Дадаизм: что это такое, кто его создал и как он проявлялся в разных видах искусства

Дадаизм — это авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которое возникло во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе, в кабаре «Вольтер». Дадаизм просуществовал с 1916 по 1923 год, после чего французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом .

Дадаизм возник как реакция на последствия и жестокость Первой мировой войны, которая, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Дадаисты объявили войну всему, что было связано с буржуазной культурой, рационализмом, логикой, эстетикой и традиционными формами искусства. Они стремились к полному разрушению всех признанных канонов и стандартов, к созданию абсурдного, иррационального, циничного и бессистемного искусства, которое было бы выражением их разочарования и протеста.

Основными принципами дадаизма были:

  • Отрицание смысла и цели в искусстве и жизни.
  • Противопоставление себя всем существующим художественным течениям и направлениям.
  • Использование случайности, игры, юмора, пародии, коллажа, монтажа, ассоциации, шока и провокации как методов творчества.
  • Экспериментирование с новыми материалами, техниками и формами выражения.
  • Создание коллективных и анонимных произведений, отказ от авторства и индивидуальности.
  • Организация манифестов, журналов, выставок, вечеров и перформансов, направленных на демонстрацию своих идей и взглядов.

Дадаизм стал первым концептуальным художественным движением, которое фокусировалось не на создании эстетически приятных объектов, а на передаче своего отношения к миру и искусству. Дадаизм оказал большое влияние на развитие современного искусства, особенно на сюрреализм, постмодернизм, поп-арт и флюксус.

Что такое дадаизм и его основные принципы

Дадаизм — это авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которое возникло во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе, в кабаре Вольтер. Дадаизм существовал с 1916 по 1923 год и оказал влияние на другие художественные направления, такие как сюрреализм и постмодернизм .

Основной идеей дадаизма было разрушение любых эстетических, моральных и логических норм и стандартов в искусстве и жизни. Дадаисты считали, что Первая мировая война показала бессмысленность существования и неспособность рационализма и логики предотвратить жестокость и насилие. Поэтому дадаисты отвергали все традиционные формы искусства и создавали новые, иррациональные, циничные, бессистемные и нигилистические произведения, которые часто имели провокационный и шокирующий характер .

Дадаизм не имел единой стилистической или идеологической основы, а был скорее совокупностью различных творческих экспериментов и выражений. Дадаисты использовали разнообразные техники и материалы, такие как коллаж, фотомонтаж, ассембляж, реди-мейд, звуковая поэзия, шумовая музыка, случайность, абсурд и юмор. Дадаисты также организовывали публичные выступления, манифесты, журналы и выставки, на которых демонстрировали свои работы и взаимодействовали с аудиторией .

Основными принципами дадаизма можно считать следующие:

  • Иррациональность — отказ от логики, смысла и последовательности в творчестве и мышлении, использование случайных и бессвязных элементов, игра слов и звуков, абсурд и пародия.
  • Цинизм — критика и насмешка над общественными, политическими, религиозными и художественными установками и ценностями, выявление их лживости, лицемерия и бесполезности.
  • Отрицание — разрушение любых ранее существовавших стандартов, канонов, правил и форм в искусстве и жизни, отказ от традиций, истории, культуры и цивилизации.
  • Бессистемность — отсутствие единой стилистической или идеологической основы, многообразие и разнородность творческих подходов и выражений, свобода и самостоятельность художника.
  • Нигилизм — неверие в какие-либо идеалы, цели, смыслы и ценности, отрицание существования какой-либо объективной реальности или истины, пессимизм и скептицизм по отношению к жизни.

Дадаизм был одним из самых радикальных и влиятельных течений в истории искусства, которое вызвало множество споров, дискуссий и реакций. Дадаизм открыл новые горизонты для художественного творчества и поставил вопросы о сущности и функции искусства в современном мире .

История возникновения и развития дадаизма

Дадаизм, или дада, был авангардистским течением в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которое возникло во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Основателем дадаизма считается поэт Тристан Тцара, который обнаружил в словаре слово «дада», означающее «хвост священной коровы» на языке негритянского племени Кру. Это слово, которое могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета, стало символом бессмысленности и абсурда, которые дадаисты видели в современном им миру, раздираемом войной и насилием .

Дадаисты объявили войну всему, что было связано с рационализмом, логикой, эстетикой и традиционными формами искусства. Они провозглашали, что «дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» . Они экспериментировали с новыми техниками и материалами, такими как коллаж, фотомонтаж, ассембляж, звуковая поэзия, случайная генерация текстов и изображений, перформанс и готовый объект. Они создавали провокационные и скандальные произведения, которые вызывали недоумение, возмущение и смех у публики. Они организовывали шумные и безумные вечера в кабаре, где читали свои манифесты, стихи и лекции, играли на необычных музыкальных инструментах, танцевали и устраивали спектакли. Они пытались разрушить все существующие нормы и ценности, чтобы освободить человеческое сознание от стереотипов и предрассудков.

Дадаизм был международным движением, которое распространилось по всей Европе и Америке. В разных странах дадаизм приобретал свои особенности и акценты. В Цюрихе, где дадаизм зародился, доминировал случайный и игровой характер творчества, а также интерес к примитивному искусству. В Берлине дадаизм был более политизированным и агрессивным, критикуя буржуазное общество и поддерживая революционные идеи. В Ганновере и Кёльне дадаизм был более фантастическим и мистическим, вдохновляясь сновидениями и подсознанием. В Париже дадаизм был более литературным и интеллектуальным, а также более склонным к сотрудничеству с другими авангардными течениями, такими как кубизм и футуризм. В Нью-Йорке дадаизм был более экспериментальным и юмористическим, а также более влиятельным на развитие американского искусства .

Дадаизм просуществовал с 1916 по 1923 год, после чего большинство дадаистов перешли к другим направлениям, в основном к сюрреализму. Однако дадаизм оказал огромное влияние на искусство XX века, став предтечей постмодернизма, поп-арта, флюксуса, концептуализма и других течений. Дадаизм также повлиял на развитие литературы, музыки, театра, кино и дизайна. Дадаизм был не только искусством, но и жизненной позицией, которая выражала протест против войны, насилия, лжи и бездуховности современного мира.

Читайте также:  Как сделать бирюзовый цвет из разных красок

Ниже представлена таблица с некоторыми известными представителями дадаизма и их творчеством:

Имя Страна Вид искусства Примеры работ
Тристан Тцара Румыния, Швейцария, Франция Поэзия, литература, театр «Двадцать пять стихотворений», «Семь дадаистских манифестов», «Газета Дада», «Человек приблизительный», «Антидрама Цезарь Антекрист»
Ханс Арп Германия, Франция Живопись, скульптура, коллаж «Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая)», «Облако-птица», «Голова с усами», «Конфигурация с двумя опасными пятнами»
Макс Эрнст Германия, Франция, США Живопись, коллаж, фотомонтаж, скульптура «Китайский соловей», «Слон Селестина», «Сотворение птиц», «Лес и солнце», «Всеобщая история природы»
Марсель Дюшан Франция, США Живопись, готовый объект, кинетическое искусство «Голая, спускающаяся по лестнице», «Урнал», «Бутылочница», «Большое стекло», «Ротацонные диски»
Ман Рэй США, Франция Фотография, живопись, кино «Подарок», «Возвращение разума», «Ле Виолон д’Ангре», «Рэйограммы», «

Описание ключевых художников-дадаистов

Дадаизм был международным течением, которое объединило многих художников из разных стран и культур. Среди них можно выделить следующих ключевых представителей:

  • Хуго Балль (Hugo Ball) — швейцарский поэт и драматург, один из основателей Кабаре Вольтер, первого центра дадаизма в Цюрихе. Балль экспериментировал с звуковой поэзией, создавая стихи из бессмысленных слогов и звуков. Он также выступал в костюмах из картона и металла, которые символизировали отказ от человеческой личности и рациональности .
  • Тристан Тцара (Tristan Tzara) — румынский поэт и критик, один из лидеров дадаизма. Тцара был автором многих манифестов дада, в которых провозглашал абсурдность и бессмысленность искусства и жизни. Он также практиковал метод «случайного стиха», когда слова для стихотворения выбирались наугад из газеты или словаря .
  • Ханс (Жан) Арп (Hans (Jean) Arp) — немецко-французский художник и поэт, один из первых дадаистов в Цюрихе. Арп создавал абстрактные рельефы и скульптуры из дерева, металла, бумаги и ткани, которые он называл «конструкциями по законам случая». Он также писал стихи, в которых играл со словами и звуками, нарушая грамматику и смысл .
  • Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) — французский художник и теоретик искусства, один из самых влиятельных дадаистов. Дюшан стал известен своими «реди-мейдами» — предметами повседневного использования, которые он подписывал своим именем и выставлял как произведения искусства. Самым скандальным из них был «Фонтан» — унитаз, подписанный псевдонимом R. Mutt . Дюшан также создавал сложные механические инсталляции, такие как «Большое стекло» и «Этант доннес» .
  • Ман Рэй (Man Ray) — американский художник и фотограф, один из ведущих дадаистов в Нью-Йорке и Париже. Ман Рэй изобрел технику «рейограммы» — фотографии без камеры, получаемые путем наложения предметов на фотобумагу и освещения их. Он также снимал портреты и сюрреалистические фильмы, такие как «Возврат к разуму» и «Звезда моря» .
  • Макс Эрнст (Max Ernst) — немецкий художник и скульптор, один из основоположников дадаизма в Кёльне и сюрреализма в Париже. Эрнст использовал различные техники, такие как коллаж, фроттаж, граттаж и декалькомания, для создания фантастических и иррациональных изображений. Он также создавал скульптуры из разных материалов, таких как дерево, гипс, железо и бронза .

Это лишь некоторые из многих художников-дадаистов, которые внесли свой вклад в развитие этого течения. Дадаизм оказал большое влияние на последующие направления в искусстве, такие как сюрреализм, поп-арт, концептуализм и постмодернизм .

Проявление дадаизма в живописи

Дадаизм в живописи был одним из самых радикальных и экспериментальных направлений в искусстве XX века. Дадаисты отвергали традиционные жанры и техники живописи, стремясь к созданию новых форм выражения, основанных на случайности, иррациональности и абсурде. Дадаисты использовали различные материалы и предметы, такие как газеты, фотографии, обертки, билеты, монеты, ножницы, иголки и т.д., для создания коллажей, ассембляжей, фотомонтажей и рельефов. Дадаисты также экспериментировали с абстрактной живописью, используя геометрические фигуры, цветовые пятна, линии и текстуры. Дадаисты стремились к тому, чтобы их произведения не имели никакого смысла, не отражали никакой реальности и не вызывали никаких эмоций у зрителя.

Дадаизм в живописи проявлялся по-разному в разных странах и городах, где действовали дадаистские группы. В Цюрихе, где дадаизм возник в 1916 году, дадаисты, такие как Ханс Арп, Марсель Янко и Софи Тойбер-Арп, создавали абстрактные коллажи из бумаги, ткани, дерева и металла, а также рельефы из разных материалов. Они также писали абстрактные стихи, состоящие из бессмысленных слов и звуков. В Берлине, где дадаизм расцвел в 1918-1920 годах, дадаисты, такие как Рауль Хаусман, Георг Гросс, Ханна Хёх и Джон Хартфилд, занимались фотомонтажем, совмещая фотографии, газетные вырезки, рекламные объявления и политические лозунги, чтобы создать сатирические и провокационные изображения, критикующие буржуазное общество, войну и национализм. В Ганновере и Кёльне, где дадаизм развивался в 1919-1923 годах, дадаисты, такие как Курт Швиттерс и Макс Эрнст, создавали ассембляжи из разнообразных предметов, таких как игрушки, мебель, одежда, часы, зеркала и т.д., а также коллажи из разрезанных иллюстраций из каталогов и журналов. Они также практиковали технику фроттажа, при которой они делали отпечатки различных поверхностей, таких как дерево, ткань, камень и т.д., на бумаге или холсте.

Дадаизм в живописи оказал большое влияние на развитие сюрреализма, абстрактного искусства, поп-арта и концептуального искусства. Дадаисты показали, что искусство может быть свободным от любых правил и ограничений, что искусство может быть игрой, экспериментом и протестом, что искусство может использовать любые материалы и техники, что искусство может быть бессмысленным и абсурдным.

Ниже приведена таблица, в которой перечислены некоторые известные художники-дадаисты и их произведения:

Художник Произведение Год Техника
Ханс Арп Коллаж, расположенный по законам случая 1916 Коллаж из бумаги
Марсель Дюшан Фонтан 1917 Ассембляж из унитаза и подписи
Рауль Хаусман Механический голова (Дух нашего времени) 1920 Ассембляж из деревянной головы и разных предметов
Георг Гросс Немецкий филистим 1920 Фотомонтаж из фотографий, газет и рекламы
Ханна Хёх Вырезка из иллюстрированного журнала 1919 Коллаж из иллюстраций из журналов
Курт Швиттерс Мерц-картина 32А. Красный крест 1920 Ассембляж из дерева, металла, ткани, бумаги и краски
Макс Эрнст Город-цветок 1920 Фроттаж на бумаге
Читайте также:  Руна Соулу: Значение, Описание и Толкование

Особенности дадаистских картин

Дадаизм, как художественное движение, выделяется уникальными особенностями в создании картин, которые часто отражают хаос, противоречия и отсутствие логики. Вот несколько ключевых черт, характеризующих дадаистские картины:

  • Иррациональность и абсурдность: Дадаисты стремились выражать абсурдность и хаос, отвергая традиционные нормы и порядки. Их картины часто представляют собой смесь несвязанных элементов, вызывая чувство нелепости и нелогичности.
  • Использование случайных материалов: Художники дадаисты часто применяли случайные и неожиданные материалы в своих работах. Это могли быть обрывки газет, обрывки ткани, детали из разных источников, создавая коллажи и композиции, не имеющие четкой структуры.
  • Протест против традиционных стилей: Дадаисты активно выражали свой протест против устаревших художественных стилей и течений. Их картины часто были насмешливыми по отношению к традиционному искусству, вызывая шок и раздражение у зрителя.

Эти особенности вместе формируют уникальный стиль дадаистских картин, который продолжает вызывать интерес и обсуждение в мире искусства.

Влияние дадаизма на литературу

Дадаизм, как авангардистское течение, оказал значительное влияние на литературу XX века. Дадаисты экспериментировали с формой и содержанием литературных произведений, отвергая традиционные жанры, стили и правила. Они стремились к созданию нового, универсального языка, основанного на иррациональности, бессмысленности и случайности. Для этого они использовали различные приемы, такие как:

  • Стихи без слов – набор звуков, не имеющих смысла, но создающих ритм и музыкальность. Примером такого стиха может служить «Карауана» Хуго Балля .
  • Бруитский или шумовой стих – имитация звуков окружающей среды, машин, взрывов и т.д. Примером такого стиха может служить «Урсоната» Курта Швиттерса .
  • Симультанный стих – сумбурная перекличка нескольких голосов, читающих разные тексты одновременно. Примером такого стиха может служить «Лампистер» Тристана Тцары .
  • Статический стих – стих, в котором каждое слово имеет индивидуальность и не связано с другими словами по смыслу. Примером такого стиха может служить «Последний сон» Луи Арагона .

Дадаисты также создавали прозаические тексты, в которых игнорировали логику, сюжет, характеры и пунктуацию. Они часто использовали метод «cut-up» (нарезка), при котором тексты разрезались на отдельные фрагменты и затем склеивались в случайном порядке. Примером такого текста может служить «Газета» Тристана Тцары .

Дадаизм в литературе был не только формой экспрессии, но и формой протеста против войны, буржуазии, религии и искусства. Дадаисты высмеивали и критиковали все устоявшиеся ценности и нормы, призывая к свободе, анархии и нигилизму. Они провоцировали публику своими скандальными выступлениями, манифестами и памфлетами. Они также взаимодействовали с другими авангардными течениями, такими как футуризм, кубизм, сюрреализм и экспрессионизм.

Дадаизм в литературе существовал недолго, около шести лет, но оказал большое влияние на последующие литературные направления и движения. Дадаизм предвосхитил постмодернизм, абсурдизм, конкретную поэзию, битников, панк и другие формы антиискусства и антилитературы.

Главные характеристики дадаистского искусства

Дадаистское искусство отличается от традиционных форм искусства своей иррациональностью, абсурдностью, нелогичностью и провокацией. Дадаисты стремились разрушить устоявшиеся каноны и стандарты в искусстве, подвергая сомнению его смысл и ценность. Дадаисты выражали свое недовольство и протест против войны, буржуазии, рационализма и логики, которые, по их мнению, привели к катастрофе и хаосу в мире. Дадаисты использовали различные техники и материалы, такие как коллаж, ассембляж, фотомонтаж, реди-мейд, звуковая поэзия, шумовая музыка, случайность и игра слов, чтобы создавать новые и необычные формы искусства.

Некоторые из главных характеристик дадаистского искусства можно перечислить следующим образом:

  • Отказ от традиционных жанров и стилей в искусстве, таких как портрет, пейзаж, натюрморт, импрессионизм, кубизм и т.д.
  • Использование непривычных и низкопробных материалов, таких как мусор, обрезки газет, отходы производства, предметы быта и т.д.
  • Создание коллажей из разрозненных и несовместимых элементов, создающих контраст и дисгармонию.
  • Использование реди-мейдов, то есть готовых предметов, которые дадаисты объявляли произведениями искусства, придавая им новый смысл и контекст.
  • Использование случайности и интуиции в процессе творчества, отказ от заранее продуманного плана и композиции.
  • Использование игры слов, шуток, нонсенса, пародии, сатиры и иронии в литературе и поэзии.
  • Использование звуковой поэзии, которая состоит из непонятных и бессмысленных звуков, слогов и слов, создающих ритм и мелодию.
  • Использование шумовой музыки, которая состоит из несочетаемых и диссонирующих звуков, таких как свист, крик, стук, гудок и т.д.
  • Организация дадаистских вечеров, на которых проводились скандальные и шокирующие выступления, демонстрации, лекции, чтения стихов и музыкальные номера.
  • Создание дадаистских журналов, в которых публиковались манифесты, статьи, стихи, коллажи и фотографии дадаистов.

Дадаистское искусство было вызовом и критикой существующего порядка вещей, а также поиском новых путей и возможностей для творчества. Дадаизм оказал большое влияние на развитие современного искусства, такого как сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, концептуализм и постмодернизм.

Разнообразие техник и материалов, использованных дадаистами

Дадаисты были экспериментаторами в искусстве, которые не признавали никаких ограничений и правил. Они использовали самые разные техники и материалы для создания своих произведений, которые часто шокировали и вызывали недоумение у публики. В этой части статьи мы рассмотрим некоторые из наиболее характерных и интересных примеров дадаистского искусства, которые демонстрируют его многообразие и оригинальность.

Одним из основных методов дадаистов был коллаж , который заключался в склеивании различных фрагментов бумаги, ткани, фотографий, газет, журналов и других материалов на холсте или картоне. Коллажи дадаистов отличались от традиционных тем, что они не стремились к гармонии и смыслу, а наоборот, создавали впечатление хаоса и бессмыслицы. Коллажи дадаистов также имели разную стилистику и идеологию в зависимости от места их создания. Так, в Цюрихе доминировал случайный коллаж, в Берлине — манифестационный и фотоколлаж, а в Ганновере и Кёльне — абстрактный и сюрреалистический коллаж .

Другой техникой, которую активно использовали дадаисты, был асембляж , который представлял собой трехмерный коллаж из разных предметов, скрепленных вместе. Асембляжи дадаистов часто имели провокационный и сатирический характер, критикуя современное общество и культуру. Например, Марсель Дюшан создал асембляж под названием «Фонтан», который представлял собой обычный писсуар, подписанный псевдонимом R. Mutt. Этот объект вызвал скандал на выставке Независимого салона в Нью-Йорке в 1917 году, так как был отвергнут жюри как неискусство . Другим примером асембляжа дадаиста является «Л. Г. О. О. М.», который состоит из головы манекена, украшенной разными предметами, такими как часы, лампочка, чашка и т.д. Этот объект был создан Маном Реем в 1920 году и символизировал машинное и бездушное общество .

Читайте также:  Что такое бяка и как ее правильно говорить?

Еще одним способом выражения дадаистов был реди-мейд , который заключался в превращении обычных предметов повседневного использования в произведения искусства путем их подписи, переноса в новый контекст или незначительной модификации. Реди-мейды дадаистов были способом подвергнуть сомнению понятие авторства, оригинальности и художественной ценности. Самым известным создателем реди-мейдов был Марсель Дюшан, который, помимо уже упомянутого «Фонтана», создал такие объекты, как «Бутылочная сушилка», «Велосипедное колесо» и «Урна» .

Кроме того, дадаисты экспериментировали с разными видами графики , такими как литография, гравюра, шаблонная печать и т.д. Графика дадаистов отличалась от традиционной тем, что она не стремилась к реалистичности и детализации, а наоборот, использовала простые и геометрические формы, контрастные цвета, шрифты и знаки. Графика дадаистов также служила средством распространения их идей и манифестов, а также оформления их журналов, плакатов и листовок. Например, Тео ван Дусбург создал плакат с объявлением вечера дадаистов, который состоял из черных и красных прямоугольников с белым текстом . А Рауль Хаусманн создал гравюру «Коллаж дада», которая представляла собой портрет женщины, составленный из разных элементов, таких как глаз, уши, нос, рот и т.д. .

Наконец, дадаисты также занимались скульптурой , которая, как и другие виды искусства, была подвержена их экспериментам и деструкции. Скульптуры дадаистов часто имели абстрактный или сюрреалистический характер, создавая впечатление нелогичности и беспорядка. Скульптуры дадаистов также использовали разные материалы, такие как дерево, металл, стекло, проволока и т.д. Например, Ханс Арп создал серию скульптур под названием «Облака-птицы», которые представляли собой деревянные конструкции, состоящие из разных форм, напоминающих облака или птиц . А Макс Эрнст создал скульптуру под названием «Китайский соловей», которая представляла собой металлический объект, напоминающий птицу, сделанный из разных деталей, таких как гвозди, цепи, кольца и т.д. .

Таким образом, дадаисты демонстрировали свое мастерство в разных техниках и искусствах, используя разные материалы и методы для создания своих произведений. Они не боялись экспериментировать, провоцировать и нарушать устоявшиеся нормы и традиции. Они создавали искусство, которое было не только выражением их внутреннего мира, но и отражением их времени, которое было полно противоречий, кри

Роль коллажей в дадаистском искусстве

Коллаж — это техника, при которой на одну поверхность наклеиваются различные материалы, такие как бумага, ткань, фотографии, газеты, журналы, обертки, билеты и т.д. Коллаж позволяет создавать новые образы из уже существующих, комбинируя их в неожиданные и абсурдные сочетания. Коллаж был одной из самых популярных и характерных техник дадаистов, которые использовали ее для выражения своего протеста против традиционного искусства и общества.

Дадаисты считали, что коллаж — это способ демонстрации иррациональности, случайности и хаоса, которые царят в мире. Они не стремились к гармонии, симметрии и смыслу, а наоборот, создавали дисгармоничные, асимметричные и бессмысленные композиции. Они также играли с контрастами между разными материалами, цветами, формами и текстами, создавая шокирующие и провокационные эффекты. Дадаисты не придавали значения красоте и качеству своих работ, а считали, что важнее процесс их создания, который должен быть свободным, экспериментальным и спонтанным.

Коллажи дадаистов можно разделить на несколько типов в зависимости от их места происхождения и особенностей. Ниже приведена таблица с кратким описанием каждого типа и примерами работ.

Тип Описание Примеры
Коллаж в Цюрихе Первые коллажи дадаистов появились в Цюрихе, где в 1916 году было основано кабаре Вольтер. Они были сделаны из бумажных обрезков, газет, журналов, рекламных объявлений и других материалов, найденных на улицах или в мусорных баках. Они отражали атмосферу войны, бедности, насилия и анархии, которая царила в Европе. Они также содержали элементы юмора, сарказма и иронии, которыми дадаисты высмеивали буржуазное общество и культуру. Ханс Арп. Облака-птицы. 1914-1915.
Ханс Арп. Квадраты, расставленные по законам случая. 1917.
Марсель Янко. Карта звездного неба. 1919.
Коллаж в Берлине В Берлине дадаизм развивался с 1918 по 1920 годы, когда в городе бушевали революция, голод, болезни и беспорядки. Дадаисты Берлина создавали коллажи из политических плакатов, фотографий, газет, журналов и других материалов, которые они резали, склеивали, перекрашивали и деформировали. Они критиковали и осмеивали политических лидеров, военных, капиталистов, националистов и других представителей власти. Они также выражали свою солидарность с рабочим классом, коммунистами и пацифистами. Рауль Хаусман. ABCD. 1923-1924.
Георг Гросс. Немецкий татуировщик. 1921.
Джон Хартфилд. Кто сидит в Германии на коробке с порохом? 1932.
Коллаж в Ганновере и Кёльне В Ганновере и Кёльне дадаизм проявлялся в более лирической и мистической форме. Дадаисты этих городов создавали коллажи из фотографий, открыток, иллюстраций, обоев и других материалов, которые они комбинировали в фантастические и сюрреалистические образы. Они стремились к созданию новой реальности, которая была бы свободна от логики, рациональности и конвенций. Они также интересовались оккультизмом, астрологией, алхимией и другими эзотерическими знаниями. Курт Швиттерс. Мерц. 1919.
Макс Эрнст. Сад Франсуа Дезидерия. 1919.
Макс Эрнст. Старый ангел сидит на крыше. 1920.

Коллажи дадаистов оказали большое влияние на развитие современного искусства, особенно на сюрреализм, поп-арт, концептуализм и постмодернизм. Они показали, что искусство может быть не только красивым и гармоничным, но и бунтарским, критическим и экспериментальным. Они также расширили понятие искусства, включив в него различные материалы, техники и средства выражения.

Оцените статью
Поделиться с друзьями