7 февраля 1992 года был подписан маастрихтский договор о чём он

7 февраля 1992 года представители 12 государств Европы подписали Маастрихтский договор. Великобритания и Маастрихтский договор 1992 года. Маастрихтский договор, который был подписан 7 февраля 1992 года, являлся попыткой Европы трансформировать свою экономическую и политическую деятельность.

Союзы и дрязги. К годовщине создания ЕС

Маастрихтский договор, который был подписан 7 февраля 1992 года, являлся попыткой Европы трансформировать свою экономическую и политическую деятельность. 7 февраля 1992 г. в небольшом голландском городке Маастрихте состоялось торжественное подписание учредительного договора Европейского Союза. Согласованный таким образом договор был подписан министрами иностранных дел, экономики и финансов государств-членов ЕС 7 февраля 1992 г. в том же Маастрихте, войдя в историю как Маастрихтский договор. Маастрихтский договор, подписанный 7 февраля 1992 года, имеет огромное значение для Европейского союза. Этот договор является основой координации политических и экономических решений стран-членов и определяет основные принципы функционирования ЕС.

Подписание маастрихтских соглашений при канцлере

Документ также укрепил региональную власть и установил принцип субсидиарности, который определяет, что решения должны приниматься на местах, где это возможно. Также были усилены права Европейского парламента и Европейского суда. Кроме этого, договор ознаменовал новую стадию европейской интеграции в экономической сфере. Документ предусмотрел создание единой валюты евро и ликвидацию таможенных барьеров между странами. Изменения в области безопасности и правосудия Маастрихтский договор также ознаменовал важные изменения в области безопасности и правосудия. Так, была создана Общая политика безопасности и обороны ОПБО , в рамках которой национальные вооруженные силы стран членов ЕС могут работать вместе. Документ также предусмотрел создание Европейской полицейской службы EUROPOL , которая занимается борьбой с тяжкими преступлениями, такими как терроризм, наркотики и миграционные нарушения. Политические и экономические вызовы современности Однако, на современном этапе, Европейский союз сталкивается с рядом вызовов. Кроме брексита, ЕС также столкнулся с ростом националистических и антиевропейских движений, экономическими и финансовыми проблемами, а также международными конфликтами.

Маастрихтский договор и последующие договоры, такие как Амстердамский и Лиссабонский, являются основополагающими для Европейского союза и остаются важными документами для его дальнейшего развития и укрепления в сложном международном контексте. Вопрос-ответ Что такое Маастрихтский договор? Маастрихтский договор — это соглашение, подписанное в 1992 году странами-членами Европейского сообщества, с целью создания Европейского союза и установления подробных правил для его функционирования. Какова история создания Маастрихтского договора? Идея создания Европейского союза возникла ещё в 1950-х годах. В 1991 году была подписана Договор об Европейском союзе, также известный как Маастрихтский договор. К этому моменту была проведена большая работа по созданию единого рынка и гармонизации экономической политики в странах-членах ЕС.

Вот основные положения Маастрихтского договора: Создание Европейского союза ЕС как политического и экономического союза стран-членов. Установление единого рынка и свободного перемещения товаров, услуг, капитала и лиц в пределах ЕС. Введение гражданства ЕС, которое дает гражданам право свободно передвигаться, проживать и работать в любой стране-члене. Внедрение общей валюты — евро — на замену национальным валютам стран-членов. Это было сделано с целью усилить экономическую интеграцию и устранить колебания валютных курсов. Передача ряда полномочий на уровень ЕС, включая области некоторых внутренних и внешних политик стран-членов. Создание Общего суда ЕС, который стал высшим судебным органом ЕС и отвечает за решение спорных вопросов и толкование договоров. Маастрихтский договор перевернул политическую карту Европы, укрепив принципы сотрудничества и взаимозависимости между странами-членами ЕС. Благодаря этому договору взаимная торговля и экономическое развитие стран-участниц стали еще более активными, что повысило благосостояние граждан Европы в целом. Влияние Маастрихтского договора на экономику и политику Европы: Маастрихтский договор, вступивший в силу в 1993 году, имел огромное влияние на экономику и политику Европы. Этот договор ознаменовал создание Европейского союза и введение Европейского союза как новой институциональной сущности. Он стал важным этапом в интеграции стран Европы и укреплении их сотрудничества в ряде сфер. Одним из ключевых аспектов Маастрихтского договора было создание единой валюты — евро. Введение единой валюты способствовало облегчению торговли и инвестиций между странами-членами Европейского союза. Евро стал одной из самых крупных и устойчивых валют в мире и принес значительное экономическое благосостояние странам, использующим его. Маастрихтский договор также укрепил политическое сотрудничество между странами Европы. Он создал Европейский парламент, который стал более активным и влиятельным в принятии решений на уровне Европейского союза. Парламент стал наряду с Комиссией Европейского союза и Судом Европейского союза одним из трех ключевых институтов Европейского союза. Маастрихтский договор также придал новую силу политике безопасности и обороны Европейского союза. Договор увеличил объем и интенсивность взаимодействия стран-членов и расширил возможности сотрудничества в области обороны. Это особенно важно с учетом изменяющейся международной обстановки и растущих угроз безопасности. Маастрихтский договор, также известный как Договор о Европейском союзе, сыграл ключевую роль в формировании современной Европы. Он изменил экономический и политический ландшафт континента и помог укрепить сотрудничество и взаимодействие между странами Европейского союза. Без Маастрихтского договора Европейский союз не смог бы достичь своих современных достижений и процветания. Критика и проблемы, возникшие в результате реализации Маастрихтского договора Маастрихтский договор, заключенный в 1992 году, оказал огромное влияние на Европейский союз и стал важным шагом в интеграции его участников. Однако, в процессе реализации Маастрихтского договора возникли и ряд проблем, которые подверглись критике со стороны различных групп и экспертов.

Однако уже в процессе ратификации новых документов Европейского Союза выявились серьезные межгосударственные разногласия, которые наносили ущерб идеалам единой финансово-экономической политики и др. Однако «проблемные» страны еврозоны уже давно преодолели данную планку. И долги должников продолжают расти. Рассматривая данную ситуацию, стоит согласиться с бывшим федеральным канцлером Германии Герхардом Шредером, заметившим уже после своей отставки, что «в европейской политике до сих пор ничего не решено окончательно и бесповоротно». Но среди самых главных органов Евросоюза есть один институт, который продолжает работать наиболее эффективно, чем все остальные — Европейский Центробанк. Маастрихтский договор возлагал ответственность за проведение единой денежно-кредитной политики в ЕС на Европейскую систему центральных банков, в которую вошли ЕЦБ и национальные Центробанки. Последний же настаивал на том, что политическая и тем более экономическая интеграция немыслимы без единых норм и правил функционирования именно банковско-финансовых структур под эгидой единого Бюджетного пакта и соответствующего надзорного механизма. Это противоречие в настоящее время не только не урегулировано, но во многом порождает новые конфликтные узлы и баррикады на карте формально единой Европы». Эксперт в области международных отношений, профессор Йоханнес Варвик еще в 2006 году предупреждал, что «Европейский союз не исчерпал себя, но старые идеалы утратили свою действенность». В качестве одного из наиболее вероятных сценариев развития ЕС он обозначил — эрозию данной организации, которая «рухнет под бременем расширения, множащихся различий в интересах его государств-членов или начнет медленно эродировать». А «если происходит эрозия на уровне Европы и не существует подходящей замены, то национальные государства начнут делать ставку на действия в одиночку и рано или поздно вступят в чреватую конфликтом конкуренцию друг с другом», — подчеркивал Йоханнес Варвик. Примером такой закономерности являются взаимоотношения Севера и Юга Европы или межгосударственные противоречия треугольника Венгрия — Румыния — Словакия. Страны-члены ЕС, несмотря на сформированное единое оборонное пространство, все более активно занимаются сравнением «собственных статусов в силовой политике». В интервью Луиса Джеймса с Дугласом Кейси, последний говорит, что шансы на преобразование ЕС в великую единую державу весьма незначительны, а вот шансы на его распад — намного выше. Далее этот американский экономист производит сравнение с крахом Советского Союза, распадом Чехословакии и Югославии, называя их «искусственными европейскими союзами», что скорее всего не совсем справедливо. Так же, Д. Кейси считает, что «что попытка объединить все эти различные национальности, языки, религии, культуры и тому подобное в одно гигантское суверенное государство нелогична, контрпродуктивна, опасна и бессмысленна». Из этого можно сделать вывод, что, например, Д. Кейси считает заключение Договора о Европейском Союзе — бессмысленной попыткой связать никак несвязанные суверенные государства. Из этого можно сделать вывод, что многие эксперты и исследователи в области евроинтеграции на сегодняшний день опасаются краха и окончательного распада Европейского Союза, показывая этим несовершенство данной системы, а значит несовершенство договоров, которые привели к ее образованию. Конечно, прогнозы сегодня говорят во многом об отрицательной стороне, но не стоит забывать о том, что дали Маастрихтские соглашения объединенной Европе. Автор концепции и базовых принципов Евросоюза — Жак Делор, спустя двадцать лет истории ЕС после Маастрихта: признался, что восхищен тем прогрессом, которого смогла добиться организация за 20 лет, однако отмечал, что проблемы Евросоюза вовсе не в кризисе, а в конкретных людях, которые стоят сегодня у власти. По словам Делора, то, что они создавали как основу интеграции и взаимопомощи европейских народов, сегодня многими используется как прикрытие. Делор отмечает, что больше всего в современной Европе его беспокоит не столько критика союза, сколько отклонение от изначальной концепции. По его словам, главной целью объединения была модернизация всей Европы путем взаимной поддержки и внутреннего порядка. Он подчеркнул, что основатели Евросоюза не планировали его как надзорный орган, а как раз совсем наоборот — контроль должны осуществлять местные власти. Это все еще возможно. Нужно просто инвестировать 200 млрд. Сегодня эта организация насчитывает 28 стран участниц, имеет единую валюту и общее таможенное пространство. Кроме единого парламента, Евросоюз обзавелся собственной партийной системой, судами, представительствами в мире и даже президентом. Сейчас обсуждается проект создания единой европейской прокуратуры. И сегодня уже сложно говорить о мировом сообществе без существования в нем единой Европы. И цель была достигнута. Евросоюз был объединен не только новыми экономическими, но, а также валютными и политическими обязательствами, что позволило ему перейти на новую ступень своего развития. Маастрихтский договор предусматривал такое развитие ЕС, которые в будущем обеспечило бы ему роль эффективного и уверенного дипломатического актора. С точки зрения структуры объединения Договором был создан Европейский Союз, основанный на трех опорах, которые были объединены единой институциональной структурой. Однако данная система не была совершенна. Конституция ЕС так и не была признана странами-участницами, которые опасались потери своего суверенитета и статуса в мировом сообществе. На сегодняшний день можно встретить много критики в адрес Европейского Союза, можно бесконечно говорить о его несовершенстве и постоянных неудачах во многих сферах. Жак Делор в своем интервью, в связи с 20-летием Европейского Союза отметил: «Я вижу большую Европу, открытую, базирующуюся на основе единого рынка, на четырех свободах передвижения людей, услуг, товаров и капитала , а также обладающую глобальным видением речь идет об оказании помощи, о политике соседства, обо всем делается для жертв различных трагедий , и я рассматриваю эту большую Европу в качестве модели, которая могла бы вдохновить на то, чтобы подумать и о реформе ООН». И спустя 20 лет нельзя не говорить об исключительной роли Маастрихтского договора, который дал жизнь новой единой Европе, ведь значение этого Договора до сих пор не утратило свою силу, а многие цели, которые были поставлены, еще только следует претворить в жизнь. Филиппов М. Киселёв Н.

Это Маастрихт, Шенген, Брюссель и Страсбург. Мы также расскажем о единой европейской валюте, о валютах стран, не вошедших в зону евро, и о тех национальных валютах, которые ушли в историю в связи с созданием Единой Европы. Кто и что изображено на европейских купюрах и банкнотах разных стран? Почему именно так выглядят «орлы» и «решки» на европейских монетах? Читайте об этом на нашем портале под рубрикой «Деньги». Навигация по записям.

Маастрихтский договор: история создания и основные положения

  • История и основные положения Маастрихтского договора: как он изменил Европу
  • Маастрихтский договор: история создания, основные положения и влияние на Европу
  • Родоначальники и идея европейской интеграции
  • Маастрихтский договор цели, подписанты и влияние на экономику
  • Маастрихтский договор: суть, история подписания и влияние на Европейский союз

Маастрихтский договор: основные положения, история заключения и последствия для ЕС

И только в 1992 году в Маастрихте был подписан судьбоносный договор, в соответствии с которым объединялись не только экономические функции государств, но также функции внешней политики и безопасности, внутренних дел и правосудия. Прямым следствием договора стало введение Единой европейской валюты — евро, о чем еще за несколько лет до Маастрихта всерьез мало кто говорил. Маастрихтские соглашения известны меньше, чем Шенгенские, заключенные еще раньше, в 1985 году. Объясняется это тем, что на практике информация о пересечении границ полезнее знаний об общих принципах объединения Европы. Однако именно «Договор о Европейском союзе» сделал возможным то, что сегодняшняя Европа столь разительно отличается от Европы начала 90-х. Празднование этого юбилея омрачено брекситом.

После одобрения доклада Европейским советом в июне приоритетной задачей сообщества было провозглашено создание экономического и валютного союза. Ввиду очевидных достижений интеграционного сближения западноевропейские страны пришли к необходимости подготовки нового основополагающего интеграционного договора между ними, который бы заменил собой Римские и Парижский договоры 50-х годов. Ставилась задача трансформации Европейского сообщества в интеграционную группировку более высокого уровня — Европейский Союз. Предстояло ужесточить процедуры принятия решений за счет увеличения спектра применения метода квалифицированного большинства и расширить компетенцию наднациональных органов. Территории стран Европейского сообщества следовало превратить в единое и однородное экономическое и финансовое пространство. Но главное — экономический и валютный союз между европейскими странами предполагалось дополнить их политическим союзом, который бы позволял проводить общую внешнюю политику и политику в области обеспечения безопасности. Проект нового договора был составлен и летом 1991 г. Маастрихте Голландия началась его доработка, занявшая более шести месяцев. Договор о Европейском Союзе был подписан. Он утвердил «храмовую конструкцию» ЕС. Ее «опорными колоннами» были три комплекса договоренностей о сотрудничестве в сферах 1 экономики, 2 внешней политики и безопасности, 3 юстиции и внутренних дел. Руководяще-координирующая роль в союзе отводилась единой системе органов: Совету министров ЕС, европейской Комиссии, европейскому суду юстиции и европейскому парламенту. Над ними возвышался Европейский совет. Фактически оставаясь верховным органом интеграционного процесса, он формально не числился в ряду рабочих органов Евросоюза так же, как не считался рабочим органом прежнего Европейского сообщества.

Но в Конституционный суд была предъявлена жалоба на то, что якобы Договор неправомерно переносит полномочия бундестага на Европейский Союз. Конституционным судом Германии было принято решение, в котором указывалось, что положения Договора не нарушают Основной Закон и вместе с тем в ряде случаев Основной закон накладывает некоторые ограничения относительно участия Германии в Договоре. В Великобритании необходимый закон был принят только после снятия серьезной внутрипарламентской коллизии, что на практике могло привести к отставке правительства. Фракция консервативной партии в парламенте настроенная против Союза показала, что может добиться большего, чем большинство этой партии. Ее позиция была использована лейбористами, которые могли поставить Правительство в трудное положение, не компрометируя официальной поддержки ими самими Договора. В конце концов Договор был одобрен в палате общин только после того, как премьер-министр заявил, что обеспечит общие перевыборы, если предложение правительства не пройдет при голосовании. Такая угроза оказалась эффективной. Договор был отвергнут на референдуме в Дании. Только при повторном референдуме, проведенном после встречи Сообщества на высшем уровне в Эдинбурге 12 декабря 1992 г. Дании были сделаны некоторые уступки, закрепленные в "Протоколе о некоторых положениях, относящихся к Дании". Протокол предусмотрел изъятие в отношении данной страны двух важных положений Маастрихтского договора: 1 Дания получила возможность отказаться от участия в третьем этапе экономического и валютного союза; 2 она сохранила статус наблюдателя при проведении совместной оборонительной политики. Таким образом, 12 государств подписали Договор положивший начало Европейскому Союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Он завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Суть Маастрихтского договора сводилась к достижению пяти основных целей: - от построенного, в основном, единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу; - придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики; - преобразовать Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество, расширив круг его компетенции за счет новых сфер деятельности; - дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов Сообщества «первая опора» постоянным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности «вторая опора» и в области юстиции и внутренних дел «третья опора» ; - объединить все три опоры в рамках единой системы Европейского Союза. Маастрихтский договор -- продукт компромисса различных интересов и взглядов на интеграционный процесс и перспективы его дальнейшего развития. В свете этого неудивительно, что он представляет собой сложнейшую юридическую конструкцию, которая подверглась справедливой критике как нечто непостижимое для рядового гражданина. Даже среди специалистов и самих творцов Договора нет единства в понимании его сущности и конкретных положений. Внутренняя противоречивость Договора была одной из главных причин тех трудностей, с которыми была сопряжена его ратификация. В июне 1992 г он был неожиданно отклонен в ходе референдума в Дании. Потребовалось время и принятие специального протокола «О некоторых положениях, относящихся к Дании» для того чтобы добиться одобрения Договора в ходе повторного референдума. С большим трудом удалось провести его ратификацию во Франции и ряде других государств-членов ЕС. Эти глубокие внутренние противоречия не случайны, поскольку при выработке Маастрихтского договора столкнулись два качественно различных и, во многом, противоположных принципа -- принцип наднационального интеграционного строительства и принцип межправительственного сотрудничества суверенных государств. В ходе межправительственной конференции, предшествовавшей маастрихтскому саммиту, и на самой встрече глав государств и правительств эти два принципа не удалось гармонизировать. Поэтому Маастрихтский договор не сплотил приверженцев того и другого подходов -- напротив, он лишь подлил масла в огонь продолжающейся не одно десятилетие острой идейной борьбы. Ключевым разделом Маастрихтского договора являются положения о создании экономического и валютного союза. Конкретно, договор: 1 заложил прочную правовую основу экономического и валютного союза и единой валюты; 2 определил институциональную структуру экономического и валютного союза; 3 установил точный график перехода к экономическому и валютному союзу; 4 утвердил четыре критерия конвергенции макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран-членов ЕС в экономический и валютный союз; 5 определил приоритеты единой кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза; 6 предусмотрел систему временных исключений для тех стран, которые присоединятся к зоне единой валюты позднее. Значение этих положений можно в должной мере оценить лишь в свете неоднозначного опыта валютной интеграции и провалившейся попытки создания экономического и валютного союза 1969 - 71 гг. Противодействующие факторы, которые неизменно оказывались сильнее интеграционных проектов, с драматической силой проявились и на этот раз. Идея создания экономического и валютного союза и введения общей валюты на этот раз была связана с именем выдающегося французского политического деятеля Жака Делора. По его инициативе и под его непосредственным руководством была разработана конкретная программа действий, получившая название «плана Делора». Этот план был основан на успешной реализации проекта создания единого внутреннего рынка, известной гармонизации экономической политики и успехов в области валютной интеграции. В течение десяти лет, предшествовавших Маастрихтскому договору, на валютных рынках Западной Европы господствовала стабильность, обеспеченная нормальным функционированием Европейской валютной системы ЕВС.

Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза, согласно Договору, обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС. Новшеством по Договору явилось введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Если Маастрихтский договор 1992 г. Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере Финляндия 15-16 октября 1999 г. Её базой должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений государственной власти. Наиболее важной отличительной чертой Хартии является её универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные гражданские и политические, так и права социально-экономические и культурные.

25 лет назад в Маастрихте был подписан «Договор о Европейском союзе»

Основная ее цель - урегулирование абсолютно всех политических и экономических спорных вопросов. Как результат, 7 февраля 1992 года в нидерландском городе Маастрихте было подписано соглашение, вошедшее в историю как Маастрихтский договор. Эту дату принято считать днём рождения Европейского Союза. Суть договора и требования к странам-участницам Кроме разделов, которые предусматривали экономическое сотрудничество между подписавшими его странами, в документ вошли также положения относительно правосудия и внешней политики. Страны, руководители которых в 1992 году подписали Маастрихтский договор, одобрили и согласовали основные критерии, которым должны соответствовать государства, желающие к ним присоединиться.

В данном случае речь идёт о темпах инфляции, которые не должны превышать отметку в 1,5 процента по сравнению со странами ЕС, где рост цен самый маленький. Помимо всего прочего, на протяжении последних двух лет перед вступлением валюта потенциального члена Союза не должна поддаваться девальвации, а курс ее обмена — не выходить за рамки колебаний, что устанавливаются единой валютной системой.

Основные положения и значение. Дата подписания: 2 октября 1997 г. Было провозглашено превращение Европейского Союза в «пространство свободы, безопасности и справедливости». Развитие интеграции вглубь: во внешней политике введен пост Верховного представителя ЕС по общей иностранной политике и политики безопасности в течение 10 лет им был Хавьер Солана, с 2009 г.

Принцип единогласия был помехой, поэтому Амстердамский договор предусматривал в течение 5 лет после вступления в силу перейти от единогласия к работе на основе принципа квалифицированного большинства. Введение в договор Шенгенского законодательства отмена контроля на внутренних границах и охрана внешних границ 6.

Накапливавшиеся дисбалансы лишь усугубили общую ситуацию с наступлением в 2008 г.

Ни маастрихтский документ, ни усовершенствованные его варианты в Амстердаме и Ницце не снабдили машину ЕС антикризисным механизмом, который был бы способен предотвращать финансовый крах государства. Европейские лидеры осознали это в 2010 г. Одними из важнейших проблем остаются невозможность в нынешних условиях продвижения в сферах гармонизации налоговой политики и общих социальных гарантий.

Для их решения Маастрихтский договор не предоставляет необходимых компетенций. Если общая сельскохозяйственная политика, общая торговая политика, общая политика в области окружающей среды не без трудностей, но все-таки реализуются, то этого нельзя сказать в отношении внешней политики и политики общей безопасности ЕС, которая остается межправительственной и в последнее время имеет тенденцию к возращению к национальному формату. Не будет преувеличением сказать, что при оценке итогов Маастрихского договора спустя 25 лет после его подписания в самом ЕС явно преобладает критический угол зрения.

Слишком серьезны и даже опасны вызовы, перед которыми оказался сегодня Евросоюз: неспособность справиться с миграционным кризисом вкупе с провалом политики мультикультурализма и, как следствие, резко возросшая активность ультраправых, экономические потрясения в ряде стран ЕС, наконец, брекзит и победа Трампа. Последнее обстоятельство, похоже, вселяет все больше тревоги в европейцев. Трамп не верит в будущее Евросоюза, не скрывает этого и намерен делать акцент на отношениях с отдельными европейскими странами.

Данная курсовая работа написана в трех частях, в которых будут рассматриваться: Предпосылки написания Маастрихтского договора рассмотрение политического и экономического состояния Европы в данный период ; Содержание Маастрихтского договора рассмотрение и анализ основных статей договора, выявление и описание главных основ данного договора, которые были введены им ; Роль и значение Маастрихтского договора в европейской интеграции после подписания данного договора прошло уже больше 20 лет, что дает возможность уже выявить эффективность данного договора, проанализировать его значение в европейской интеграции и выявить его роль в истории Европы. Падение «железного занавеса», разделявшего Восточную и Западную Европу вызвало гигантскую волну оптимизма, захватившую всех европейских политиков. Западноевропейские страны наконец-таки смогли снова сосредоточиться на внутренних проблемах, выйдя из режима «мобилизационной готовности» на случай войны с СССР. Дальнейшее падение коммунистических режимов на востоке Европы открыло путь к распространению влияния западноевропейских стран на восточноевропейские государства. Освоение «восточноевропейского ресурса» должно было укрепить конкурентоспособность Европейского сообщества, но успех «политики освоения» зависел от согласованности усилий Европейского сообщества. Из этого можно сделать вывод, что важную роль в развитии Маастрихтского процесса принадлежит кардинальным геополитическим изменениям, которые произошли на рубеже XX-XXI столетий.

Перед странами-членами союза встала задача сохранения политической стабильности на континенте и разработки новых подходов в отношении как государств Восточной Европы, так и бывших советских республик. В результате возникла потребность в согласованной стратегии перед лицом новых вызовов, возникших на востоке континента. Несмотря на позитивные моменты, происходившие в международной обстановке, продолжали существовать и межгосударственные споры, и источники военной опасности. Болезненный переход бывших социалистических стран к демократии и рыночной экономике сопровождался во многих из них снижением жизненного уровня, экономическими и политическими кризисами, ростом социальной напряжённости и т. Народы, не имевшие раньше своей государственности, стремились к суверенитету в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Это было чревато взрывами национализма и новыми гражданскими войнами.

Такая обстановка вызывала тревогу у многонациональных государств Западной Европы, которые не без оснований опасались, что пример бывших советских и югославских республик, может оказаться заразительными и привести к осложнению внутриполитической ситуации в самих странах западной Европы. Урегулирование Европейского кризиса вечной 1991 года Европейским Сообществом показало, что во внешней политике ЕС отсутствует действенный механизм ее формирования и осуществления. Политика ЕС по Югославии отражала скорее позицию Германии, проявившей наибольшую активность в этом вопросе, нежели согласованные взгляды всех стран Сообщества. Это стало острой проблемой для стран Западной Европы, так как у них отсутствовала скоординированная иммиграционная политика, которая могла бы смягчить политическую и социальную напряженность, которая уже наблюдалась в Германии, Италии и других западноевропейских странах. Европейское Сообщество осознавало, что им пора переходить на более высокий уровень интеграции, но это требовало отказа от части национального суверенитета, и многие в Европе опасались, что в результате создания Европейского Союза входящие в него страны лишаться национального своеобразия. Так же Европейское Сообщество осознавало, что институты безопасности, созданные в биполярную эпоху, с течением времени потеряли свою эффективность в противостоянии угрозам, возникнувшим в конце 90-х годов.

Страны-участники Сообщества все же предпринимали попытки играть более самостоятельную в формировании курса Запада в области безопасности, традиционно делегировав свои полномочия в НАТО. Таким образом, для стран ЕС возникла настоятельная необходимость распространить интеграцию, вступившую в новую фазу с принятием в 1986 году Единого европейского акта, на сферу внешней политики и безопасности. Страны Западной Европы было очень заинтересованы во включении Восточной Европы и бывшего СССР на культурно-исторической общности обеих частей континента. Однако, чтобы этот процесс стал реальностью, в восточной части со всей остротой встал вопрос обеспечения демократических образований на Востоке, которые должны были, по мнению многих на Западе, превратить демократию в общее политическое будущее Европы конца XX века, открыв путь к созданию «Большой Европы». Особое влияние на развития Маастрихтского процесса оказал так же германский фактор. Немецкое объединение вызывало опасения партнёров по ЕС, которые могли происходить по двум сценариям.

В соответствии с первым - сосредоточенная на своих внутренних проблемах и опирающаяся на возросший экономический потенциал, заангажированная на Востоке Германия будет постепенно утрачивать интерес к интеграции, все меньше считаться с желаниями и целями своих партнеров, и в итоге пойдет своим путем. Согласно второму - проводя активную интеграционную политику, ФРГ постарается использовать институты и механизмы ЕС для обеспечения себе гегемонистских позиций в будущей интегрированной Европе сценарий «германской Европы». Однако по существу, в основе всего лежало застарелое соперничество, смысл которого: будет ли Германия господствовать в Европе или ее соседям удастся сдерживать ее мощь. Для объединенной Германии западноевропейская интеграция представляла собой единственно возможную форму восстановления своей экономической мощи и обретения достойного международного статуса, а в более отдаленной перспективе и к достижению национального единства. Руководство Германии понимало, что Маастрихт поможет определить скорее общее направление интеграционной политики. Это могло бы привести к катастрофе национального масштаба: Германия оказалась бы изолированной, а процессу европейского объединения был бы принесен непоправимый ущерб.

Объединение Германии, как явление, послужило одним из главных импульсов для разворачивания Маастрихтского процесса. Все послевоенные американские администрации поддерживали процесс интеграции в Западной Европе. Руководители Соединенных Штатов Америки видели в интеграции Европы реализацию своих экономических интересов. Так же объединение Европы обеспечивало национальную безопасность США, как противовес угрозам с востока континента. Мощная Европа, по мнению США, должна была стать надежным союзником для реализации общих целей в развивающихся странах. Однако, в случае удачной интеграции Европы, Вашингтон мог бы получить еще и мощного экономического конкурента.

США исходили из того, что единая Европа отвечает их долгосрочным интересам, а Европа протекционистская этим интересам противоречила. Обеспокоенность США усилилась в связи с Маастрихтскими договорённостями; ее вызывала перспектива усиления протекционистских настроений в ЕС под влиянием наметившегося спада в мировой экономике. Но ни страны ЕС, ни Вашингтон не ставили под сомнение тот факт, что именно благодаря координации действий считалось возможным обеспечение общих интересов Запада в Европе и за ее пределами. Союз с США - это наиболее надёжная гарантия мира и стабильности. Проблема же заключалась скорее в том, что отношения между Западом и Европой подвергались существенными изменениями, затрагивающими их главную структуру - Североатлантический союз. В соответствии с ситуацией, стратегия НАТО не могла уже отвечать новым реалиям и должна была подвергнуться изменениям.

Приспособление американо-западноевропейских отношений к реалиям все более объединяющейся в политическом плане Западной Европы шли постепенно. В США обращали больше внимания не на декларации стран ЕС, а на их способность с общих позиций решать собственные спорные проблемы.

25 лет назад в Маастрихте был подписан «Договор о Европейском союзе»

Маастрихтский договор был подписан 7 февраля 1992 года и вступил в силу 1 ноября 1993 года. Главная цель заключения договора заключалась в создании Европейского союза, который объединил бы экономические, политические и юридические силы государств-участников. принцип надгосударственности. Маастрихтский договор, официально подписанный французским правительством 7 февраля 1992 г., вызвал бурную реакцию в стране. МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР — (Maastricht, Treaty of) Маастрихтское соглашение, (подписанное 7 февраля 1992 г.) стало важным дополнением Римского договора (Treaty of Rome) и связанных с ним договоров европейских сообществ. Эта статья — о первоначальной версии договора. О текущей версии после 2009 года см. Договор о Европейском союзе. Административное здание, в котором был подписан Маастрихтский договор. О договоре 1843 г. между Бельгией и Нидерландами см. Маастрихтский договор (1843 г.).

Маастрихский договор

Решение этого вопроса имело длительную предысторию. Первые попытки создания европейской региональной военно-политической системы не увенчались успехом «план Плевена». Но согласно Парижским соглашениям 1954 г. ЗЕС стал сугубо политической организацией, не предназначенной для развертывания объединенных вооруженных сил. К тому же в условиях «холодной войны» его деятельность оказалась под полным контролем НАТО.

Лишь в 1984 г. На Гаагском саммите в октябре 1987 г. Совет ЗЕС принял «Платформу об интересах европейской безопасности», раскрывающую основные принципы европейской системы безопасности. Продекларировав в Маастрихтском договоре свое стремление к «прогрессивному формированию общей оборонной политики, которая со временем может привести к общей обороне», страны Евросоюза оказались заинтересованы в дальнейшей реанимации ЗЕС.

Именно ЗЕС начал рассматриваться как институт, способный соединить функции межгосударственного военно-политического сотрудничества и оперативного управления. Несвязанный системой учредительных договоров Европейских Сообществ, ЗЕС не умалял национальный суверенитет в вопросах обороны и безопасности, но мог обеспечить достаточно тесную интеграцию в этой сфере. Одновременно Совет ЗЕС принял «Декларацию к Маастрихтскому договору», где идентифицировал свою организацию в качестве «оборонительного компонента Европейского Союза». Препятствием стало несовпадение круга стран-участниц обеих организаций, а также отсутствие у ЗЕС военной инфраструктуры.

Для решения этих проблем Петерсбергская декларация ЗЕС от 19 июня 1992 г. Но новым полноправным участником ЗЕС стала только Греция 1995. Для остальных стран Евросоюза и претендентов на вхождение в него Киршбергская декларация ЗЕС 9 мая 1994 г. Ассоциированными членами ЗЕС еще с 1992 г.

Статус наблюдателей в 1992 г. Предмет СПВД включил сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью, в том числе деятельность по предотвращению, расследованию, привлечению к ответственности и исполнению наказаний за уголовные преступления. В качестве приоритетной задачи была указана борьба с терроризмом, торговлей людьми, преступлениями против детей, коррупцией, мошенничеством, торговлей наркотиками и оружием. При отсутствии собственной организационной структуры система СПВД была поставлена в зависимость от сотрудничества национальных полиций и органов уголовной юстиции.

Полицейское сотрудничество подразумевало «оперативное сотрудничество» полицейских, таможенных органов и других «специальных карательных служб» стран-участниц, их совместную информационную деятельность «сбор, хранение, обработка, анализ и обмен служебной информацией» , совместные инициативы в сфере обучения и обмена офицерами, использования оборудования и криминалистических исследований. Сотрудничество в сфере уголовной юстиции охватило сферы расследования уголовных дел и исполнения наказаний, выдачи экстрадиции преступников, гармонизации норм процессуального права, а также «предотвращение конфликтов в сфере компетенции между государствами-членами». Таким образом, Маастрихтский договор предельно сократил собственную компетенцию Евросоюза в сфере СПВД, но закрепил широкие перспективы межгосударственного сотрудничества в ней. Как и в случае с ОВПБ препятствием являлось отсутствие необходимой организационной основы для развертывания такого сотрудничества.

Первым шагом на пути решения этой проблемы стало создание в 1994 г. Европейского отдела по борьбе с наркотиками. В июне 1995 г. Европейский совет на саммите в Каннах одобрил Конвенцию о Европейском полицейском ведомстве Европоле.

Но в силу она вступила лишь в 1998 г. На Европол были возложены задачи по координации оперативно-розыскных действий полицейских служб, организации служебного информационного обмена, подготовке докладов стратегического характера, содержащих данные о преступлениях общеевропейского масштаба, проведению экспертизы и оказанию технической помощи для расследований и оперативных действий в масштабе всего Евросоюза. В своих действиях Европол был подотчетен Совету Европейского Союза на уровне министров внутренних дел. Создание аналогичной специализированной организации по сотрудничеству в сфере уголовной юстиции Евроюста затянулось еще больше и завершилось лишь к 2002 г.

Задачей Евроюста стала координация деятельности судебных, прокурорских и полицейских органов в тех сферах, которые входят в компетенцию Европола. Создание столь сложной организационно-правовой системы, увязывающей деятельность институтов Сообществ с неоднородной компетенцией «трех опор» и созданием многочисленных специализированных органов вызывало критику и «еврооптимистов», и «евроскептиков». Но выбор подобной «архитектуры» Евросоюза был попыткой сохранить баланс между принципами федерализации и национального суверенитета, «коммунитарным методом» интеграции и вовлечением в интеграционное сотрудничество всех новых сфер общественных отношений. Кроме того, авторы Маастрихтского договора попытались блокировать нарастание центробежных тенденций вводом целого ряда централизующих «принципов устройства» Евросоюза.

К ним были отнесены «принцип единого членства» означающего, что все страны-участницы являются членами Евросоюза в целом, всех трех его «опор», а страны-кандидаты вступают непосредственно в Европейский Союз , «принцип единого бюджета» то есть финансирование Евросоюза за счет единой системы финансовых ресурсов и на основе единого финансового документа, именуемого «Общий бюджет Европейского Союза» , «принцип единства целей» признание обших целей для нсех «трех опор» Евросоюза , а также консолидацию всех учредительных документов Евросоюза и ввод единого порядка их пересмотра.

Начало процессу европейской интеграции положило создание 5 мая 1949 года первой региональной организации — Совета Европы. Затем, 12 января 1957 года в Совете Европы была создана Постоянная Конференция местных и региональных властей Европы с 17 января 1994 года — Конгресс местных и региональных властей Европы , призванная объединить представителей региональных и местных органов власти. Данная цель получила свое оформление и закрепление в таких актах Совета Европы, как Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 , Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти 1980 , Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств 1992. Договор 1957 года учредил Европейское экономическое сообщество ЕЭС. К концу 80-х годов ХХ века дискуссии о новом этапе интеграции приобрели чрезвычайно острый характер.

В декабре 1989 года во время встречи на высшем уровне в Страсбурге было решено созвать межправительственную конференцию для урегулирования всех спорных вопросов как в экономической, так и политической плоскости. Коля и французского президента Ф. Миттерана о необходимости перехода на новый уровень интеграционных связей вплоть до образования Европейского союза. Первоначально франко-германский альянс основывался на вполне прагматичных расчетах обеих сторон. Франция, как и многие другие европейские страны, опасалась чрезмерного усиления объединенной Германии. По мнению французских политиков, создание Европейского союза, в том числе общеевропейской системы безопасности и Экономического и валютного союза, было бы очень своевременным шагом — оно могло бы надежно гарантировать лояльность Германии по отношению к своим партнерам.

Для руководства ФРГ переход на новый уровень интеграции также был выгоден, поскольку позволял избежать отдельного рассмотрения вопроса об адаптации восточногерманских земель к системе Сообществ.

Новыми политиками и формами сотрудничества стали по Договору 1992 г. Союз ставит своей задачей сохранение достижений Сообществ и на этой основе дальнейшее продвижение к более тесному и сплоченному взаимодействию в экономическом и социальном развитии, утверждение индивидуальности Союза на международной арене, защиту прав и свобод человека и осуществление на этой основе сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел. Таким образом, Европейский Союз включал как бы три слагаемых: во-первых, все три уже существующих Сообщества; во-вторых, совместная внешняя политика и политика безопасности и, в-третьих в том, что касается последнего слагаемого после уточнения, внесенного в последующем Амстердамским договором , сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Маастрихтский договор, отличаясь довольно сложной структурой и значительным объемом, содержит, с одной стороны, постановления, относящиеся непосредственно к Европейскому Союзу, с другой стороны, положения, которые вносят изменения в уже действующие учредительные договоры о ЕОУС, Европейском экономическом сообществе и Евроатоме.

Маастрихтский договор, особо подчеркивая то обстоятельство, что Европейское экономическое сообщество явно переросло рамки чисто экономического сотрудничества и превратилось из функционального в универсальное объединение, изменил его наименование. Отныне оно стало называться Европейское Сообщество ЕС. Основные слагаемые Союза получили наименование трех опор. Маастрихтский договор определяет основные цели Союза, имея в виду обеспечение большей сплоченности народов и государств, его образующих. Союз характеризуется не только как объединение государств, но и как союз народов стран- членов Союза.

Он предусматривает обеспечение дальнейшего экономического и социального прогресса путем образования пространства без внутренних границ, построение экономического и валютного союза ЭВС и введение единой европейской валюты. Создание Европейского Союза призвано было упрочить его позиции на международной арене, укрепив безопасность государств, входящих в Союз. Кроме того, задачей являлось распространение взаимодействия государств Союза на такую важную сферу, как защита прав и свобод граждан, усиление сотрудничества правоохранительных органов.

Однако попасть в их ряды было не так уж просто. Первые попытки расширения были предприняты в 1960-х годах. Но присоединиться в качестве ассоциированного члена смогла поначалу только Греция. Против Великобритании активно выступал президент Франции Шарль де Голль, а франкистскую Испанию признали недемократической страной. В итоге расширение состоялось лишь десятилетие спустя. Норвегия после референдума отказалась от членства в объединении.

Греция вступила в его ряды в 1981-м, Испания и Португалия - в 1986-м. В таком составе они и подобрались к заключению Маастрихтского договора, а по сути - созданию ЕС. Документ установил критерии, которым должны соответствовать страны, желающие вступить в союз: дефицит государственного бюджета - не более 3 процентов ВВП, государственный долг не выше 60 процентов ВВП, инфляция - не выше 1,5 процента по отношению к среднему уровню трех стран ЕС, которые имеют стабильные цены, более двух лет участия в механизмах регулирования валютных курсов, а также поддержание валютного курса в заданном ценовом диапазоне.

25 лет назад в Маастрихте был подписан «Договор о Европейском союзе»

Маастрихтский договор, заключенный в 1992 году между двенадцатью государствами-членами из Европейских сообществ, является учредительным договором Европейский Союз (ЕС). Формально в Договоре о Европейском Союзе он объявил «новый этап процесса. Маастрихтский договор, подписанный 7 февраля 1992 года, имеет огромное значение для Европейского союза. Этот договор является основой координации политических и экономических решений стран-членов и определяет основные принципы функционирования ЕС. Тридцать лет назад в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе, также известный как Маастрихтский договор. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического.

Переговоры и ратификация

  • Маастрихтский договор 1992 г. и образование Европейского Союза.
  • Maastrihtskii_dogovor.doc
  • История подписания соглашений в Маастрихте
  • Заключение Маастрихтского договора и создание Европейского Союза
  • МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР.docx

История дипломатии и международных отношений

  • Курсовая работа (теория): Маастрихтский договор
  • Маастрихтский договор: история создания
  • 1.6 Маастрихтский договор и образование Европейского союза
  • Подписание Маастрихтского договора
  • Маастрихтский договор и образование Европейского союза . Европейское право

Рейтинг брокеров форекс на Forex-Reyting.ru

Сотрудничество в области общей политики Еще одним важным положением Маастрихтского договора является создание общей политики в области внешних дел и безопасности. Договор предусматривает координацию действий государств-членов ЕС в области международной политики, а также создание Общей и Единой внешней политики и политики безопасности. Расширение границ ЕС Маастрихтский договор предусматривает возможность для других европейских стран присоединиться к ЕС. Это положение позволило Европейскому Союзу расширить свои границы и принять новых членов, таких как Великобритания, Швеция, Финляндия и многие другие.

Создание Европейского союза Маастрихтский договор также содействовал созданию самого Европейского союза как нового политического и экономического объединения. В соответствии с договором, организация получила официальное название «Европейский союз». Маастрихтский договор стал важным этапом в развитии европейской интеграции и имеет огромное значение для Европы и международного сообщества в целом.

Последствия Маастрихтского договора для Европы Вступление Маастрихтского договора в силу в 1993 году принесло с собой значительные последствия для Европы. Он создал основу для Европейского союза ЕС , который стал важным политическим, экономическим и сегурностным иском в регионе. Одним из центральных положений Маастрихтского договора была создание Общего рынка Европейского союза, с целью постепенного снятия торговых и экономических барьеров между странами-членами.

Это положение установило основы для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и людей внутри ЕС. Последствия Маастрихтского договора для экономики Европы были значительными. Он способствовал развитию торговли и инвестиций между странами-членами ЕС, упрощая процедуры прохождения границ и создавая условия для свободного конкуренции.

Это привело к ускоренному экономическому росту в регионе. Кроме того, Маастрихтский договор установил Европейский центральный банк и евро как общую валюту ЕС. Это сильно повлияло на европейскую монетарную политику, укрепив позицию евро как одной из ведущих мировых валют.

Это также позволило странам-членам ЕС иметь доступ к стабильной валюте без необходимости перевода и конвертации. Однако Маастрихтский договор также вызвал ряд проблем и вызовов. Некоторые страны-члены ЕС столкнулись с трудностями при присоединении к ОС.

Главная цель заключения договора заключалась в создании Европейского союза, который объединил бы экономические, политические и юридические силы государств-участников. Создание Европейского союза позволило укрепить экономическую стабильность и привлекательность региона для инвесторов. Также была создана общая валюта — евро, которая была введена в обращение в 1999 году. Гражданство ЕС Маастрихтский договор также ввел гражданство Европейского союза для граждан стран-участниц. Это дало право свободно передвигаться, работать и проживать в любой стране ЕС без необходимости получения визы или иного разрешения на проживание. Общая внешняя политика Договор определил общую внешнюю политику ЕС, что повысило его роль в мировой политике и делала его более значимым участником на международной арене. Главной задачей общей внешней политики является поддержание мира и безопасности в регионе и за его пределами. Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел Договор организовал сотрудничество между странами-участницами в области правосудия и внутренних дел, что позволило эффективно бороться с трансграничной преступностью, контролировать нелегальную миграцию и защищать права человека внутри ЕС. Образование и наука Договор также уделяет внимание развитию образования и науки.

Была создано Европейское образовательное пространство, которое позволяет студентам и ученым свободно передвигаться по всей Европе, обучаться на разных языках и реализовывать свои проекты без границ. Проблемы и вызовы, связанные с Маастрихтским договором Неоднозначные положения и различения в законодательстве Одной из основных проблем, связанных с Маастрихтским договором, является неоднозначность его положений. В некоторых случаях законодательство противоречит самому себе, а национальные законы не всегда соответствуют требованиям договора. Это создает трудности как для государств-членов, так и для их граждан. Экономический кризис и споры о финансировании Другой серьезной проблемой, связанной с Маастрихтским договором, является экономический кризис и споры о финансировании проектов Евросоюза. Государства-члены не всегда готовы пожертвовать своими средствами в пользу Общих европейских ценностей, а решение, принятое одним государством, может повлиять на другие члены Евросоюза. Нарушение суверенитета государств-членов Еще одна проблема, связанная с Маастрихтским договором, заключается в том, что государства-члены часто ощущают нарушение своей суверенитета. Это вызывает чувство неудовлетворенности и противостояние государств-членов Евросоюза. Вызовы в области межнациональных и религиозных отношений Маастрихтский договор не предусмотрел механизмов регулирования межнациональных и религиозных конфликтов, которые могут возникать внутри государств-членов Евросоюза.

Это вызывает серьезные трудности и вызывает растущий дисбаланс между разными культурами и религиями, которые присутствуют в Европе. Значение Маастрихтского договора для Европы Маастрихтский договор, который был подписан в 1992 году, имеет огромное значение для Европы. Он помог укрепить экономическую и политическую стабильность на континенте и стал новым этапом в процессе европейской интеграции.

Наряду с созданием структуры «трех опор» Маастрихтский договор предусматривал: — создание Экономического и валютного союза; — формирование общей социальной политики и расширение сотрудничества в социальной сфере здравоохранение, защита прав потребителей, политики в области занятости населения , а также в сфере культуры и образования; — введение европейского гражданства и предоставление гражданам государств-членов права избирать и быть избранными как в местные органы власти, так и в Европарламент; — закрепление основных принципов права ЕС и незыблемости правовых достижений Сообществ, которые образуют правовое достояние — aquis communautaire; — демократизация процесса принятия решений в Союзе и расширение полномочий Европарламента. Провозглашая одной из своих важнейших задач завершение строительства экономического и валютного союза, Маастрихтский договор предусматривает сроки введения единой валютной системы ЕВС и создания соотвествующей институциональной структуры. Детальное правовое регулирование этих вопросов содержится в протоколах, прилагаемых к Маастрихтскому договору. Датой завершения строительства валютного союза и введения в обращение единой валютной единицы на просторах Сообществ определили 1 января 1999 г.

Несмотря на возникшие сложности в ходе реализации этой задачи, с 1 января 1999 г. Маастрихтский договор оставил ряд нерешенных вопросов, в частности о природе Евросоюза, порядке расширения Евросоюза и принятия новых членов, о реформировании институтов и системы его функционирования. Противоречивость его положений прослеживается в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также в области сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Различия касаются таких важных моментов, как источники права, применяемого в рамках системы трех «опор», субъекты права, порядок принятия и исполнения решений. Результатом явилась диверсификация правового режима установлений права ЕС не только по вертикали, но и по горизонтали.

Страна могла не участвовать в третьей стадии ЭВС и не вводить единой валюты. Дания рассматривала институт европейского гражданства как дополнительный к гражданству национальному, но не заменяющий его, и не считала себя связанной обязательствами в этой области. Страна получила также возможность не участвовать в оборонном сотрудничестве Евросоюза, а в сфере юстиции и внутренних дел осуществлять взаимодействие в ЕС только на межправительственном уровне. К уже согласованному Маастрихтскому договору был добавлен специальный «Протокол о некоторых положениях, относящихся к Дании» [20, Protocol on сertain provisions relating to Denmark]. После этого в стране был проведен повторный референдум, который дал желаемый положительный результат.

Сложно проходила ратификация Маастрихтского договора и во Франции: страна уложилась в первоначально определенные сроки, однако дебаты вокруг принятия документа были очень горячими. В парламенте преимущество сторонников договора было очевидным, но настроение населения Франции не было столь однозначным. Французы традиционно скептически смотрели на усиление власти Брюсселя. Кроме того, значительное влияние на ситуацию оказали объединение Германии и перспектива усиления ее роли в Европе. В сентябре 1992 г. Британский парламент после повторного референдума в Дании также провел ратификацию договора, которая сопровождалась жаркими дискуссиями в обеих палатах [3, с. В частности, лейбористы требовали присоединиться к Социальной хартии, но их предложение не прошло на голосовании. В Германии осенью 1992 г. Конституционный суд отклонил иски, поданные противниками ратификации Маастрихтского договора, и ФРГ последней из государств — членов ЕЭС ратифицировала новое соглашение. В силу договор вступил 1 ноября 1993 г.

Принятые позже договоры фактически считаются редакциями Маастрихтского договора, направленными не на замену уже созданной структуры, а на ее реформирование в соответствии с меняющейся ситуацией. Сегодня можно оценить основные нововведения Договора о Европейском союзе 1992 г. С вступлением в силу Маастрихтского договора на мировой арене появилось новое действующее лицо — Европейский союз, который объединил уже существовавшие Сообщества, расширил сферы интеграционного сотрудничества, распространив его на области внешней и внутренней политики. Однако Европейский союз не обладал международной правосубъектностью, что было обусловлено различной природой составлявших его «опор» [3, с. В первой «опоре», к которой относились все Сообщества, существовал принцип наднациональности, а вторая и третья базировались на межправительственном сотрудничестве. Правосубъектность Европейский союз получил только по Лиссабонскому договору, вступившему в силу 1 декабря 2009 г. Маастрихтский договор ввел понятие европейского гражданства [20, art. Согласно положениям документа, гражданами Союза являются все граждане составляющих его стран-участниц. Европейское гражданство дает право на свободное передвижение и проживание на территории государств-членов при соблюдении некоторых условий, оговоренных в договоре. Если гражданин ЕС постоянно проживает на территории одной из его стран, чьим гражданином он не является, то он имеет право избирать и быть избранным на муниципальных и общеевропейских выборах.

Каждый гражданин Союза, находясь на территории третьей страны, имеет право на помощь и защиту со стороны дипломатических представительств любого государства — члена ЕС. Очевидно, что введение европейского гражданства имеет целью способствовать формированию общеевропейской идентичности, однако данный процесс происходит постепенно и не может завершиться в короткие сроки. В Конституционном договоре была сделана попытка утвердить гимн, флаг, евро, девиз и День Европы 9 мая в качестве официальных символов ЕС. Как известно, Конституция не была ратифицирована, а в Лиссабонском договоре по настоянию ряда стран признание официальных символов было перенесено из основного текста в специальную декларацию, которую подписали только 16 государств-членов [10, p. Таким образом, ЕС был лишен формальных атрибутов государства. Характерно, что среди не подписавших оказались не только противники федерализации Союза, такие как Великобритания и Скандинавские страны, но и основатели ЕС Франция и Нидерланды. В рамках общих политик Маастрихтский договор существенно расширил сферу применения голосования квалифицированным большинством, Европейский парламент получил больше полномочий в принятии решений, увеличилось и число самих областей сотрудничества, представляющих общий интерес для государств — членов ЕС. Важным нововведением стало появление социального измерения интеграции. Однако из-за позиции Великобритании Социальная хартия не была инкорпорирована в текст договора, а стала приложением к нему [20, Protocol on social policy]. В 1997 г.

В Амстердамском договоре появилось полноценное направление сотрудничества — социальная политика. Главным достижением Маастрихтского договора по праву считается создание Экономического и валютного союза. Действительно, поэтапный переход к единой европейской валюте, ее введение и создание ЕЦБ стали значимыми вехами в развитии интеграции в Европе. Валюта — один из символов национального государства, поэтому несколько стран Великобритания, Дания и Швеция решили не отказываться от своих национальных валют. Все остальные государства — члены ЕС обязаны рано или поздно перейти на единую европейскую валюту, выполнив критерии конвергенции, прописанные в договоре [20, art. На саммите в Мадриде в 1995 г. Государства — члены ЕС, за исключением указанных трех, приложили огромные усилия для выполнения критериев конвергенции, и в 1999 г. Большую проблему, как показали дальнейшие события, представляло принятие Греции в зону евро. Она присоединилась к ней в 2001 г. В настоящее время в зону евро входят 17 государств — членов Евросоюза.

Однако в свете текущего финансово-экономического кризиса в Европе успешность создания ЭВС не кажется однозначной. В самой его структуре изначально было заложено серьезное несоответствие между единой денежно-кредитной политикой стран зоны евро, находящейся в исключительной компетенции Союза, и общей экономической политикой, относящейся к смешанной компетенции Союза и национальных государств, в которой наднациональных элементов регулирования немного. После создания Единого внутреннего рынка и реализации «четырех свобод», в том числе свободы движения капитала, перед странами ЕС возникла серьезная проблема поддержания стабильных курсов национальных валют. В таких условиях Жак Делор и его соратники пришли к выводу, что наилучшим решением может стать введение единой валюты. Однако необходимой в условиях проведения единой денежно-кредитной политики тесной координации экономических политик государств-членов Ж. Делору добиться не удалось. В результате в рамках ЭВС были совмещены различные интересы и принципы функционирования. Сторонники федерализма получили единую валюту, а приверженцы сохранения национального суверенитета — возможность «самостоятельно проводить экономическую политику». Таким образом, «Маастрихтский договор закладывал мину замедленного действия под здание ЭВС» [1, с. Согласно ставшей классической теории Б.

Балаши о стадиях экономической интеграции [7], созданию валютного союза должен предшествовать экономический союз, предусматривающий гармонизацию экономической, налоговой, социальной и макроэкономической политик на базе работающего единого внутренне-12 го рынка. В ЕС эта последовательность была нарушена, гармонизация данных областей сотрудничества не была осуществлена, кроме того, вопросы налогообложения в ЕС до сих пор решают единогласно. С течением времени разрыв между экономиками различных стран зоны евро не был ликвидирован, а на фоне мирового финансово-экономического кризиса стал еще ощутимее, что послужило одной из причин острого долгового кризиса в еврозоне. В то же время государства, перешедшие на единую европейскую валюту, потеряли возможность самостоятельно проводить эмиссию денежной массы, девальвировать или ревальвировать валюту, изменять ставку рефинансирования в соответствии с текущей экономической ситуацией в стране. Эти функции перешли к ЕЦБ, основная цель которого, как уже было сказано, — поддержание низкой инфляции в зоне евро вне зависимости от того, в какой фазе экономического роста находятся государства еврозоны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий