Буддизм — это одна из древнейших и самых распространенных философских традиций в мире, которая возникла в Индии около 2500 лет назад и затем распространилась по большей части Азии. Буддизм основан на учениях Будды Шакьямуни, который достиг просветления и раскрыл путь к освобождению от страдания и цикла рождения и смерти. Буддизм включает в себя множество учений, практик, школ и традиций, которые имеют общие основные понятия и принципы. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.
Одним из центральных понятий буддизма является Дхарма , которое означает истину, закон, учение или реальность. Дхарма — это то, что Будда познал и передал своим ученикам, а также то, что существует независимо от наших восприятий и представлений. Дхарма — это также путь к осознанию истины и достижению просветления. Дхарма состоит из многих аспектов, таких как Четыре благородные истины , Восьмеричный путь , Пять обетов , Парамиты и другие.
Четыре благородные истины — это основа учения Будды, которая описывает причину и выход из страдания. Они таковы:
- Существование страдания (дуккха). Это означает, что все живые существа подвержены страданию, боли, недовольству, потере и смерти.
- Происхождение страдания (самудая). Это означает, что причиной страдания является невежество (авидья) и желание (танха), которые приводят к привязанности (упадана) к непостоянным и условным вещам.
- Прекращение страдания (ниродха). Это означает, что страдание может быть прекращено, если устранить его причины, то есть невежество и желание.
- Путь к прекращению страдания (марга). Это означает, что существует практический путь к освобождению от страдания, который называется Восьмеричным путем.
Восьмеричный путь — это путь к просветлению, который состоит из восьми аспектов, которые можно разделить на три группы: мудрость (праджня), этика (шила) и медитация (самадхи). Восьмеричный путь таков:
- Правильное понимание (самьяг-дршти). Это означает, что нужно понимать истину о страдании, его причинах и выходе из него, а также природе реальности, основанной на непостоянстве (аничча) и отсутствии неизменной сущности (анатта).
- Правильное мышление (самьяк-санкалпа). Это означает, что нужно мыслить в соответствии с истиной, избегая негативных и ложных мыслей, а также развивать доброжелательность (метта), сострадание (каруна), радость (мудита) и безразличие (упеккха) к всем живым существам.
- Правильная речь (самьяк-вача). Это означает, что нужно говорить правду, избегать лжи, клеветы, ругательств и празднословия, а также говорить добрые, полезные и приятные слова.
- Правильное поведение (самьяк-карманта). Это означает, что нужно действовать в соответствии с этикой, избегать насилия, кражи, неправильного сексуального поведения и употребления опьяняющих веществ, а также совершать добрые, полезные и приятные поступки.
- Правильное средство к существованию (самьяк-аджива). Это означает, что нужно зарабатывать на жизнь честным и невредным способом, не причиняя страдания себе и другим, а также не привязываться к материальным благам.
- Правильное усилие (самьяк-вьяйама). Это означает, что нужно прилагать усилие к развитию духовности, предотвращая и преодолевая негативные состояния ума, а также развивая и поддерживая позитивные состояния ума.
- Правильное внимание (самьяк-смрти). Это означает, что нужно быть внимательным к своему телу, ощущениям, уму и объектам ума, а также осознавать их природу, происхождение и прекращение.
- Правильная концентрация (самьяк-самадхи). Это означает, что нужно развивать способность ума к сосредоточению, умиротворению и ясности, а также достигать различных уровней медитативного погружения (дхьяна).
Пять обетов — это обеты, которые дают буддисты, чтобы соблюдать этические принципы и очищать свой ум. Они таковы:
- Не убивать живых существ.
- Не красть.
- Не заниматься неправильным сексуальным поведением.
- Не лгать.
- Не употреблять опьяняющих веществ.
Парамиты — это совершенства или добродетели, которые развивают буддисты, чтобы достичь просветления. Они таковы:
- Дана — щедрость, дарение.
- Шила — этика, нравственность.
- Кшанти — терпение, тер
- История возникновения буддизма
- Современное распространение буддизма в мире
- Юго-Восточная Азия
- Восточная Азия
- Страны, где основная часть населения исповедует буддизм
- Количество верующих буддизма в мире
- Верования буддистов и их обряды
- Ответвления буддизма и их особенности
- Буддистские святыни и места поклонения
- Роль буддизма в жизни людей и общества
- Буддизм и здоровье
- Буддизм и образование
- Буддизм и политика
- Влияние буддизма на культуру и искусство стран
История возникновения буддизма
Буддизм — одна из самых древних и влиятельных религий мира, которая возникла в северо-восточной части Индии в середине I тысячелетия до н. э. Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама, известный также как Будда, что означает «просветлённый». Буддизм основан на учении Будды о четырёх благородных истинах, восьмеричном пути, карме и перерождении, а также цели достижения ниббаны — состояния высшего совершенства и освобождения от страданий.
История возникновения буддизма связана с социальными и религиозными процессами, происходившими в древнеиндийском обществе в тот период. С одной стороны, это было время острого кризиса древней ведийской религии, которая стала слишком сложной, догматичной и привилегированной для брахманов — жрецов и учёных. С другой стороны, это было время укрепления государственной власти, которая требовала повышения авторитета царей и воинов — кшатриев. В этих условиях появились новые неортодоксальные учения, которые критиковали брахманизм и предлагали альтернативные пути духовного развития. Эти учения назывались шраманскими, от слова «шрамана» — странствующий аскет. Буддизм был одним из таких шраманских учений, которое привлекало многих людей своей простотой, логичностью и миролюбием.
Согласно традиции, Будда родился в 563 году до н. э. в городе Лумбини, который находился на территории современного Непала. Его отец был царём племени Шакья, а мать умерла через семь дней после его рождения. Будда получил имя Сиддхартха, что означает «осуществивший своё предназначение». В детстве и юности он жил в роскоши и изобилии, получил хорошее образование и женился на прекрасной девушке по имени Яшодхара, которая родила ему сына Рахулу. Однако Сиддхартха не был доволен своей жизнью и искал ответы на вопросы о смысле существования, причинах страданий и путях их преодоления. Он решил покинуть свой дом и семью и отправиться в странствие в поисках истины.
В течение шести лет Сиддхартха изучал различные философские и религиозные учения, практиковал аскетизм и медитацию, но не нашёл удовлетворения. Он понял, что крайности ведут к бесплодию, и выбрал «средний путь» между наслаждением и отречением. Он сел под деревом бодхи в городе Бодхгая и решил не вставать, пока не достигнет просветления. После сорока дней и ночей он осознал четыре благородные истины, которые стали основой его учения. Он стал Буддой — «просветлённым».
Будда начал проповедовать своё учение в городе Сарнатх, где он встретил своих пятерых бывших товарищей по аскетизму. Он объяснил им суть своего открытия и принял их в своё сообщество. Это было начало буддийской сангхи — общины монахов и мирян, которые следовали учению Будды. Будда проповедовал в течение 45 лет, путешествуя по разным городам и деревням, общаясь с людьми разных сословий и вероисповеданий. Он привлекал многих последователей своей мудростью, добротой и чудесами. Он также встречался с противниками и критиками, которые пытались опровергнуть или исказить его учение. Он умер в 483 году до н. э. в городе Кушинагара, достигнув париниббаны — полного освобождения от цепи перерождений.
Будда не оставил письменных свидетельств своего учения, а лишь устные наставления, которые были запомнены и переданы его учениками. После его смерти его учение было собрано и систематизировано на буддийских соборах, которые проходили в разные периоды истории. На этих соборах также возникали разногласия и споры, которые приводили к разделению буддизма на разные школы и направления. Самые известные из них — тхеравада и махаяна, которые отличаются друг от друга в понимании личности Будды, пути к просветлению, роли бодхисаттв и других аспектах учения. Буддизм также распространился по многим странам Азии, принимая различные формы и взаимодействуя с местными культурами и традициями.
Сегодня буддизм является одной из крупнейших мировых религий, насчитывающей около 500 миллионов верующих. Буддизм также привлекает интерес и внимание многих людей в Западном мире, которые ищут в нём духовное наставление, психологическую помощь или философское вдохновение. Буддизм продолжает развиваться и адаптироваться к современным условиям жизни, сохраняя при этом свою суть и ценности.
Современное распространение буддизма в мире
Буддизм — одна из самых древних и влиятельных религий в мире, которая возникла в Индии в VI—V веках до н. э. и затем распространилась по большей части Азии. Сегодня буддизм практикуется более чем 520 миллионами людей, что составляет около 7% населения Земли. Буддизм имеет множество традиций, школ и направлений, которые отличаются по своим учениям, практикам и культурным особенностям. В этой статье мы рассмотрим, в каких странах и регионах мира буддизм наиболее распространен, какие его ветви и формы там преобладают и как он влияет на жизнь людей и общества.
Согласно данным Pew Research Center за 2010 год, Азия является континентом, где живет подавляющее большинство буддистов — 98,8% от общего числа. Остальные 1,2% приходятся на другие части света, включая Европу, Америку, Африку и Океанию. Внутри Азии можно выделить несколько регионов, где буддизм играет значительную роль в религиозном ландшафте: Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Южная Азия и Центральная Азия. Рассмотрим их подробнее.
Юго-Восточная Азия
Юго-Восточная Азия — это регион, который включает в себя такие страны, как Таиланд, Мьянма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бруней и Восточный Тимор. В этом регионе буддизм является одной из основных религий, которая практикуется более чем 200 миллионами человек, что составляет около 40% населения. Большинство из них относятся к ветви тхеравада, которая считается самой консервативной и близкой к учениям исторического Будды. Тхеравада подчеркивает важность личного освобождения от страдания и цикла перерождений, а также соблюдение монашеского образа жизни и моральных заповедей. Тхеравада является государственной или национальной религией в Таиланде, Мьянме, Камбодже и Лаосе, где она пользуется высоким уважением и поддержкой. В этих странах можно увидеть множество буддийских храмов, статуй, памятников и святынь, которые отражают богатое и разнообразное наследие буддизма. В этих странах также существует традиция посвящения мужчин в монахи на определенный период времени, обычно в молодом возрасте, что считается выражением почтения к Будде, Дхарме и Сангхе, а также способом накопления заслуг для себя и своей семьи.
В других странах Юго-Восточной Азии буддизм тхеравада также имеет своих приверженцев, но не таких многочисленных и влиятельных, как в вышеупомянутых. Во Вьетнаме, например, буддизм тхеравада практикуется преимущественно этническими хмерами, которые живут в южной части страны, в то время как большинство вьетнамцев относятся к ветви махаяна, которая будет рассмотрена далее. В Индонезии и Малайзии буддизм тхеравада практикуется преимущественно этническими китайцами, которые составляют меньшинство в этих преимущественно мусульманских странах. В Сингапуре буддизм тхеравада практикуется примерно четвертью населения, в основном китайцами, индийцами и другими азиатскими народами. В Филиппинах, Брунее и Восточном Тиморе буддизм тхеравада практикуется очень небольшим количеством людей, так как эти страны преимущественно христианские или исламские.
Восточная Азия
Восточная Азия — это регион, который включает в себя такие страны, как Китай, Япония, Корея, Монголия и Тайвань. В этом регионе буддизм является одной из основных религий, которая практикуется более чем 230 миллионами человек, что составляет около 20% населения. Большинство из них относятся к ветви махаяна, которая считается более прогрессивной и адаптивной к различным культурам и условиям жизни. Махаяна подчеркивает важность всеобщего спасения от страдания и цикла перерождений, а также развитие сострадания и мудрости. Махаяна также признает существование множества Будд и бодхисаттв, которые являются примерами и помощниками для практикующих. Махаяна имеет множество школ и течений, которые отличаются по своим учениям, практикам и культурным особенностям. Среди них можно выделить такие, как дзэн, Чистая земля, нитирэн, тяньтай, хуаян, чань и другие.
В Китае буддизм махаяна практикуется примерно 18% населения, в основном ханьцами, тибетцами, монголами и другими этническими группами. Буддизм в Китае имеет богатую и долгую историю, начиная с I века н.э., когда он был завезен из
Страны, где основная часть населения исповедует буддизм
Буддизм — одна из древнейших и самых распространенных религий в мире. По данным Pew Research Center, в 2010 году в мире было около 520 миллионов буддистов, что составляет 7% от всего населения Земли . Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. и затем распространился по Азии благодаря миссионерской деятельности и культурному обмену. Сегодня буддизм является государственной или традиционной религией для многих стран Азии, а также имеет своих приверженцев в других частях света.
Существует множество школ и направлений буддизма, которые отличаются по своим учениям, практикам и ритуалам. Однако все они признают авторитет Будды Шакьямуни, основателя буддизма, и следуют его примеру в поиске просветления и освобождения от страданий. Все буддисты также соблюдают пять основных заповедей: не убивать, не красть, не совершать прелюбодеяние, не лгать и не употреблять опьяняющих веществ. Кроме того, все буддисты принимают прибежище в трех драгоценностях: Будде, Дхарме (его учении) и Сангхе (его общине).
В зависимости от исторического, географического и культурного контекста, буддизм принял различные формы в разных странах. Ниже приведен список стран, где основная часть населения исповедует буддизм, а также краткое описание особенностей буддизма в этих странах.
Страна | Процент буддистов | Школа буддизма | Особенности |
---|---|---|---|
Таиланд | 93% | Тхеравада | Буддизм является государственной религией Таиланда и играет важную роль в жизни тайцев. Большинство мужчин в Таиланде посвящают себя в монахи на определенный период жизни, чтобы заслужить заслуги для себя и своих родственников. Тайские буддисты поклоняются не только Будде, но и другим божествам, таким как Брахма, Индра и Ганеша. Тайские буддисты также практикуют медитацию, астрологию, гадание и магию. |
Камбоджа | 87% | Тхеравада | Буддизм в Камбодже имеет долгую историю, которая связана с развитием кхмерской цивилизации. Камбоджийские буддисты испытывали влияние индуизма, анимизма и таоизма. Буддизм в Камбодже также пережил тяжелые времена под режимом Красных кхмеров, который пытался уничтожить буддийскую культуру и монашество. Сегодня буддизм в Камбодже восстанавливает свой авторитет и популярность. Камбоджийские буддисты соблюдают пять заповедей, постятся в определенные дни, посещают храмы и делают пожертвования монахам. |
Бирма (Мьянма) | 87% | Тхеравада | Буддизм в Бирме также имеет древние корни и тесно связан с национальной идентичностью бирманцев. Буддизм в Бирме отличается своей ортодоксальностью и строгостью. Бирманские буддисты считают себя хранителями чистого учения Будды и следуют восьмеричному пути. Бирманские буддисты также известны своей практикой випассаны — медитации проникновения в истинную природу вещей. Буддизм в Бирме также включает в себя элементы народной религиозности, такие как поклонение натам — духам природы. |
Бутан | 75% | Ваджраяна | Буддизм в Бутане является государственной религией и основой бутанской культуры. Буддизм в Бутане принадлежит к тибетской традиции ваджраяны, которая акцентирует роль ритуалов, мантр, мудр и медитации в достижении просветления. Буддизм в Бутане также характеризуется поклонением гуру Падмасамбхаве, который считается вторым Буддой и основателем буддизма в Тибете и Гималаях. Буддизм в Бутане также учитывает концепцию гросс национального счастья, которая основана на буддийских ценностях. |
Шри-Ланка | 70% | Тхеравада | Буддизм на Шри-Ланке считается самым старым и самым консервативным среди тхеравадских традиций. Буддизм на Шри-Ланке также считается хранителем Палийского канона — самого полного и авторитетного собрания буддийских текстов. Буддизм на Шри-Ланке также имеет богатую историю, связанную с царскими династиями, монашескими орденами и святыми местами. Буддизм на Шри-Ланке также включает в себя элементы народной религиозности, такие как поклонение бодхи-дереву, зубу Будды и другим святыням. |
Это не полный список стран, г
Количество верующих буддизма в мире
Буддизм — одна из древнейших и крупнейших религий мира, возникшая в Индии в VI-V веках до нашей эры. Основатель буддизма — Гаутама Будда, который просветился и стал учителем многих людей. Буддизм распространился по Азии и в настоящее время практикуется в разных странах и регионах.
Определить точное количество верующих буддизма в мире не так просто, так как существует много разных школ и традиций буддизма, а также разные способы подсчета и опроса населения. Кроме того, некоторые люди могут считать себя буддистами, не принадлежа к какой-либо организации или сангхе, а другие могут сочетать буддизм с другими религиями или верованиями. Поэтому разные источники дают разные оценки численности буддистов в мире.
Согласно данным Энциклопедии «Религии мира» Дж. Мелтона, на 2010 год в мире было около 468 миллионов буддистов, что составляло 6,8% населения планеты. Энциклопедия «Британника» давала примерно такую же оценку — 462 миллиона или 6,7%. Однако американский исследовательский центр Pew Research Center (PRC) в своем отчете за 2010 год указывал на более высокую цифру — 487 миллионов или 7,1%. По прогнозам PRC, к 2030 году число буддистов в мире может увеличиться до 511 миллионов, но их доля в общем населении может снизиться до 6,6%.
Буддизм широко распространен в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, где он является доминирующей или значимой религией во многих странах. Самые крупные буддийские народы находятся в Китае (244 миллиона), Таиланде (64 миллиона), Японии (45 миллиона), Мьянме (38 миллиона) и Шри-Ланке (15 миллионов). В России буддизм практикуется в Туве, Бурятии и Калмыкии, где он признан как традиционная религия. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживало 700 тысяч буддистов, что составляло 0,5% населения страны.
Буддизм представлен разными школами и течениями, которые имеют свои особенности и акценты в учении и практике. Исследователи обычно выделяют две основные ветви буддизма: тхеравада («школа старейшин») и махаяна («великая колесница»). Тхеравада считается более консервативной и близкой к первоначальному учению Будды, а махаяна более либеральной и разнообразной. Кроме того, существует ваджраяна («алмазная колесница»), которая может рассматриваться как отдельная ветвь или как аспект махаяны. Ваджраяна включает в себя тантрические и эзотерические учения и практики, которые направлены на быстрое достижение просветления. В таблице ниже приведены данные о распределении буддистов по школам и традициям.
Школа | Традиции | Страны | Численность |
---|---|---|---|
Тхеравада | Шри-ланкийская, бирманская, тайская, лаосская, камбоджийская, вьетнамская | Шри-Ланка, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Бангладеш, Индия, Непал, Малайзия, Индонезия, Сингапур | 150 миллионов |
Махаяна | Дзэн, Чистая земля, Нитирэн, Тяньтай, Хуаянь, Чань, Сингон, Ченъянь | Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Монголия, Бутан, Непал, Индия, Малайзия, Индонезия, Сингапур | 185 миллионов |
Ваджраяна | Тибетский, непальский, монгольский, калмыцкий, бурятский, тувинский | Тибет, Непал, Бутан, Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тува, Китай, Индия, Россия | 20 миллионов |
Другие | Наваяна, никайя, випассана, секулярный буддизм и др. | Индия, США, Европа, Австралия и др. | 10 миллионов |
Верования буддистов и их обряды
Буддизм — это религия, основанная на учениях Будды, который жил в V или IV веках до нашей эры в древней Индии. Буддизм включает в себя множество традиций, верований и духовных практик, которые направлены на преодоление страдания, вызванного страстным желанием и неведением, и достижение нирваны — состояния полного освобождения от цикла смерти и рождения . Буддисты верят в существование высших сил, таких как будды и бодхисаттвы — просветленные существа, которые помогают другим достичь просветления. Буддисты также признают важность кармы — закона причины и следствия, по которому действия в одной жизни определяют условия следующей жизни .
Буддисты исповедуют свою веру посредством внешних знаков, таких как поклонение, молитва, жертвоприношение, символы, амулеты и т.д. Буддисты также соблюдают определенные обряды, которые связаны с различными стадиями жизни, такими как рождение, посвящение, брак, смерть и т.д. Некоторые из наиболее распространенных буддийских обрядов и практик включают в себя следующие:
- Принятие прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе — это основной обряд, который выражает принадлежность к буддийской общине и веру в Три драгоценности. Будда — это учитель и пример, Дхарма — это его учение и путь, Сангха — это сообщество его учеников и последователей. Принятие прибежища обычно сопровождается произнесением формулы: «Я принимаю прибежище в Будде, я принимаю прибежище в Дхарме, я принимаю прибежище в Сангхе».
- Соблюдение моральных заповедей — это обряд, который выражает уважение к Дхарме и стремление к очищению ума и тела от негативных действий. Буддисты обычно следуют Пяти обетам, которые запрещают убийство, кражу, неправильное сексуальное поведение, ложь и употребление опьяняющих веществ. Монахи и монахини также соблюдают более строгие правила, известные как Патимоккха, которые регулируют их поведение, одежду, питание, общение и т.д.
- Практика медитации — это обряд, который выражает стремление к развитию мудрости и сосредоточенности ума, а также к преодолению привязанности и страдания. Буддисты практикуют различные виды медитации, такие как созерцание дыхания, созерцание тела, созерцание чувств, созерцание ума, созерцание дхарм, созерцание любящей доброты, созерцание сострадания и т.д. Медитация может проходить в тишине или с использованием мантр — священных звуков или формул.
- Поклонение Будде и другим просветленным существам — это обряд, который выражает почитание и благодарность за их помощь и наставления. Буддисты поклоняются различным изображениям и символам Будды, таким как статуи, картины, ступы, колеса дхармы, лотосы и т.д. Буддисты также поклоняются бодхисаттвам — существам, которые отказались от нирваны, чтобы помогать другим существам, таким как Авалокитешвара, Манджушри, Тара, Кситигарбха и т.д. Поклонение может включать в себя предложение цветов, свечей, благовоний, фруктов, воды и т.д., а также произнесение молитв, хвал и пожеланий.
- Чтение и изучение священных текстов — это обряд, который выражает уважение к Дхарме и желание узнать больше о буддийском учении и практике. Буддисты читают и изучают различные сутры — записи слов Будды, а также комментарии, трактаты, биографии и поэзию, написанные его учениками и последователями. Чтение может проходить индивидуально или коллективно, вслух или про себя, с пониманием или без него, в зависимости от цели и традиции.
Это лишь некоторые из многих буддийских обрядов и практик, которые могут отличаться в зависимости от школы, страны, культуры и личных предпочтений. Однако все они имеют общую цель — помочь буддистам развивать свою веру, добродетель, мудрость и сострадание, а также приблизиться к просветлению и нирване.
Ответвления буддизма и их особенности
Буддизм — это неоднородная религиозная традиция, которая имеет множество различных школ, направлений и течений. Среди них можно выделить три основных ветви: хинаяну, махаяну и ваджраяну. Каждая из них имеет свои особенности в учении, практике, культуре и истории.
Хинаяна (Малая колесница) — это самая древняя и консервативная ветвь буддизма, которая считает себя наиболее близкой к первоначальному учению Будды. Хинаяна придерживается строгого соблюдения монашеского образа жизни, сосредоточенного на достижении нирваны — состояния освобождения от страданий и перерождений. Хинаяна распространена в Юго-Восточной Азии, таких странах как Шри-Ланка, Мьянма, Таиланд, Камбоджа и Лаос. Основным каноном хинаяны является Палийский канон — собрание текстов на палийском языке, которые содержат слова Будды и его учеников, а также правила монашеской дисциплины и комментарии. Одной из форм изложения учения хинаяны является доктрина о «четырех благородных истинах», которые гласят, что жизнь полна страдания, причиной страдания является жажда, страдание можно прекратить, покончив с жаждой, и для этого нужно следовать восьмеричному пути, состоящему из правильного понимания, мышления, речи, поступков, средств к существованию, усилия, внимания и сосредоточения .
Махаяна (Великая колесница) — это ветвь буддизма, которая возникла в I веке н.э. как реформаторское движение, направленное на расширение доступа к буддийскому пути и углубление его философского содержания. Махаяна отличается от хинаяны более широким и разнообразным каноном, который включает в себя сутры на санскрите, тибетском и китайском языках, а также множество комментариев и трактатов. Махаяна также отличается от хинаяны более гуманным и альтруистичным идеалом — бодхисаттвой, который является существом, стремящимся к просветлению не только ради себя, но и ради блага всех живых существ. Бодхисаттва откладывает свое окончательное освобождение, чтобы помогать другим на пути к нирване, и воплощает в себе шесть совершенств: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация и мудрость. Махаяна также развила концепцию Будды как не только исторического учителя, но и космического принципа, имеющего множество форм и проявлений. Махаяна распространена в Восточной и Центральной Азии, таких странах как Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Непал и Монголия. В махаяне существует множество школ и течений, таких как дзен, Чистая земля, нитирэн, тяньтай, хуаян и другие .
Ваджраяна (Алмазная колесница) — это ветвь буддизма, которая возникла в V-VI веках н.э. как развитие махаяны, включающее в себя тантрические и эзотерические элементы. Ваджраяна отличается от других ветвей буддизма использованием специальных ритуалов, символов, мантр, мудр и визуализаций, направленных на быстрое достижение просветления в течение одной жизни. Ваджраяна также отличается от других ветвей буддизма большим вниманием к роли учителя или гуру, который передает ученику свою благодать и наставления. Ваджраяна распространена в Тибете, Бутане, Сибири, Гималаях и частично в Китае, Японии и Монголии. Основным каноном ваджраяны является Кангьюр — собрание переводов на тибетский язык сутр и тантр, а также Тэнгьюр — собрание комментариев и трактатов. В ваджраяне существует четыре основных школы: ньингма, сакья, кагью и гелуг .
В таблице ниже приведены краткие сравнения основных ветвей буддизма по некоторым параметрам:
Параметр | Хинаяна | Махаяна | Ваджраяна |
---|---|---|---|
География | Юго-Восточная Азия | Восточная и Центральная Азия | Тибет, Бутан, Сибирь, Гималая |
Канон | Палийский канон | Сутры на санскрите, тибетском и китайском языках | Кангьюр и Тэнгьюр |
Идеал | Архат — освобожденный от страданий и перерождений | Бодхисаттва — стремящийся к просветлению ради всех существ | Будда — достигший просветления в течение одной жизни |
Практика | Медитация, соблюдение моральных заповедей, монашество | Медитация, соблюдение моральных заповедей, культ бодхисаттв, развитие совершенств | Медитация, соблюдение моральных заповедей, тантрические риту |
Буддистские святыни и места поклонения
Буддизм — одна из древнейших и самых распространенных религий в мире. Буддисты верят в перерождение души, закон кармы и возможность достижения просветления. Для буддистов важна практика медитации, молитвы и следование учениям Будды и других просветленных мастеров. Буддизм имеет множество школ и течений, которые отличаются друг от друга догматикой, ритуалами и символикой.
Буддисты почитают различные священные объекты, которые связаны с жизнью и учением Будды, его учеников и наследников. Среди них можно выделить следующие категории:
- Ступы — куполообразные сооружения, в которых хранятся останки или реликвии Будды и других святых. Ступы символизируют просветление и путь к нему. Буддисты обходят ступы по часовой стрелке, произнося мантры и вращая молитвенные барабаны.
- Храмы — здания, в которых проводятся богослужения, медитации и обучение буддийской философии. Храмы обычно украшены изображениями Будды и других божеств, а также текстами священных писаний. В храмах также могут находиться статуи, иконы, священные деревья и другие предметы поклонения.
- Монастыри — комплексы зданий, в которых живут и занимаются духовной практикой буддийские монахи и монахини. Монастыри обычно включают в себя храмы, ступы, библиотеки, учебные заведения и жилые помещения. Монастыри являются центрами распространения и сохранения буддийской традиции.
- Пещеры — места, в которых Будда или другие святые проводили медитацию, отрешение от мира или получали откровения. Пещеры часто оборудуются как места поклонения, в них устанавливаются статуи, алтари, фрески и другие элементы декора.
- Священные горы — места, которые имеют особое значение для буддизма из-за их природной красоты, энергетики или исторических событий. Священные горы могут быть местами просветления, проповеди, чудес или появления божеств. На священных горах часто строятся храмы, ступы, монастыри и другие сооружения.
Буддистские святыни и места поклонения расположены в разных уголках мира, от Индии и Китая до России и Европы. Некоторые из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, другие — местами паломничества для миллионов верующих. Вот некоторые из самых известных и впечатляющих буддистских святынь и мест поклонения:
Название | Местоположение | Описание |
---|---|---|
Бодхгая | Индия, штат Бихар | Место, где принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Здесь находится храм Махабодхи с деревом Бодхи, под которым медитировал Будда, а также множество других храмов, ступ и монастырей, построенных разными буддийскими странами. |
Лхаса | Китай, Тибетский автономный район | Столица Тибета и духовный центр тибетского буддизма. Здесь находятся дворец Потала — резиденция Далай-ламы, храм Джокханг — самый священный храм в Тибете, монастыри Сера, Дрепунг и Ганден — крупнейшие учебные заведения тибетского буддизма. |
Баган | Мьянма, провинция Мандалай | Древняя столица королевства Паган, где в XI-XIII веках было построено более 10 тысяч буддийских храмов, пагод и монастырей. Сейчас сохранилось около 2 тысяч этих сооружений, которые составляют уникальный архитектурный ансамбль. |
Боробудур | Индонезия, остров Ява | Самый большой буддийский храм в мире, построенный в VIII-IX веках. Храм представляет собой гигантскую ступу с девятью уровнями, украшенную более чем 500 статуями Будды и 2,5 тысячами рельефных панно, изображающих сцены из жизни Будды и буддийской космологии. |
Ангкор | Камбоджа, провинция Сиемреап | Руины древней столицы Кхмерской империи, которая существовала с IX по XV век. Здесь находятся сотни храмов, дворцов и монументов, построенных в разных стилях и посвященных разным божествам. Самым известным из них является храм Ангкор-Ват — символ Камбоджи. |
Роль буддизма в жизни людей и общества
Буддизм — это не только религия или философия, но и образ жизни, который влияет на многие аспекты существования человека и общества. Буддизм предлагает своим последователям путь к освобождению от страданий, основанный на практике медитации, этики и мудрости. Буддизм также формирует определенное мировоззрение, ценности и нравственные принципы, которые отражаются в поведении, отношениях, культуре и искусстве буддистов. В этой части статьи мы рассмотрим, как буддизм влияет на жизнь людей и общества в разных сферах.
Буддизм и здоровье
Буддизм учит, что здоровье тела и ума тесно связаны, и что для достижения гармонии и счастья необходимо заботиться о обоих аспектах. Буддизм также признает, что здоровье зависит от многих факторов, таких как питание, образ жизни, окружающая среда, генетика, карма и т.д. Буддизм предлагает различные методы для улучшения здоровья, такие как:
- Медитация — это практика, которая помогает успокоить ум, снять стресс, улучшить концентрацию, эмоциональное состояние и иммунитет. Медитация также может помочь справиться с болезнями, болевыми ощущениями и страхом смерти .
- Этика — это соблюдение моральных заповедей, которые направлены на нанесение как можно меньшего вреда себе и другим живым существам. Этика также включает в себя доброжелательность, сострадание, щедрость и прощение. Этика способствует развитию добрых отношений, доверия, сотрудничества и мира в обществе .
- Мудрость — это понимание истинной природы реальности, которая не постоянна, не удовлетворяет и не имеет неизменной сущности. Мудрость помогает освободиться от привязанности, желания, ненависти, невежества и других причин страдания. Мудрость также помогает видеть вещи такими, какие они есть, без иллюзий и предубеждений .
Буддизм также поддерживает здоровый образ жизни, который включает в себя умеренность в пище, напитках, сне, развлечениях и т.д. Буддизм не запрещает употребление мяса, алкоголя и других веществ, но призывает к осознанности и ответственности за свои поступки и их последствия. Буддизм также уважает право каждого человека на свободу выбора и не навязывает своих правил и запретов .
Буддизм и образование
Буддизм считает образование важным средством для развития человеческого потенциала и общественного блага. Буддизм учит, что каждый человек обладает врожденной мудростью и способностью к обучению, которые нужно развивать и применять для достижения совершенства. Буддизм также учит, что образование должно быть не только интеллектуальным, но и духовным, этическим и практическим. Буддизм предлагает следующие принципы для образования:
- Гуманизм — это уважение к жизни и достоинству каждого человека, независимо от его расы, пола, возраста, вероисповедания, национальности и т.д. Гуманизм также подразумевает заботу о благополучии всех живых существ и окружающей среды .
- Диалог — это открытое и честное общение с другими людьми, которое способствует обмену знаниями, опытом, идеями и мнениями. Диалог также способствует разрешению конфликтов, сотрудничеству, толерантности и взаимопониманию .
- Критическое мышление — это способность анализировать, сравнивать, оценивать и синтезировать информацию, а также делать обоснованные выводы и решения. Критическое мышление также помогает различать факты от мнений, правду от лжи, реальность от иллюзии .
- Творчество — это способность выражать свои мысли, чувства, воображение и интуицию в различных формах искусства, науки, технологии и т.д. Творчество также помогает решать проблемы, находить новые возможности и вносить инновации в общество .
Буддизм также поддерживает разнообразие и интеграцию различных образовательных систем, методов и ресурсов, которые могут способствовать всестороннему развитию человека и общества. Буддизм также признает, что образование — это постоянный и жизненный процесс, который требует постоянного самообучения и самосовершенствования .
Буддизм и политика
Буддизм не является политической идеологией или партией, но он предлагает своим последователям ряд принципов и ценностей, которые могут помочь им участвовать в политической жизни общества. Буддизм учит, что политика — это не только власть и интересы, но и ответственность и служение. Буддизм также учит, что политика должна быть основана на морали и мудрости, а не на насилии и коррупции. Буддизм предлагает следующие принципы для
Влияние буддизма на культуру и искусство стран
Буддизм — одна из древнейших и самых распространенных религий в мире, которая оказала глубокое влияние на культуру и искусство многих стран. Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. как реакция на традиционную ведическую религию, которая была основана на жертвоприношениях, кастовой системе и ритуалах. Буддизм предложил новый путь духовного развития, основанный на просветлении, медитации и этике. Буддизм также способствовал обновлению традиционных религий стран Востока — ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм, даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев, синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.
Буддизм распространился по всей Азии и проник в разные культуры, адаптируясь к их особенностям и обогащая их своими идеями и символами. Буддизм породил множество направлений и школ, которые отличались своими учениями, практиками и художественным выражением. Буддизм оказал значительное влияние на литературу, философию, поэзию, музыку, архитектуру, живопись, скульптуру, танец, театр и кино разных стран и народов.
Буддийское искусство шло вслед за распространением и адаптацией буддийского учения (дхармы), развиваясь в каждой новой буддийской стране. Его северная ветвь получила развитие в Центральной и Восточной Азии, в то время как южная ветвь процветала в Юго-Восточной Азии. Буддийское искусство отражало разнообразие стилей, форм и материалов, но также сохраняло некоторые общие черты, такие как изображение Будды, бодхисаттв, архатов, мандал, ступ и чортенов. Буддийское искусство также включало в себя элементы народного искусства, мифологии и фольклора разных регионов.
Буддийское искусство не только служило средством пропаганды и обучения буддийской доктрины, но и выражало глубокие эмоции, переживания и стремления верующих. Буддийское искусство было наполнено символикой, метафорами и аллегориями, которые требовали особого понимания и толкования. Буддийское искусство также отражало взаимодействие и взаимовлияние разных культур, религий и цивилизаций, которые контактировали с буддизмом на протяжении его истории.
Буддийское искусство оказало влияние не только на культуру Азии, но и на культуру Запада, особенно в XX-XXI веках, когда буддизм стал популярным среди многих людей, ищущих духовного пути и гармонии. Буддийские идеи и образы вошли в западную литературу, поэзию, музыку, кино, искусство и дизайн, вдохновляя многих художников и творцов. Буддийское искусство также стало объектом изучения, уважения и восхищения для многих любителей искусства и культуры во всем мире.
В заключение можно сказать, что буддизм — это не только религия, но и культура, которая охватывает многие аспекты человеческой жизни и творчества. Буддизм сформировал уникальное и богатое искусство, которое отражает его учение, историю, традиции и ценности. Буддизм также внес свой вклад в развитие мировой культуры, обогатив ее своими идеями, символами и образами, которые говорят о вечных истинах и целях человечества.