Иконостас — это один из главных предметов убранства православного храма. Конструктивно он представляет собой перегородку между алтарем и основной частью храмового помещения, украшенную иконами. Иконостас отделяет священное пространство алтаря, где совершается Евхаристия, от места собрания верующих. Он также служит для размещения икон, которые являются не только изображениями святых, но и окнами в небесный мир, через которые верующие могут общаться с Богом и Его святыми.
Иконостас имеет древнюю историю, которая связана с развитием христианского искусства и богослужения. Первые алтарные преграды были простыми завесами или решетками, которые не закрывали вид на алтарь. Позже они стали более декоративными и сложными, украшаясь колоннами, архитравами, крестами и иконами. Со временем иконостас стал высокой и плотной стеной, на которой размещались иконы в нескольких рядах, следуя определенным правилам иконографии и символики. Иконостас стал не только архитектурным и художественным элементом храма, но и теологическим и литургическим, отражая учение Церкви о Боге, Его спасительном деле и Его святых.
Основные функции иконостаса в православном храме можно сформулировать следующим образом:
- Он отделяет алтарь от нартекса, подчеркивая святость и таинственность Евхаристии, которая совершается в алтаре.
- Он служит для размещения икон, которые являются средством общения верующих с Богом и Его святыми, а также учителями веры и нравственности.
- Он отражает план спасения человечества, показывая в иконах разные этапы истории Божией, от сотворения мира до второго пришествия Христа.
- Он символизирует Церковь как тело Христово, состоящее из живых и умерших членов, которые соединены в единстве веры и любви.
- Он участвует в богослужении, открывая и закрывая врата в определенные моменты, а также служа фоном для различных обрядов и церемоний.
Иконостас — это не просто стена, а живой организм, который дышит и движется вместе с храмом и его прихожанами. Он призывает нас войти в общение с Богом и Его святыми, увидеть Его славу и почувствовать Его любовь.
- История возникновения и развития иконостаса: от раннехристианских завес и решеток до высоких иконостасов с несколькими рядами икон
- Иконографический состав иконостаса: правила расположения икон в разных рядах, символика и значение каждого ряда и иконы
- Первый ряд: местный чин
- Второй ряд: деисусный чин
- Третий ряд: праздничный чин
- Четвертый ряд: пророческий чин
- Царские врата: их оформление, иконография и роль в богослужении
- Дьяконские двери: их оформление, иконография и роль в богослужении
- Иконы местного чина: их выбор, расположение и значение для посвящения храма
- Иконы деисусного чина: их выбор, расположение и значение для молитвы и почитания
- Иконы праздничного чина: их выбор, расположение и значение для отражения жизни Христа и Богородицы
- Иконы пророческого и праотеческого чинов: их выбор, расположение и значение для связи Ветхого и Нового Заветов
- Домашний и походный иконостасы: их виды, особенности и назначение
- Домашний иконостас
- Походный иконостас
История возникновения и развития иконостаса: от раннехристианских завес и решеток до высоких иконостасов с несколькими рядами икон
Иконостас — это алтарная перегородка, которая отделяет священное пространство алтаря от нартекса, где стоят молящиеся. Иконостас состоит из одного или нескольких рядов икон, расположенных по определенным правилам. Иконостас является одним из характерных элементов восточно-христианского храма, особенно православного.
История иконостаса начинается с первых веков христианства, когда христиане собирались на литургии в домах или в катакомбах. Тогда еще не было специальных преград между алтарем и нартексом, а Святые Дары находились в том же помещении, где и молящиеся. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел святитель Василий Великий в своем храме. Завесы получили широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе. В настоящее время в православных храмах завеса находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.
Помимо завесы, в храмах стали возникать алтарные перегородки. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» пишет о резной деревянной ограде в храме Тира, не позволявшей народу приближаться к престолу. Про храм Гроба Господня в Иерусалиме он же пишет: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов». Алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его обзора. Они могли иметь форму парапетов или ряда колонн. Колонны могли нести балку — архитрав. Иногда перегородка состояла из резных решеток.
В византийских храмах алтарная преграда была из парапета, стоящих на нем колонок и архитрава. Посредине ограждения устраивался главный вход в алтарь — Царские врата, а по бокам — малые двери, названные дьяконскими. Перегородки могли быть каменными, деревянными и металлическими. Они богато декорировались. В центре на преграде ставился крест. Перегородка часто не была единой во всю ширину храма. Чаще проемы центральной и боковых апсид алтаря имели отдельные ограждения, как это сохранилось в кафоликоне (соборе) монастыря Осиос Лукас в Греции (30-40 гг XI века).
В древнерусском искусстве алтарная преграда называлась тябло, по аналогии с византийским темплоном. Тябло было деревянной полкой для икон, которая ставилась на парапет или колонны. Первые упоминания о тябле в Руси относятся к X веку. В XI-XII веках тябло стало украшаться резьбой, золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. На тябле помещались иконы, связанные с темой богослужения, а также иконы покровителей храма и местного чина. В XIII-XIV веках тябло стало подниматься выше и занимать большую часть стены. На нем появились новые ряды икон: деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Таким образом, сложился русский тип высокого иконостаса с несколькими рядами икон.
В XV-XVII веках высокие иконостасы стали распространяться по всей Руси. Они достигали высоты в 10-15 метров и закрывали собой всю алтарную стену. Иконостасы богато украшались резьбой, золотом, серебром, эмалью, гравюрой и другими видами декора. Иконопись иконостасов отражала различные стили и школы, такие как новгородская, московская, старообрядческая и другие. Иконостасы стали не только художественными произведениями, но и символами веры, истории и культуры русского народа.
Во второй половине — конце XVII века произошли изменения в иконографии иконостасов. Под влиянием западных стилей барокко и рококо иконы стали более реалистичными, динамичными и эмоциональными. Появились новые темы икон, такие как «Спас Нерукотворный», «София — Премудрость Божия», «Спас в силах». Также появились новые ряды икон, такие как «патриарший», «царский», «апостольский» и другие. Иконостасы стали более разнообразными и индивидуальными.
В XVIII-XIX веках русские иконостасы подверглись влиянию классицизма, ампира и других стилей. Иконы стали меньше по размеру, а иконостасы стали легче и изящнее. Появились иконостасы из
Иконографический состав иконостаса: правила расположения икон в разных рядах, символика и значение каждого ряда и иконы
Иконостас — это алтарная перегородка в православном храме, на которой расположены иконы в определенном порядке. Иконостас символизирует границу между земным и небесным мирами, а также отражает основные события истории спасения человечества. Иконостас состоит из нескольких рядов, каждый из которых имеет свое значение и иконографический состав. Обычно иконостас имеет пять рядов, но в некоторых случаях может быть больше или меньше. В этой статье мы рассмотрим правила расположения икон в разных рядах иконостаса, а также символику и значение каждого ряда и иконы.
Первый ряд: местный чин
Первый ряд иконостаса называется местным чином, потому что в нем расположены иконы, которые относятся к посвящению храма или местности, где он находится. Местный чин обычно состоит из трех икон: Христа, Богородицы и покровителя храма. Иконы местного чина расположены вблизи царских врат, которые ведут в алтарь. По правилу, икона Христа стоит справа от царских врат, а икона Богородицы — слева. Икона покровителя храма может быть размещена либо справа от иконы Христа, либо слева от иконы Богородицы, в зависимости от того, кто является покровителем храма: святой или праздник. Если покровителем храма является святой, то его икона стоит справа от иконы Христа, а если покровителем храма является праздник, то его икона стоит слева от иконы Богородицы. Например, если храм посвящен Святому Николаю, то его икона будет стоять справа от иконы Христа, а если храм посвящен Рождеству Христову, то его икона будет стоять слева от иконы Богородицы. Иконы местного чина имеют значение для посвящения храма, так как они свидетельствуют о том, что храм посвящен Христу, Богородице и покровителю, которые охраняют и благословляют его.
Второй ряд: деисусный чин
Второй ряд иконостаса называется деисусным чином, потому что в нем расположены иконы, которые изображают деисус — суд Христа над миром. Деисусный чин обычно состоит из пяти икон: Христа во славе, Богородицы, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила. Иконы деисусного чина расположены в центре иконостаса, над царскими вратами. По правилу, икона Христа во славе стоит в центре деисусного чина, а иконы Богородицы и Иоанна Крестителя — по бокам от него, обращаясь к нему с молитвой. Иконы архангелов Михаила и Гавриила стоят по краям деисусного чина, служа Христу и передавая его волю. Иконы деисусного чина имеют значение для молитвы и почитания, так как они напоминают о том, что Христос — Господь и Судия всего мира, а Богородица, Иоанн Креститель и ангелы — его слуги и ходатайственники за нас.
Третий ряд: праздничный чин
Третий ряд иконостаса называется праздничным чином, потому что в нем расположены иконы, которые изображают главные праздники православного календаря. Праздничный чин обычно состоит из двенадцати икон: Рождества Христова, Крещения Господня, Сретения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня, Дня Святой Троицы, Преображения Господня, Успения Богородицы, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Иконы праздничного чина расположены в третьем ряду иконостаса, над деисусным чином. По правилу, иконы праздничного чина следуют в хронологическом порядке, начиная с Рождества Христова справа от иконы Христа во славе и заканчивая Собором Архистратига Михаила слева от иконы Христа во славе. Иконы праздничного чина имеют значение для отражения жизни Христа и Богородицы, а также для празднования их таинств и чудес.
Четвертый ряд: пророческий чин
Четвертый ряд иконостаса называется пророческим чином, потому что в нем расположены иконы, которые изображают пророков Ветхого Завета. Пророческий чин обычно состоит из шестнадцати икон: Моисея, Аарона, Самуила, Давида, Соломона, Илии, Исаии, Иеремии, Езекииля, Даниила, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума и Софонии. Иконы пророческого чина расположены в четвертом ряду иконостаса, над праздничным чином. По правилу, иконы пророческого чина следуют в порядке, соответствующем
Царские врата: их оформление, иконография и роль в богослужении
Царские врата — это двустворчатые двери, которые находятся посредине иконостаса и ведут в алтарь православного храма. Они символизируют врата Рая, через которые Царь Славы Господь Иисус Христос во Святых Дарах выходит во время причащения мирян. Царские врата также называются Святыми вратами, поскольку через них проходят священнослужители, совершающие священные таинства.
Царские врата имеют древнюю историю, которая начинается с раннехристианских катакомбных храмов, где алтарь отделялся от остального храма двумя символическими колоннами или особой преградой. В Византии алтарная преграда развилась в иконостас, створки которого стали Царскими вратами. В русской традиции Царские врата получили своё название от центрального входа из притвора в храм, который в Византии назывался Царскими вратами.
Царские врата обычно украшаются иконами, которые имеют определённый иконографический состав и значение. На вратах изображаются четыре евангелиста, Благовещение, архангелы Гавриил и Михаил, ветхозаветные пророки Моисей и Аарон, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. Слева от Царских врат размещается образ Богородицы, а справа — Христа. Второй по правую сторону Царских врат обычно помещается икона праздника или святого, в честь которого освящён храм. Иконы на Царских вратах отражают темы воплощения, спасения, пророчества, священства и молитвы.
Царские врата играют важную роль в богослужении, поскольку они открываются и закрываются в определённые моменты, связанные с таинствами и праздниками. На великой вечерне в составе всенощного бдения при открытии Царских врат зажигается свет в храме для молящихся, что символизирует открытие врат Рая и наполнение всех Райским светом. На литургии Царские врата открываются во время чтения Евангелия, великой входы, причащения священников и мирян, благословения народа. На пасхальной службе Царские врата остаются открытыми на протяжении всей недели, что означает, что Христос, воскресший из мёртвых, открыл нам двери вечной жизни.
Царские врата — это не только архитектурный и художественный элемент храма, но и духовный символ, который напоминает нам о нашем призвании к общению с Богом и вхождении в Его Царство.
Дьяконские двери: их оформление, иконография и роль в богослужении
Дьяконские двери — это боковые проемы в нижнем ряду иконостаса, которые ведут в алтарную часть храма. Они называются так поскольку через них во время службы диаконы многократно выходят на солею для произнесения ектений. Также их называют малые врата, боковые двери иконостаса, диаконовская и пономарская дверь (врата), двери диаконника и жертвенника.
Обычно это две одностворчатые двери по сторонам от главных двустворчатых царских врат, а в небольших храмах или приделах — одна дверь сбоку. В большом храме (при наличии боковых апсид) левая северная (пономарская) дверь ведет к жертвеннику или, как говорили раньше, в жертвенник, правая южная (диаконовская) — в диаконник (ризницу).
На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия. Архангелы Михаил и Гавриил — это главные ангелы, которые стоят у престола Божия и передают Его волю людям. Стефан и Лаврентий — это диаконы, которые отдали свою жизнь за веру в Христа и стали примером служения Церкви и ближним.
Дьяконские двери играют важную роль в богослужении, особенно во время Божественной литургии. Через них проходят священнослужители во время малого и великого выходов, когда они несут священные сосуды с хлебом и вином, которые превращаются в Тело и Кровь Христовы. Через них также выносят народу благословенный хлеб (антидор) или Богоявленскую воду. Кроме того, через них диаконы выходят на солею для чтения евангелия, произнесения ектений и других молитвенных обращений к Богу и народу.
Дьяконские двери — это не просто проходы, а символы связи между алтарем и нартексом, между святыми и грешными, между небом и землей. Они напоминают нам о том, что Церковь — это тело Христово, в котором каждый член имеет свое служение и призвание. Они также учат нас о том, что Бог приходит к нам во Своих таинствах и дарует нам Свою благодать и любовь.
Иконы местного чина: их выбор, расположение и значение для посвящения храма
Иконы местного чина — это иконы, которые располагаются в нижнем ряду иконостаса. Они называются местными, потому что их выбор зависит от места, где находится храм, его посвящения, покровителей и истории. Иконы местного чина обычно имеют большие размеры и оклады из драгоценных металлов и камней. Они служат для почитания верующими, которые могут целовать их и молиться перед ними.
Иконы местного чина обычно располагаются в следующем порядке:
Слева от Царских врат | Справа от Царских врат |
---|---|
Икона Спасителя | Икона Богородицы |
Икона святого, которому посвящен храм | Икона праздника, в день которого освящен храм |
Иконы святых, которые являются покровителями храма, местности или прихожан | Иконы святых, которые являются покровителями храма, местности или прихожан |
Иконы местного чина имеют большое значение для посвящения храма, так как они символизируют связь между небесным и земным, между Богом и людьми. Они также напоминают о том, что храм — это дом Божий, где присутствует Сам Господь и Его святые. Иконы местного чина призывают верующих к подражанию святым, к молитве и покаянию, к любви и милосердию.
Иконы деисусного чина: их выбор, расположение и значение для молитвы и почитания
Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисус» в переводе с греческого означает «моление». В деисусный чин входят изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна Богослова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца.
Выбор икон для деисусного чина определяется традицией и канонами иконописи. Центральное место в чине занимает образ Господа, обычно изображающий Христа Вседержителя, реже — иной, например, образ «Спаса в Силах». По правую руку от Христа располагается икона Богородицы, по левую — Иоанна Предтечи. Эти три иконы образуют основу деисуса, который может быть дополнен другими святыми. По сторонам от Богородицы и Иоанна Предтечи стоят архангелы Михаил и Гавриил, а за ними — апостолы Петр и Павел, Андрей и Иоанн Богослов. За апостолами следуют святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. В некоторых иконостасах деисусный чин может включать и других святых, например, мучеников, преподобных, царей и патриархов.
Расположение икон в деисусном чине несет в себе глубокий смысл. Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн Предтеча выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма. Архангелы Михаил и Гавриил символизируют небесные силы, служащие Богу. Апостолы Петр и Павел, Андрей и Иоанн Богослов представляют церковное учение, основанное на свидетельстве жизни и слов Христа. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец показывают примеры святой жизни, исполненной любви к Богу и ближним.
Значение икон деисусного чина для молитвы и почитания очень велико. Они напоминают верующим о том, что они стоят перед лицом Бога, который видит все их мысли, слова и дела. Они также учат верующих молиться за свое спасение и за спасение всего мира, взывая к Богу и к его святым. Они также вдохновляют верующих подражать святым, которые своей жизнью и верою прославили Бога и достигли небесного царства.
Иконы праздничного чина: их выбор, расположение и значение для отражения жизни Христа и Богородицы
Праздничный чин иконостаса — это третий ряд икон, расположенный над деисусным чином. Он состоит из 12 икон, изображающих главные события из жизни Христа и Богородицы, которые церковь празднует в течение года. Порядок икон в праздничном чине соответствует хронологии событий и календарю церковных праздников. Праздничный чин имеет большое значение для православного богослужения, так как он напоминает верующим о спасительном деле Христа и о примере Богородицы, которая была первой христианкой и заступницей человечества.
Иконы праздничного чина обычно располагаются в следующем порядке (слева направо):
Название иконы | Смысл иконы | Дата праздника |
---|---|---|
Рождество Богородицы | Икона показывает рождение Пресвятой Девы Марии от праведных родителей Иоакима и Анны, которые долго молились о детях. Икона символизирует начало истории спасения человечества, так как Богородица стала Матерью Сына Божьего. | 21 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | Икона изображает, как трехлетняя Мария была принесена родителями в Иерусалимский храм, где она посвятила себя служению Богу. Икона означает, что Богородица была избрана Богом и освящена Духом Святым с детства. | 4 декабря |
Рождество Христово | Икона воспроизводит сцену рождения Иисуса Христа в Вифлееме от Девы Марии и положения Его в яслях. Икона возвещает, что Бог стал человеком, чтобы спасти мир от греха и смерти. | 7 января |
Крещение Господне | Икона изображает, как Иисус Христос был крещен в реке Иордан своим родственником Иоанном Предтечей. Икона свидетельствует о явлении Троицы: Голос Отца, видимый Сын и Святой Дух в образе голубя. | 19 января |
Сретение Господне | Икона показывает, как 40-го дня после рождения Иисуса Христа Его родители принесли Его в храм, чтобы принести жертву Богу. Икона отражает, как старец Симеон и пророчица Анна узнали в Нём Мессию и прославили Бога. | 15 февраля |
Вход Господень в Иерусалим | Икона изображает, как Иисус Христос въехал в Иерусалим на ослике перед Своей страстью. Икона показывает, как народ встречал Его как Царя, ветвями пальм и одеждами. Икона предвосхищает, как Христос войдет в Небесный Иерусалим после Своего воскресения. | В неделю перед Пасхой |
Воскресение Христово | Икона изображает, как Иисус Христос восстал из мертвых на третий день после Своей смерти на кресте. Икона демонстрирует, как Христос победил смерть и ад, и дал жизнь всем, кто верует в Него. | В первое воскресенье после полнолуния весной |
Вознесение Господне | Икона изображает, как Иисус Христос вознёсся на небо 40-го дня после Своего воскресения. Икона показывает, как Христос восселся по правую руку Отца и стал Посредником между Богом и людьми. | В четверг 40-го дня после Пасхи |
Сошествие Святого Духа на апостолов | Икона изображает, как Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков в день Пятидесятницы. Икона свидетельствует о рождении Церкви Христовой и о даре Духа Святого всем христианам. | В воскресенье 50-го дня после Пасхи |
Преображение Господне | Икона изображает, как Иисус Христос преобразился на горе Фавор перед тремя учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Икона открывает, как Христос явил Свою божественную славу и как Отец засвидетельствовал о Нём. | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | Икона изображает, как Пресвятая Дева Мария скончалась в Иерусалиме и была похоронена апостолами. Икона показывает, как Христос взял Её душу и тело на небо, где она венчалась на Царицу. | 28 августа |
Рождество Пресвятой Богородицы | Икона показывает рождение Пресвятой Девы Марии от праведных родителей Иоакима и Анны, которые долго молились о детях. Икона символизирует начало истории спасения человечества, так как Бог |
Иконы пророческого и праотеческого чинов: их выбор, расположение и значение для связи Ветхого и Нового Заветов
Иконы пророческого и праотеческого чинов являются важной частью иконостаса, так как они свидетельствуют о предварительном откровении Бога в Ветхом Завете и его исполнении в Новом Завете. Пророки и праотцы были избранными людьми, которые получали от Бога пророчества и обетования о пришествии Мессии, Спасителя мира. Их иконы располагаются в верхних рядах иконостаса, над иконами праздничного чина, и символизируют небесный Иерусалим, где все святые воспевают Бога.
Иконы пророческого чина обычно состоят из двух фигур пророков, держащих в руках свитки с текстами своих пророчеств. Их выбор и расположение зависят от традиции и местного устава, но обычно включают двенадцать великих и двенадцать малых пророков Ветхого Завета. Среди них особое место занимают пророки Исайя, Иеремия, Езекииль и Даниил, которые предсказывали о рождении, страданиях и воскресении Христа. Их иконы часто размещаются ближе к центру иконостаса, рядом с царскими вратами. На некоторых иконах пророческого чина изображается также Богоматерь с младенцем Христом, как исполнение пророчеств о деве, родившей Спасителя .
Иконы праотеческого чина изображают предков Христа по плоти, которые перечислены в Евангелии от Матфея . Они также держат в руках свитки с обетованиями Бога или своими благословениями. Их выбор и расположение также могут варьироваться, но обычно включают четырнадцать поколений от Авраама до Иосифа, мужа Марии. Среди них выделяются патриархи Авраам, Исаак и Иаков, цари Давид и Соломон, а также праведный Енох, который был взят Богом живым. Их иконы обычно имеют фигурные завершения в виде арок или куполов. На некоторых иконах праотеческого чина также изображается Иосиф Обручник с младенцем Христом, как свидетельство о чудесном зачатии Сына Божьего .
Иконы пророческого и праотеческого чинов имеют большое значение для связи Ветхого и Нового Заветов, так как они показывают, что Бог действовал в истории человечества, готовя приход своего Сына. Они также напоминают о том, что все верующие призваны быть пророками и свидетелями Бога в своём времени и месте.
Пророческий чин | Праотеческий чин |
---|---|
Пророки Даниил и Исайя | Праотец Иаков |
Пророки Авдий и Моисей | Праотец Исаак |
Пророки Илия и Иаков | Праотец Вениамин |
Пророки Елисей и Иеремия | Праведный Енох |
Источники:
- : Иконостас — Википедия
- : Мф. 1:1-17
- : Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Домашний и походный иконостасы: их виды, особенности и назначение
Домашний и походный иконостасы — это особые виды иконостасов, которые предназначены для молитвы вне храма. Они имеют свою историю, свои особенности и своё назначение. В этой части статьи мы расскажем о том, что такое домашний и походный иконостасы, какие они бывают, как их устроить и как ими пользоваться.
Домашний иконостас
Домашний иконостас — это место для икон в жилом доме православного христианина. Он называется также красным углом, потому что обычно располагается в углу комнаты, обращённом на восток. Домашний иконостас повторяет принципы церковного иконостаса, но имеет меньший размер и меньшее количество икон. Он служит для совершения домашнего молитвенного правила, а также для почитания святых, которые являются покровителями семьи, родословной, профессии, здоровья и т.д.
Домашний иконостас может быть изготовлен из разных материалов: дерева, металла, ткани и т.п. Он может быть выполнен в виде складня, рамки, шкафа, полки или просто настенного крепления. Главное, чтобы он был устойчив, прочен и красив. Домашний иконостас должен быть освящён в храме или священником на месте.
Домашний иконостас должен содержать следующие иконы:
- Икону Спасителя, которая ставится посередине и выше всех остальных.
- Икону Богородицы, которая ставится справа от иконы Спасителя.
- Икону праздника или святого, которому посвящён храм, в котором крестились или венчались члены семьи. Эта икона ставится слева от иконы Спасителя.
- Иконы святых, которые являются покровителями семьи, родословной, профессии, здоровья и т.д. Эти иконы ставятся по бокам от центральных икон, но ниже их.
Домашний иконостас должен быть ухожен, чист и аккуратен. Перед ним следует ставить лампаду или свечи, а также цветы или листья во время праздников. Перед ним следует молиться утром и вечером, а также в особые дни, когда празднуются святые, чьи иконы есть на иконостасе.
Походный иконостас
Походный иконостас — это иконостас, который берут с собой в дорогу, в поход, в путешествие, в военную службу и т.д. Он служит для молитвы в условиях, когда нет возможности посетить храм или домашний иконостас. Он также служит для совершения богослужений в полевых условиях, когда нет построенного храма.
Походный иконостас обычно имеет вид складня, который легко транспортировать и разворачивать. Он может содержать до 20 икон, которые располагаются в несколько рядов. Походный иконостас может быть изготовлен из дерева, металла, ткани и т.п. Он также должен быть освящён в храме или священником на месте.
Походный иконостас должен содержать следующие иконы:
- Икону Спасителя, которая ставится посередине и выше всех остальных.
- Икону Богородицы, которая ставится справа от иконы Спасителя.
- Икону праздника или святого, которому посвящён храм, в котором крестились или венчались члены группы, которая берёт с собой походный иконостас. Эта икона ставится слева от иконы Спасителя.
- Икону деисусного чина, которая изображает Христа с предстоящими, Богоматерью, Иоанном Предтечей, архангелами и апостолами. Эта икона ставится над иконой Спасителя.
- Икону пророческого чина, которая изображает пророков Ветхого Завета, предвещавших пришествие Христа. Эта икона ставится над иконой деисусного чина.
- Иконы святых, которые являются покровителями группы, которая берёт с собой походный иконостас, а также тех мест, куда она направляется. Эти иконы ставятся по бокам от центральных икон, но ниже их.
Походный иконостас должен быть ухожен, чист и аккуратен. Перед ним следует ставить лампаду или свечи, а также цветы или листья во время праздников. Перед ним следует молиться утром и вечером, а также в особые дни, когда празднуются святые, чьи иконы есть на иконостасе. Перед ним также можно совершать богослужения, если есть священник или дьякон.
Домашний и походный иконостасы — это важные элементы православной жизни, которые помогают сохранять связь с Богом и святыми в любых обстоятельствах. Они являются свидетельством веры, надежды и любви христиан, которые не забывают о своём духовном призвании.