Металлургия в синташте

сейминско-турбинских комплексов, имеющие соответствия в синташтинских памятниках: топоры втульчатые, массивно-обушные, плоские топоры-тесла, долота узкие стержневидные и в одном.

РС 248 Синташтинская культура

Укрепления в Синташте и подобных им поселениях, таких как Аркаим, имели беспрецедентные масштабы для степного региона. Насколько я понимаю, Синташта как раз входит в этот очаг. 49 МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ ТРУДА СИНТАШТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ1 А. Д. Дегтярева Выделены ведущие типы орудий. В Южном Зауралье выделяется три взаимосвязанные археологические культуры бронзового века – синташтинская, петровская и алакульская. Наиболее подробно результаты исследования металлургии Синташты и Аркаима. Керамический комплекс многослойного поселения левобережное (синташта II) по материалам исследований 2015-2017 гг.

Сообщество Империал: Аркаим и Синташтинская археологическая культура. - Сообщество Империал

Однако европейские культуры дают значительное разнообразие планировочных решений и отличную от синташтинской технику строительства. Последней присуще использование забутовки грунтом двух стен, выполнявших функцию опалубки [13]. Этот способ применялся при строительстве и жилых и оборонительных сооружений. На южных Балканах подобная техника известна.

Известен здесь и такой тип жилища, как "мегарон". Но на синташтинских памятниках мегароны являются стандартным жилищем, на Балканах же включая Северные они являются социально значимым сооружением. Довольно близкие архитектурные традиции синташтинским комплексам мы находим в Северо-Восточном Причерноморье, на таких памятниках, как Михайловка поздний слой , Ливенцовка и на некоторых поселениях майкопской культуры [18, 19].

О полной близости, впрочем, говорить не приходится и наличие сходных черт, в данном случае, вызвано скорее сходными формирующими процессами, а не генетической связью. Для Михайловки и Мешоко вопрос о подобной связи не может рассматриваться в принципе. Прямые же аналогии синташтинским городищам мы обнаруживаем на территории Анатолии и Сирии.

Впервые техника забутовки стен появляется на Ближнем Востоке в Иерихоне [20, с. Далее подобный способ строительства оборонительных сооружений зафиксирован в Телль-Магзалии в Северной Месопотамии [21]. Наиболее ранние мегароны 2 пол.

IV тыс. Однако с середины III тыс. На круглоплановом городище Демирчиуйюк в Северо-Западной Анатолии жилища имеют общие стены и торцами примыкают к оборонительной стене [15] рис.

В отличие, от раннего Демирчиуйюка здесь фиксируется уже не одно кольцо жилищ [22]. Соблюдается в хеттских и сирийских городищах еще одна черта, имеющая параллели в синташтинской культуре. Оборонительные стены делаются из сравнительно легкого материала и устанавливаются на прочный массивный фундамент.

Подобная традиция распространена чрезвычайно широко. Таким образом, аналога синташтинским городищам мы находим в Анатолии и в Сирии. Важное значение имеет также то обстоятельство, что в лесостепной Евразии эти городища представлены не только в Зауралье.

Идентичные есть на Дону Шиловское и в Приуралье Тюбяк [23, 24]. При этом они имеют овальную форму, как и ранние синташтинские городища [25]. Погребальный обряд синташтинской культуры обнаруживает тенденции к значительной трансформации.

Ранние комплексы курганными, в строгом смысле, назвать нельзя. Надмогильные сооружения возводятся над каждой ямой. Велика доля вторичных захоронений, погребения ориентированы по кругу.

Вторичные захоронения становятся присущи, в основном, центральным могильным ямам. На последней стадии круговая ориентировка сменяется ориентировками ям по сторонам света. Излишне говорить, что синташтинский обряд чужд Восточной Европе.

С другой стороны, его отдельные черты обнаруживают глубокие традиции на Ближнем Востоке, где обряд освобождения костей от мягких тканей зафиксирован с неолита [26], а погребения лошадей известны у гиксосов. В целом же формы погребальной обрядности практически идентичны традициям Аладжа Уйюка и Тиль Барсиба [27, с. В абашевских культурах погребальный обряд имеет местные корни в несколько большей степени.

Традиция трупоположения на спине, распространенная на Дону, восходит к репинской культуре и памятникам иванбугорского типа. На Средней Волге обряд и вовсе слабо отличим от ямно-полтавкинского и, кстати, имеет мало общего с фатьяновским. В них присутствует значительное количество восточноевропейских реплик-полтавкинских, катакомбных, ямно-катакомбных.

Есть посуда покровского и петровского облика, отражающая последующую трансформацию керамики. Зафиксированы отдельные включения бережновской керамики. Классические же синташтинские формы имеют общеабашевский вид рис.

Различия наблюдаются, в основном в орнаментации, причем для доно-волжского абашева они незначительны. В абашевских культурах, наряду с этим ощутимо пострепинское влияние, а на Средней Волге фатьяновское. Последнее проявляется, в первую очередь, в орнаментации и в более резком переходе от тулова ко дну, что усиливает эффект "колоколовидности".

Использование синташтинским населением мышьяковистых бронз восходит к технологиям Циркумпонтийской металлургической провинции ЦМП. Связывать эту традицию с северным блоком культур этой провинции, которым присуща лишь металлообработка, мы не вправе, поскольку легирование производилось на стадии плавки руды [29]. Ряд форм тесла, шилья, долота, очковидные подвески, подвески в 1,5 оборота имеют общециркумпонтийский характер.

Ножи являются следствием дальнейшей переработки циркумпонтийских форм. Некоторые специфические абашев-ские украшения например, бляшки-розетки , судя по всему, разрабатываются на месте. Абашевские топоры восходят к североциркумпонтийскому колонтаевскому типу [30].

Топоры же синташтинские из абашевских не выводимы, поскольку имеют менее овальную выступающую втулку и не являются узковислообушными. В какой-то степени они сопоставимы с топорами костромского типа. Более близкой аналогией им являются некоторые кавказские формы [31, с.

Восходят эти изделия, по-видимому, к переднеазиатским типам. Так же следует интерпретировать и втульчатый топор с массивным гребнем, относящийся с категории случайных находок [32, с. Аналогии ему имеются в Анатолии [33, с.

Бронзовые двухлопастные черешковые наконечники стрел, присутствующие в синташтинских погребениях, имеют параллели исключительно на Ближнем Востоке. Синташтинские копья с разомкнутой втулкой сопоставимы с кавказскими и анатолийскими формами [33, 34], но кавказские отличаются более зауженным пером. Типологически они близки также сейминско-турбинским и обнаруживают различия преимущественно в технологии изготовления [35].

Ситуация с металлом дублируется такой характерной для Синташты категорией изделий, как каменные булавы, которые встречаются в катакомбных культурах, но в целом, это очень ранняя традиция, широко распространенная в Передней Азии. Конструкции синташтинских колесниц идентичны переднеазиатским и, в первую очередь, сирийским [36]. Такая деталь колесничного снаряжения, как дисковидные псалии с шипами имеют непосредственные параллели в ближневосточных комплексах XVII в.

Однако, судя по характеру оголовий на изображениях, можно допустить и более раннюю дату псалиев этого типа. Суммируя все сказанное, я нахожу возможным сделать следующий вывод: возникновение синташтинской культуры в Зауралье связано с непосредственной стремительной миграцией из Передней Азии. По распространению керамики, колесниц и соответствующей архитектуры мы можем обозначить исходный район более конкретно.

Подобной локализации исходного района для распространения ариев в степной Евразии, как будто, противоречит мнение об отсутствии каких-либо следов их на Ближнем Востоке в домитаннийский период. Это, тем не менее действительности не соответствует. В эпических песнях времен Нарам-Суэна и Саргона Древнего фигурирует "воинство Манда", с которым впоследствии сражался и Хаттусили I [37, с.

Это название очень созвучно термину "мандала", обозначавшему у индоиранцев, наряду с иными понятиями, также "страну" и "народ". Локализуются носители указанного названия в очерченном выше регионе. Вероятно, будет логичным предположить, что в письменной традиции арии фигурируют в качестве амореев, то есть под названием, несущем не этническую, а территориальную нагрузку.

Другой видимо, основной составляющей амореев выступали западно-семитские племена. По-видимому, в ряде районов индоиранцы достаточно рано образуют симбиозы с хурритами. В последующей письменной истории это хорошо зафиксировано для Митанни.

Присутствие керамики синташтинского облика на границах с Египтом Телль-Нагила , захоронения с лошадьми у гиксосов, а также наличие колесничной индоиранской лексики у египтян [36, с. В данном случае термин тоже не допускает этнических трактовок. Исходя из всех перечисленных фактов, как исторических, так и археологических, я считаю возможным локализовать арийскую прародину в Передней Азии, откуда и осуществляется расселение ариев по Евразийскому континенту.

С миграцией ариев начинается новый этап в истории Северной Евразии. Часть арийских коллективов оседает на Дону и в Приуралье, но основной массив проникает в Южное Зауралье. Этот процесс вызывает серьезные культурные трансформации в Восточной Европе.

На Дону арийское присутствие фиксируется такими материалами, как Шиловское поселение и в ряде погребальных памятников. В процесс формирования абашевской культуры здесь втягивается и пострепинское население. Наряду с этим, часть местных пострепинских и иванбугорских популяций оттесняется на север, что приводит к формированию памятников типа Шагарского могильника [38].

Формирование абашевской культуры Средней Волги более сложно для осмысления. Если судить по погребальному обряду и составу стада, мы имеем дело с вытесненным на север ямно-полтавкинским населением. Фатьяновские черты на керамике тоже легко объяснимы формированием в непосредственном соседстве с носителями этой культуры и их частичным участием в этом процессе.

Но появление общеабашевских керамических форм, восходящих к переднеазиатским и пострепинским прототипам с трудом поддается объяснению. На данном этапе мы можем лишь констатировать сложный многокомпонентный характер сложения абашевской культуры на Средней Волге. Сказанное отчасти относится и к Приуралью.

Однако здесь индоиранский компонент выражен более четко в виде распространенности обряда вторичных захоронений; деятельности баланбашского металлургического очага, выплавляющего мышьяковистые бронзы, укрепленного городища Тюбяк и керамики, сопоставимой с синташтинской. Максимальная концентрация этих признаков наблюдается в районе среднего течения реки Белой.

Зданович, «Аркаим и «Страна городов»: диалог культур».

На месте поселения Стрелецкое-I Поселения «Страны городов» как будто специально были распределены по огромной территории. Расстояния между двумя одновременно существовавшими центрами составляло 40-60 километров. Таким образом, условный радиус одного «земельного округа» был равен 20-30 километров, а средняя площадь «округа» составляла около 2000 квадратных километров.

Характерной чертой этих поселений является их сильная укрепленность, которую отмечают все исследователи. Употребление понятия «город» по отношению к укрепленным поселениям аркаимско-синташтинского типа, конечно, условно. Однако их нельзя считать просто поселениями, так как аркаимские «города» отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций.

Вся территория укрепленного центра предельно насыщена планировочными деталями и глубоким содержанием, она очень компактна и тщательно продумана. С точки зрения организации пространства, перед нами даже не город, а некий «сверхгород»… Оборонительные укрепления «Страны городов» поражают своей монументальностью и сложностью. Толщина основных стен по основанию составляет 5-5,5 метров.

Толщина дополнительных стен или стен цитадели — 2-3 метра. Стены сооружали из крупных глинобитных блоков и частично облицовывали камнем Аландское, Ольгинское. Обычно в основе стеновых конструкций находятся бревенчатые срубы или две продольные деревянные стены, связанные поперечными бревнами.

Промежутки между стенами заполняли жидким фунтом заливкой либо сырцовыми блоками Аркаим. Снаружи деревянные стены-срубы обмазывали глиной, облицовывали сырцовыми блоками, иногда в сочетании с камнем» Г. Все производит впечатление даже не просто поселений или городов, а крепостей, вынужденных защищаться от каких-то внешних врагов.

Даже расположение различных входов и выходов в жилые помещения, описанное ранее на примере Аркаима, явно подчинено целям обороны и оптимизировано для того, чтобы жители могли быстро переместиться из домов как в любую другую точку города, так и на внешние оборонительные стены. Понятно, что во времена, когда металлы ценились весьма высоко, местные металлурги вынуждены были как-то защищать свое богатство. Однако больше нигде в мире не встречается каких-либо аналогов столь продуманной системы защиты мест древней металлургии.

Здесь она кажется даже несколько излишней. Но такая явная обособленность столь сильно укрепленных поселений становится логичной и понятной, если предположить, что металлурги — жители этих городов — не были представителями коренного местного населения, а являли собой пришлые племена, то есть были своего рода «чужеродными мигрантами». Именно для таких мигрантов характерно подобное обособленное проживание в компактных местах обитания.

Они даже сугубо психологически ощущают себя «чужаками», вынужденными обеспечивать свою безопасность и отграничиваться от местного населения. Кем же были жители «Страны городов»?.. В пользу этой версии говорят еще два важных фактора.

Во-первых, все эти «города» возникают как бы вдруг на пустом месте, а вовсе не на местах каких-то более ранних поселений или деревушек. А во-вторых, исследователи отмечают отсутствие преемственности культур в «Стране городов». Культуры эпохи бронзы здесь не связаны с предшествующим энеолитическим пластом.

В отдельных работах подобная связь иногда постулируется, но какие-либо аргументы при этом не приводятся, что обусловлено отсутствием фактов для подобных утверждений» «Древняя история Южного Зауралья». Расширяем границы Но откуда в таком случае пришли металлурги «Страны городов»? Целый ряд исследователей в поисках ответа на этот вопрос пытается опираться на сравнение между собой тех изделий, которые производили мастера прошлого.

И тут выясняются еще более странные моменты… Из бронзы металлурги «Страны городов» изготавливали самые разнообразные предметы. Это было и оружие — боевые топоры, кинжалы, наконечники копий и стрел; и орудия труда — серпы, ножи; и бытовые предметы с украшениями. Сравнение этих изделий с находками из металла в других регионах выявляет их поразительное сходство на огромной территории, выходящей далеко за рамки «Страны городов».

Порой возникает даже ощущение, что на всей этой территории происходило тиражирование металлических предметов по одним и тем же шаблонам. Это сходство изделий из металла настолько велико, что даже послужило основанием для выделения историками так называемой Андроновской культурно-исторической общности, в состав которой входит сразу несколько больших культур. Впервые андроновская культура была выделена в 1923 году С.

Теплоуховым и получила свое название по Андроновскому могильнику близ города Ачинска Красноярского края.

Захоронения в курганах расположены линейно или по кругу. В ряде случаев они образуют ярусные комплексы. Захоронения — индивидуальные или коллективные — совершены в грунтовых ямах, подбоях, катакомбах, иногда в деревянных камерах, перекрытых брёвнами. Положение: слабо скорченное на левом боку, иногда — вытянутое на спине с согнутыми в коленях ногами. Известны экстраординарные захоронения: колесничные комплексы, сопровождаются захоронениями 1-3 пар коней в могиле или специальном отсеке. В мужских захоронениях много предметов вооружения, а также орудий. Керамика: горшки с широкой горловиной и острорёберные банки, орнамент в виде желобков, треугольников, ромбов, меандров.

По размерам сосуды делятся на два типа: небольшие до 7 л , и крупные от 8 до 50 л. Изделия: Медные и бронзовые боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, плоские и желобчатые тёсла и долота, и др.

Здановича были исследованы 8 055 кв. По ряду исторически сложившихся причин, борьба учёных с ведомством «Гипроводхоз» закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. Главной причиной, определившей данный исход событий, конечно, стал распад Советского Союза, ослабление ведомств, активизация общества, поиск новых парадигм.

Проблема того, каким образом Аркаим стал «местом силы», своеобразной «Меккой» неоязыческого и эзотерического движений, не входит в круг компетенции археолога и является предметом для отдельного религиоведческого, культурологического или социологического исследования. Тем не менее, частично ответственность за современный культурный облик Аркаима лежит в том числе и на научном сообществе. Дело в том, что к идее спасения Аркаима привлекались очень разнообразные общественные силы. На фоне общего кризиса социализма, породившего идеологический вакуум, люди искали «пищу» для формирования новых воззрений. На этом фоне, высказываемые учёными яркие гипотезы об арийском этническом происхождении «синташтинцев», цивилизационной интерпретации укрепленных поселений и прочие стали мощнейшим топливом для «плавильного котла» человеческой фантазии и домыслов, породившего сотни эзотерических и неоязыческих идей, и до сих пор питающим индустрию лженауки.

Стоит, однако, заметить, что спрогнозировать подобные последствия на тот момент было невозможно, т. Достаточно запустить любой поисковик Интернета и среди первых десятков ссылок вы увидите в основном эзотерические, неоязыческие и националистические сайты. Интернет-опросы также оставляют мало места сомнениям. Согласно неофициальному сайту Аркаима, среди всех ответов на вопрос «Аркаим для вас — это…? Можно констатировать, что романтизированный образ Аркаима играет в сознании общественности более существенную роль, чем историческое знание.

В лженаучной продукции об Аркаиме можно выделить два основных тезиса, которые в той или иной пропорции характерны для книг и высказываний подавляющего числа лжеучёных и «духовных лидеров». Во-первых, это постулирование славянского этнического происхождения «синташтинцев». Вариации различны: славяно-арии, русы, русские... Во-вторых, феноменальный уровень технологического, социального и «духовного» развития «аркаимцев». Даже в тех случаях, когда в лженаучной теории нет прямой националистической направленности, «древние арии» представляются хранителями «энергий» и «сакрального, тайного знания», ныне забытых и для большинства непостижимых.

Все эти «тезисы» не согласуются с научными данными. Большинство исследователей относит синташтинское население к индоиранской ветви индоевропейской семьи языков. В лингвистике существует такой метод сравнительно-исторического языкознания как глоттохронология, он призван определять скорость распада языка на диалекты и самостоятельные языки. Объединенные данные лингвистики и археологии свидетельствуют, что синташтинские памятники существовали значительно позже единого протоиндоевропейского языка, а также о том, что вероятнее всего племена андроновского круга Андроновская культурно-историческая общность , в том числе «синташтинцы», относились к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Языковые данные финно-угорских народов содержат индо-иранские заимствования, которые очевидно могли быть получены только от урало-сибирских индоиранцев.

В распоряжении исследователей недостаточно данных, чтобы однозначно сказать являлись ли «синташтинцы» индоиранцами или уже иранцами, но очевидно, что мы имеем дело с индоевропейским миром. Самые же ранние глоттохронологические реконструкции еще не разделённой балто-славянской языковой общности датируются серединой или концом II тыс. Таким образом, славянские языки, которые происходят из другой ветви протоиндоевропейского языка, не имеют прямого отношения к синташтинскому населению. Также представителями различных научных направлений при изучении синташтинской проблемы нередко задействуются тексты Ригведы и Авесты. Следствием этого является существование неподтверждённой гипотезы о родственности авестийского народа «арья» «синташтинцам», но археологическое сообщество признает невозможность прямого использования данных источников для изучения индоиранцев Зауралья, так как эти источники имеют гораздо более поздний характер и являются изложением мифов.

Палеоэтнологические реконструкции являются интересным и полезным научным направлением, но для археологии эпохи бронзы и, особенно, для обществ рассматриваемой территории, проблема этничности по-настоящему не существует. Дело не только в отсутствии информации о языке в материальной культуре, которую изучает археолог. Людям Северной Евразии в эпоху бронзы, да и намного позже, современное понятие этничности было совершенно не знакомо. Не существовало ни национальностей, ни, как следствие, национального самосознания. На обширные массивы племен, говоривших на идентичном языке, или схожих диалектах, влияли постоянные миграционные процессы, происходили ассимиляции или другие виды взаимодействий, когда культуры взаимно обогащались, менялся антропологический тип населения.

Семья, род и племя являлись основой самоидентификации человека. Таким образом, в древности были возможны ситуации, когда племя, имевшее иную культуру, оказывалось более предпочтительным союзником, чем близкие по языку и укладу соседи, множество примеров чему существует и в гораздо более поздние периоды. Реконструкция внешности мужчины Рис. Реконструкция внешности женщины Рис. Карта распространения геномов Интерес ученых к синташтинскими древностям в целом и к Аркаиму в частности, сохраняется на протяжении многих лет.

Очевидно, что процесс осмысления содержания синташтинского феномена не завершен если он вообще может быть завершен , однако позиции исследователей по некоторым вопросам обозначились достаточно четко. В следующей части данной статьи мы представим читателю научную характеристику памятников синташтинского типа и поселения Аркаим, опираясь на признанные большинством исследователей выводы. В соответствии с новейшими исследованиями в области радиоуглеродного датирования, время существования синташтинских древностей определяется между XXI и XVIII вв. Епимахов, 2007; Черных, 2008. Территориально памятники синташтинского типа сконцентрированы в основном в степи и лесостепи Южного Зауралья, но встречаются также в Предуралье и смежных территориях Казахстана.

Большинство исследователей сходится во мнении, что первоначальным импульсом для формирования памятников синташтинского типа стала миграция индоиранских скотоводческим племен из степи и лесостепи Восточной Европы в Южное Зауралье. В качестве исходных ареалов миграции, рассматриваются территории распространения катакомбной, абашевской и других культур. Причины миграции, вероятно, имели комплексный характер: возможные военные конфликты, демографический фактор, поиск новых пастбищ, освоение зауральских меднорудных ресурсов вследствие упадка циркумпонтийской металлургической провинции. Неоднородные по культурному и антропологическому составу мигранты стали расселяться на территории Южного Зауралья, где смешивались с местным населением. Антропологи фиксируют пеструю картину синташтинской популяции, которая состояла из нескольких антропологических типов: вариантов «степных» европеоидов, частично южного европеоидного компонента, предположительно из причерноморских степей, а также существуют единичные находки метисного европеоидно-уралоидного антропологического типа рис.

Последние палеогенетические исследования значительно дополняют и проясняют картину миграций. В 2015 году в журнале «Nature» была опубликована комплексная работа исследователей из разных стран, включающая анализ миграций геномов, образцы которых были собраны с обширных евразийских территорий, а хронология охватывала бронзовый век. Исследовались и образцы геномов из синташтинских материалов. Согласно полученным данным был сделан предварительный вывод о том, что люди из синташтинской культуры имеют значительное генетическое сходство с представителями культур шнуровой керамики центральной и восточной Европы рис. Миграция популяций из культур шнуровой керамики на восток, вероятно, привела к формированию синташтинской культуры Morten et al.

Экономика населения имела оседлую скотоводческую основу, разводились коровы и лошади, овцы и козы, единично встречаются свиньи. Найдено значительное количество костей домашней собаки. Наличие земледелия археологически не фиксируется, несмотря на то, что было проведено множество работ по поиску микропыльцы культурных растений. В любом случае, земледелие не могло играть значительной роли в жизнеобеспечении. Определённую роль в рационе играла охота на кабана, тура, волка, медведя, лису, дикую лошадь, сурка, дикую утку и рыбная ловля.

Вероятно, разнообразие в рацион вносило собирательство мёд, орехи, ягоды, грибы, травы, дикие злаки и корнеплоды. Анализ антропологических останков позволяет говорить о том, что основой питания были молочные, в меньшей степени мясные продукты. С точки зрения современных стандартов питания, отсутствие хлеба и зерновых культур в рационе может показаться необычным, однако существует множество этнографических примеров культур с похожим типом питания. Бронзовый браслет Рис. Женское бронзовое накосное украшение Рис.

Копья, могильник Халвай-3 Рис. Бронзовое долото Рис. Псалии детали упряжи Рис. Синташтинские погребальные камеры «Синташтинцы» имели развитое металлургическое производство, горняками разрабатывались медные месторождения лазурит, малахит , металлурги выплавляли мышьяковую бронзу, из которой отливались и ковались украшения, разнообразный инструмент и специализированное вооружение рис. Археологические находки демонстрируют высокий уровень мастерства в обработке дерева и кости.

Неолитические технологии сложной обработки камня для производства ряда изделий также продолжали применяться. Их одежда состояла из конопляного текстиля, шерсти, кожи и меха. Для женского костюма были характерны кольца, браслеты, височные подвески, богато декорированные бронзовые накосники.

РС 248 Синташтинская культура

Все некрополи находятся вблизи крупных водных магистралей, устьев больших рек. Поселения вблизи некрополей не обнаружены, кроме того, значительная часть могил могла быть кенотафами. Погребальный инвентарь носит военный характер. Галичский клад — вблизи с. Туровское Костромская обл. В основание феномена легли два компонента: Алтайский степи, лесостепи, предгорья Алтая — елунинская, логиновская, кротовская культуры Саянский Прибайкалье и бассейн Ангары — глазковская, шиверская культуры Объединение в единый СТКФ произошло, видимо, в лесостепных предгорьях между Обьи и Иртышом. Поздний этап ЕАМП: срубная и андроновская культурные общности.

Хронология: II четверть II тысячелетия до н.

Положение: слабо скорченное на левом боку, иногда — вытянутое на спине с согнутыми в коленях ногами. Известны экстраординарные захоронения: колесничные комплексы, сопровождаются захоронениями 1-3 пар коней в могиле или специальном отсеке. В мужских захоронениях много предметов вооружения, а также орудий. Керамика: горшки с широкой горловиной и острорёберные банки, орнамент в виде желобков, треугольников, ромбов, меандров. По размерам сосуды делятся на два типа: небольшие до 7 л , и крупные от 8 до 50 л.

Изделия: Медные и бронзовые боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, плоские и желобчатые тёсла и долота, и др. Основные категории изготавливались по стереотипам ЦМП. Хозяйство: высокий уровень придомного и отгонного скотоводства, металлургии и металлообработки. Сейминско-турбинсий культурный феномен.

Внешняя стена Аркаима была широка и массивна в основании-фундаменте. Территория города занимала чуть больше трех гектаров. Если защитные стены строились в виде деревянных клетей размером 3x4 метра, заполненных грунтом с известью, то сами городские дома были глинобитными, возможно, двухэтажными. Дома были построены радиусами к центру. Противоположные торцы зданий примыкали к окружной улице. В домах имелись дворики от 2 до 5 метров шириной. Под кольцевой улицей был обнаружен миниатюрный канал 1,5x1,5 метра, вероятно, канализационный, со стоками и глубокими ямами. За кольцевой улицей находилась еще одна стена, менее массивная, чем внешняя, а за ней опять стояли дома, торцами выходя на площадь. Эти дома тоже имели дворики и крытые галереи, от которых остались столбы. Центральная площадь была утрамбована и скорее всего залита цементирующим раствором. Форма площади — прямоугольная. Всего площадь окружало аж 25 зданий в 200 квадратных метров каждое, ближе к стене стояли еще 35 зданий. Стены домов в Ар кайме были деревянными, в виде двойного забора из плах на врытых столбах, расстояние между плахами доходило до метра и было заполнено грунтом или сырцовым кирпичом. Внутри домов были деревянные перегородки, делившие помещение на комнаты, а также погреба и колодцы. Здания представляли собой замкнутые крепости с выходом на крышу, как в Чатал-Хююке Анатолия. Проходы в городе отличались замысловатостью. В крепостной наружной стене аркаимцы соорудили несколько ложных входов — части стены и ров перед ними вдавались внутрь и вели в тупик; вероятно, для того, чтобы враг попал в тупике под град стрел. Один из ложных входов проходил внутри самой стены и напоминал туннель-лабиринт. Встречались замаскированные ямы-ловушки. Попавшему же в город на круговую улицу приходилось пробираться между стеной внутреннего кольца и каркасным забором, с которых легко было обрушить град камней. К площади вели особые ворота кольцевой улицы. Общая планировка секторов показывала, что круговые и радиальные внутренние стены Аркаима использовались также в качестве верхних улиц. Археологи могли судить и о «расцветке» города. Снаружи клети стен и заборов обкладывались черными грунтовыми блоками, внутри, со стороны жилищ — желтыми. Градостроительные принципы Аркаима, при всей их причудливости, свидетельствовали, по мнению ученых, о знакомстве с устройством таких древнейших городов, как Иерихон, Чатал-Хююк. Провинция Синташта оказалась областью не какой-то замкнутой племенной культуры, но частью земной цивилизации. Археологи, очень сдержанно высказывавшиеся или вообще умалчивавшие о синташтских находках, с открытием Аркаима наконец оповестили мир о сенсации. Синташтцы могли прийти откуда угодно. Сторонники пратюркского их происхождения указывают в том числе и на Алтай… Итак, синташтцы пришли: — по одной версии, — из глубин Азии; — по другой — они местные жители, пратюрки; ведь Челябинск — «земля Челубея»; — по третьей — история культур южносибирского бронзового века связана с проблемами взаимодействия местного и пришлого населения и синхронного существования генетически разнородных культурных объединений; — по еще одной версии, никакого синхронного сожительства и быть не могло, потому что местные охотники «энеолитического[59] облика» были малочисленны и не стоили никакого внимания правда, непонятно, от кого синташтцы укрывались за крепостными стенами … В конце концов ученые пришли к выводу, что трудно назвать проблему более актуальную для истории эпохи бронзы степной и лесостепной Евразии, чем формирование синташтской культуры. Проблема затронула и вечный индоевропейский вопрос — о прародине европейцев и переселении народов. По еще одной теории, носители синташтской культуры заново поставили вопрос об арийской прародине. По этой теории, глубокие корни общности элементов культуры связывают Южное Зауралье с Передней Азией, следовательно, это арийские корни. Арии появились, как бы изначально, в Восточном Хорассане, Передней Азии, на севере Ирана, и оттуда мигрировали: на запад — в царство Митанни, в Индию Хараппская культура , на север — в степи Евразии. Именно об этом молчаливо свидетельствуют синташтские памятники. Связь степной культуры эпохи бронзы с последующим скифо-сарматским миром, миграция в Среднюю Азию прослеживается в Ригведе и Авесте. Но… проникновение арийских племен на территорию Зауралья не зафиксировано в этих памятниках. Как и любые миграции отсюда. Версии о пришельцах в Синташту преобладают над теми, где утверждается, что синташтцы — коренное население, искони жившее в Южном Зауралье. Предполагается, что у синташтской культуры в этих краях отсутствовали характерные погребения, архитектурные особенности — например, забутовка грунтом двух и более стен — опалубка, мышьяковая лигатура при плавке меди. И, судя по костям животных, у синташтцев и их предшественников был даже другой состав стада. Различались наконечники стрел, топоры и так далее. Из всех версий появления синташтцев в Южном Зауралье самый жгучий интерес был проявлен к версии общности, параллельности синташтской и крито-микенской культур. В Греции бронзового века поражали тронные залы-мегароны с очагами посреди помещения. Это был явный признак северной традиции, в Греции излишней. На Крите, например, дворцы обходились без мегаронов. Стандартное для Синташты жилище с очагом в Греции, и вообще на Балканах, имело значение социального сооружения царского. Мегарон нашли даже в древнейшем городе Иерихоне, в слое середины III тысячелетия до н. С этого времени отмечена архитектурная общность раскопанных городищ — жилища имели общие стены, дома примыкали торцами к оборонным стенам, в городах было не одно кольцо жилищ. Общность с синташтской культурой обнаружилась в хеттских и сирийских городищах — оборонные стены строились из сравнительно легкого материала, но на массивном фундаменте. Так что «горизонт микенских влияний» для синташтской культуры не находил себе точной временной ниши. С местным населением контакта не было — потому что оно покинуло те места, возможно, вынужденно. Элементы общности культур бронзовой эпохи обнаружены в более чем достаточном количестве. Синташтские ножи — дальнейшая трансформация циркумпонтийских форм, формы шила, тесла, долота, топора тоже несут следы культурной общности; впрочем, имеются и оригинальные местные топоры с меньшим овалом выступающей втулки и не вислообушные. Кроме металлургических, исследовали и гончарные производственные комлексы синташтских поселений и Аркаи- ма. Синташтская керамика — острореберные горшки и банки. Изготовлялись они из теста с примесью слюды и раковин. Сосуды — с широкой горловиной, узким плоским дном. Орнаменты наносились способами прочерка и оттиска — ямки, веревочки, крупная гребенка, треугольные и зигзагообразные линии. В 1988 году на городище Аркаим проводился археологический эксперимент — реконструкция технологических процессов. В металлургической технологии удалось констатировать наличие наиболее общих процессов выплавки металла в древности. А вот над гончарным производством эксперименты затянулись.

Вероятно, воины-колесничие могли иметь и доспехи — мягкие или же составленные из костяных пластин. Синташтинские боевые колесницы: от расцвета до заката Историческая судьба синташтинских боевых колесниц была яркой, но короткой, подобно вспышке молнии. Возникнув едва ли не из ниоткуда, они очень быстро сошли со сцены, однако дали хорошее жизнеспособное потомство. Кстати, есть мнение, что эти колесницы играли церемониальную и ритуальную роль в жизни синташтинского общества, но, судя по последним публикациям, сторонники их военного предназначения всё же преобладают. Анализируя процессы, связанные с формированием колесничного комплекса, И. Чечушков, один из ведущих отечественных специалистов, занимающихся этой проблемой, писал, что «в финале эпохи средней бронзы пришлое западное катакомбное? Успешная экспансия и закрепление за собой этих чрезвычайно богатых и важных территорий, по мнению учёного, сопровождалось столь же стремительным освоением комплекса перемещённых сюда с запада технологий: металлургии, поселенческой архитектуры и, само собой, колесничного комплекса. Обладание этими технологиями давало синташтинцам безусловное преимущество перед редким местным населением и волной переселенцев с востока — представителями сейминско-турбинской культуры. Колесницы и колесничие на хурритской чаше. Источник: История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Передняя Азия. Чечушков и, развивая свой тезис далее, продолжал: «Под её управлением в короткие сроки были освоены территории степей Южного Урала, где была сформирована эффективная скотоводческая экономика, которая давала достаточное количество прибавочного продукта. На этой экономической базе возникла сеть укреплённых поселений и сложилась яркая материальная культура, проявившаяся в пышной погребальной обрядности». Часть представителей этой элиты, судя по всему, и образовала «сословие» воинов-колесничих синташтинской и родственных ей культур. Вряд ли оно было многочисленным: содержание боевых колесниц, их изготовление и ремонт, а также разведение «колесничных» коней требовало серьёзных материальных расходов и формирования групп ремесленников, которые бы специализировались на обслуживании колесничной элиты мастеров по обработке дерева, кости и рога, шорников, кузнецов, оружейников, конюхов и «берейторов». Обусловленная объективными факторами малочисленность колесниц вкупе с характером местности, не слишком благоприятствовавшей их применению, накладывала ограничения на их тактическое использование. Синташтинские боевые колесницы, скорее всего, выступали, с одной стороны, в роли транспортного средства, доставлявшего элитного бойца к месту битвы, а с другой — в качестве одного из важнейших элементов ритуализированного поединка, своего рода Божьего суда. Впрочем, есть и иные мнения относительно сферы использования этих транспортных средств. Шнирельман, говоря о войне как социокультурном феномене на ранних этапах развития человеческого общества, отмечал: « Первобытную войну характеризовали следующие особенности: мелкомасштабность, скоротечность, совпадение боевой организации с родственной, почти полное отсутствие какой-либо строгой военной организации, иерархической соподчинённости и централизованной системы командования, решение только сугубо тактических задач, преобладание социальных и ритуально-психологических целей над экономическими и политическими». Ассирийский барельеф, изображающий военачальника? Источник: Cotterell, А. Предварительные итоги Итак, что мы имеем? Казалось бы, ответ на вопрос, где и когда появились первые боевые колесницы, найден: Южный Урал, синташтинская культура, конец III — начало II тысячелетия до н. Однако такой вывод представляется несколько преждевременным. Синташтинская и родственные ей археологические культуры действительно связаны с колесницами, и именно они дали импульс развитию этого «чудо-оружия» бронзового века у других степных культур эпохи поздней бронзы, а затем в Древнем Китае и Древней Индии.

Синташта II: предварительные данные о составе стада

триполье это более ранняя примитивная металлургия меди, синташта - более продвинутая металлургия мышьяковистых бронз. Тип руды Период Синташта-Абашево. Наиболее известные из них — Синташта и Аркаим в Челябинской области. Керамический комплекс многослойного поселения левобережное (синташта II) по материалам исследований 2015-2017 гг. На территории Аркаима обнаружены новые материалы по металлургии синташтинского периода в районе поселения Левобережное (Синташта II), сообщили в. От Синташты до Аркаима напрямую 44 км к северо-западу.

2. Синташтинская культура.

Металлургия Синташты и Аркаима Наиболее подробно результаты исследования металлургии Синташты и Аркаима представлены в издании Южно-Уральского государственного университета под названием «Древняя. Металлургия Синташты и Аркаима. Расстояние от Аркаима до Синташты равно 30 км. 29 ХИМИКО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ МЕТАЛЛА СИНТАШТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ А.Д. Дегтярева Статья посвящена изучению химического состава цветного металла синташтинской. с раскопок В.Ф. Генингом могильников и поселения на р. Синташта в Брединском районе.

Синташтские тайны

Так делали в Синташте, около 4 000 лет назад, так же делали и самые первые металлурги в Циркум-Понтийской области и в Карпато-Балканской. В Синташте в могильнике пара коней положена вместе с колесницами, на черепах лошадей. В погребениях культуры Синташта прослеживается наследие культур среднего бронзового века, в которых известны захоронения литейщиков.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ МУГАЛЖАРСКОГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ

Синташтинская культура, также известная как синташтинско-петровская, или синташта-аркаимская, является археологическим памятником бронзового века северной. Синташта была одним из центров металлургии и ремесел в бронзовом веке. – Прежде всего, это хорошо налаженный процесс металлургии и металлообработки. Укрепления в Синташте и подобных им поселениях, таких как Аркаим, имели беспрецедентные масштабы для степного региона.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий