Планирование достижение цели коррупции

Новая программа создана на основе результатов первого проекта и с учетом положений Федерального Закона «О про-тиводействии коррупции» и Национального плана противо-действия коррупции. Сам выбор антикоррупционных средств (включение соответствующих мероприятий (мер) в планы и программы по противодействию коррупции) должен производиться с учетом следующих факторов. недопущение предпосылок, исключение возможности фактов коррупции в школе - обеспечение выполнения Плана противодействия коррупции в рамках компетенции администрации школы; - обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от. Второй раздел плана мероприятий по противодействию кор-рупции был посвящен мерам по совершенствованию государ-ственного управления в целях предупреждения коррупции, то есть акцент сделан на профилактических мероприятиях.

Мероприятия, направленные на минимизацию причин коррупции

обеспечение выполнения Плана мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции в учреждении. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения. В отдельных субъектах РФ приняты акты органов исполнитель-ной власти об утверждении программ или планов противодействия коррупции. Основными целями таких программ и планов являются: сниже-ние уровня коррупции; внедрение независимой антикоррупционной. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения. 1) организация осуществления антикоррупционного мониторинга (с целью определения уровня коррупции, выявления наиболее типичных коррупциогенных факторов, а также определения действенности уже реализуемых антикоррупционных мер). затратами ресурсов); – ответственности участников планирования (участники планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки (корректировки) плана противодействия коррупции, осуществления мероприятий по достижению цели.

Цели и методы противодействия коррупции

Бизнес-сообществом принята Хартия предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции, которая призывает отечественный бизнес к внедрению дополнительных механизмов противодействия коррупции, основанных на передовом международном опыте. Усиление ответственности за коррупцию и обеспечение неотвратимости наказания Действует пожизненный запрет на трудоустройство на государственную службу и в субъекты квазигосударственного сектора для лиц, совершивших коррупционные преступления. Ужесточены санкции за коррупционные преступления для сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве. Для осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления исключена возможность применения условно-досрочного освобождения. Установлен запрет на отбытие наказания за взяточничество сразу в учреждении минимальной безопасности. Введен институт персональной ответственности руководителей государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора за коррупцию подчиненных. С момента его внедрения принята отставка 8 политических служащих, к дисциплинарной ответственности привлечены 13 политических служащих, 98 административных государственных служащих руководящего уровня, 109 руководителей силового блока и 21 топ-менеджер квазигосударственного сектора. В целом за коррупционные правонарушения в 2018-2020 годах осуждено свыше 3 тысяч лиц, среди которых 1 министр, 3 вице-министра, 8 акимов областей и их заместителей, 31 аким городов, районов и их заместители, 8 руководителей национальных компаний. Международное сотрудничество Казахстан присоединился к основным международным конвенциям в сфере противодействия коррупции и отмыванию доходов, Стамбульскому плану действий по борьбе против коррупции в рамках сети Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР и вступил в Группу государств против коррупции ГРЕКО.

Налажено конструктивное взаимодействие с международными организациями и зарубежными антикоррупционными органами. В 2019 году на Пленарном заседании Антикоррупционной сети ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии мониторинговой группой представлена позитивная оценка промежуточного отчета Казахстана об исполнении рекомендаций 4-го раунда Стамбульского плана из 29 рекомендаций по 20 отмечается прогресс. Ключевые проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе "Бытовая" коррупция "Бытовая" коррупция, обусловленная взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организаций в повседневной жизни, сохраняется во многих сферах. По результатам социологического исследования "Мониторинг состояния коррупции за 2020 год", проведенного Общественным фондом "Транспаренси Казахстан", перечень чувствительных с точки зрения коррупции органов и учреждений из года в год практически не меняется: государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады и вузы. В числе основных причин: сохраняющиеся административные барьеры, двусмысленные и дискреционные нормы, недостаточная открытость государственных органов, высокая доля государственных услуг, оказываемых на альтернативной бумажной основе. Отсутствуют стандарты доступного и понятного разъяснения различным социальным группам их прав, обязанностей и процедур исходя из конкретных ситуаций, региональных, отраслевых и иных особенностей. Также это связано с недостатками и пробелами в автоматизации бизнес- процессов государственного управления. Часть цифровых решений в силу их некачественной и половинчатой реализации создает коррупционные риски.

Нередко должностные лица, используя "мнимую" цифровизацию, продолжают совершать коррупционные деяния, а граждане и предприниматели вынуждены искать незаконные пути решения своих вопросов по причине технических сбоев, излишних процессов в "оцифрованных" государственных функциях и других недостатков в работе информационных систем. Наряду с этим слабая интеграция баз данных не позволяет обеспечить проактивную сервисную модель государства. Коррупционные риски в государственном и частном секторах Наблюдается слабая заинтересованность государственных органов и квазигосударственного сектора в устранении предпосылок коррупции, выявляемых уполномоченным органом по противодействию коррупции в рамках внешнего анализа. Институт внутреннего анализа коррупционных рисков пока не стал действенным инструментом "самоочищения" для государственных органов и квазигосударственных организаций. Наряду с этим отсутствует эффективный механизм реагирования по принципу "регион - центр" на выявленные риски внутриотраслевой системы государственного управления. Пассивность государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в вопросах противодействия коррупции не позволяет рассчитывать на реальное снижение уровня коррупции. Оплата труда государственных служащих и работников государственных организаций остается недостаточно конкурентоспособной по сравнению с корпоративным сектором. Отсутствует эффективный механизм предупреждения конфликта интересов при выполнении государственных функций.

Действующая система декларирования в должной мере не подкреплена эффективными инструментами реагирования на факты значительного расхождения расходов и получаемых доходов. Поиск похищенных активов, возврат их в бюджет остается на втором плане ввиду сложности доказывания преступного происхождения имущества. Превентивные меры преимущественно направлены на противодействие коррупции среди государственных служащих. Это снижает эффективность предупреждения коррупционных проявлений со стороны лиц, не являющихся таковыми, но при этом оказывающих высокое влияние на восприятие гражданами уровня коррупции. В этом контексте особое значение приобретает противодействие коррупции в негосударственном секторе и необходимость поддержки добросовестного бизнеса. Высокая коррупционная уязвимость процесса распределения бюджетных средств Недостаточная прозрачность информации о формировании и расходовании бюджетных средств относится к системным факторам, повышающим риск коррупции в управлении государственными финансами. Ключевой причиной негативной практики является недостаточная взаимосвязь между системой планирования и освоением бюджетных средств. Бюджетные заявки зачастую формируются на основании необоснованно завышенных ценовых предложений компаний, нередко аффилированных с ответственными лицами.

Неэффективное планирование ведет к таким серьезным последствиям, как экономическая потеря и упущенная выгода, а также создает благоприятную почву для хищения при освоении бюджета. Закрытости и рассредоточенности соответствующих сведений способствует отсутствие единой информационной системы, содержащей данные о расходовании республиканского и местных бюджетов. Нетранспарентность процедур принятия решений о бюджетировании сужает возможности для обеспечения подотчетности и способствует коррупции. Пандемия и постковидный период обнажили проблему отсутствия связи между выделяемыми средствами и социально-экономическими результатами. Механизмы распределения государственной поддержки субсидии, гранты, гарантирование, льготное кредитование для субъектов предпринимательства допускают ее неэффективное и нецелевое использование. Это связано с тем, что уполномоченными органами не определяются конечные показатели оценки результативности бюджетной поддержки. Имеют место неверные триггеры, в том числе способствующие коррупционному поведению. Решение о целесообразности субсидирования субъектов предпринимательства принимается без участия научного сообщества соответствующей специализации.

Наличие дискреционного финансирования позволяет отвлекать ресурсы и обходить механизмы соблюдения бюджетной дисциплины. Такое положение дел снижает эффективность мер по созданию равных, конкурентных и справедливых условий получения бюджетной поддержки. Наблюдается тенденция вывода бюджетных средств из-под государственного контроля посредством увеличения уставного капитала юридических лиц квазигосударственного сектора. В обход процедур государственных закупок и заключения гражданско-правовых сделок между администратором бюджетной программы и подведомственной организацией проводится перечисление средств на цели, не связанные с развитием отрасли. В результате - размытые договорные обязательства, нерациональные траты бюджета, хищение. Четырехзвенная система органов государственного аудита и финансового контроля, в значительной степени дублирующих друг друга, не позволяет в полной мере обеспечить превенцию коррупции в бюджетном процессе. Такой оборот бюджетных средств усиливает коррупционную привлекательность системы государственных закупок. Каждое пятое коррупционное преступление совершено в данной сфере.

Разрозненность правовой базы, различных платформ и сайтов закупок является следствием отсутствия единого реализационного подхода и общей стратегии развития этой сферы, несмотря на один источник происхождения средств - бюджет государства. В этих условиях широко распространены факты искусственного завышения закупочных цен. Оценка потенциала поставщика не всегда объективна ввиду непрозрачности заключения поставщиком договоров с субподрядчиками при исполнении своих обязательств по договору о государственных закупках. Распространенной проблемой остается подписание фиктивных актов. Неизбежность дисциплинарной ответственности за несвоевременное освоение порождает "вынужденное" нарушение закона. В итоге приоритетом выступает не качество работы, а формальное исполнение бюджета. Возможность осуществления закупок в бумажном формате ограничивает общественный мониторинг, сдерживающий необоснованный закуп товаров, работ и услуг, искусственное завышение их стоимости и другие нарушения. Как отмечают эксперты международных организаций Азиатский банк развития, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, ОЭСР , отсутствие единой законодательной и нормативной правовой базы в Казахстане создает препятствия на пути к общей и экономически эффективной практике закупок.

Высокий уровень участия государства в экономике Существенная доля государственного участия в экономике сдерживает конкуренцию между субъектами экономической деятельности, мешает формированию крепкого частного сектора и тормозит переход страны к новой модели экономического роста. Привилегированный доступ государственных предприятий к ресурсам, рынкам и финансам ставит частные компании в невыгодное положение и подрывает усилия по продвижению экономической диверсификации, прямых иностранных инвестиций и росту производительности, а также создает условия для коррупции. Их доминирование на внутреннем рынке снижает общую конкурентоспособность отечественных предприятий, что при проекции на внешний рынок приводит к утрате экономических позиций по отношению к соседним государствам. Значительная часть государственных закупок распределяется безальтернативно между компаниями с государственным участием, что девальвирует возможность использования данного института для развития малого и среднего бизнеса. Отдельные субъекты квазигосударственного сектора создавались без глубокой проработки их необходимости. Внешними анализами коррупционных рисков установлено, что ряд из них дублирует деятельность структурных подразделений министерств. Наряду с этим действующий механизм приватизации и передачи активов в конкурентную среду не исключает конфликт интересов и допускает приобретение объектов за цену ниже гарантийного взноса. Формат подготовки соответствующих предложений, включая определение условий, методов, размеров пакетов акций, сроков реализации и предпродажной подготовки объектов, не предполагает открытости этого процесса.

Несовершенство механизмов конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества с государством Опыт стран с низким уровнем коррупции свидетельствует, что главным условием ее минимизации является широкая вовлеченность гражданского общества. Вместе с тем в Казахстане отсутствует достаточная правовая регламентация института общественного контроля. Закрытость данных ограничивает возможность граждан непосредственно участвовать в принятии решений, а доступная информация является сложной для понимания сути и носит формальный характер. Такой подход сдерживает плюрализм мнений. Потенциал средств массовой информации в противодействии коррупции используется не в полной мере. Забюрократизированные способы сообщения о фактах коррупции снижают активность граждан в выявлении и разоблачении коррупционеров. Действующим законодательством не предусмотрена соответствующая международным стандартам система мер защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции. Несовершенная система мониторинга эффективности антикоррупционных мер Отсутствует единая национальная публичная система оценки уровня коррупции в разрезе всех субъектов, сфер и территорий.

Мониторинг антикоррупционных мер не основывается на стабильной и прозрачной методологии социологических замеров. Нет исчерпывающего, обоснованного, понятного и стабильного перечня измеримых целевых показателей для руководителей государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора в части превенции коррупции. Анализ текущей ситуации в сфере противодействия коррупции в целом показывает, что, несмотря на принимаемые меры, сохраняется запрос общества на обеспечение справедливости, равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности. Раздел 3. Обзор международного опыта Международный опыт передовых зарубежных практик показывает, что для эффективного противодействия коррупции необходим системный подход, предусматривающий сочетание множества факторов и элементов в комплексе. При этом особое внимание следует уделить вопросам развития институциональных механизмов и правовых инструментов, повышения общественной осведомленности и вовлеченности гражданского общества. Без широкой общественной поддержки усилия по противодействию коррупции обречены на провал. В этом контексте значимую роль играет формирование соответствующей культуры.

Именно поэтому в Дохинской декларации подчеркивается роль образования в предупреждении преступности и коррупции, создании культуры законопослушания. Практика наиболее развитых стран показывает, что минимизации коррупции в значительной степени способствуют широкий доступ к информации, прозрачность процессов принятия решений и создание механизмов общественного участия. К примеру, доступность информации о государственных расходах является одним из основных факторов обеспечения контроля за деятельностью государственных органов. Другой пример - система электронных закупок Грузии, где наряду со стандартным функционалом предусмотрена возможность задавать онлайн вопросы и публично предоставлять ответы на конкурсной странице, подавать иски на любом этапе тендерного процесса, а также выявлять риски по тендеру в цифровом формате в рамках мониторинга Государственного агентства по закупкам и конкурсам. Наличие открытой информации создает условия и для проведения журналистских расследований. Такая практика широко распространена в Великобритании, Франции, Швеции и других европейских странах. Интересным представляется инструмент вовлечения Всемирного Банка. Электронное приложение "Интегрити Эпп" Integrity Арр дает гражданам возможность сообщать о проблемах, связанных с мошенничеством и коррупцией.

Его пользователи, к примеру, могут отправлять фото недостроенной школы, аудиозапись запроса о взятке либо любой другой файл или документ.

Взаимодействие с общественными организациями Развитие партнерства между органами власти и общественными организациями является крайне важным в борьбе с коррупцией. Общественные организации могут привлечь внимание общественности к конкретным проблемам и привести к тому, что органы власти будут вынуждены немедленно реагировать на них. Органы власти, в свою очередь, могут сотрудничать с общественными организациями, обеспечивая им доступ к информации и поддерживая их деятельность. Пример плана взаимодействия с органами власти и общественными организациями Шаг Действие Шаг 1 Провести совместную встречу с представителями общественности, объяснить им меры, принятые в рамках новой стратегии противодействия коррупции. Шаг 2 Обеспечить доступ общественных организаций к информации о государственных закупках и бюджетных расходах.

Шаг 3 Проводить регулярные совещания с представителями общественности, обсуждая возникающие проблемы и ища их решения. Информационная поддержка стратегии Систематизация информации Одним из важнейших мероприятий информационной поддержки стратегии по противодействию коррупции является систематизация информации о коррупционных преступлениях. Собранная информация может быть использована для анализа существующих коррупционных схем и разработки мер по их ликвидации. С целью систематизации информации следует организовать работу с базами данных и источниками информации, такими как отчеты, статистические данные, расследования коррупционных деяний и т. Проведение профилактических кампаний Важным элементом информационной поддержки стратегии является проведение превентивных кампаний, направленных на формирование у граждан отрицательного отношения к коррупции. Они могут включать в себя различные мероприятия, такие как просветительские кампании, тематические конференции, обучающие программы, публичные акции и т.

Мониторинг и оценка эффективности мероприятий Важно также проводить постоянный мониторинг и оценку действенности мероприятий, осуществляемых в рамках стратегии противодействия коррупции. Это позволяет обнаруживать ошибки и успешно внедренные практики, корректировать стратегию и улучшать результативность борьбы с коррупцией. Для реализации этой задачи может быть использовано специализированное программное обеспечение, которое позволит сохранять, обрабатывать и анализировать данные о проводимых мероприятиях и их эффективности. Например, можно использовать систему индексации результатов борьбы с коррупцией, которая позволит понимать, насколько успешными являются реализуемые меры и какие корректировки необходимы для повышения их эффективности.

Выявление случаев несоблюдения гражданскими служащими законодательства о противодействии коррупции, принятие своевременных и действенных мер по выявленным нарушениям 9 Осуществление контроля исполнения гражданскими служащими обязанности по предварительному уведомлению представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы Выявление случаев неисполнения гражданскими служащими обязанности по предварительному уведомлению представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы 10 Организация работы по рассмотрению уведомлений гражданских служащих о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Своевременное рассмотрение уведомлений и принятие решений, формирование нетерпимого отношения гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений 11 Проведение мониторинга в целях выявления коррупционных рисков в деятельности по размещению государственных заказов и устранение выявленных коррупционных рисков Неукоснительное соблюдение требований законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, создание условий для исключения коррупционных проявлений при проведении данной работы 12 Организация правового просвещения гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции, в том числе по вопросам ответственности за нарушение законодательства в сфере противодействия коррупции Своевременное доведение до гражданских служащих положений законодательства о противодействии коррупции путем размещения соответствующей информации на официальном сайте, а также направления информации в письменном виде для личного ознакомления.

Данное обстоятельство также способствует проявлениям коррупции в повседневной практике.

Важнейшим условием формирования в современной России антикоррупционного законодательства является также устранение пробелов в правовом поле, связанных с отсутствием четких трактовок и определений, в том числе коррупционных деяний и их признаков, в понятийном аппарате юриспруденции. Не менее значимым фактором формирования антикоррупционного законодательства является имплементация в отечественное право положений международных конвенций, подписанных и ратифицированных Россией в сфере противодействия коррупции Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию? Вышеназванные конвенции Россией подписаны и ратифицированы. Но на практике они фактически не действуют. Это обусловлено тем, что в Уголовный кодекс Российской Федерации вплоть до настоящего времени не внесены положения, определяющие ответственность за такие проявления коррупции, как: коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм; коррупционный протекционизм; непотизм кумовство, покровительство родственникам ; тайные взносы на политические цели; взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями или лоббированием интересов взносодателя; предоставление налоговых и таможенных льгот; совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью и т. Поскольку Федеральный закон «О противодействии коррупции»[1] не относит данные деяния к коррупционным, соответственно и в уголовном праве ответственности за их совершение не предусмотрено. Не случайно, поэтому данные формы коррупции широко распространены в органах государственной власти, причем, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Следует отметить, что эти формы коррупции распространены и в других странах, в том числе в США, а также в Евросоюзе. Но в отличие от нашей страны, если в этих государствах названные формы коррупции криминализированы и с ними ведется активная борьба, то в России о них иногда только говорится в СМИ. При этом нередко они преподносятся как умение должностного лица «делать деньги в рамках действующих законов». В действующем же российском уголовном законодательстве о них нет упоминания, что существенно расширяет возможности коррупционных проявлений в отечественной практике. Данное обстоятельство определяет необходимость использования позитивного зарубежного опыта в криминализации всех наиболее очевидных проявлений коррупции с тем, чтобы разорвать порочные криминальные круги: «деньги? Законодательное закрепление условий, препятствующих совершению представителями власти коррупционных правонарушений, определение субъектов, осуществляющих пресечение таких правонарушений, и ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений необходимо для дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировое сообщество как государства, поставившего задачу по защите прав и свобод человека и гражданина в ряд приоритетных. По моему мнению, в борьбе с коррупцией не должно быть никаких компромиссов и никаких смягчающих обстоятельств.

Поэтому действующее законодательство должно быть скорректировано таким образом, чтобы ответственность перед законом за преступления коррупционного характера не носили условный характер. На нее не должны также распространяться различного рода смягчающие обстоятельства, в том числе и такие как наличие государственных наград, а также былые заслуги признанного виновным за преступления подобного рода. Необходимы также специальные положения для обеспечения того, чтобы государство могло вернуть средства, которых оно лишилось вследствие коррумпированности чиновников, даже если эти средства находятся в руках третьих лиц или за пределами страны. Уголовное законодательство должно предусматривать методы отслеживания, конфискации, замораживания счетов и ареста средств, полученных незаконным путем. Таким образом, как показывает анализ, планы формирования и совершенствования целостной системы антикоррупционного законодательства носят на сегодняшний момент комплексный характер. При этом очевидно также и то, что в значительной мере нужно делать упор на решение вопросов, связанных с проблемами компетенции и взаимодействия органов, осуществляющих властные полномочия в сфере противодействия коррупции. Особое внимание в процессе противодействия коррупции должно быть уделено организации государственной службы в Российской Федерации, поскольку именно в этой сфере наиболее прочно укоренилась практика коррупционных отношений.

За последние годы руководством страны предпринят ряд серьезных мер, но все они, как и в случае с формированием законодательства, носят незавершенный характер. Не менее значимым направлением преобразований и планов антикоррупционной политики должна стать комплексная реализация организационно-институциональных мер по повышению эффективности государственной службы. Одним из наиболее значимых направлений деятельности в этой области должно стать совершенствование институциональной структуры системы органов государственной власти с целью противодействия появлению и развитию в этой среде коррупционных проявлений. Однако, важно отметить, что никакие преобразования в системе государственного управления не приведут к положительному результату, если не будет обеспечена консолидация усилий всех ветвей и институтов государственной власти, а также гражданского общества по противодействию коррупции. Решение проблемы коррупции находится в политической плоскости. Эффективная антикоррупционная политика невозможна без восстановления независимой судебной системы, повышения престижа государственной службы, институциональных изменений и принятия антикоррупционного законодательства. Эффективность реализации антикоррупционной программы в России пока не на высоком уровне.

Одной из причин этого является явно недостаточная научная проработка данной проблемы. Достаточно сказать, что среди российских специалистов пока нет единого мнения даже относительно причин коррупции в нашей стране, а ведь именно их теоретически обоснованный перечень может выступать исходной точкой формирования эффективной системы противодействия данному асоциальному явлению.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Планирование противодействия коррупции на муниципальном уровне: проблемы и перспективы В индексе восприятия коррупции страна находится на 137 месте в мире (из 179 представленных в рейтинге стран)1. РФ делит это место с такими странами, как Папуа-Новая Гвинея, Уганда и Либерия.
Программа противодействия коррупции на 2023 год: основные меры и их реализация обеспечение выполнения Плана мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции в учреждении.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в рассмотрении антикоррупционной политики и изучении наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи. План определяет основные направления реализации антикоррупционной политики в КГБПОУ «Ребрихинский лицей ПО» Ребрихинского района Ал-тайского края, систему и перечень программных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в ОУ. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции. 5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. в) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и др. 4. Направления деятельности государственных органов по противодействию коррупции. Новая программа создана на основе результатов первого проекта и с учетом положений Федерального Закона «О про-тиводействии коррупции» и Национального плана противо-действия коррупции. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции в РФ названо искоренение причин и условий, порождающих корруп-цию в российском обществе. Для достижения вышеназванной цели предполагается решить следующие задачи.

Антикоррупционные программы

Главный смысл стратегии противодействия коррупции - объединить усилия всех субъектов антикоррупционной борьбы. В этом заключается основное содержание координации деятельности государственных и муниципальных органов, которое отчетливо проявляется в соотношении региональных и муниципальных программ противодействия коррупции. Правовые формы такого соотношения разные. В большинстве случаев региональные программы рассматривают органы местного самоуправления как соисполнителей своих документов. В постановлениях руководителей субъектов Федерации, утверждающих программы, обычно содержатся обращения к администрациям органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов с просьбой разработать и утвердить «аналогичные» муниципальные программы. Иногда региональные программы противодействия коррупции таких обращений не содержат, однако они включают органы местного самоуправления в число соисполнителей программ или рекомендуют органам местного самоуправления соответствующего уровня принять участие в реализации программы и включают в перечень мероприятий разработку и утверждение муниципальных программ при условии участия органов местного самоуправления в ее реализации. Следует отметить, что в федеральных законодательных актах нет прямых указаний на то, что региональные органы государственной власти должны воздействовать на антикоррупционные усилия муниципалитетов, но косвенным образом такое влияние предполагается. Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. Такая постановка вопроса поясняет, почему региональные власти рассматривают свои программы противодействия коррупции в качестве содержательной основы для муниципальных антикоррупционных программ и планов и расценивают эти программы и планы в качестве продолжения антикоррупционных документов, принятых на уровне субъектов Федерации. В некоторых региональных программах например, в Ростовской области в перечне мероприятий прямо называются те, которые должны быть отражены в муниципальных программах. В других в частности, в Тюменской области наряду с акциями областного уровня указываются и муниципальные мероприятия.

Хотя такой подход приводит подчас к прямому дублированию в муниципальных программах текста региональных документов, он обеспечивает полноту антикоррупционных действий муниципалитетов, гарантирует отсутствие пробелов в местных программах. Однако эффект достигается тогда, когда сами региональные программы достаточно полны и не упускают из виду важные направления борьбы с коррупцией, предусмотренные федеральными законодательными актами. Как уже отмечалось, региональные программы, о которых идет речь, далеко не равномерны по своему наполнению и нередко существенно различаются по объему и содержанию. Все это сказывается на содержании муниципальных программ, ограничивая, в ряде случаев, рамки антикоррупционной работы муниципалитетов. Предварительный анализ программ приводит к выводу о необходимости тщательного мониторинга этих программ, обобщения опыта их разработки и утверждения с целью создания оптимальных по содержанию антикоррупционных программ субъектов Российской Федерации. Соотношение региональных и муниципальных антикоррупционных программ, конечно, не сводится к тому, что документы субъектов Российской Федерации влияют на определение границ антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления. В конце концов, муниципалитеты, будучи самостоятельными в рамках своей компетенции, могут опираться в определении направлений своей деятельности непосредственно на федеральные законодательные акты. Но для них крайне важна методическая, организационная и информационная поддержка со стороны региональных инстанций в противодействии коррупции. Она необходима, если учитывать не всегда достаточную подготовку кадров исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, особенно на поселенческом уровне. Анализируя региональные антикоррупционные программы и практику их реализации, можно заметить, что в разных субъектах Российской Федерации методическая помощь органам местного самоуправления оказывается в различном объеме.

При этом надо учитывать, что в программах противодействия коррупции может и не быть указания на методическое содействие муниципалитетам, а фактически органы исполнительной власти субъектов Федерации немало для этого делают. Однако закрепление в программных документах конкретных мер оказания помощи органам местного самоуправления предпочтительнее, поскольку делает эту помощь открытой и позволяет лучше контролировать ее осуществление. Конкретностью и действенностью мер методической, правовой, организационной и информационной помощи муниципалитетам характеризуется программа борьбы с коррупцией Тюменской области. В ней предусмотрены подготовка регулярных обзоров федеральных и региональных нормативных правовых актов для органов местного самоуправления, направленных на противодействие коррупции, с рекомендациями о принятии необходимых муниципальных правовых решений; проведение разъясняющих семинаров с муниципальными служащими, на которых обсуждаются практика антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов органов местного самоуправления; разработка модельных муниципальных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, включая разработку типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Программа предусматривает проведение общественной экспертизы этих документов, меры, связанные с доведением их до органов местного самоуправления, разъяснение смысла и особенностей каждого из них, мониторинг принятия муниципалитетами своих административных регламентов на основе типовых. Не менее насыщен мерами методической помощи органам местного самоуправления и план противодействия коррупции Республики Саха Якутия. В дополнение к общему плану и во исполнение решения Президиума совета по противодействию коррупции при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, в Республике принят развернутый «План реализации мер по противодействию коррупции в органах местного самоуправления Республики Саха Якутия ». В этих документах, также как и в программе Тюменской области, предусматривается разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления «по принятию муниципальных правовых актов в сфере противодействия коррупции». Выполняя планы, органы исполнительной власти Республики подготовили проекты модельных муниципальных правовых актов о перечне должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками; об организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления; о создании или изменении состава комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Эти документы создавались на основе мониторинга муниципальной практики и изучения поступающей в региональные органы исполнительной власти информации от местных властей.

В результате удалось исправить ошибочные подходы муниципалитетов к решению ряда вопросов организации борьбы с коррупцией. Например, многие муниципалитеты не разрабатывали никаких перечней должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, полагая, что все должности муниципальной службы связаны с этими рисками. В модельных актах, подготовленных в Республике Саха Якутия указано, что к этим должностям относятся первые заместители, заместители главы местной администрации, работники финансового управления, отдела имущественных и земельных отношений. Ряд муниципалитетов при создании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов не включали в состав комиссий представителей общественности, ссылаясь на то, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 01. В модельных актах о порядке создания указанной комиссии в ее состав рекомендовано включать представителей образовательных учреждений, профсоюзных организаций, учреждений культуры. Следует положительно оценивать наличие в региональных программах и планах противодействия коррупции методической, правовой, организационной и информационной поддержки антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления и, наоборот, отсутствие или ограничение в этих программах и планах мер методического содействия муниципалитетам пример - программа Республики Алтай необходимо расценивать как факт недостаточной проработанности документа. В то же время нельзя согласиться с излишней «опекой» органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, когда методическая помощь подменяется администрированием. К сожалению, таких фактов немало. Во многих региональных программах и планах противодействия коррупции содержатся прямые директивные указания органам местного самоуправления, нарушающие их конституционную самостоятельность Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Ставропольский край. Тот же документ Республики Саха Якутия , о котором шла речь выше, буквально насыщен такими директивами.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предписывается возложить на комиссии по противодействию коррупции или комиссии по контролю за исполнением планов противодействия коррупции функции по рассмотрению обращений граждан с целью выявления схем бытовой коррупции; привлекать эти комиссии к контролю за деятельностью наиболее подверженных коррупции организаций и учреждений; включать в трудовые договоры контракты , заключаемые с муниципальными служащими, положения об ответственности за нарушения кодексов этики и служебного поведения; ежеквартально представлять в соответствующие службы администрации Президента и Правительства Республики отчеты о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такие указания противоречат принципиальным основам взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления, превращая муниципалитеты в подчиненные структуры органов государственной власти. В связи с этим логичен вывод: одним из результатов мониторинга региональных программ и планов противодействия коррупции, о целесообразности которого шла речь выше, должны быть также рекомендации о соблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации статьи 12 Конституции Российской Федерации при оказании им методической помощи. Соотношение региональных и муниципальных программ и планов противодействия коррупции характерно, кроме всего прочего, созданием совместных государственно-муниципальных институтов, способствующих сокращению коррупционных проявлений, в том числе в сфере бытовой коррупции. Здесь выделяется формирование многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ.

В Астраханской области фактически не функционирует институт независимых экспертов лиц, аккредитованных Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Значительная часть регионов 67 использует потенциал программно-целевого метода для регулирования антикоррупционной деятельности на территории субъекта Федерации, что способствует повышению эффективности координации органов власти и их взаимодействия с институтами гражданского общества. Преимущества программно-целевого подхода видятся в том, что программа представляет собой акт комплексного регулирования, направленный на достижение целей и задач в сфере противодействия коррупции; имеет более сложную структуру, дополнительно включает оценку имеющихся материально-финансовых ресурсов по реализации предусмотренных мероприятий. В отличие от планов в программах более детально закрепляется механизм контроля и надзора за исполнением мероприятий, определяются потенциальные риски при их реализации, устанавливаются индикаторы оценки их эффективности. В целом намечается тенденция к расширению использования субъектами Российской Федерации программно-целевого регулирования антикоррупционной деятельности, но она недостаточна. Рекомендуется принять соответствующие целевые программы во всех субъектах Российской Федерации, и на их основе разрабатывать ведомственные программы и планы антикоррупционных мероприятий с учетом направлений деятельности органов исполнительной власти и региональной специфики. Общая характеристика программ противодействия коррупции Разработка и реализация региональных программ противодействия коррупции является одним из основных инструментов противодействия коррупционным проявлениям в субъектах Российской Федерации. Программное регулирование в данной сфере представляется достаточно эффективным в связи с тем, что обладает комплексом свойств, не характерных для нормативного и индивидуального правового регулирования. Особенностью программного регулирования является то, что оно создает возможность апробации качественно новых средств в борьбе с коррупционными проявлениями. Вместе с тем механизмы программного регулирования, основанные на мониторинге, направленном на выявление прежде всего причин и условий существования проблемы, способствуют внедрению комплексных подходов в противодействии коррупции. Задача внедрения эффективных механизмов противодействия коррупции на региональном уровне была поставлена в 2005 году в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 -2010 годах ; фактически же региональное антикоррупционное программирование стало развиваться в субъектах Российской Федерации лишь в 2008 -2010 годах. Проведенное Институтом исследование показало, что в настоящее время не во всех субъектах Российской Федерации имеются программы противодействия коррупции: в 26 субъектах Российской Федерации они либо вообще не приняты, либо приняты, но их действие уже завершено причем в ряде субъектов Российской Федерации программы противодействия коррупции оканчивают действие в 2010 году , а обновления не производилось Приложение 1. В некоторых субъектах Российской Федерации, где отсутствуют программы, приняты планы мероприятий по противодействию коррупции. Сравнительный анализ содержания таких планов и программ показывает, что это различные виды правовых актов. План, как правило, содержит перечень последовательных мероприятий по противодействию коррупции на установленный период времени, при этом дополнительно могут иногда закрепляться цели, задачи, объем и сроки их выполнения, а также указываются должностные лица и органы власти, ответственные за реализацию тех или иных мероприятий5. В отличие от плана программа, как уже отмечалось, представляет собой акт комплексного регулирования, направленный на достижение целей в сфере противодействия коррупции, имеет более сложную структуру, дополнительно включает оценку имеющихся материально-финансовых ресурсов по реализации предусмотренных мероприятий, а также индикаторы их эффективности. Как показывает практика, в субъектах Российской Федерации, в которых отсутствуют целевые программы противодействия коррупции, не всегда осуществляется и четкое планирование антикоррупционной деятельности в отраслевых и функциональных органах исполнительной власти. Хотя иногда даже в тех субъектах Российской Федерации, в которых имеются программы противодействия коррупции, с данными программами не всегда бывают скоординированы принимаемые планы деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере6. В некоторых субъектах Российской Федерации принимаемые их высшими исполнительными органами государственной власти планы мероприятий по противодействию коррупции направлены не на конкретизацию мер по реализации программ противодействия коррупции, а на обеспечение выполнения закона субъекта Российской Федерации о противодействии коррупции. Таким образом, имеет место двойное планирование работы по противодействию коррупции, причем данные документы, по сути, нередко копируют друг друга. Подобная ситуация сложилась, например, в Ставропольском крае, где наряду с краевой целевой Программой «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010 - 2014 годы» утв. Причем оба документа включают в основном лишь главные направления работы по противодействию коррупции в субъекте Федерации, не обеспечиваемые конкретными мероприятиями. В целях унификации общего подхода в программно-целевом регулировании противодействия коррупции рекомендуется принимать соответствующие целевые программы противодействия коррупции в каждом субъекте Российской Федерации и уже на ее основе разрабатывать конкретные планы мероприятий с учетом направления деятельности органов исполнительной власти и региональной специфики. В отношении закрепления общих начал разработки и принятия региональных антикоррупционных программ нет единого подхода. Правовое регулирование противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации осуществляется посредством различных правовых актов: законов, указов и распоряжений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, постановлений и распоряжений исполнительного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации. В других субъектах Российской Федерации антикоррупционные программы утверждаются нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В качестве таковых выступают указы главы субъекта Российской Федерации например, Владимирская, Омская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край , постановления правительства либо его распоряжения например, Томская, Ивановская, Костромская, Тульская, Иркутская области. В третьих большая часть субъектов Российской Федерации - антикоррупционные программы утверждаются нормативными правовыми актами регионального правительства - постановлениями например, Архангельская, Московская, Орловская, Ярославская, Вологодская области и распоряжениями например, Рязанская, Тюменская области. В результате мероприятия по противодействию коррупции устанавливаются актами, различающимися по юридической силе, объему регулирования, степени детализации содержания. В то же время следует отметить, что в соответствии со ст. В связи с этим использование различных видов актов для утверждения программ противодействия коррупции не всегда отвечает требованиям указанной нормы. В то же время, как показало проведенное Институтом исследование правового регулирования антикоррупционного программирования в субъектах Российской Федерации, утверждение антикоррупционных региональных программ различными по юридической силе правовыми актами не отражается на содержательных аспектах антикоррупционных программ. В Ульяновской области антикоррупционная программа является видом целевой программы и принимается как нормативный правовой акт самостоятельно или в составе комплексной программы профилактики правонарушений. Согласно Закону от 05 июня 2007 г. Разработка антикоррупционной программы области осуществляется Правительством области, ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются министерствами и иными органами исполнительной власти области. Согласно Закону от 04 мая 2006 г. Разработка проекта антикоррупционной программы осуществляется на основе открытого конкурса и финансируется из республиканского бюджета. Проект, победивший в конкурсе, публикуется в официальных средствах массовой информации. Доработка официального проекта антикоррупционной программы Республики осуществляется экспертной группой, образуемой при специальном государственном органе по реализации антикоррупционной политики Республики. При доработке официального проекта учитываются предложения и рекомендации, высказанные участниками открытого обсуждения. Ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются министерствами и ведомствами Татарстана. Порядок разработки и финансирования проектов антикоррупционных программ ведомственного уровня определяется Кабинетом министров. Примерно такие же положения закрепляются в антикоррупционном Законе Республики Марий Эл7. Согласно положениям Закона «О профилактике коррупции в Кабардино-Балкарской Республике»8 по проекту антикоррупционной программы проводятся публичные слушания. Полагаем, что порядок, предусматривающий возможность открытого обсуждения мероприятий проекта программы, в наибольшей степени способствует повышению доверия населения к региональным органам государственной власти. Общий анализ антикоррупционных программ показывает схожесть их внутренней организации.

В целом для большинства муниципальных образований актуальным является включение таких мероприятий, как контроль за использованием недвижимого имущества, земельных участков на территории муниципального образования; анализ результатов передачи прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, анализ передачи муниципального имущества в аренду; проведение комплексной проверки на предмет выявления нарушений в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация семинаров для предпринимателей по вопросам антикоррупционного законодательства; создание общедоступной информационной системы для обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса информацией о порядке распоряжения муниципальным имуществом, перечне объектов для приватизации и аренды и т. Одним из важнейших элементов программы плана представляют оценки эффективности бюджетной, социальной, экономической , которые вычисляются по итогам их реализации за год и в целом за весь период действия программы плана. Оценка эффективности реализации происходит на основе индикаторов показателей , отражаемых в динамике, начиная с года, предшествующего году, в котором осуществлялась разработка программы плана. Индикаторы показатели должны иметь количественные критерии оценки. Ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий программы плана , рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых ресурсов несут исполнители руководители структурных подразделений, должностные лица. На практике контроль за выполнением глава муниципалитета оставляет за собой, что в определенной степени уже имеет коррупционную составляющую, в связи с чем обоснованно контроль за выполнением возложить на заместителя главы администрации муниципального образования. Информация о выполнении мероприятий должна рассматриваться на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, общественного совета по противодействию коррупции. Целесообразно руководство комиссией, а также председательство в ней возложить также на заместителя главы администрации муниципального образования. Отчет о ходе реализации программы плана представляется представительному органу местного самоуправления в сроки, установленные представительным органом, а также контрольному органу муниципального образования если таковой имеется. Государственная и муниципальная служба России: история и современность: Учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление". Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2010. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ред.

Расширить доступ к информации. Необходимо создать условия для свободного доступа к информации о деятельности государственных органов и чиновников, чтобы общественность могла контролировать их действия. Создать эффективный механизм защиты прав тех, кто стал жертвой коррупции. Для этого необходимо укрепить защиту свидетелей, а также обеспечить эффективное функционирование жалобных механизмов. Совершенствовать систему отбора и назначения должностных лиц. Необходимо создать механизмы, позволяющие привлекать к работе в государственных органах наиболее профессиональных и компетентных людей, а не тех, кто имеет связи с высшими должностными лицами. Вовлечь общественность в борьбу с коррупцией. Необходимо создать условия для активного участия общественности в борьбе с коррупцией, например, путем создания общественных советов при государственных органах. Сотрудничать с другими странами и международными организациями. Сотрудничество с другими странами и международными организациями может быть очень полезным при борьбе с коррупцией. Такое сотрудничество может включать обмен информацией, координацию усилий, обучение и обмен опытом, а также взаимную поддержку в решении коррупционных проблем. Международные организации, такие как ООН, Всемирный банк, Transparency International и другие, также могут помочь в борьбе с коррупцией, предоставляя экспертную поддержку, финансовую помощь и другие ресурсы. Следить за эффективностью принимаемых мер и корректировать их при необходимости. Важно следить за эффективностью принимаемых мер по борьбе с коррупцией и регулярно оценивать результаты. Если какие-то меры не работают или не приносят ожидаемых результатов, необходимо корректировать стратегию и находить новые решения.

Мероприятия, направленные на минимизацию причин коррупции

Подборка наиболее важных документов по запросу Основная цель национальной стратегии противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Новая программа создана на основе результатов первого проекта и с учетом положений Федерального Закона «О про-тиводействии коррупции» и Национального плана противо-действия коррупции. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции. 5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

«Новая стратегия противодействия коррупции на 2023 год: план действий для России»

В отдельных субъектах РФ приняты акты органов исполнитель-ной власти об утверждении программ или планов противодействия коррупции. Основными целями таких программ и планов являются: сниже-ние уровня коррупции; внедрение независимой антикоррупционной. Главная цель национального плана — создание условий для эффективной противодействия коррупции во всех сферах жизни общества. Для достижения этой цели в плане определены конкретные задачи, среди которых. недопущение предпосылок, исключение возможности фактов. Использование прямых телефонных линий в целях выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции, а также для более активного привлечения общественности к борьбе с данными правонарушениями. План определяет основные направления реализации антикоррупционной политики в КГБПОУ «Ребрихинский лицей ПО» Ребрихинского района Ал-тайского края, систему и перечень программных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в ОУ. повышение эффективности антикоррупционной политики - мониторинг коррупции в области управления должен решать следующие задачи: изучение общепринятых коррупционных практик (как у взяточников, так и среди взяткодателей).

«Новая стратегия противодействия коррупции на 2023 год: план действий для России»

Связь организованной преступности и коррупции. Правовые и организационные меры предупреждения коррупции. Национальный план противодействия коррупции. Экономический аспект коррупции. Коррупция – основа теневой экономики. Подборка наиболее важных документов по запросу Основная цель национальной стратегии противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). обеспечение выполнения Плана мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции в учреждении. Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач. Целями проекта являются: Снижение уровня коррупционных проявлений в контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд проводимых на территории Вологодской области, а также повышение качества таких закупок.

Антикоррупционные планы и программы в государственном управлении

Планирование противодействия коррупции на муниципальном уровне: проблемы и перспективы Основной целью антикоррупционного мониторинга является формирование объективной оценки уровня коррупции в республике для своевременного предупреждения, выявления и устранения последствий коррупционных проявлений, на основе принимаемых управленческих решений [2].
Национальный план противодействия коррупции Все планы содержат сроки, исполнителей и конкретные задачи в области противодействия коррупции, направлены на достижение целей и приоритетов, установленных Национальной стратегией.

Программа противодействия коррупции на 2023 год: основные меры и их реализация

Личная заинтересованность работника представителя организации - заинтересованность работника представителя организации , связанная с возможностью получения работником представителем организации при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Основные принципы антикоррупционной деятельности организации 3. В соответствии со ст. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1 признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2 законность; 3 публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4 неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5 комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6 приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7 сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Система мер противодействия коррупции в Организации основывается на следующих принципах: а Принцип соответствия Антикоррупционной политики Организации действующему законодательству и общепринятым нормам: соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам, Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иным нормативным правовым актам, применяемым к Организации. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие 4. Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники Организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и или юридических лиц, с которыми Организация вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Организацией с такими лицами.

Использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и или ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции. Стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.

Конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики 5. Генеральный директор Е. Карпов является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Организации. Карпов исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Организации назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики. Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики: - подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в Организации; - подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Организации; - разработка и представление на утверждение Заместитель генерального директора Иванов А. Обязанности работников и организации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции 6. Реализуемые организацией антикоррупционные мероприятия Направление Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации механизмов "обратной связи", телефона доверия и т. Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.

Очень сложно согласиться с таким вектором развития, так как, прежде всего, необходимо совершенствовать законодательные основы определения понимания коррупции, а также - расширить круг лиц близких родственников при подаче ежегодных сведений. Но самое главное, необходимо будет предоставлять сведения государственным, муниципальным служащим и работникам только по запросам контрольных или надзорных органов. Сегодня, «развивая» и расширяя систему запретов и ограничений, мы приходим только к увеличению кадрового аппарата и дополнительной нагрузки на государственных и муниципальных служащих. При этом, наказывая чиновников за выявленные нарушения по результатам проверок предоставленных сведений, тем самым, мы сами нарушаем законодательство, так как у большинства служащих в их действиях отсутствует материальный умысел. Второй раздел общенационального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы посвящен не менее важному вопросу повышения эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Здесь мы видим возможность привлечения научного и экспертного сообщества для анализа правоприменительной практики и опыта ведущих зарубежных стран использования в целях противодействия коррупции правового института конфликта интересов и предоставления предложений по уточнению понятий: «личная заинтересованность», «конфликт интересов», «иные близкие отношения», «лица, находящиеся в близком родстве или свойстве». В тоже время, на наш взгляд, следует отдельно проанализировать ситуации, при которых, согласно законодательству, может возникнуть конфликт интересов у близких родственников.

Сегодня законодательство о конфликте интересов привело только к увеличению бракоразводных процессов среди государственных и муниципальных служащих и исчезновению такого понятия как «потомственные династии педагогов, врачей, правоохранительных работников» и т. Анализ иных разделов Общенационального плана противодействия коррупции позволил нам высказать ряд интересных, по нашему мнению, предложений: - о наделении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации возможностью запросов о проведении оперативно-разыскных мероприятий; - о предоставлении Центральным банком Российской Федерации, информации, содержащейся в Центральном каталоге кредитных историй; - о совершенствовании правового регулирования вопросов, связанных с выявлением и пресечением преступлений коррупционной направленности, предметом которых являются цифровые финансовые активы, иные цифровые права, цифровая валюта [1]; - о проведении обучающего семинара для представителей средств массовой информации; - об открытии в образовательных организациях программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность». В целом, Антикоррупционной план противодействия коррупции представляет собой довольно разносторонний документ, затрагивающий многие аспекты и сферы профилактики, противодействия и борьбы с коррупцией. В документе определены 16 направлений антикоррупционной деятельности, разбитых на поручения, в том числе: - совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, которые установлены в разных сферах деятельности; - работа с конфликтами интересов и их предотвращение; - подтверждение достоверности сведений о доходах и расходах; - правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов; - применение мер административного и уголовного воздействия; защита информации ограниченного доступа, полученной в ходе борьбы с коррупцией [2]. В завершении публикации мы пришли к следующим выводам.

Антикоррупционная программа: что это такое и что в нее входит

Как защититься от вируса-казино в телеграме: советы и рекомендации Одной из главных целей плана является укрепление правовой культуры и этических принципов в обществе. Для этого предусмотрено проведение информационных кампаний, направленных на пропаганду негативных последствий коррупции и поддержку честных ценностей. Также в плане предусмотрены меры по повышению прозрачности и открытости государственной и муниципальной власти. В рамках этих мер будет создана общедоступная электронная площадка, на которой будут публиковаться информация о госзакупках, доходах и имуществе должностных лиц.

Для эффективной борьбы с коррупцией в плане предусмотрены меры, направленные на совершенствование антикоррупционного законодательства. Будут разработаны и внедрены новые нормативные акты, которые будут способствовать предотвращению и пресечению коррупционных преступлений. Другой важной целью плана является укрепление институтов государственного контроля.

Необходимо повысить эффективность работы органов внутренних дел, судебной системы и прокуратуры в сфере противодействия коррупции. Для этого планируется проведение кадровой реформы и обучение сотрудников правоохранительных органов. В рамках национального плана предусматривается создание условий для активного участия граждан в борьбе с коррупцией.

Будут разработаны и внедрены механизмы обращения граждан с жалобами на коррупционные проявления, а также будет создана система защиты репортеров и информаторов. Важным аспектом плана является также его международная составляющая. Предусмотрены меры по укреплению международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, в том числе совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий и внедрение международных стандартов в сфере противодействия коррупции.

Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы является важным шагом в борьбе с коррупцией в России. Реализация всех предусмотренных в плане мер и достижение поставленных целей позволит создать условия для честного, прозрачного и развивающегося общества. Роль национального плана Главная цель национального плана — создание условий для эффективной противодействия коррупции во всех сферах жизни общества.

Для достижения этой цели в плане определены конкретные задачи, среди которых: Укрепление антикоррупционного законодательства и его исполнение. Повышение прозрачности государственных и муниципальных учреждений. Развитие электронного правительства и использование информационных технологий для борьбы с коррупцией.

Усиление контроля за финансовыми потоками и борьба с отмыванием денег. Создание эффективной системы наказания коррупционеров. Развитие образовательных программ и повышение правовой культуры населения.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: а признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; б законность; в публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; г неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений и др. Направления деятельности государственных органов по противодействию коррупции: а проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; б совершенствование системы и структуры государственных органов; в введение антикоррупционных стандартов; г обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти; д обеспечение независимости средств массовой информации, и др.

N 815 "О мерах по противодействию коррупции", положениями «Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 5 ноября 2008 года и на основании «Национального плана противодействия коррупции», утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. Целью программы является консолидация организационно-правовых возможностей и общественно-институционального авторитета российских некоммерческих общественных организаций с целью оказания гражданского содействия Президенту Российской Федерации в области совершенствования государственной политики по противодействию коррупции, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием служебного положения, обеспечения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для экономического развития страны. Лишь после того, как проблема коррупции получила официальное признание на высшем политическом уровне и утверждения Президентом России в июле 2008 года вышеназванного Национального плана противодействия коррупции, а также принятия вслед за ним целого блока федерального антикоррупционного законодательства в 2008-2010 годах, большинство субъектов Российской Федерации в спешном порядке стали принимать собственные организационно-правовые программные документы на среднесрочную перспективу аналогичные федеральным. В одних случаях главы субъектов РФ принимали региональные документы в виде краткосрочных планов, в других вносили изменения в действующие региональные антикоррупционные программы или принимали новые. Как показывает региональная антикоррупционная практика, именно в этот период в большинстве субъектов Российской Федерации в региональном антикоррупционном законодательстве закрепляется антикоррупционное программирование как один из инструментов противодействия коррупции.

Значительная доля субъектов Российской Федерации в своем антикоррупционном законодательстве рассматривают программы противодействия коррупции как универсальное комплексное средство региональной антикоррупционной политики. Об этом, в частности, можно судить по содержанию положений регионального антикоррупционного законодательства, посвященному правовому регулированию антикоррупционного программирования. Хотя имеются и такое региональное антикоррупционное законодательство, в котором эта организационно-правовая мера противодействия коррупции не предусмотрена, либо предусмотрена, но не раскрывается её содержание и предназначение. Таким образом антикоррупционная программа, действующая на сегодняшний момент в России в рамках антикоррупционной политики представляет собой составную часть административной реформы, предусматривающей системные преобразования, направленные на изменение установок, ценностей, стереотипов поведения как чиновников, так и остальных граждан. Для осуществления данной программы ведется работа по следующим направлениям: а введение в действие комплекс законов, в которых предусмотрены меры противодействия коррупции; б осуществление изменений в методах государственного регулирования экономикой и социальной сферой; в укрепление подразделений правоохранительных органов, занятых борьбой с коррупцией; г реализация мер организационного характера в ведомствах с целью предупреждения и пресечения коррупционного поведения; д мобилизация усилий институтов гражданского общества по противодействию коррупции; е разворачивание системы гражданского просвещения, включающую в себя обучение антикоррупционному поведению. Усилению борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти призвана способствовать созданная в составе Государственной Думы третьего созыва Комиссия по борьбе с коррупцией, являющаяся постоянно действующим органом нижней палаты. Таким образом, действующая антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности мер пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

Для «запуска» эффективной антикоррупционной политики в России необходимы стартовые институциональные инновации. Одной из них является реформирование органов внутренних дел России - в частности, создание специальных антикоррупционных подразделений , нацеленных на противодействие элитной коррупции. Создание государственной системы антикоррупционного мониторинга позволит замерять уровень развития коррупции в разных сферах жизни и регионах России на основе макро-и микроэкономических статистических показателей, а также социологических опросов общественного мнения. Зарубежный опыт противодействия коррупции свидетельствует о том, что усилия по борьбе с коррупцией не дают результата, как правило, в том случае если отсутствует важнейшая составляющая этой борьбы - участие в ней гражданского общества. Причем, очевидно, что данная проблема явно выходит за рамки реализации антикоррупционной государственной стратегии. Как показывает анализ современной и исторической практики, российское государство с неохотой воспринимает гражданское общество в качестве партнера, вспоминая о нем лишь в случаях, когда необходимо мобилизовывать усилия общества как это было, например, в годы Великой Отечественной войны, а также реализации масштабных проектов целина, БАМ и другие. Гражданское общество может обладать знаниями и связями, необходимыми для решения проблем, касающихся всех, в том числе проблемы коррупции, которыми не обладают ни органы государственной власти местного самоуправления , ни частный сектор.

И в его интересах вести борьбу против коррупции, поскольку главной ее жертвой становится именно гражданское общество. По мере того, как власть перемещается от центра к руководителям на местах, в сферу коррупции начинают вовлекаться новые действующие лица на местном уровне, состоящие, как правило, в непосредственном контакте с гражданским обществом. Таким образом, гражданское общество, благодаря знанию местных проблем, в принципе получает возможности выявлять, контролировать, и в зародыше пресекать коррупцию в системе местного самоуправления, которыми не обладает никто. В свою очередь это может стать хорошей тренировочной базой, необходимых для борьбы с коррупцией на общенациональном уровне. Для этого необходимо предпринять целый комплекс мер. Прежде всего, необходима, государственная поддержка в создании общероссийской сети субъектов гражданского общества, вовлеченных в антикоррупционную деятельность. Помимо этого, в поддержке нуждается также деятельность общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию.

Это необходимо для того, что повысить ответственность самого гражданского общества в решении задач по противодействию коррупции, а также исключить случаи недобросовестного использования антикоррупционной проблематики в интересах достижения конъюнктурных политических целей, нанесения ущерба международному имиджу России. Люди должны осознать всю серьезность проблем, связанных с коррупцией, а также увидеть, что можно сделать для борьбы с ней. Степень доверия общества зависит скорее от того, как эти меры осуществляются и какое воздействие они оказывают на поведение государственных служащих и общества в целом. Таким образом, очевидно, что важнейшим направлением антикоррупционной политики должно стать привлечение гражданского общества к борьбе с коррупцией, а также изменение общественного мнения, восприятия коррупции. В этой связи, чрезвычайно важно также осознание того факта, что без создания особой нравственной атмосферы в обществе по отношению к коррупции с целью ее деинституционализации какие-либо меры в этой области будут малоэффективны.

Органы власти, в свою очередь, могут сотрудничать с общественными организациями, обеспечивая им доступ к информации и поддерживая их деятельность. Пример плана взаимодействия с органами власти и общественными организациями Шаг Действие Шаг 1 Провести совместную встречу с представителями общественности, объяснить им меры, принятые в рамках новой стратегии противодействия коррупции. Шаг 2 Обеспечить доступ общественных организаций к информации о государственных закупках и бюджетных расходах. Шаг 3 Проводить регулярные совещания с представителями общественности, обсуждая возникающие проблемы и ища их решения.

Информационная поддержка стратегии Систематизация информации Одним из важнейших мероприятий информационной поддержки стратегии по противодействию коррупции является систематизация информации о коррупционных преступлениях. Собранная информация может быть использована для анализа существующих коррупционных схем и разработки мер по их ликвидации. С целью систематизации информации следует организовать работу с базами данных и источниками информации, такими как отчеты, статистические данные, расследования коррупционных деяний и т. Проведение профилактических кампаний Важным элементом информационной поддержки стратегии является проведение превентивных кампаний, направленных на формирование у граждан отрицательного отношения к коррупции. Они могут включать в себя различные мероприятия, такие как просветительские кампании, тематические конференции, обучающие программы, публичные акции и т. Мониторинг и оценка эффективности мероприятий Важно также проводить постоянный мониторинг и оценку действенности мероприятий, осуществляемых в рамках стратегии противодействия коррупции. Это позволяет обнаруживать ошибки и успешно внедренные практики, корректировать стратегию и улучшать результативность борьбы с коррупцией. Для реализации этой задачи может быть использовано специализированное программное обеспечение, которое позволит сохранять, обрабатывать и анализировать данные о проводимых мероприятиях и их эффективности. Например, можно использовать систему индексации результатов борьбы с коррупцией, которая позволит понимать, насколько успешными являются реализуемые меры и какие корректировки необходимы для повышения их эффективности.

Таким образом, информационная поддержка стратегии по противодействию коррупции является неотъемлемым элементом эффективности борьбы с коррупцией и позволяет достичь поставленных целей и задач в этой области. Ожидаемые результаты Снижение уровня коррупции Главной целью новой стратегии противодействия коррупции является снижение уровня коррупции в России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий