны объединить все свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представляет себе коммунист. Но этого недостаточно. Вы должны построить коммунистическое общество.

Первая половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превратить в груду развалин. Расчищена почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы. Вот задача ваша, которой вы должны руководствоваться в деле образования, воспитания, подъема всего молодого поколения. Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите. Здесь я естественно подхожу к вопросу о том, как мы должны учить коммунизму, в чем должна состоять особенность наших приемов. Я здесь остановлюсь прежде всего на вопросе о коммунистической морали. Вы должны воспитать из себя коммунистов.

Задача Союза молодежи — поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это — способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам. В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы.

Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога. Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата. Старое общество было основано на угнетении помещиками и капиталистами всех рабочих и крестьян. Нам нужно было это разрушить, надо было их скинуть, но для этого надо создать объединение. Боженька такого объединения не создаст. Такое объединение могли дать только фабрики, заводы, только пролетариат, обученный, пробужденный от старой спячки. Лишь тогда, когда этот класс образовался, тогда началось массовое движение, которое привело к тому, что мы видим сейчас, — к победе пролетарской революции в одной из самых слабых стран, три года отстаивающей себя от натиска буржуазии всего мира.

И мы видим, как пролетарская революция растет во всем мире. Мы говорим теперь на основании опыта, что только пролетариат мог создать такую сплоченную силу, за которою идет раздробленное, распыленное крестьянство, которая устояла при всех натисках эксплуататоров. Только этот класс может помочь трудящимся массам объединиться, сплотиться и окончательно отстоять, окончательно закрепить коммунистическое общество, окончательно его построить. Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. А в чем состоит эта классовая борьба? Это — царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов. А что такое классы вообще? Это то, что позволяет одной части общества присваивать себе труд другого. Если одна часть общества присваивает себе всю землю, мы имеем классы помещиков и крестьян.

Если одна часть общества имеет фабрики и заводы, имеет акции и капиталы, а другая работает на этих фабриках, мы имеем классы капиталистов и пролетариев. Нетрудно было прогнать царя — для этого потребовалось всего несколько дней. Не очень трудно было прогнать помещиков, — это можно было сделать в несколько месяцев, не очень трудно прогнать и капиталистов. Но уничтожить классы несравненно труднее; все еще осталось разделение на рабочих и крестьян. Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, то есть хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора.

В.И. Ленин. Выступление на III съезде комсомола (цветная версия)

Голограмма Владимира Ленина выступила на съезде Комсомола и рассказала молодежи, каким должен быть настоящий коммунист, сообщает РИА Новости. Речь идет о картине Валентина Серова “Ходоки у Ленина” и картине “Выступление Ленина на III съезде комсомола”, исполненной творческим коллективом молодых художников – Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром – художником. Раскол Выступление Ленина на III съезде РСДРП. 12 июля 1924г. комсомол, решением VI съезда, принял имя В.И. Ленина. Собрание пролетариата. П. П. Белоусов «Ленин среди делегатов III съезда РКСМ». Художник Белоусов Ленин среди делегатов. Ленин на III съезде РКСМ. Третий съезд Комсомола 1920. 100 лет назад, 2 октября 1920 года, в первый день работы III съезда РКСМ с речью о задачах союзов молодёжи выступил председатель СНК РСФСР Владимир Ильич Ленин.

Картина Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола 1.8x2.3 холст, масло

Коммунистическое общество значит - все общее: земля, фабрики, общий труд, - вот что такое коммунизм. Может ли труд быть общим, если каждый ведет свое хозяйство на отдельном участке? Сразу общего труда не создашь. Этого быть не может. Это с неба не сваливается. Это нужно заработать, выстрадать, создать. Это создается в ходе борьбы. Тут не старая книжка - книжке никто бы не поверил.

Тут собственный жизненный опыт. Когда Колчак и Деникин шли из Сибири и с юга, крестьяне были на их стороне. Большевизм им не нравился, так как большевики берут хлеб по твердой цене. А когда крестьяне испытали в Сибири и на Украине власть Колчака и Деникина, они узнали, что крестьянину выбора нет: либо иди к капиталисту, и он отдаст тебя в рабство помещику, либо иди за рабочим, который, правда, молочные реки в кисельных берегах не обещает, который требует от тебя железной дисциплины и твердости в тяжелой борьбе, но который выводит тебя из рабства у капиталистов и помещиков. Когда даже темные крестьяне поняли и увидели это на собственном опыте, тогда они стали сознательными, прошедшими тяжелую школу, сторонниками коммунизма. Такой опыт и должен положить в основу всей своей деятельности Коммунистический союз молодежи. Я ответил на вопросы, чему мы должны учиться, что нам нужно взять из старой школы и старой науки.

Я постараюсь ответить и на вопрос, как этому нужно учиться: только связывая каждый шаг деятельности в школе, каждый шаг воспитания, образования и учения неразрывно с борьбой всех трудящихся против эксплуататоров. На нескольких примерах, взятых из опыта работы той или другой организации молодежи, я покажу вам наглядно, как это воспитание коммунизма должно идти. Все говорят о ликвидации безграмотности. Вы знаете, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Недостаточно того, чтобы Советская власть приказала или чтобы партия дала определенный лозунг, или чтобы бросить известную часть лучших работников на это дело. Для этого нужно, чтобы само молодое поколение взялось за это дело. Коммунизм состоит в том, чтобы та молодежь, те юноши и девушки, которые состоят в Союзе молодежи, сказали бы: это наше дело, мы объединимся и пойдем в деревни, чтобы ликвидировать безграмотность, чтобы наше подрастающее поколение не имело безграмотных.

Мы стремимся к тому, чтобы самодеятельность подрастающей молодежи была посвящена на это дело. Вы знаете, что скоро превратить Россию из темной безграмотной страны в грамотную нельзя; но, если за это дело возьмется Союз молодежи, если вся молодежь будет работать на пользу всех, тогда этот союз, объединяющий 400 000 юношей и девушек, имеет право называться Коммунистическим союзом молодежи. Задача Союза состоит еще в том, чтобы, усваивая те или другие знания, помочь той молодежи, которая сама не может высвободиться из тьмы безграмотности. Быть членами Союза молодежи - значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состоит коммунистическое воспитание. Только в такой работе превращается молодой человек или девушка в настоящего коммуниста. Только в том случае, если они этой работой сумеют достигнуть практических успехов, они становятся коммунистами.

Для примера возьмите работу на подгородных огородах. Разве это не дело? Это одна из задач Коммунистического союза молодежи. Народ голодает, на фабриках и заводах голод. Для того чтобы спастись от голода, надо развить огороды, но земледелие ведется по-старому. И вот нужно, чтобы более сознательные элементы взялись за дело, и вы тогда увидите, что огороды увеличатся, площадь их расширится, результаты улучшатся. В этом деле Коммунистический союз молодежи должен принимать активное участие.

Каждый союз или каждая ячейка Союза должны считать это дело своим делом. Союз коммунистической молодежи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин. Союз должен быть таким, чтобы любой рабочий видел бы в нем людей, учение которых, возможно, ему непонятно, учению которых он сразу, может быть, и не поверит, но на живой работе которых, на их деятельности он видел бы, что это действительно те люди, которые показывают ему верный путь. Если Коммунистический союз молодежи во всех областях не сумеет построить так свою работу, это значит, что он сбивается на старый, буржуазный путь. Наше воспитание нужно соединить с борьбой трудящихся против эксплуататоров для того, чтобы помогать первым решать те задачи, которые из учения коммунизма вытекают. Члены Союза должны каждый свой свободный час употреблять на то, чтобы улучшить огород, или на какой-нибудь фабрике или заводе организовать учение молодежи и т. Мы хотим Россию из страны нищей и убогой превратить в страну богатую.

И нужно, чтобы Коммунистический союз молодежи свое образование, свое учение и свое воспитание соединил с трудом рабочих и крестьян, чтобы он не запирался в свои школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами. И надо, чтобы все увидели, что всякий, входящий в Союз молодежи, является грамотным, а вместе с тем умеет и трудиться. Когда все увидят, как мы прогнали из старой школы старую муштру, заменив ее сознательной дисциплиной, как всякий молодой человек идет участвовать в субботнике, как они используют каждое подгородное хозяйство, чтобы помогать населению, народ будет смотреть на труд не так, как на него смотрели прежде. Задача Коммунистического союза молодежи в том, чтобы организовать в деревне или в своем квартале помощь в таком деле - беру маленький пример, - как обеспечение чистоты или распределение пищи. Как это делалось в капиталистическом старом обществе? Каждый работал только для себя, и никто не смотрел, есть ли тут старые или больные, или все хозяйство падает на плечи женщины, которая поэтому находится в состоянии подавленном и порабощенном.

Кто против этого должен бороться? Союзы молодежи, которые должны сказать: мы это переделаем, мы организуем отряды молодых людей, которые будут помогать обеспечению чистоты или распределению пищи, систематически обходя дома, которые будут действовать организованно на пользу всего общества, правильно распределяя силы и показывая, что труд должен быть организованным трудом. Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество. И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества. В старом обществе труд велся отдельной семьей, и никто не соединял его, кроме помещиков и капиталистов, угнетавших массы народа.

Мы должны всякий труд, как бы он ни был грязен и труден, построить так, чтобы каждый рабочий и крестьянин смотрел на себя так: я - часть великой армии свободного труда и сумею сам построить свою жизнь без помещиков и капиталистов, сумею установить коммунистический порядок. Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде. Вот каким образом мы можем рассчитывать, что те задачи, которые теперь поставлены, будут разрешены. Нам следует рассчитывать, что нужно не меньше 10 лет для электрификации страны, чтобы наша обнищавшая земля могла быть обслужена по последним достижениям техники. И вот, поколение, которому теперь 15 лет и которое через 10-20 лет будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую. По мере того, как это будет происходить в каждой деревне, по мере того, как будет развиваться коммунистическое соревнование, по мере того, как молодежь будет доказывать, что она умеет объединить свой труд, - по мере этого успех коммунистического строительства будет обеспечен. Только смотря на каждый шаг свой с точки зрения успеха этого строительства, только спрашивая себя, все ли мы сделали, чтобы быть объединенными сознательными трудящимися, Коммунистический союз молодежи сделает то, что он полмиллиона своих членов объединит в одну армию труда и возбудит общее уважение к себе.

Мы были в недоумении. Неужели Ленину, который может ответить на все, требуется конспект? Но наше недоумение длилось лишь несколько мгновений. Мы поняли, сколько в этом простом факте уважения и любви к людям, сколько требовательности к себе! Величие гения сказывалось во всем.

Мы не отрываем глаз от Ильича. Все делегаты, сидящие и стоящие на сцене, остались на своих местах. Кое-кто хочет из зала перебраться на сцену. Нет уж, не выйдет! Однако для истинной любви препятствий действительно не существует.

Осторожно перешагивая через наши ноги, поминутно извиняясь, медленно пробирается к Ленину воронежский делегат, одетый в нелепую женскую кацавейку с «буфами» на плечах. Он ничего не видит, кроме Ильича. Он идет как зачарованный. Я разглядел его лицо во время речи Ленина и понял: вот сидит человек, который поглощен одной мыслью, одним чувством: перед ним Ленин. Даже ради одного этого стоило жить и бороться, голодать и мерзнуть.

Перед ним Ленин. В одном этом — великая награда за все пережитое. Пусть даже не все слова слышишь, несмотря на то что их надо слышать и хочешь слышать! Вина, конечно, велика, но ведь перед ним — Ленин! Дольше говори, Ленин.

Чем продолжительнее будет твоя речь, тем больше я найду в ней прекрасных мыслей, когда буду ее читать. Но сейчас я прошу тебя дольше говорить, дабы иметь возможность дольше глядеть на тебя. Ты сам — величайшая правда сущего и грядущего. Ты — Ленин. Воронежский делегат близко подошел к самому краю стола и остановился за плечами Ленина.

Кто-то дернул его за рукав, чтобы заставить отойти, но тот не отошел. Владимир Ильич почувствовал на себе его упорный взгляд и оглянулся. Через миг Ленин положил карандаш и всем корпусом повернулся к подошедшему, ожидая вопроса. И действительно, воронежец заговорил глухим, прерывающимся от волнения голосом: — Владимир Ильич!.. Неужели я?..

Увижу коммунистическое общество? Глаза Ленина засияли. Именно вы, дорогой товарищ! Воронежец по-детски всплеснул руками, мгновенно повернулся и ринулся вперед, забыв про сидящих на сцене людей. Звонкие крики делегатов, которым он наступал на ноги, сопровождали его бег.

Пока он не скрылся за пределами сцены, Владимир Ильич смотрел ему вслед серьезным и внимательным взглядом; затем ослепительно улыбнулся и снова взялся за карандаш. Вдруг Владимир Ильич забеспокоился, начал шарить по столу, что-то искать в кармане. Потом он опустился на колено, заглянул под стол, под стулья. Хорошая была записка. Хороший товарищ писал.

Ответить надо... Мы со всем рвением начали помогать ему в поисках. Когда записку наконец нашли, Ленин был очень доволен. Он сердечно поблагодарил нас, на секунду задумался и что-то записал в конспект. А мы, трепеща от восторга, смотрели на него, Ленина, смотрели на вождя народов, смотрели на человека, желавшего и умевшего ответить на каждую хорошую записку каждого хорошего товарища.

Владимир Ильич взглянул на свой конспект. Но я постараюсь на большинство ответить. Во многих записках меня спрашивают о военном и хозяйственном положении республики. К сожалению, я не могу делать вам сегодня второго доклада... Ильич улыбнулся и добавил: — Особенно с хриплым голосом.

Веселое оживление зала было ему ответом. И Ленин простыми и ясными словами осветил положение крестьянства и опыт его борьбы под руководством рабочего класса. Ленин говорил о помощи крестьянам и задаче воспитания их в духе коммунизма. В ряде записок Ленина спрашивали об отношении комсомола к интеллигенции. Владимир Ильич рассказал о месте интеллигенции в борьбе классов.

Он говорил, что костяк союзов молодежи должна составлять рабочая и крестьянская молодежь, но работать с интеллигентами надо обязательно. Съезд бурно аплодировал. Ленин повертел в руках записку, недоуменно пожал плечами и произнес: — Вопрос о названии считаю несущественным. Делегаты были изумлены. Ленин считает несущественным вопрос, вокруг которого шли бурные споры.

Владимир Ильич снова пожал плечами и решительно сказал: — Разницы не вижу. Один из нас гордо доложил Ленину, что съезд постановил назвать союз «Коммунистическим союзом молодежи». Мы ожидали проявления восторга со стороны Ильича. А он улыбнулся и бросил в ответ четыре слова: — Дело не в названии. Кто-то немедленно воскликнул: — Но мы оправдаем это название!

Владимир Ильич ответил, что Союз молодежи должен руководствоваться общими директивами Коммунистической партии, если Союз молодежи действительно хочет быть коммунистическим. Руководствуясь этими директивами, он должен решить задачу так, чтобы его деятельность была для всей подрастающей молодежи примером коммунистической работы. Но главное заключается в том, чтобы на практике Союз не замыкался в себе и чтобы сделать все 400 тысяч членов РКСМ практическими руководителями всей молодежи, практическим примером для всей молодежи. Бурная овация в честь Коммунистической партии заглушила его последние слова. Владимир Ильич отодвинул от себя кучки записок.

В руках у него осталась только одна записка, очевидно последняя. Засмеялся и Владимир Ильич и сказал, что он был бы рад нас утешить, но сам этого не знает.

Иогансон, Д. Тегин, В. Соколов, Н. Выступление Ленина на III съезде комсомола Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которое выработало человечество...

This image may not be in the public domain in these countries, which moreover do not implement the rule of the shorter term. Honduras has a general copyright term of 75 years, but it does implement the rule of the shorter term. This applies worldwide.

Задача молодёжи — учиться! 100 лет назад на III съезде комсомола выступил В.И. Ленин

«Владимир Ильич Ленин на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи» - - (1) - Съезд ждёт Ленина. Некоторые произведения соцреализма. Максим Горький, роман «Мать». картина «Выступление на 3 съезде комсомола». картина «Выступление на 3 съезде комсомола». Аркадий Пластов, картина «Фашист пролетел». Image gallery for: Картина Выступление В И Ленина на 7 Апрельской конференции РСДРП б 1917 г Бучкин П Д.

1973. СССР. Блок «Советская живопись. Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола»

В 1950 году группой художников была создана большая картина "Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола" о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. Эта картина явилась эталоном. На странице представлена картина Ленин на III съезде комсомола. Аукцион № 41 | "Русское и западноевропейское искусство XIX-XX веков". Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола. Блок «Советская живопись. Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола». 30 ₽. **, П. офсет с лакированием. Картина Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола 1.8x2.3 холст, масло.

2 октября 1920. В.И.Ленин на третьем съезде комсомола. Документальный репортаж.

Учиться надо потому, что настоящим «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Ленин подчёркивал, что только со знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только перерабатывая её, можно строить пролетарскую культуру. Овладение современными знаниями — долг каждого комсомольца. Важнейшей задачей всего дела воспитания и образования молодёжи В. Ленин считал воспитание коммунистической морали. Он утверждал, что коммунизм должен стать основой повседневной деятельности каждого человека, превратиться в убеждение, быть не только экономическим, политическим, но и нравственным идеалом.

Федор Богородский, создатель пронзительных портретов беспризорников времен Гражданской войны, также представил образ метростроевки 1935. Правда работница, изображенная Богородским, отличается от героинь Самохвалова. Это не монументальная античная богиня, но задумчивая, лукавая, чуть уставшая земная девушка. Интерес к индивидуальности характерен для работ Сергея Григорьева, лауреата двух Сталинских премий второй степени.

На рубеже 1940—1950-х он создал ряд картин, где по-новому представил образ комсомольца. Художник точно передает характер каждого персонажа. Рядом сидит пожилой коммунист, поддерживающий героиню. Молодые люди из комсомольской организации ободряюще смотрят на школьницу.

За эту картину автор получил Сталинскую премию, а уже в следующем году написал «Обсуждение двойки» 1950 , также удостоившуюся высокой награды. Здесь, однако, мастер изобразил конфликтную ситуацию: огорченному старшекласснику противостоит один из членов комитета комсомола. Симпатии большинства персонажей, а вместе с ними художника и публики, безусловно, на стороне незадачливого ученика. Тем самым автор обозначает нежелание следовать прямолинейной плакатности.

Его работа несмотря на перекличку с назидательной картиной «Опять двойка» Федора Решетникова является предчувствием оттепельной гуманизации. Нас ждут великие дела Образы комсомольцев появлялись на картинах, связанных со сложными, переломными для страны моментами. Одной из важнейших тем стала Великая Отечественная. В 1940-е произошел расцвет плаката: время требовало лаконичного, простого визуального языка «Комсомолец, будь героем Великой Отечественной войны!

Кроме того, многих живописцев вдохновил подвиг «Молодой гвардии». После войны по всей стране были установлены памятники героям Краснодона. Другой важной темой стало освоение целинных земель. Михаил Аникеев, побывавший в Казахстане в 1950—1960-е, писал картины в особой декоративной манере «Полдень.

На целине», 1954; «Целинный хлеб», 1954. Из-под его кисти вышла целая серия «Целина»: некоторые из произведений были опубликованы в одноименной книге Леонида Брежнева. Обращались художники и к плакату: «Поднимай целину! Другой плакат, «Партия сказала — надо, комсомол ответил — есть!

Так, Виктор Попков, один из представителей «сурового стиля», написал ряд произведений, посвященных возведению Братской ГЭС: например, «На работу» 1958 и «Строители Братска» 1960.

Интерес к рисованию проявился поздно, что и не удивительно — в роду Соколовых никто не имел ни малейшего отношения к искусству в целом и к живописи, в частности….. Васильки», 1993 год, холст, масло, 90 х 80 см, частное собрание Как рассказывал впоследствии сам художник, интерес к рисованию проявился у него в двенадцатилетнем возрасте и толчком к этому послужило посещение классом, в котором учился будущий художник, экспозиции Государственного Русского музея. Юноша был поражён увиденным.

Работы старых русских мастеров вызвали такое восхищение у впечатлительного юноши, что в дальнейшем он неоднократно возвращался в эти залы, ставшие для него источником вдохновения и школой прекрасного. В 1926 году бывшему «Русскому Музею Императора Александра III» была передана коллекция произведений из музея при Государственном институте художественной культуры, а в начале 1930-х годов музей расширил свои экспозиционные площади за счёт передачи освобождённого от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца. Со временем Василий Соколов стал практически постоянным посетителем музея, проводя здесь всё своё свободное время, с удивлением и восторгом знакомясь с лучшими работами отечественных мастеров и именно здесь он принял решение стать художником. В 1938 году после успешной сдачи вступительных экзаменов, Василий Соколов поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Детская мечта настойчивого юноши начала осуществляться. Его педагогами в довоенной Репинке стали Михаил Давидович Бернштейн 1875-1960 — замечательный русский и советский живописец, график и педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и Александр Дмитриевич Зайцев 1903-1982 — очень известный в те предвоенные годы российский советский живописец и педагог, будущий Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Учился Василий Соколов с большим желанием, хотя и не всё было гладко для него в учебном процессе. Сложная учебная программа для паренька, не имевшего начального художественного образования, не давалась легко, но упорство и усидчивость, а также огромное желание стать художником были верными помощниками.

Быстро пролетели предвоенные годы. Начало войны и первые бомбёжки Василий Соколов встретил в родном городе, где как и другие представители творческой молодёжи Репинки вместе со своими преподавателями принимал участие в рытье окопов и строительстве оборонительных рубежей вокруг Ленинграда. В 1946 году Василий Соколов успешно оканчивает Репинку по мастерской Бориса Владимировича Иогансона 1893-1973 с присвоением звания художника живописи. Дипломной работой Василия Соколова стала его картина «Вступление Красной Армии в освобождённый Новгород», удостоившаяся оценки «отлично» от выпускной комиссии и наивысшей похвалы от наставника выпускника..

В 1946—1949 годах Соколов продолжает своё обучение уже в аспирантуре института и в 1950 году за картину «Иосиф Сталин и Клим Ворошилов на Царицынском фронте в 1918 году» ему присваивается учёная степень кандидата искусствоведения.

Доклад о международном положении? Доклад о текущем моменте?

Ленин приложил ладонь к уху, чтобы лучше слышать. Председательствующий повторил свой вопрос. Но объявлять это — лишнее.

Да, да, лишнее-Ильич оглядел зал, снова слегка поднял руку — и на этот раз все смолкло. Председательствующий что-то пытался вымолвить, но ему так и не удалось ничего "объявить". В то самое мгновение, когда воцарилось молчание, Ленин заговорил — и заговорил так спокойно и деловито, как будто давным-давно беседует со съездом.

Делегаты благодушно переглянулись. Задачи Союза молодежи казались им хорошо известными: надо громить буржуев. Били Краснова, били Колчака, Юденича, Деникина, били польских панов.

Кого еще надо бить?.. Ленин расхаживал по крохотному свободному пространству сцены. Сначала он двигался очень осторожно, чтобы не задеть нас, сидящих плотным кольцом на полу.

Но вот своеобразная "трибуна" освоена, и оратор движется все быстрее, подчас оживленно жестикулируя. Иногда он как-то сразу останавливался, простирал правую руку вперед, подчеркивая какую-нибудь особо важную мысль. Порою он ходил очень медленно, заложив руки за спину, и тогда его речь казалась задушевной беседой.

Ленин произносил слово "учиться" как-то отдельно от остальной фразы, строго и твердо. Съезд был потрясен. Нельзя было не сделать резкого движения, услыхав такое необычное в ту пору слово!

Надо было перестроиться, усвоить новую тему и вдуматься в нее. Уж слишком неожиданной была эта новая тема! Надо учиться!

Но почему об этом заговорили именно сейчас? А фронты? А разруха?

Миллионы юношей и девушек стремились к знаниям. Неиссякаемым, прекрасным было желание учиться. Но ведь Ленин произнес это слово по-особому, он сделал на нем такое ударение, что оно приобретало новый смысл.

Неужели в этом главная задача Союза? Не только не смущаясь произведенным впечатлением, но явно радуясь ему, Ленин спокойно продолжал свою речь, слегка наклонившись вперед. Оно не дает еще ответа на главные и самые существенные вопросы — чему учиться и как учиться?

Я должен сказать, что первым, казалось бы, и самым естественным ответом является то, что Союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму. Большинство делегатов почувствовало облегчение. Учиться коммунизму — это понятнее, чем просто учиться.

Но почему "казалось бы"? Неужели тут надо что-то объяснять? И разве самый лучший способ учиться коммунизму не заключается в том, чтобы громить буржуев на фронте?

Вот почему и надо скорее перейти к описанию военного положения! Но речь Ленина не свернула в русло вопроса, обозначенного в повестке дня. Потому-то и было нам так трудно.

Ильичу предстояло преодолеть глубокую инерцию нашего сознания. Он это понимал и, несколько замедлив темп речи, интонацией голоса подчеркивал отдельные слова и фразы. Владимир Ильич развивал и доказывал свою мысль с неотразимой логической силой, развертывая цепь точных формул в простой и ясной последовательности.

Что нам нужно выделить из суммы общих знаний, чтобы приобрести знание коммунизма? Едкая усмешка сопровождала слова о коммунистических начетчиках и хвастунах, думающих, что изучение коммунизма заключается в усвоении только того, что изложено в коммунистических книжках и брошюрах. Особенно сильно Ильич подчеркнул то, что одно из самых больших бедствий, которые остались нам от старого, капиталистического общества, — это полный разрыв книги с практикой жизни.

Снова радостная реакция в зале. Каждый раз, когда произносились эти слова — "борьба и работа", съезду казалось, что все становится яснее, потому что требование борьбы и работы было для нас понятнее и привычнее, чем требование учиться. Интонация докладчика не оставляла сомнений.

Вот что главное. Вот оно то звено, за которое можно и нужно ухватиться, чтобы вытащить всю цепь! Очевидно, это было именно так.

Ленин заговорил о старой школе, разбирая вопрос о том, чему надо учиться, что брать и что отбросить. Неожиданная тема завоевала наше внимание. Ленин овладел нашей мыслью и повел ее, еще робкую, еще спотыкающуюся, той дорогой, которой он хотел ее повести.

Ильич присоединял к одному доказательству другое, неустанно повторяя разными сочетаниями слов основную идею. Ленинские слова были простыми и убедительными. Возвещаемая ими правда удесятеряла силу доказательств.

В ленинском голосе звучала всепобеждающая человеческая страсть, сила огромного опыта, неподдельная любовь к тому, чем он сам живет и чем живут другие, требовательность и строгость гения, отеческая простота и ласка человека, стремящегося доказать и убедить. Зал замер. На всех лицах отражалась упорная работа мысли.

Молча делегаты передавали друг другу записки, посылая их в президиум. В первые десять — пятнадцать минут после начала речи Ленин сам принимал записки и клал их или в карман, или на угол стола. Некоторые бумажки он даже разворачивал и читал, не прерывая речи.

Но так как он на них не отвечал и никто уже не хотел прерывать Ильича ни на секунду, записки стали передавать тем, кто сидел на сцене. А Ленин продолжал развивать свою мысль, подчеркивая голосом и жестом те фразы, в которых он говорил о необходимости критически разобраться в фактах, чтобы на место старой зубрежки поставить умение взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был у нас чем-то таким, что заучено, а был тем, что нами продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования. Съезду становилось все более и более понятным, что означает самая задача "учиться".

Я тщательно записывал речь, подобно многим делегатам, и особенно внимательно записывал те фразы, на которых Ленин ставил ударение. Следя за этим, я в своей записи первой части речи Ленина многократно подчеркивал в разных словосочетаниях следующие мысли: "Полное усвоение всего того, что дала прежняя наука".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий