Хоровой концерт определение

Чистота звучания классического вокального голоса облагораживает любые сюжетные ситуации, в частности, в оперной культуре XX века. Так, в опере Родиона Щедрина "Лолита" (по Владимиру Набокову) партия главной героини поручена высокому сопрано. Наряду с кантом, литургией, мадригалом, мотетом происходит возрождение хорового концерта, которому принадлежит первое место по значимости жанровых открытий в отечественной хоровой музыке. Возникший на основе русского духовного. Несмотря на то что основным местом исполнения и слушания концертов была церковь, по своему значению хоровой концерт выходит за рамки «прикладной» богослужебной музыки, отражая более широкую общечеловеческую нравственную проблематику. И в заключение нашего мини-экскурса по хоровым терминам, еще несколько хоровых определений: ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента. Презентация на тему по музыке Концерт хоровой музыки.

Что такое духлвный хоровой концерт

что такое хоровой концерт, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответило 2 человека — Знания Орг. Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки. Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки. И в заключение нашего мини-экскурса по хоровым терминам, еще несколько хоровых определений: ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента.

что такое тантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малый жанр.

Наряду с кантом, литургией, мадригалом, мотетом происходит возрождение хорового концерта, которому принадлежит первое место по значимости жанровых открытий в отечественной хоровой музыке. Возникший на основе русского духовного. Наиболее значимым для определения специфики хорового концерта является принцип концертирования, под которым понимается особый вид диалогического «общения» хоровых партий в сочинении, основанный на игро-. вой форме их взаимодействия. Самым плодовитым композитором хоровых концертов был Дмитрий Бортнянский, украинский композитор, учившийся в Италии. Он сочинил 35 концертов для одиночного хора, 10 концертов для двойного хора и 14 «концертных» постановок «Тебе Бога хвалим». Презентация на тему по музыке Концерт хоровой музыки. Хоровой концерт – это музыкальное событие, в рамках которого исполняется музыка для смешанного, женского или мужского хора. Причастие к хоровым концертам является важным элементом культуры и музыкального образования. Хоровой концерт — это музыкальное исполнение, в котором участвует хор. Хор — это совокупность певцов, объединенных вокальными партиями, которые исполняют музыкальные произведения вместе.

Духовный хоровой концерт

Хоровой концерт — это музыкальное исполнение, в котором участвуют хор и его дирижер. Во время такого концерта хор исполняет множество музыкальных произведений, включая хоровую музыку, обычно без сопровождения оркестра или других инструментов. Одним из них является хоровой концерт – жанр русской духовной церковной музыки, состоящий из множества частей с единой сюжетной линией. Центральным, основным «жанром творчества Березовского и Бортнянского оставался хоровой концерт, стилистика которого в 60-70-х гг. XVIII в. приближалась к итальянскому хоровому a cappella на тексты псалмов» [9, с. 10]. Организация концертных выступлений. Хоровой концерт – это отчет о проделанной работе хора. Ответ находиться у нас! Заходи и смотри, ответило 2 человека: что такое хоровой концерт — Знания Сайт.

Жанры хоровой музыки

Для хорового концерта характерна текстовая обусловленность музыкальной логики, частота фактурных смен, контрастное сопоставление частей, концертные способы циклообразования и организации музыкального материала. Хоровой концерт (русский язык: Ukraininan: иногда известный как «вокальный концерт» или «церковный концерт»), жанр духовной музыки, которая возникла в России в середине семнадцатого века и осталась популярной в начало девятнадцатого века. это А. представление о действительности, выраженное в музыкальных звуках Б. музыкальное искусство В. Интонация 2. Инструментальная музыка может быть А. сольной Б. хоровой В. Оркестровой 3. Вокальная музыка может быть А.

Хоровой концерт - Choral concerto

Высокие позиции концерта в иерархии современных хоровых жанров обусловлены его богатым художественным потенциалом и особой жизнестойкостью, основанной на способности адаптироваться к изменениям историко-культурных условий и сохранять социальную востребованность. Материалы диссертации могут быть применены в курсах «Хоровая литература», «История хоровой музыки», «Хороведение», «Хоровые стили», «Анализ музыкальных произведений», спецкурсах по искусству интерпретации в музыкальных колледжах и вузах. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры хорового дирижирования совместно с кафедрой теории и истории музыки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. Результаты исследования нашли практическое применение в разработанных автором лекционных курсах «Теория и практика хоровой интерпретации», «Хоровая литература» в ТГМПИ им. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях в виде статей, тезисов и докладов: II, III, VII Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» Тамбов, 2006, 2007, 2011 , VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы культуры в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство» Саратов, 2007 , III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» Белгород, 2011 , Всероссийская научная конференция «Фольклор в контексте культуры» Махачкала, 2011. Опубликованы статьи в журналах «Музыкальная жизнь» Москва, 2011 , «Вестник Челябинского государственного университета» Челябинск, 2011 , в сборнике статей кафедры хорового дирижирования ТГМПИ им. Рахманинова Тамбов, 2008. В XXI столетии эволюция хорового концерта продолжилась по трём направлениям, сформированным во второй половине XX века — фольклорному, светскому и духовному. Этим обусловлена целесообразность их рассмотрения в таком же порядке. Таким образом, представленное диссертационное исследование состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии и двух Приложений, содержащих нотные примеры и список хоровых концертов анализируемого периода. В Главе I «Фольклорный концерт» рассматривается модель жанра, хронологически первой оформившаяся в XX столетии.

Отмечается, что данный вид концерта не имел прямых исторических предшественников, поэтому его появление на гребне «новой фольклорной волны» во второй половине прошлого века, несомненно, явилось своего рода художественным открытием. Гипотетически, в качестве возможного обстоятельства, детерминировавшего возрождение жанра концерта в 60-е годы ХХ века, указана следующая причина: вследствие насильственного пресечения развития духовной музыки и изъятия богатейшего пласта из русской певческой традиции именно хоровой концерт отчасти заполнил образовавшуюся нишу и взял на себя роль «хранителя» исторической памяти о жанре, став одновременно и выразителем национальной ментальности. Традиционный для русской дореволюционной хоровой культуры жанр в условиях атеистического государства был принципиально переосмыслен. С одной стороны, способность к социально-культурной адаптации и умение соответствовать меняющимся потребностям общества, с другой стороны, соединение богатейшей художественной традиции с арсеналом средств выразительности XX столетия явились прочным фундаментом для активного и плодотворного развития хорового концерта от середины XX века вплоть до настоящего времени. Вслед за первым хоровым концертом, созданным в XX столетии «Лебёдушка» В. Салманова, 1967 , в 1970-е годы один за другим появляются более десятка произведений этого направления. Связи современного хорового концерта с отдельными его предшественниками хотя и не всегда очевидны, но при внимательном изучении — несомненны. Так, фольклорный концерт соединён огромным множеством нитей с исторически первой моделью — партесным концертом. Не обрываются эти нити и на дальнейших этапах развития жанра. Фольклорный концерт является наиболее показательным примером этой преемственности — и прямой, и скрытой.

Так, в качестве важного свойства духовного концерта исследователями Т. Владышевская, М. Скребков и другие неоднократно отмечалась спаянность в его интонационном строе церковного и народного начала, восприимчивость к мирским, светским влияниям, отвечающим сугубо эстетическим человеческим потребностям. Эти черты в комплексе явились главным фактором жизнеспособности жанра и, адаптированные к новой культурной среде, обусловили его возрождение во второй половине XX столетия в существенно преобразованном виде. Рассматривая вопрос о жанровом своеобразии фольклорного хорового концерта, автор приходит к выводу, что, прежде всего, оно заключается в синтезе русской многовековой академической хоровой традиции пения a cappella с народной песенностью, претворённой в крупном циклическом произведении. Соединение народной песенности распевность, мелодическая и ритмическая свобода, несимметричная метрика, структурные и фактурные особенности, характерные исполнительские приёмы, заимствованные из фольклорного музицирования с исторически «укоренёнными» концертными свойствами академического хорового искусства разнообразные приёмы концертирования, контрастное сопоставление партий, диалогичность изложения предоставляет композиторам поистине безграничные возможности для работы с народно-поэтическими источниками. Таковыми для фольклорного концерта являются образцы устной народной традиции или тексты, сочинённые в народном духе. При систематизации фольклорного концерта в работе применён принцип образно-содержательной дифференциации, формирующий четыре основных направления: семейный обрядовый концерт; календарный обрядовый концерт; былинно-эпический и исторический концерт; духовно-религиозный концерт. Самую обширную группу составляют концерты, созданные на основе традиционных обрядовых песен. Среди них особое место занимают произведения, опирающиеся на тексты свадебных песен «Лебёдушка» В.

Салманова, «Русская свадьба» А. Киселёва, «Из лирики русской свадьбы» И. Якушенко и другие. К той же группе отнесены сочинения, созданные на основе плачей и причитаний «Солдат мой, солдатик…» Г. Отдельную группу в фольклорном концерте образуют произведения, ориентированные на обрядово-календарную традицию. В неё входят сочинения, как полностью построенные на песнях, приуроченных к определённым периодам или датам земледельческого календаря «Времена года» А. Киселёва, «Игральные вечёрки» А. Нименского , так и сочетающие календарные песни с иными жанрами, чаще всего — народно-танцевальными «Русский концерт» В. Калистратова, «Картины из русской жизни» В. Пьянкова, «Горные напевы» В.

Довганя и другие. Как правило, в подобных сочинениях композиторы обращаются к древнейшему пласту русской словесности — языческой и раннехристианской народной поэзии. Особое направление фольклорного концерта формируют сочинения, образно-содержательной доминантой которых является национально-историческая, былинно-эпическая тематика В. Ходош «Зорюшки-зори» на стихи Л. Мея, симфония-концерт Г. Дмитриева «Старорусские сказания» на стихи И. Самостоятельную группу образуют произведения, в которых спаянность фольклорного и религиозного начала позволяет раскрыть самобытность народно-религиозных представлений концерт-действо В. Калистратова «Покаяние». В отдельных концертах отчётливо наблюдается тенденция к жанровому синтезу, как, например, в «Старорусских сказаниях» Г. Дмитриева, в которых переплетение былинно-эпических, фантастических и религиозных, лирико-романтических и драматических образов приводит к объединению всех перечисленных выше направлений фольклорного концерта.

При анализе структурных особенностей фольклорного концерта выявлено, что кардинальные изменения принципов формирования текстовой основы хорового концерта второй половины XX — начала XXI века по сравнению с его историческими прототипами неизбежно повлекли за собой и значительные изменения в сфере формообразования. Главным новшеством в строении современного концерта становится его номерная структура, причём с широкой амплитудой колебания количества частей от двух — трёх до десяти и более. Формообразование в фольклорном концерте осуществляется по двум направлениям. Для одной группы концертов характерна трёх- и четырёхчастная форма, которая, с оговорками, может быть рассмотрена в параллели с традициями классического хорового концерта «Тихий Дон» С. Слонимского, «Песни Пинежья» Ю. Вторая, противоположная, тенденция проявляется в тяготении художников к развёрнутым циклам пяти-семи и более частей. При такой структуре, обусловленной, как правило, концептуальной масштабностью сочинений, большое значение придаётся достижению смыслового и композиционного единства произведения «Лебёдушка» В. Салманова — 5 частей, «Песни Земли Белгородской» В. Калистратова — 7 частей, «Сибирские песни» В. Калистратова — 12 частей.

В результате анализа наиболее показательных жанровых образцов выявлено, что в основу мелодической организации фольклорного концерта положен широкий спектр приёмов: от заимствования подлинных мелодий до достаточно свободного прочтения народных источников при доминировании индивидуально-авторского стиля и использовании новейших композиторских приёмов. Другой подход к созданию фольклорного концерта основан на принципе свободы авторского музыкального претворения народно-поэтического источника, при котором композиторы стремятся воссоздать народный колорит «Русская свадьба» и «Времена года» А. Киселёва, «Тихий Дон» С. Слонимского, «Горные напевы» В. Чрезвычайно высокая степень авторской свободы при работе с фольклорной моделью позволяет применять различные композиторские техники при общей ориентированности на современные системы и средства звуковысотной организации, включая атональность, кластер и додекафонные серии симфония-концерт «Старорусские сказания» Г. Одним из наиболее ярких и важных музыкально-выразительных элементов, формирующих жанровое своеобразие концерта, является хоровая фактура. Для фольклорного концерта характерна традиционная для жанра фактурная переменность по типу ансамбль-tutti, сопровождаемая динамическими контрастами и стереофоническими эффектами «Зорюшки-зори» В. Ведущую роль приобретает диалогичность, причём многозначность этого термина раскрывается через разнообразие видов фактурного взаимодействия голосов — от традиционных для народного искусства сольных запевов, хоровых подхватов и игровых приёмов до сопоставления хоровых пластов, идущего от плясовой традиции «стенка на стенку» финал «Русского концерта» В. Значительный внутренний драматургический ресурс фольклорного концерта способствует расширению возможностей сценического воплощения музыкального образа, в частности — театрализации хорового действа. Указанный фактор распространяет своё влияние как на саму хоровую ткань диалогичность фактуры, основанная на игровом принципе взаимодействия партий и их контрастном сопоставлении , так и на потенциал к сценической театрализации, позволяющей осуществлять динамичные, зрелищные и колоритные постановки.

В качестве одной из форм театрализации выступает музыкальный инструментарий, способствующий более полному раскрытию содержания концерта «Русский концерт» В. Калистратова, финал «Русской свадьбы» А.

В ходе голосового взаимодействия, исполнители могут использовать различные музыкальные элементы, такие как канон, фуга, хорал, партитуры и другие.

Это позволяет создать более сложные и интересные музыкальные композиции и придать им особую глубину и выразительность. Голосовое взаимодействие является ключевым элементом хорового исполнения и играет важную роль в формировании хорового звучания. Оно требует от исполнителей координации и слаженности, но при правильном взаимодействии создает неповторимые впечатления и эмоциональную насыщенность в исполнении.

Аккуратное слаживание Аккуратное слаживание требует от исполнителей высокой музыкальной культуры и чувства слуха. Всем участникам хорового концерта приходится не только запоминать ноты и тексты, но и тонко чувствовать и реагировать на звучание других голосов. Каждый исполнитель должен быть готов к активному взаимодействию со своими коллегами и постоянно подстраиваться под общее звучание хора.

Для достижения аккуратного слаживания очень важно умение слушать и прислушиваться к другим голосам. Исполнителям необходимо находить свой голосовой диапазон, настраиваться на общий тембр и выравнивать интонации. Это требует от каждого участника хора не только технического исполнения, но и эмоциональной и эстетической отдачи.

Аккуратное слаживание — это не только вопрос музыкального исполнения, но и хорошей вокальной культуры. Каждый исполнитель должен контролировать свое дыхание, артикуляцию, высоту голоса и интонации. Он должен быть готов к мгновенным сменам динамики и темпа вместе с другими участниками хора.

Аккуратное слаживание — это магическая способность хора звучать как одно целое. Это результат тщательной подготовки и оттачивания исполнения.

В неё входят произведения, претворяющие идею возвышенной умиротворённости, мечтательности, любования красотой окружающего мира во всём богатстве его проявлений «Кипарисовый ларец. Пять трилистников» Д. Смирнова на стихи И. Анненского, «Времена года» Е. Подгайца на стихи С. Козлова, «Путеводитель по Карадагу» Ю.

Евграфова на стихи Г. Задушевность, элегичность характеризует концерты Д. Смирнова «Приявший мир» на стихи А. Блока и «Благовещение» на стихи П. Отдельное направление в светском концерте составляют драматически насыщенные, отмеченные высокой степенью эмоционального тонуса остроконфликтные сочинения — «Кровь казачья» А. Ларина на стихи Д. Кедрина, «Казнящий Бог» В. Магдалиц на стихи Ф.

Наиболее сложны по образному содержанию и музыкальному воплощению концерты, представленные в группе философского направления. Они отмечены разноплановостью поэтики, метафоричностью, символичностью и многозначностью образных смыслов. Тематический диапазон таких сочинений весьма широк — от общих лирико-философских размышлений «Священные знаки» Г. Дмитриева на стихи Н. Рериха до попыток постижения сущности бытия и осмысления быстротечности жизни «Китеж всплывающий» Г. Дмитриева на стихи Ю. Кузнецова, «Река времён» Б. Тищенко на слова из Екклесиаста, В.

Хлебникова, Ю. Андропова, Г. Державина, Н. Стремление к свободному музыкальному самовыражению, не сдерживаемому рамками программности, нередко побуждает композиторов отказаться от интонируемого литературного текста и служит причиной возникновения совершенно новой разновидности хорового концерта, не имеющей прототипов в прошлом — концерта-вокализа термин Ю. В этих сочинениях музыкальное начало, автономизированное от слова, позволяет трактовать человеческий голос как оркестровый инструмент, а всё звучание приближает к чистой инструментальности с преобладанием моторики движения «Концертино-сольфеджио» Е. Подгайца, «Концертино» Р. Щедрина, «Итальянский концерт» И. Многообразие текстового материала, широкий спектр его образно-смысловой и эмоциональной направленности неизбежно приводит к укрупнению светского концерта, что особенно актуализирует проблему выявления формообразующих принципов жанра.

Отмечается, что наиболее характерным признаком светского концерта стала многочастность, при этом универсальной структурной модели цикла не существует. Неизменным для всех вариантов авторской интерпретации формы остаётся принцип построения цикла на основе контраста как правило, образного, темпового или ладового. Причём если в дореволюционных жанровых моделях контрастность служила способом внутренней градации монолитной формы на отдельные части, то в концерте светском контраст становится одним из способов воплощения идеи диалектического единства противоположностей, то есть осуществляет объединяющую функцию. Композиционная целостность в концерте достигается в первую очередь за счёт драматургического единства, формируемого на самых различных уровнях — музыкально-языковом, интонационном, концептуальном. Чаще всего конструктивная монолитность обретается посредством опоры на моностилевую литературную основу, образованную, как правило, текстами одного автора Г. Свиридов «Пушкинский венок», Ю. Фалик «Поэзы Игоря Северянина» и многие другие. Дополнительным связующим звеном в концертах иногда становится включение между хоровыми номерами партии чтеца, вплетающейся в общую драматургическую канву «повествования» например, в концерте Д.

В масштабных произведениях, основанных на стихах не одного, а нескольких поэтов, объединяющим началом становится образно-художественная концепция, идея, как правило, словесно оформленная в программном названии сочинения Д. Смирнов «Рождение крыла» на стихи Ю. Мориц, А. Тарковского и Б. Пастернака, Ю. Фалик «Элегии» на стихи Н. Гумилёва и А. Лейтмотивные связи также играют роль важного связующего форму элемента.

Так, в концерте А. Ларина «Кровь казачья» в качестве такого лейтмотива выступает фонетически образованная попевка «голос родной земли», которая представляет собой мелодически ёмкую, лаконичную интонацию, построенную в виде закруглённого опевающего мотива. Показательно, что формообразующая роль лейтмотивных связей в позднеромантическом концерте рубежа XIX — XX веков была отмечена И. Выявлено, что форма современного светского концерта во многом схожа с концертом фольклорным. Структура всецело зависит от поэтической основы и может быть представлена двумя типами: слитный цикл сквозного развития и многочастные контрастные композиции, где части следуют с перерывом. Так же как и в фольклорном, в светском концерте нет регламентированного количества частей, их число напрямую сопряжено с масштабностью замысла. Сплетение в мелодике светского концерта попевок знаменного распева и интонаций народных песен, романсовой лирики и сухой речитации, тематизма инструментального типа и остросовременных мелодических оборотов придаёт сочинениям синтетичность, свойственную музыкальному мышлению новейшего времени, яркую изобразительность, а порой и ведёт к эклектике. Несмотря на многочисленные порой — радикальные обновления звуковой организации музыки второй половины XX века, хоровой жанр стал подлинным хранителем мелодизма.

Песенность соединяет в себе богатый спектр интонаций: ариозно-романсовая мелодика Д. Смирнов «Приявший мир» , мелодии в духе народных песен «Колечушко, сердечушко» из «Пушкинского венка» Г. Свиридова , стилизация древних распевов и претворение элементов церковной стилистики «Восстань боязливый» из «Пушкинского венка» Г. Декламационно-речевые виды мелодии обусловили появление новых, в том числе и нетрадиционных способов звукоизвлечения и артикуляции «говорком», ритмический шёпот, введение в хоровые партитуры разговорной речи. Инструментальный тип мелодики, далеко не всегда естественно воспринимаемый в вокальном интонировании, находит самое широкое претворение в светском концерте. Усложнение мелодического рельефа, обусловленное влиянием чисто инструментальной мелодии, проявилось, прежде всего, в ориентированности на непесенные жанры танцевальность, токкатность , в обновлении средств хоровой выразительности за счёт расширения темброфонической составляющей. Особенности концертного типа фактуры, типичные для жанра в целом, наиболее полно были реализованы именно в светском направлении. Композиторы используют довольно сложные фактурные приёмы, берущие начало как в современных техниках письма, так и в особенностях народного многоголосия гетерофонии.

Разнопланово авторы второй половины XX — начала XXI века используют и возможности двухорного состава. Так, в концерте Д. Смирнова «Приявший мир» один из хоров выполняет функцию педали, создавая тем самым особый акустических эффект, подобный реверберации в храме. Барочный принцип фактурной организации, базирующийся на контрасте плотной аккордовой и более разреженной ансамблевой звучности, в наибольшей степени присущ именно светскому концерту. Так, хоровая ткань концерта Т. Смирновой «Героям посвящается» насыщена не только сменой solo — tutti, но и разнообразием фактурных решений в трактовке ансамблевых эпизодов, тембровых сочетаний в tutti. Разноплановые возможности хорового концертирования наиболее полно воплощены в финале «Пушкинского венка» Г. Свиридова, где хор трактуется практически как оркестровый состав.

Светский хоровой концерт продолжает многие традиции прошлого, демонстрируя преемственность типологических черт, присущих жанру на всех этапах развития. Среди этих качеств отмечаются как универсальные жанровые свойства разноплановые приёмы концертирования, виртуозность, игровая логика , так и некоторые специфические, восходящие к особенностям отдельных исторических моделей концертов многохорность, разнообразные фонические эффекты, характерные мелодические обороты. Вместе с тем важнейшим типологическим признаком, определяющим современный облик светского концерта, становится инструментальность, проявляющаяся на интонационном уровне активное мелодическ.

Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс - видели в христианских идеях средоточие всей мудрости и всей нравственности человечества, вечную непрерывающуюся жизнь духа. Страницы их хоровых сочинений озарены светом высокой веры, музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Такая устремлённость церковного искусства, его освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры, которая учит человека ценить и любить как высший дар эту способность своей души к воспарению. Прочитайте стихотворение Максимилиана Волошина, рассмотрите фотографию внутреннего вида собора Сен-Шапель в Париже, рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанский собор в полдень». Плавны, как пение хора, Прочь от земли и огней Высятся дуги собора В горний простор, без усилья Взвились громады камней... Птичьи упругие крылья - Крылья у старых церквей. Появились хоралы на два голоса, движущихся параллельными квартами или квинтами. Пение сопровождалось органом. Отсюда название жанра — органум.

Позже голоса стали приобретать независимость. В середине XII века одним из самых крупных центров многоголосия станет Париж. В капелле собора Нотр-дам работали музыканты и магистры Леонин, а позже — Перотин. Их композиции отличались гармонической слаженностью звучания, охватывали 2-4 голоса и требовали предварительного обдумывания и записи. Мелодии хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни. Бах был по религии протестантом и писал хоровую музыку на немецком языке.

Художественные возможности хоровой музыки огромны. Она породила такие глубокие и сложные в образно-содержательном плане жанры, как месса,страсти, кантата, оратория. В них выражен огромный диапазон художественных образов - христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы. Баха — «Kyrie eleison». Хор исполняется на латинском языке. Музыка включает в себя хоровую фугу — жанр имитационной полифонии. Печальный характер передаёт страдания Иисуса Христа.

Светская музыка — начала своё бурное развитие в эпоху Возрождения.

Что такое хоровой концерт в музыке — основные принципы и варианты исполнения

что такое хоровой концерт - Есть ответ на Хоровой концерт – это музыкальное мероприятие, в рамках которого на сцене выступает хор, исполняя произведения различных стилей и жанров. Хоровое искусство имеет богатую историю и является одной из самых древних форм коллективного музицирования.
Организация концертных выступлений Организация концертных выступлений. Хоровой концерт – это отчет о проделанной работе хора.

Краткое сообщение на тему ,,жанр хорового концерта,,

Особенности исполнения хоровых концертов и их музыкальный репертуар Центральным, основным «жанром творчества Березовского и Бортнянского оставался хоровой концерт, стилистика которого в 60-70-х гг. XVIII в. приближалась к итальянскому хоровому a cappella на тексты псалмов» [9, с. 10].
Хоровий концерт — Вікіпедія Концерт. Концерт (нем. Konzert, итал. concerto, буквально – созвучие, согласие, от лат. concerto – состязаться, спорить), музыкальное произведение, основанное на противопоставлении звучания разных групп исполнителей.
Что такое хоровой концерт: особенности и история хорового искусства Определение и значение. Духовный хоровой концерт — это одна из форм музыкального исполнения, в которой хор исполняет музыкальные произведения, наполненные глубокой эмоциональной и духовной составляющей.

Жанры хоровой музыки

Дайте понятия словам: знаменный распев, партесное пение, а капелла, унисон, духовный концерт, хоровой концерт. Гость Ответ ы на вопрос: Гость Знаменитый распев- основной вид древнерусского богослужебного пения. Унисон -созвучие из двух или нескольких звуков одинаковой высоты Хоровой концерт - когда поет хор Гость Знаменный распев - основной вид древнерусского, богослужебного пения.

Бортнянского: Свод. Русская духовная музыка эпохи классицизма 1765-1825 : Кат. Хоровая культура России екатерининской эпохи. Хоровые концерты Д. Бортнянского: Канд. Фуга в хоровых концертах М. Миницикл как композиционная модель раннеклассического хорового концерта на примере творчества М.

Церковная музыка Б. Галуппи: Проблемы изучения и исполнения: Канд. Появившиеся в нач. Александра I от 22 дек. Однако уже в 1-й пол. Духовные концерты знакомили с новейшими сочинениями и музыкой прошлого, способствовали развитию искусства хорового пения, формировали вкус слушателей. Необходимость в духовных концертах более всего ощущалась в дни Великого поста. Особый регламент проведения концертов - запрещение аплодисментов, выбор престижных залов, программы, в которых разрешались только сочинения религ. Анализ рецензий на духовные К.

Ведущее место в них занимали произведения в жанре К. Ближе к рубежу веков они обогатились духовными сочинениями А. Архангельского , П. Чеснокова , А. Кастальского , А. Гречанинова , А. Никольского и др. Новому расцвету жанра способствовала фактическая отмена монопольного права Придворной певч. Юргенсона по поводу издания последним «Литургии» П.

Такая практика нередко вызывала справедливую критику, напр. Никольский, характеризуя состояние певч. Этот отзыв свидетельствует о том, что в это время большое количество духовных К. Чаще всего они не имели профессионального муз. Многие сочинения не печатались, а передавались от клироса к клиросу в рукописных вариантах, часто с ошибками. О некоторых из этих сочинений можно узнать из архивных источников, воспоминаний современников, где иногда отмечается, что это были выдающиеся произведения. В опубликованных сочинениях часто не указан год выпуска исключительно с коммерческими целями: без даты было неясно, как долго в продаже находится это издание и насколько оно востребовано покупателями. В связи с этим исследование эволюции жанра духовного К. Эволюция жанра К.

В этом процессе с известной долей условности можно выделить 3 значительных этапа. К 1-му, охватывающему 1-ю пол. Татианы при Московском ун-те и в ц. Вознесения Господня у Никитских ворот «Большое Вознесение» см. Бахметева 7 двухорных и 3 четырехголосных К. К созданию К. Наибольшую известность получили сочинения головщика правого хора Симонова мон-ря иером. Виктора Высоцкого «Богородице Дево», «Благо мне, яко смирил мя еси», «Путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя», «Хвали, душе моя, Господа», «Да не потопит мене буря водная» и др. Виноградова пасхальный К.

Новгорода свящ. Старорусского концерты «Приидите нового винограда рождения» на Пасху и «С небесных кругов» на Благовещение и др. Мелодика и гармония духовных К. В это время главенствует идея о «правильности» гармонии по нормам генерал-баса, выдвинутая Львовым. В темах К. Под влиянием раннеромантической гармонии возникают эллиптические последования септаккордов и их обращений, обороты мажоро-минора, красочные модуляции. Довольно часто встречаются имитационные, в т. Несомненное влияние на духовный К. Лирико-романтическая трансформация жанра коснулась и духовной музыки.

Композиторы создавали новые формы духовного К. Основой жанра продолжала оставаться разветвленная, многоуровневая иерархическая система контрастов. Типичный для классического духовного К. Так, все 3 К. Верстовского написаны в трехчастной форме со сменой метра четный - нечетный - четный и характера тематизма; К. Есаулова представляет собой развернутую контрастно-составную форму с чередованием контрастных по темпу и характеру разделов Moderato, Allegro vivace, Adagio и Allegro vivace. Второй период в эволюции К. Иоанна Златоуста» Ор. Римского-Корсакова двухорный К.

В это время на первый план вышел жанр обработки церковных распевов, причем выразительные средства должны были соответствовать особенностям первоисточников: не содержать хроматизмов, диссонансов; эти жесткие положения отчасти отразились и в муз. В музыке классиков начинается сближение стилистики церковного и народного пения, особенно ярко проявившееся в творчестве композиторов 3-го периода, часто называемого Новым направлением в рус. XIX - 20-е гг. Высочайший исполнительский уровень Синодального хора определил главенство московской школы Нового направления Кастальский, Гречанинов, Чесноков, В. Калинников , Рахманинов, Никольский. Композиторы С. Компанейский , С. Панченко , прот. Лисицын и др.

Главная идея Нового направления - разработка национально-самобытного «русского контрапункта» как особого типа многоголосия, интонационной основой к-рого являются церковные распевы; этот тип отличается богатством и разнообразием форм, интереснейшими находками в гармонии, фактуре, хоровом изложении. Один из первых выдающихся образцов этого периода - рахманиновский К. Сочинения на богослужебные тексты, близкие к светским по комплексу использованных средств выразительности, составляют значительный пласт духовного творчества П. Чеснокова 1877-1944. Среди них выделяются «Ангел вопияше» Oр. Интересные образцы жанра созданы прот. Более 20 произведений в жанре К. Среди исполняемых в наши дни - К. Особый интерес представляют К.

Композитор А. Туренков , один из основателей профессиональной белорус. В классическом К. Подбор осуществлялся т. В духовных К. XIX - нач. Калинникова - Пс 138. В таких духовных К. Различные формы трансформации жанра К.

К написанию сочинений в жанре духовного К. Музыческу , Г. Добровольский нач. Ерхан «О Всепетая Мати» и мн. Они не были опубликованы и в лучшем случае исполнялись в церквах по рукописным нотам. Так, среди сочинений регента Казанского собора в С. Последние К. Фатеева датированы 40-ми гг. Московский регент В.

Локтев написал свадебный К. В этот период духовные К. Среди них Н. Голованов «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему» 1908, переработан в 1941 , имевший аттестат Синодального училища церковного пения, и А. Александров «Помилуй мя, Боже» 1926 , получивший звание регента в Придворной певческой капелле. Для рус. Изменения начались со 2-й пол. Данилина , Кастальского. Шведова , Веделя, Архангельского, Бортнянского.

Возрождение практики проведения духовных концертов в этот период наблюдалось и в провинции. Богородицы композитор и свящ. Скрипников в 1946 г. Ростова-на-Дону духовные концерты Скрипников М. Среди его сочинений - духовные К. Последний был высоко оценен еп. Сергием Лариным Письмо 1950 г. Из произведений, опубликованных в «Нотном сборнике православного русского церковного пения» Лондон, 1962-1975. Красностовского , с 1908 г жившего в Финляндии Т.

На духовном хоровом концерте хор исполняет различные музыкальные произведения, часто с религиозным или духовным подтекстом. Пение хора передает не только мелодию и текст, но и эмоции, которые производятся в процессе исполнения. Каждая нота, каждое слово влияют на атмосферу концерта и отражают духовное состояние исполнителей. Зрители, слушая музыку и наблюдая за исполнением хора, погружаются в мир звуков и переживают эмоции, которые проникают их душу. На духовном хоровом концерте можно услышать классические хоровые произведения, народные песни или современные композиции, но всегда с особым духовным оттенком. Духовный хоровой концерт — это не только музыкальное исполнение, но и создание особой атмосферы и общения с аудиторией. Хористы придают особое значение каждой ноте и звуку, полностью погружаясь в музыку и передавая ее эмоциональную суть. Преимущества духовных хоровых концертов: Возможность пережить эмоциональное погружение в музыку Создание атмосферы гармонии и возвышенности Получение духовного опыта и впечатлений Общение с артистами и участие в музыкальном обществе Возможность увидеть хоровое исполнение в лучшем исполнении Получение эстетического удовольствия и наслаждение красотой музыки Определение и значение Духовный хоровой концерт — это одна из форм музыкального исполнения, в которой хор исполняет музыкальные произведения, наполненные глубокой эмоциональной и духовной составляющей. Он представляет собой гармоничное взаимодействие хористов, создающих единую звуковую картину в ходе своего исполнения. Главным элементом духовного хорового концерта является музыка, которая наполнена тематикой, идеями и философией, связанными с религией, верой или духовностью.

Хор, исполняющий такую музыку, стремится передать слушателям особые эмоции и создать особую атмосферу во время своего выступления. Пение в духовном хоре имеет свои особенности. Как правило, исполнители используют технику а капелла, что означает исполнение без аккомпанемента. Однако возможны вариации, когда хору помогает фортепиано или другие инструменты. Звучание голосов вместе создает особую атмосферу и позволяет хору быть музыкальным органом, выполняющим свои функции. Духовный хоровой концерт может быть представлен в разных форматах — это может быть как традиционный концерт, проходящий в определенном концертном зале или церкви, так и более нестандартный перформанс с элементами театра или танца. В любом случае, хор стремится создать особую эмоциональную и духовную атмосферу для своих слушателей. Исполнение духовного хорового концерта требует особого подхода и подготовки со стороны каждого хориста. Участники хора должны быть знакомы с музыкальным материалом и вложить в каждую ноту свою душу и эмоции. Духовный хоровой концерт позволяет слушателям забыться в мире музыки и перенестись в иные сферы восприятия.

Основной задачей хорового исполнения является создание гармонии между хористами и передача слушателям эмоционального содержания произведения. Уникальный музыкальный жанр Духовной музыкой называется музыкальный жанр, который исполняется хоровым пением во время концерта. Исполнение духовной музыки на концерте включает не только музыкальное исполнение, но и передачу эмоций и перформанс. Хоровое пение является основой духовного музыкального жанра. Оно отличается от солистического исполнения музыки тем, что голоса исполнителей объединяются воедино, создавая гармоничный звуковой полотно. Это придает музыке особую глубину и силу. Духовной музыкой восхищались и ценили еще в древние времена. Она способна вызывать у слушателей различные эмоции: радость, восхищение, умиротворение, трогательность. Именно эмоциональная составляющая делает духовную музыку особенной. Во время духовного хорового концерта, музыкальное исполнение сопровождается не только пением, но и особыми движениями и жестами исполнителей.

Они помогают передать духовное содержание музыки и усилить эмоциональный эффект. Уникальность духовного хорового концерта заключается в том, что он способен объединить исполнителей и слушателей, создавая особую энергетику и атмосферу. Такой концерт становится не только прослушиванием музыки, но и опытом, который пробуждает духовность и внутреннее восприятие мира. Читайте также: Что такое очивка Духовная сила и эмоциональное воздействие Духовной силой и эмоциональным воздействием выделяются хоровые концерты, в которых каждый участник сливается с другими голосами и воплощает музыку в живом исполнении. Пение в хоре становится не просто актовой работой, а источником духовного подъема и эмоций. Музыка всегда имела сильное воздействие на эмоциональное состояние человека. Она способна вызывать радость, грусть или волнение. Но хоровой концерт обладает особыми чертами, которые делают его исполнение еще более мощным и ярким. Перформанс хора отличается от сольного исполнения. Здесь каждый голос, каждая нота объединяется с другими, создавая гармонию.

Синхронное движение голосов создает музыкальное полотно, которое касается сердца каждого слушателя. Когда большое количество людей поет вместе, возникает особая атмосфера единства и сопричастности. Хоровой концерт становится духовным событием, где каждый член хора вносит свою индивидуальность и вместе они достигают гармонии и единства. Эмоциональное воздействие хорового пения проявляется и в перемещении слушателей.

Пашкевича, а в 1787 году - «Ямщики на подставе» Е.

Ранние русские оперы принадлежали к комедийному жанру. Их сюжет обычно заимствовался из современного быта. Вместо героев и полководцев оперы seria здесь действовали обыкновенные люди. Не только сюжет, но и музыкальный язык ранних русских опер свидетельствуют о четко определившейся демократической направленности. Национальная природа этих опер проявляется наиболее открыто.

Другие, при частичной опоре на русскую песенность, обнаруживают вместе с тем близость к общеевропейскому стилю XVIII века, к интонациям моцартовского типа. В строении ранних русских опер преобладает номерная структура. Музыка чередуется с разговорными диалогами. Автор пьесы - известный русский литератор А. В тексте он оставил указания на народные мелодии, которые следует использовать в том или ином номере оперы.

Соколовский - дирижер и скрипач Московского оперного театра. Краткое содержание. В опере действуют простые деревенские люди: Мельник - дедушка Фаддей, любитель хорошо пожить за счет доверчивых поселян, выдающий себя за всесильного колдуна, Анкудин и его сварливая жена Фетинья, их дочь Анюта, бойкий парень Филимон. За помощью Филимон обращается к Мельнику. Тот берется быть сватом и за солидную мзду устраивает дело: пользуясь тем, что Филимон однодворец т.

Дело кончается свадьбой. Опера открывается увертюрой. Однако сейчас установлено авторство Эрнста Ванжуры - чешского композитора, жившего в России. Так она и дошла до нас. В основу музыки увертюры положены народные по своему происхождению мелодии, которые обработаны в духе классических инструментальных тем.

Увертюра написана в форме сонатного аллегро. Народные песни, звучащие по ходу действия, подобраны с большим искусством. Наиболее богата и разнообразна музыкальная характеристика Мельника. Здесь использована и старинная крестьянская песня см. Так, куплеты из III действия «Уж как шли старик с старухой из лесочка» поются под балалайку.

Этим еще острее подчеркиваются бойкие плясовые ритмы, помогающие раскрыть образ неунывающего хитреца. Примером чувствительных лирических песен могут служить песни Анюты. В основу ее положена песня из сборника Львова - Прача «Как у нашего широкого двора». В основном это дуэтные сцены, в которых герои «уточняют» и «выясняют» свои отношения. Наконец, самый интересный в опере дуэт - сцена ссоры родителей Анюты из-за ее жениха.

Это живая яркая жанровая сцена, предвосхищающая сцены ссоры Одарки и Карася в опере Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и Хиври и Черевика в опере Мусоргского «Сорочин-ская ярмарка». Народные сцены в опере «Мельник - колдун, обманщик и сват» представлены в III действии. Идут приготовления к свадьбе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий