Культура великоморавского государства.

раннефеодальное государство западных славян в 9. В его государство входили Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по р. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии.

3.3. Великая Моравия как предшественница Киевской Руси

Основателем Великоморавского государства был князь Моймир (830 — 846), который подчинил себе местных князей и продолжал объединительную политику. В первой половине IX в. между Средним Дунаем и верховьями Эльбы (Лабы) и Одера (Одры) образовалось государство западных славян – Великая Моравия. Урок по теме Великая Моравия. Теоретические материалы и задания История, 6 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия, Чехия, Лужицы, часть Паннонии, словенских земель и Малой Польши. Первые государственные образования славян В IX веке, спустя чуть более столетия после падения державы Само, на той же территории возникает Великоморавское государство.

Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение

В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали. В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища. Получили распространение бондарное и гончарное производство. Существовало и производство украшений из золота, серебра, стекла, которое было сосредоточено в основных центрах. Исследователи обнаруживают огромное количество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани контакт с византийскими мастерами , оригинальные изделия из цветных металлов микульчицкого типа. Украшения и мелкие предметы бытового назначения делались из кости и рога, ткани — из льна, конопли, шерсти. В IX веке развивалось строительное дело.

Известно 18 каменных церквей той эпохи [10]. История Столица Великой Моравии Велеград , местоположение которого не установлено [11] Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого [12] [13]. Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I , основатель династии Моймировичей , объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная в бассейне реки Моравы на части современной Чехии. В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество , а в 846 — распространил свою власть на территорию Чехии. Моймир I поддержал христианских миссионеров, и в 831 году епископ Регинар Пассауский крестил его и всех мораван [14]. В 846 году Людовик II Немецкий обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию, сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава [15]. Великая Моравия в 846—870 гг. Людовик II Немецкий считал Ростислава своим вассалом и рассчитывал, что тот будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства в Центральной Европе. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил в большом количестве крепости, укрепляя и расширяя своё государство.

Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией , а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с отцом. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства.

После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Великая Моравия во времена Ростислава и Святополка I.

Обычно его локализуют как город Старе-Место в нынешней чешской Моравии, на стыке со Словакией. Их название, как и название державы, пошло от реки Морава — верхнего притока Дуная. Скорее, в его православном восточном варианте. Однако до раскола христианской веры оставалось еще далеко. Потому Великая Моравия вполне себе поддерживала связи и с Византией, и с западным миром.

Именно в Великую Моравию прибыли те самые знаменитые славянские просветители Кирилл и Мефодий, создавшие для славян собственную христианскую письменность — кириллицу и глаголицу. Наибольшего расцвета Великая Моравия добилась при князе Святославе, разбившем окрестных врагов: франков, германцев, тюрок-болгар. Однако со смертью князя Святослава в 893-м году начался стремительный закат великоморавского государства. Князь Святополк стал самым могущественным правителем Великой Моравии Падение Великой Моравии В державе разгорелась мощная гражданская война между двумя наследниками Святослава — Моймиром и Святополком.

Франкские источники сообщают о большом количестве крепостей, которые воздвиг Ростислав, преемник Моймира. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов, в частности, подробно рассказывается о крепости Довина 855 год , где Ростислав одержал победу над Людовиком Благочестивым Немецким.

Такую же укрепленную крепость представляла и столица Великоморавского государства — город Велеград, точное место расположения которого сейчас не установлено. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного же детинца, в городах распространены срубные конструкции с глиняными полами и глинобитными печами в одном из углов жилища Микульчицкий каменный град с детинцем и предградьем. Сельские же поселения были у мораван неукрепленными, жилища в них в основном столбовые деревянные с каменной или глинобитной печью в углу. В пластах, относящихся к великоморавской эпохе, находят множество крестиков и наконечников с изображением священников и крестов, позолоченный мощевик, выполненный в виде богослужебной книги. Храмовые постройки свидетельствуют о распространении христианства в Моравии из разных стран Европы. В частности, из Баварии, а также Адриатики и Далмации.

Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы. Земли Моравии постепенно разрастаются.

В 870 Мефодий возвращается в Моравию, но не задерживается там, так как власть там поменялась. В 874В 874 власть великоморавских князей распространяется на Венгрию и поглощает существовавшее там Блатенское княжество.

В 906В 906 в паннонские степи вторглись теснимые печенегамиВ 906 в паннонские степи вторглись теснимые печенегами венгерские племена и начали терзать ослабевшую после смерти Святополка Моравскую державу. В 907 годуВ 907 году в битве при Пресбурге славяне были разбиты вместе с князем Моймиром.

Славяне и Великоморавская держава

  • Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение
  • Разделение Великой Моравии
  • Характеристика великоморавской державы
  • Великоморавская держава: история, 6 класс, кратко
  • Великая Моравия и ее роль в славянском мире.

Великая Моравия, ее историческое и культурное значение. М., 1985.

Первые государственные образования славян В IX веке, спустя чуть более столетия после падения державы Само, на той же территории возникает Великоморавское государство. Примерные границы Великоморавской державы в период её возникновения и расцвета. Перейдём теперь непосредственно к рассмотрению истории Великоморавской державы. Войско и вооружение в великоморавский период. — 143. Д. Тржештик. Великая Моравия и возникновение государства Пржемысловцев (Святополк и Борживой). Высший расцвет чешского средневекового государства приходится на время правления в Чехии династии Люксембургов, пришедшей на смену вымершей династии Пржемысловичей. Непосредственной реакцией на оба эти события стало образование в IX в. Великоморавской державы. Первое соприкосновение моравских славян с франками относится к концу.

Великоморавская держава. Деятельность Кирилла и Мефодия.

В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил в большом количестве крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией , а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с отцом. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления.

В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части.

Великоморавская держава располагалась на перекрестке между Востоком и Западом, что позволяло ей играть важную роль в политическом и экономическом развитии региона. Ее границы варьировались в зависимости от успехов и неудач военных кампаний и дипломатических усилий государства. Великоморавская держава была расположена в прибрежной равнине между реками Морава и Ваг, что обеспечивало ей доступ к водным путям и благоприятные условия для земледелия. Здесь развивалось сельское хозяйство, а также ремесла и торговля. Благодаря своему удачному местоположению, Великоморавская держава была важным центром культурного обмена между славянским и западным миром. Здесь соединялись различные культурные и религиозные традиции, что способствовало росту и развитию государства.

Таким образом, местоположение Великоморавской державы играло значительную роль в ее возникновении и успехах. На протяжении своей истории, держава являлась важным политическим, экономическим и культурным центром, способствуя развитию и укреплению средневековой Европы. Территория Великоморавской державы Великоморавская держава располагалась на территории современной Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии. Эта историческая область простиралась от Карпатских гор на севере до Дуная на юге. Великоморавская держава занимала важное географическое положение, контролируя узловые торговые пути, связывающие Восточную и Западную Европу. Огромная территория Великоморавской державы имела разнообразную природу, включая плодородные равнины, покрытые плодородными почвами, и горные цепи, предоставляющие защиту и ресурсы для державы.

Благодаря своему местоположению, Великоморавская держава имела доступ к рекам, обеспечивающим важные транспортные пути, включая Дунай и Мораву. Территория Великоморавской державы также характеризовалась разнообразием климата и растительности. На севере располагались лесистые районы, богатые древесными ресурсами, в то время как на юге преобладали плодородные почвы и идеальные условия для сельского хозяйства. Великоморавская держава стратегически располагалась в центре Европы, что позволяло ей контролировать торговлю и взаимодействовать с другими великими державами времени, такими как Византийская империя и Восточная Франция. Это также способствовало культурному обмену и распространению идей и инноваций по всей Европе. Территория Великоморавской державы играла ключевую роль в ее возникновении и процветании.

Они разводили в основном рогатый скот, знали обработку дерева, глины, кости и рога, элементарное текстильное производство. Довольно высокого уровня достигла обработка металла. Славяне жили, в основном, в селениях деревенского типа, но по мере истощения почвы, что происходило через 15—20 лет, перемещались на другие участки [11]. В это время славяне переживали период перехода от родовой организации к военной демократии.

Основой ячейки общества являлась община, состоявшая из нескольких семей и насчитывающая 50—60 человек [11]. Археологические исследования показали, что в Моравии жило 6 племён, что подтверждается и письменными источниками. Одно племя жило в Ганацкой области с центром там, где теперь находится Оломоуц. Крупное сосредоточение племён находилось в области Павловских гор с главным центром при слиянии рек Срватки и Дыи , в тех местах, где находится старославянский могильник у Дольни-Вестонице и городище Страхотин [cs].

По течению верхней Дыи находился центр одного из племён в Градиште над Зноймом [cs]. Во второй половине столетия они заняли римскую провинцию Паннонию , откуда начали нападения на франков, Византию и славян, с которых брали дань — определённые суммы денег за сохранение мира. Также авары вынуждали славян принимать участие в своих походах. В 623—624 годах славяне восстали.

В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само. Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара , датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении авар и избрании Само вождём славян. В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I. Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардам и алеманнам , вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана [14].

Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов. Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии [14].

После разгрома Аварского каганата на Средний Дунай стали возвращаться бежавшие оттуда ранее славяне и, судя по археологическим материалам Моравии и Словакии, Нижней Австрии и округа Балатон, бассейнов Дравы и Савы, стали основным населением Среднедунайского региона [15]. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах стала княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии.

Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил.

Согласно данным археологии, в VII—IX веках высокого уровня достигло земледелие славян, что обеспечивалось и развитием ремесла столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и других , которое к тому времени вышло на высокий уровень. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали. В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища. Получили распространение бондарное и гончарное производство.

Существовало и производство украшений из золота, серебра, стекла, которое было сосредоточено в основных центрах. Исследователи обнаруживают огромное количество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани контакт с византийскими мастерами , оригинальные изделия из цветных металлов микульчицкого типа.

Но более логичным выглядит другой ответ: венгры — конные наемники римлян вполне местного происхождения. Иначе, с чего бы это им называть свою страну Hungari, т. Считается, что отнесение венгров к гуннам является архаизмом, подобно тому, например, как иной раз отождествляются средневековые русы с античными сарматами. На мой взгляд, архаизмом является как раз отнесение Башкирии к прародине венгров. Впрочем, более полный ответ на этот вопрос я дам позднее. Пока же скажу, что нашествие венгров очень уж похоже на результат происков тогдашнего германского короля Арнульфа. Такой вывод согласуется со всей политикой Германской империи по отношению к славянам: таскать каштаны из огня чужими руками всегда было ее излюбленным занятием. Может возникнуть вопрос: а какое отношение имеет все это к происхождению Руси?

Ведь моравы были славянами, а не русами. Не от них же пришла к нам государственность, а от варягов, которые и названием «Русь» нас наделили. Никто роль варягов и не отрицает. Но и зацикливаться на этом не стоит. Ведь не факт, что моравы, — я имею в виду все население Великой Моравии, а не конкретное племя моравов, — были нерусскими. При желании данный этноним здесь легко обнаруживается. Взять хотя бы подкарпатских русин, иначе называемых угрорусами или карпаторусами. Это, конечно, далеко не вся Великая Моравия, но если остальное население этих краев, — имеется в виду, прежде всего, Чехия, первой попавшая под немецкое влияние, — не сохранило за собой таких названий, то это не говорит о том, что их не было. Просто это не предусматривал «пролатинский» сценарий их развития. Надо ли доказывать, что русские названия выглядели в нем вредным анахронизмом?

Если и стоит тут что-то доказывать, так это то, что Моравская держава сыграла в истории Киевской Руси роль, не менее важную, чем варяги, поскольку «русскость» моравов сомнению не подлежит. Именно в этом контексте получает объяснение следующая фраза персидского анонима IX в. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут каган росов. Среди них есть группа из моровват». Впрочем, происхождение варягов также не мешало бы переосмыслить в связи с моравской версией. Даже беглого взгляда на историю западных славян достаточно, чтобы обнаружить в ней обилие русов. И обитают они здесь издавна. Взять хотя бы «Русарамарху» на территории Австрии из списка А. Этот топоним появился здесь не случайно.

Сама Австрия старонемецкое название Ostarrichi, современное — Osterreich являлась маркой и была создана Карлом Великим в качестве форпоста западноевропейской цивилизации на территории остготов остроготов , откуда и ее название. Закрепление германцев на этом рубеже явилось одним из этапов их продвижения на Восток. Но не остготы предшествовали появлению здесь немцев. До немцев, точнее, франков, Австрию населяли славянские племена карантанцев словенцев. Карантания не входила целиком в Великоморавское государство. Зато она входила в державу Само и простиралась по некоторым сведениям до озера Балатон в Паннонии Blatno jezero, «болотистое озеро» по-словенски. Именно активное участие карантанцев в восстании Само против авар 622—626 гг. Около 745 г. Но до своего окончательного покорения франками в 820 г. Понятно, что захват немцами чужих территорий мог вызвать неоднозначную реакцию со стороны мировой общественности.

Поэтому историкам пришлось слегка покривить душой и выдать предшественников словенцев, готов, за германцев, после чего у германских походов появилось моральное обоснование. Они-де просто должны были восстановить status quo, т. Но если насчет русского происхождения готов еще могут возникать некоторые сомнения, то Карантания, земли которой ныне составляют Словению и австрийские области — Штирию и Каринтию, самая что ни на есть русская земля. А вытекает это из следующего факта. Упоминания о Карантании имеются в «Повести временных лет» Нестора. Названа она там Хорутанью. Если учесть, что «х», стоящее в начале слова, в русском языке часто не произносится, то в этой «Хорутани» можно легко распознать уже знакомую нам «Рутению». Выглядит странным, но именно русские летописи сохранили первозданную форму австрийского топонима. Впрочем, это вполне объяснимо. Ведь на Руси никто не был заинтересован в искажении этого названия.

А вот австрийцам оно было ни к чему. Их стараниями «Рутения» и превращена была сначала в «Карантанию», затем вообще — в «Каринтию». Так и исчезла из истории Австрийская Русь. Собственно, и Словения своим названием обязана тому же. Впрочем, если бы я не был уверен в том, что «словенцы» означает «принявшие слово», т. Очень уж она согласуется с данной ситуацией. Менять названия с целью искоренения упоминаний о русах — это у австрийцев национальная традиция такая. Я уже касался этого факта во вступлении, но сейчас хотел бы остановиться на нем подробнее. В начале XX в. Тогда стараниями руководства Австро-Венгрии русины Голиции и Буковины, входивших тогда в состав империи, были превращены в «украинцев».

Удивительно, но факт: до этого многие из них даже не подозревали, что являются украинцами и в большинстве своем дружелюбно относились к русским России, считая их своими братьями! Тогда и было принято решение превратить Галицию в форпост борьбы с Россией, сделать проводником «западничества» на Левом берегу Днепра, т. Уже тогда были сделаны первые шаги по превращению днепровских русин в «украинцев». Польские власти беспокоило, что граждане их державы единоплеменны с их злейшим врагом — Московским царством. Так и до «зрады» недалеко. Вот и стали они культивировать в русинах неведомое доселе «украинсьтво», а для россиян изобретать «диких» финских предков, дабы рассорить народы, сделать их чужими. Но своего пика украинизация достигла в правление Франца-Иосифа в Австро-Венгрии. Тогда за причисление к русинам не только в концлагерь могли упечь, но даже расстрелять. Накануне войны русофильские настроения казались особо опасными правящему режиму. А началось все с попытки перевести правописание русин с кириллицы на латиницу в 1859 г.

Затея эта успешно провалилась: народ был от нее не в восторге, и чуть было не поднял восстание. Тогда стали создавать и внедрять новую украинскую письменность. Единственным смыслом этого мероприятия было искажение слов так, чтобы они как можно больше отличались от русских. В духе этой идеи был и переход на фонетическое правописание. Слова при этом записывались так, как слышались, что также способствовало разрушению вековых языковых связей между славянами. Когда же разразилась война, действия властей приобрели характер откровенного геноцида. Достаточно сказать, что уже в первый день войны, 1 августа 1914 года, в тюрьмы было брошено 2000 русофилов. Причем, произошло это во Львове, где, казалось бы, таких и быть не должно. Для украинцев, не желающих считать себя украинцами, были построены лагеря смерти — Терезин и Талергоф, где самой излюбленной пыткой было подвешивание за ногу.

3.3. Великая Моравия как предшественница Киевской Руси

Великоморавская держава, также известная как Великоморавское государство, была создана славянами в долине реки Морава на территории современной Словакии, Чехии и Австрии. Западные славяне, сформировавшие свое государство на территории Центральной Европы, имели огромное преимущество над соседями. Славянское государство 9 Большой моравский меч из Блатницы, обнаруженный в XIX веке, использовался как погребальный инвентарь из «герцогского» кургана Великая Морави.

Великая Моравия: откуда есть и пошла государственность славянская

Великая Моравия становится государством с довольно высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. на ее территории проживало более 250 тысяч человек. Быстрый рост политического влияния и расширение границ Великоморавской державы имел место в правление племянника Ростислава — Святополка (870—894). Ведь начало деятельности Кирилла и Мефодия было посвящено прежде всего Моравии, Великой Моравии. Их старославянский язык прежде всего предназначался для великоморавских славян. Известно, что Великоморавская держава возникла в начале второй четверти IX в., объединив первоначально земли, лежавшие в бассейне реки Моравы. Великоморавское государство, Моравское (Великоморавское) княжество, раннефеодальное государство западных славян в IX — начале X вв. Моймир бескоровно обьединил под своей властью чешские племена, а затем расширил территорию государства, присоединив Нитранское княжество.

Возникновение славянских государств. Великая Моравия. Создание Чешского государства.

Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии, является одной из самых значимых. Она является основой славянского государства и культуры, а также важной частью исторического наследия славянского народа. Возникновение Великоморавской державы. Великоморавская держава существовала около 40 лет, с 833 по 873 год. Это был период расцвета и мощи державы. Она имела развитую экономику, армию и культуру. В 874 власть великоморавских князей распространяется на Венгрию и поглощает существовавшее там Блатенское княжество. В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. Она является основой славянского государства и культуры, а также важной частью исторического наследия славянского народа. Возникновение Великоморавской державы.

Моравия, некогда Великая

Источники позволяют представить в полной мере лишь заключительный этап этого процесса середина — вторая половина X в. Первые шаги к образованию единого раннефеодального государства на территории позднейшей Чехии были предприняты в 80-е годы IX в. Окончательное объединение племенных княжеств Чешской долины под властью чешских князей со столицей в Праге относится к правлению князя Болеслава I 935—972. К этому времени власть пражских правителей распространилась и на земли в районе Моравы — старое ядро Великоморавского государства, и на земли слензян и их соседей на Верхней Одре, земли лендзян и вислян на верхней Висле и даже на часть граничивших с последними объединений восточнославянских племен. Обширная держава была, однако, столь же непрочной по составу, как и Великоморавское государство.

В 872 г.

В 874 г. Святополк присягнул на верность королю и обязался платить трибут, то есть определенные суммы денег за сохранение мира. Но фактически Людовик примирился с независимостью Моравии, а после его смерти держава Святополка достигла наибольшего расширения своей территории. В его государство входили Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по р. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Но государство не было централизованным и не имело единой системы управления.

Святополк правил лишь на собственно моравской территории, на остальных - местные князья, которые однако Святополку подчинялись, платили ему трибут и по его требованию выставляли военные силы. Таким образом, Великая Моравия была конгломератом зависимых территорий, объединенных вокруг центральной части военно-административными связями. Восточнофранкская империя была не в состоянии воспрепятствовать росту могущества Святополка, его власть оставалась незыблемой вплоть до его смерти в 894 г. Великая Моравия представляла собой одну из форм раннего средневекового государства. Это были свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Государственность была представлена моймировской династией обладавшей наследственными правами княжения.

Одной из главных функций государственного аппарата был сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Существовали дружины и при дворах вельмож. Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения. По социальной структуре Великая Моравия предствляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам. Что касается христианизации, то Константин и Мефодий были уже не первыми миссионерами на этой территории.

В 831 г. Но миссионерская деятельность тех десятилетий была тесно связана с укреплением франкского политического влияния, и, поняв это, Растислав принял меры к созданию собственного клира. Константин и Мефодий за короткое время подготовили группу кандидатов в священники. В 867 г.

Многочисленные исследования археологов свидетельствуют о массовом перемещении в район реки Моравы носителей пражско-корчакской культуры из разных мест ее ареала. Это соответствует и информации летописей. Так, в «Повести временных лет» Нестор сообщает: В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. В них находят остатки высокоразвитой средневековой культуры. Исследователи обнаруживают огромное количество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани контакт с византийскими мастерами , оригинальные изделия из цветных металлов микульчицкого типа.

Многие находки указывают на развитие различных ремесел: столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и др. Франкские источники сообщают о большом количестве крепостей, которые воздвиг Ростислав, преемник Моймира. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов, в частности, подробно рассказывается о крепости Довина 855 год , где Ростислав одержал победу над Людовиком Благочестивым Немецким. Такую же укрепленную крепость представляла и столица Великоморавского государства — город Велеград, точное место расположения которого сейчас не установлено. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного же детинца, в городах распространены срубные конструкции с глиняными полами и глинобитными печами в одном из углов жилища Микульчицкий каменный град с детинцем и предградьем.

Чехословацкой Социалистич. В период… … Советская историческая энциклопедия Великоморавская держава — Великоморавское государство, Моравское Великоморавское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 начале 10 вв. Предпосылками возникновения В. В период своего расцвета охватывала терр. Столицей В. Кирилл ок. С 1918 по 1992 включительно составная часть Чехословакии; до 1918 в течение почти девяти столетий … Энциклопедия Кольера Словакия — Словацкая Республика, гос во на В. Название от этнонима слав, народа словаки.

Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии

Вскоре между Ростиславом и Карломаном установились союзнические отношения. Воспользовавшись внутренними затруднениями Людовика, Ростислав поспешил расправиться с Прибиной. В 861 г. Прибина был убит, и Блатенское княжество перешло к его сыну Коцелу, попавшему впоследствии в зависимость от Ростислава. Между тем Людовику Немецкому удалось справиться с усобицей в королевстве — Карломан вынужден был прекратить сопротивление. Началась подготовка к новому выступлению немецких феодалов против Великой Моравии. В стране поспешно возводились укрепления. Было достигнуто соглашение с чешскими и сербо- лужицкими княжествами, присоединившимися к Великой Моравии. Дипломатическим усилиям Людовика Немецкого, заключившего союз с Болгарией, князь Ростислав противопоставил свою, не менее продуманную политику.

Понимая, что болгаро-немецкий союз направлен против Великой Моравии, он заключил соглашение с Византией, бывшей в то время противницей Болгарии. С этой целью в 862 г. Оно имело целью не только установить с Византией союзнические отношения, но и скрепить эти отношения путем переговоров о распространении в Великой Моравии христианства по византийскому образцу. Способствуя распространению в своем государстве христианства, Ростислав укреплял феодальный строй, давал в руки феодалов мощное идеологическое оружие для воздействия на порабощаемое крестьянство, пребывавшее в своей массе в язычестве. Распространение христианства и успех миссии Кирилла и Мефодия являются ярким свидетельством того, что процесс феодализации великоморавского общества к середине IX в. От имени Ростислава посольство заявило в Византии: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке». Византийские дипломаты охотно согласились с предложением князя Ростислава, видя в нем средство расширения своего политического влияния в Центральной Европе. Особенно заинтересован был в успехе мораво-византийских переговоров константинопольский патриарх.

В это время не произошло еще отделение западной католической христианской церкви от восточной православной , но отношения между римскими [54] папами и константинопольскими патриархами были очень напряженными. В Моравию были направлены миссионеры, братья Кирилл Константин и Мефодий, просветительская деятельность которых сыграла большую роль в истории средневековой культуры славянских народов. К IX веку социально-экономическое развитие славянских народов достигло такого уровня, при котором необходимо должна была появиться письменность. По-видимому, дело обстояло так, что письменность самостоятельно возникла в нескольких центрах славянского мира. Возникшая у славянских народов в силу внутренних потребностей классового общества письменность была первоначально многоалфавитной. В наиболее развитых экономически и культурно областях славяне стали применять для записей буквы латинского и греческого алфавитов. С именами Кирилла и Мефодия связаны такие важные факты, как упорядочение славянского алфавита и начало письменности на старославянском языке. Создателем славянского алфавита был Кирилл Константин.

По единодушному признанию ученых, составление этого алфавита является непревзойденным образцом в истории новых европейских алфавитов. Составитель его был, бесспорно, прекрасным и тонким знатоком фонетического строя старославянского языка. Известно, что Кирилл и Мефодий были уроженцами города Солуни, который в то время был по преимуществу славянским городом. Славянская речь безраздельно господствовала в нем. Население города говорило на солунском славянском диалекте. Этот знакомый Кириллу и Мефодию с детства диалект и лег в основу их переводов с греческого некоторых богослужебных текстов. Широкая переводческая деятельность братьев началась еще до Моравской миссии. Братья успешно продолжали ее в Моравии и Паннонии.

Язык их переводов — старославянский язык — не был языком местного значения. Это не был ни болгарский, ни македонский язык. Старославянский язык был литературным языком, общим в то время почти для всех славян. По мере распространения среди славянских народов он быстро обогащался словарным фондом и формами других славянских диалектов, все более отходя от своей солу некой основы. Этот процесс начался еще при Кирилле и Мефодии и их ближайших учениках. Старославянский язык сыграл большую роль не только в культурном развитии Великой Моравии. Громадное значение имел он для развития древне- болгарской, а затем и древнерусской письменности и культуры. Весьма важные результаты мораво-византийские переговоры имели и в области политики.

Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика. Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г. О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора. В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии. Зальцбургский и пассауский епископы считали территорию Великой Моравии в церковном отношении подчиненной себе. Успех религиозной политики князя Ростислава зависел от позиции папского Рима.

Кирилл и Мефодий, узнав, что в Италии опасались усиления Германии, отправились в Рим, где им удалось получить папскую буллу, разрешавшую богослужение в Великой Моравии и Паннонии на церковнославянском языке.

Церковь Моравии известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.

После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия.

Он также продолжил развивать культуру и образование, строить крепости и развивать торговлю. Однако после смерти Ростислава держава столкнулась с внутренними разногласиями и внешними угрозами, в том числе со стороны Венгрии и Восточной франкской империи.

В конечном счете, в X веке Великоморавская держава была разделена между разными властителями и практически перестала существовать. Тем не менее, Великоморавская держава оставила след в истории и культуре региона. Многочисленные памятники архитектуры, художественные произведения и письменность свидетельствуют о ее значимости и влиянии на развитие средневековой Европы. Местоположение Великоморавской державы Великоморавская держава была одним из первых средневековых славянских государств и располагалась в Центральной Европе.

Держава возникла в IX веке и просуществовала до середины X века, оставив значительное наследие в культуре и истории Средней Европы. Великоморавская держава была центром славянской культуры и образования, а также важным пунктом торговых путей. Великоморавская держава располагалась на перекрестке между Востоком и Западом, что позволяло ей играть важную роль в политическом и экономическом развитии региона. Ее границы варьировались в зависимости от успехов и неудач военных кампаний и дипломатических усилий государства.

Великоморавская держава была расположена в прибрежной равнине между реками Морава и Ваг, что обеспечивало ей доступ к водным путям и благоприятные условия для земледелия. Здесь развивалось сельское хозяйство, а также ремесла и торговля. Благодаря своему удачному местоположению, Великоморавская держава была важным центром культурного обмена между славянским и западным миром. Здесь соединялись различные культурные и религиозные традиции, что способствовало росту и развитию государства.

Таким образом, местоположение Великоморавской державы играло значительную роль в ее возникновении и успехах. На протяжении своей истории, держава являлась важным политическим, экономическим и культурным центром, способствуя развитию и укреплению средневековой Европы. Территория Великоморавской державы Великоморавская держава располагалась на территории современной Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии. Эта историческая область простиралась от Карпатских гор на севере до Дуная на юге.

В частности кочевники-мадьяры в течение IX в. Это был союз из 8 племен. Славянские области Великой Моравии они захватили в 907 г. Но моравская культура не исчезла. Мадьяры переняли от славян многие сведения и быстро адаптировались в новых местах. Ликвидация Великоморавского государства привела к политическому разъединению чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же вошла в состав возникавшего государства венгерского. Великоморавская эпоха представляет собой один из прогрессивных этапов в истории славян, когда была создана собственная культура, равная по зрелости тогдашней западноевропейской цивилизации. После того, как великая Моравия пала 906 г. Чехия - борясь за свою независимость, не раз воевала с ослабевшей Моравией.

После распада Чехия стала экономически сильнее, чем была при правлении моймировичей и части правления династии Пржемысловцев. В начале IX века чешские земли подверглись франкской агрессии. Первый поход войска Карла Великого в Чехию 805 успехом не увенчался, но в следующем году последовало новое франкское вторжение, в результате которого чешские племена согласились выплачивать Франкской империи дань — 500 гривен серебра и 120 быков. В январе 845 года 14 чешских князей представлявших лучан и другие западные чешские племена , решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были по его приказу крещены.

Что значит Великоморавская держава?

Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же вошла в состав возникавшего государства венгерского. Великоморавская эпоха представляет собой один из прогрессивных этапов в истории славян, когда была создана собственная культура, равная по зрелости тогдашней западноевропейской цивилизации. После того, как великая Моравия пала 906 г. Чехия - борясь за свою независимость, не раз воевала с ослабевшей Моравией. После распада Чехия стала экономически сильнее, чем была при правлении моймировичей и части правления династии Пржемысловцев.

В начале IX века чешские земли подверглись франкской агрессии. Первый поход войска Карла Великого в Чехию 805 успехом не увенчался, но в следующем году последовало новое франкское вторжение, в результате которого чешские племена согласились выплачивать Франкской империи дань — 500 гривен серебра и 120 быков. В январе 845 года 14 чешских князей представлявших лучан и другие западные чешские племена , решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были по его приказу крещены. Однако уже в следующем году когда Людовик II совершил поход на Моравию и посадил вместо Моймира на её княжеский престол Ростислава они напали на возвращавшееся из Моравии войско короля и нанесли ему тяжкое поражение так что данный эпизод не привёл к основанию христианской церкви в Чехии.

В 880-е годы чешские земли оказываются в подчинении у великоморавского князя Святополка. Своим ставленником в Чехии Святополк избрал среднечешского князя Борживоя из рода Пржемысловичей. Примерно в 883 года Борживой и его супруга Людмила были крещены в Велеграде архиепископом Мефодием который вёл с 863 года в Моравии — первоначально вместе с братом Кириллом — миссионерскую работу, в результате чего там распространилось христианство по греко-византийскому обряду с применением церковнославянского в качестве языка богослужения. Крещение Борживой принял без согласия чешского сейма, за что был низложен, а сейм выбрал другого князя — по имени Строймир.

Однако в 884 году Святополк вновь посадил своего ставленника на трон и утвердил его верховенство над прочими чешскими князьями; Борживой, одержав победу над сеймом, построил в 884—885 годах на старом сеймовом поле свою крепость современный Пражский Град , на территории которой он поставил первый христианский храм.

Многочисленные раскопки чехословацких археологов В. Грубого, И. Поулика, Ф. Калоусека на территории Моравии свидетельствуют о высокой культуре земледелия в В. Судя по археологическим находкам, существовали тесные торговые связи В. Экономическая и политическая жизнь В.

Важнейшие из них: Старе-Место у г.

Но не только фундаменты храмов свидетельствуют о богатстве города. Если в других раскопах находили, самое большее, по шесть—семь мечей, то здесь обнаружили шестнадцать, я не говорю уже о многих других ценных находках — пряжках, застежках, скобах, орудиях труда, лодках. Среди них, может быть, самыми важными были «рыльца». Они служили для письма на табличках, покрытых воском. Насколько же распространенным среди жителей должно было быть умение писать и читать! Это было характерно: миссионеры с Востока были просветителями достаточно широких кругов, миссионеры же с Запада умение читать и писать не распространяли за пределы узкого круга церковников.

Они пользовались латынью, непонятной для простого народа. Латынь стала языком, воспользуюсь выражением антропологов, определенного клана — мужского. Она не была языком ни детей, ни женщин. Мы представляемся и говорим, что мы из Польши, и тут др. Йозеф Сольц, человек опытный в разного рода контактах, замечает, что мы можем не понять друг друга. Теперь директор музея не опасается непонимания. Он сообщает нам, что у него очень хорошие отношения с православным владыкой — архиепископом Пражским и Чешских земель Христофором.

Реконструкция древней базилики Др. Сольц ведет нас к месту, где находилась когда-то абсида базилики. Она была пуста. Доцент Кланица считает, что в этом достойнейшем месте мог быть похоронен святой Мефодий. В могиле нашли золотую пуговицу. Ее изготовил не местный ремесленник. Она вышла из византийской мастерской.

Где тело святого Мефодия? Может быть, когда наступили времена гонений на учеников святых братьев Кирилла и Мефодия, его спрятали, как реликвию, в каком-нибудь из монастырей на Дунае. Это одно из предположений ученых. На праздник приезжает больше всего болгар, в прошлом году приехало целых двенадцать автобусов. Всегда присутствует посол Болгарии в Чехии. Последний раз прибыли даже президент Болгарии с супругой. День 24 мая для болгар — праздник их письменности, самый важный праздник их культуры.

Болгары, наверное, более всего из славянских народов чувствуют себя наследниками миссии святых из Салоник. Это в их земли из государства Великоморавского убежало большинство учеников святых Кирилла и Мефодия, среди них и святые Наум и Климент. Около 200 учеников вынуждены были оставить враждебную для них после смерти Мефодия 885 г. Уже в 871 г. Поскольку в том году, поддерживаемый своими немецкими покровителями, к власти пришел Святополк. Он ослепил Ростислава и выдал его франкам. Мефодий Кирилла уже не было в живых, он умер двумя годами ранее в Риме за время своего пребывания архиепископом 875—885 гг.

Он вышел на свободу благодаря вмешательству епископа Рима. Сольц двадцать раз ездил в Рим, в город, в котором почил святой Кирилл, и всегда на свои деньги. Несколько раз он также был в Кракове на Вавеле. В мире известно всего две ротонды с двумя абсидами.

Их задачей являлась христианская миссионерская и просветительская деятельность. Благодаря стараниям Кирилла и Мефодия в Великой Моравии были открыты храмы и школы для обучения священников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий