Дадаизм — это авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которое возникло во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе, в кабаре «Вольтер». Дадаизм просуществовал с 1916 по 1923 год, после чего французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом .
Дадаизм возник как реакция на последствия и жестокость Первой мировой войны, которая, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Дадаисты объявили войну всему, что было связано с буржуазной культурой, рационализмом, логикой, эстетикой и традиционными формами искусства. Они стремились к полному разрушению всех признанных канонов и стандартов, к созданию абсурдного, иррационального, циничного и бессистемного искусства, которое было бы выражением их разочарования и протеста.
Основными принципами дадаизма были:
- Отрицание смысла и цели в искусстве и жизни.
- Противопоставление себя всем существующим художественным течениям и направлениям.
- Использование случайности, игры, юмора, пародии, коллажа, монтажа, ассоциации, шока и провокации как методов творчества.
- Экспериментирование с новыми материалами, техниками и формами выражения.
- Создание коллективных и анонимных произведений, отказ от авторства и индивидуальности.
- Организация манифестов, журналов, выставок, вечеров и перформансов, направленных на демонстрацию своих идей и взглядов.
Дадаизм стал первым концептуальным художественным движением, которое фокусировалось не на создании эстетически приятных объектов, а на передаче своего отношения к миру и искусству. Дадаизм оказал большое влияние на развитие современного искусства, особенно на сюрреализм, постмодернизм, поп-арт и флюксус.
- Что такое дадаизм и его основные принципы
- История возникновения и развития дадаизма
- Описание ключевых художников-дадаистов
- Проявление дадаизма в живописи
- Особенности дадаистских картин
- Влияние дадаизма на литературу
- Главные характеристики дадаистского искусства
- Разнообразие техник и материалов, использованных дадаистами
- Роль коллажей в дадаистском искусстве
Что такое дадаизм и его основные принципы
Дадаизм — это авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которое возникло во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе, в кабаре Вольтер. Дадаизм существовал с 1916 по 1923 год и оказал влияние на другие художественные направления, такие как сюрреализм и постмодернизм .
Основной идеей дадаизма было разрушение любых эстетических, моральных и логических норм и стандартов в искусстве и жизни. Дадаисты считали, что Первая мировая война показала бессмысленность существования и неспособность рационализма и логики предотвратить жестокость и насилие. Поэтому дадаисты отвергали все традиционные формы искусства и создавали новые, иррациональные, циничные, бессистемные и нигилистические произведения, которые часто имели провокационный и шокирующий характер .
Дадаизм не имел единой стилистической или идеологической основы, а был скорее совокупностью различных творческих экспериментов и выражений. Дадаисты использовали разнообразные техники и материалы, такие как коллаж, фотомонтаж, ассембляж, реди-мейд, звуковая поэзия, шумовая музыка, случайность, абсурд и юмор. Дадаисты также организовывали публичные выступления, манифесты, журналы и выставки, на которых демонстрировали свои работы и взаимодействовали с аудиторией .
Основными принципами дадаизма можно считать следующие:
- Иррациональность — отказ от логики, смысла и последовательности в творчестве и мышлении, использование случайных и бессвязных элементов, игра слов и звуков, абсурд и пародия.
- Цинизм — критика и насмешка над общественными, политическими, религиозными и художественными установками и ценностями, выявление их лживости, лицемерия и бесполезности.
- Отрицание — разрушение любых ранее существовавших стандартов, канонов, правил и форм в искусстве и жизни, отказ от традиций, истории, культуры и цивилизации.
- Бессистемность — отсутствие единой стилистической или идеологической основы, многообразие и разнородность творческих подходов и выражений, свобода и самостоятельность художника.
- Нигилизм — неверие в какие-либо идеалы, цели, смыслы и ценности, отрицание существования какой-либо объективной реальности или истины, пессимизм и скептицизм по отношению к жизни.
Дадаизм был одним из самых радикальных и влиятельных течений в истории искусства, которое вызвало множество споров, дискуссий и реакций. Дадаизм открыл новые горизонты для художественного творчества и поставил вопросы о сущности и функции искусства в современном мире .
История возникновения и развития дадаизма
Дадаизм, или дада, был авангардистским течением в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которое возникло во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Основателем дадаизма считается поэт Тристан Тцара, который обнаружил в словаре слово «дада», означающее «хвост священной коровы» на языке негритянского племени Кру. Это слово, которое могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета, стало символом бессмысленности и абсурда, которые дадаисты видели в современном им миру, раздираемом войной и насилием .
Дадаисты объявили войну всему, что было связано с рационализмом, логикой, эстетикой и традиционными формами искусства. Они провозглашали, что «дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» . Они экспериментировали с новыми техниками и материалами, такими как коллаж, фотомонтаж, ассембляж, звуковая поэзия, случайная генерация текстов и изображений, перформанс и готовый объект. Они создавали провокационные и скандальные произведения, которые вызывали недоумение, возмущение и смех у публики. Они организовывали шумные и безумные вечера в кабаре, где читали свои манифесты, стихи и лекции, играли на необычных музыкальных инструментах, танцевали и устраивали спектакли. Они пытались разрушить все существующие нормы и ценности, чтобы освободить человеческое сознание от стереотипов и предрассудков.
Дадаизм был международным движением, которое распространилось по всей Европе и Америке. В разных странах дадаизм приобретал свои особенности и акценты. В Цюрихе, где дадаизм зародился, доминировал случайный и игровой характер творчества, а также интерес к примитивному искусству. В Берлине дадаизм был более политизированным и агрессивным, критикуя буржуазное общество и поддерживая революционные идеи. В Ганновере и Кёльне дадаизм был более фантастическим и мистическим, вдохновляясь сновидениями и подсознанием. В Париже дадаизм был более литературным и интеллектуальным, а также более склонным к сотрудничеству с другими авангардными течениями, такими как кубизм и футуризм. В Нью-Йорке дадаизм был более экспериментальным и юмористическим, а также более влиятельным на развитие американского искусства .
Дадаизм просуществовал с 1916 по 1923 год, после чего большинство дадаистов перешли к другим направлениям, в основном к сюрреализму. Однако дадаизм оказал огромное влияние на искусство XX века, став предтечей постмодернизма, поп-арта, флюксуса, концептуализма и других течений. Дадаизм также повлиял на развитие литературы, музыки, театра, кино и дизайна. Дадаизм был не только искусством, но и жизненной позицией, которая выражала протест против войны, насилия, лжи и бездуховности современного мира.
Ниже представлена таблица с некоторыми известными представителями дадаизма и их творчеством:
Имя | Страна | Вид искусства | Примеры работ |
---|---|---|---|
Тристан Тцара | Румыния, Швейцария, Франция | Поэзия, литература, театр | «Двадцать пять стихотворений», «Семь дадаистских манифестов», «Газета Дада», «Человек приблизительный», «Антидрама Цезарь Антекрист» |
Ханс Арп | Германия, Франция | Живопись, скульптура, коллаж | «Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая)», «Облако-птица», «Голова с усами», «Конфигурация с двумя опасными пятнами» |
Макс Эрнст | Германия, Франция, США | Живопись, коллаж, фотомонтаж, скульптура | «Китайский соловей», «Слон Селестина», «Сотворение птиц», «Лес и солнце», «Всеобщая история природы» |
Марсель Дюшан | Франция, США | Живопись, готовый объект, кинетическое искусство | «Голая, спускающаяся по лестнице», «Урнал», «Бутылочница», «Большое стекло», «Ротацонные диски» |
Ман Рэй | США, Франция | Фотография, живопись, кино | «Подарок», «Возвращение разума», «Ле Виолон д’Ангре», «Рэйограммы», « |
Описание ключевых художников-дадаистов
Дадаизм был международным течением, которое объединило многих художников из разных стран и культур. Среди них можно выделить следующих ключевых представителей:
- Хуго Балль (Hugo Ball) — швейцарский поэт и драматург, один из основателей Кабаре Вольтер, первого центра дадаизма в Цюрихе. Балль экспериментировал с звуковой поэзией, создавая стихи из бессмысленных слогов и звуков. Он также выступал в костюмах из картона и металла, которые символизировали отказ от человеческой личности и рациональности .
- Тристан Тцара (Tristan Tzara) — румынский поэт и критик, один из лидеров дадаизма. Тцара был автором многих манифестов дада, в которых провозглашал абсурдность и бессмысленность искусства и жизни. Он также практиковал метод «случайного стиха», когда слова для стихотворения выбирались наугад из газеты или словаря .
- Ханс (Жан) Арп (Hans (Jean) Arp) — немецко-французский художник и поэт, один из первых дадаистов в Цюрихе. Арп создавал абстрактные рельефы и скульптуры из дерева, металла, бумаги и ткани, которые он называл «конструкциями по законам случая». Он также писал стихи, в которых играл со словами и звуками, нарушая грамматику и смысл .
- Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) — французский художник и теоретик искусства, один из самых влиятельных дадаистов. Дюшан стал известен своими «реди-мейдами» — предметами повседневного использования, которые он подписывал своим именем и выставлял как произведения искусства. Самым скандальным из них был «Фонтан» — унитаз, подписанный псевдонимом R. Mutt . Дюшан также создавал сложные механические инсталляции, такие как «Большое стекло» и «Этант доннес» .
- Ман Рэй (Man Ray) — американский художник и фотограф, один из ведущих дадаистов в Нью-Йорке и Париже. Ман Рэй изобрел технику «рейограммы» — фотографии без камеры, получаемые путем наложения предметов на фотобумагу и освещения их. Он также снимал портреты и сюрреалистические фильмы, такие как «Возврат к разуму» и «Звезда моря» .
- Макс Эрнст (Max Ernst) — немецкий художник и скульптор, один из основоположников дадаизма в Кёльне и сюрреализма в Париже. Эрнст использовал различные техники, такие как коллаж, фроттаж, граттаж и декалькомания, для создания фантастических и иррациональных изображений. Он также создавал скульптуры из разных материалов, таких как дерево, гипс, железо и бронза .
Это лишь некоторые из многих художников-дадаистов, которые внесли свой вклад в развитие этого течения. Дадаизм оказал большое влияние на последующие направления в искусстве, такие как сюрреализм, поп-арт, концептуализм и постмодернизм .
Проявление дадаизма в живописи
Дадаизм в живописи был одним из самых радикальных и экспериментальных направлений в искусстве XX века. Дадаисты отвергали традиционные жанры и техники живописи, стремясь к созданию новых форм выражения, основанных на случайности, иррациональности и абсурде. Дадаисты использовали различные материалы и предметы, такие как газеты, фотографии, обертки, билеты, монеты, ножницы, иголки и т.д., для создания коллажей, ассембляжей, фотомонтажей и рельефов. Дадаисты также экспериментировали с абстрактной живописью, используя геометрические фигуры, цветовые пятна, линии и текстуры. Дадаисты стремились к тому, чтобы их произведения не имели никакого смысла, не отражали никакой реальности и не вызывали никаких эмоций у зрителя.
Дадаизм в живописи проявлялся по-разному в разных странах и городах, где действовали дадаистские группы. В Цюрихе, где дадаизм возник в 1916 году, дадаисты, такие как Ханс Арп, Марсель Янко и Софи Тойбер-Арп, создавали абстрактные коллажи из бумаги, ткани, дерева и металла, а также рельефы из разных материалов. Они также писали абстрактные стихи, состоящие из бессмысленных слов и звуков. В Берлине, где дадаизм расцвел в 1918-1920 годах, дадаисты, такие как Рауль Хаусман, Георг Гросс, Ханна Хёх и Джон Хартфилд, занимались фотомонтажем, совмещая фотографии, газетные вырезки, рекламные объявления и политические лозунги, чтобы создать сатирические и провокационные изображения, критикующие буржуазное общество, войну и национализм. В Ганновере и Кёльне, где дадаизм развивался в 1919-1923 годах, дадаисты, такие как Курт Швиттерс и Макс Эрнст, создавали ассембляжи из разнообразных предметов, таких как игрушки, мебель, одежда, часы, зеркала и т.д., а также коллажи из разрезанных иллюстраций из каталогов и журналов. Они также практиковали технику фроттажа, при которой они делали отпечатки различных поверхностей, таких как дерево, ткань, камень и т.д., на бумаге или холсте.
Дадаизм в живописи оказал большое влияние на развитие сюрреализма, абстрактного искусства, поп-арта и концептуального искусства. Дадаисты показали, что искусство может быть свободным от любых правил и ограничений, что искусство может быть игрой, экспериментом и протестом, что искусство может использовать любые материалы и техники, что искусство может быть бессмысленным и абсурдным.
Ниже приведена таблица, в которой перечислены некоторые известные художники-дадаисты и их произведения:
Художник | Произведение | Год | Техника |
---|---|---|---|
Ханс Арп | Коллаж, расположенный по законам случая | 1916 | Коллаж из бумаги |
Марсель Дюшан | Фонтан | 1917 | Ассембляж из унитаза и подписи |
Рауль Хаусман | Механический голова (Дух нашего времени) | 1920 | Ассембляж из деревянной головы и разных предметов |
Георг Гросс | Немецкий филистим | 1920 | Фотомонтаж из фотографий, газет и рекламы |
Ханна Хёх | Вырезка из иллюстрированного журнала | 1919 | Коллаж из иллюстраций из журналов |
Курт Швиттерс | Мерц-картина 32А. Красный крест | 1920 | Ассембляж из дерева, металла, ткани, бумаги и краски |
Макс Эрнст | Город-цветок | 1920 | Фроттаж на бумаге |
Особенности дадаистских картин
Дадаизм, как художественное движение, выделяется уникальными особенностями в создании картин, которые часто отражают хаос, противоречия и отсутствие логики. Вот несколько ключевых черт, характеризующих дадаистские картины:
- Иррациональность и абсурдность: Дадаисты стремились выражать абсурдность и хаос, отвергая традиционные нормы и порядки. Их картины часто представляют собой смесь несвязанных элементов, вызывая чувство нелепости и нелогичности.
- Использование случайных материалов: Художники дадаисты часто применяли случайные и неожиданные материалы в своих работах. Это могли быть обрывки газет, обрывки ткани, детали из разных источников, создавая коллажи и композиции, не имеющие четкой структуры.
- Протест против традиционных стилей: Дадаисты активно выражали свой протест против устаревших художественных стилей и течений. Их картины часто были насмешливыми по отношению к традиционному искусству, вызывая шок и раздражение у зрителя.
Эти особенности вместе формируют уникальный стиль дадаистских картин, который продолжает вызывать интерес и обсуждение в мире искусства.
Влияние дадаизма на литературу
Дадаизм, как авангардистское течение, оказал значительное влияние на литературу XX века. Дадаисты экспериментировали с формой и содержанием литературных произведений, отвергая традиционные жанры, стили и правила. Они стремились к созданию нового, универсального языка, основанного на иррациональности, бессмысленности и случайности. Для этого они использовали различные приемы, такие как:
- Стихи без слов – набор звуков, не имеющих смысла, но создающих ритм и музыкальность. Примером такого стиха может служить «Карауана» Хуго Балля .
- Бруитский или шумовой стих – имитация звуков окружающей среды, машин, взрывов и т.д. Примером такого стиха может служить «Урсоната» Курта Швиттерса .
- Симультанный стих – сумбурная перекличка нескольких голосов, читающих разные тексты одновременно. Примером такого стиха может служить «Лампистер» Тристана Тцары .
- Статический стих – стих, в котором каждое слово имеет индивидуальность и не связано с другими словами по смыслу. Примером такого стиха может служить «Последний сон» Луи Арагона .
Дадаисты также создавали прозаические тексты, в которых игнорировали логику, сюжет, характеры и пунктуацию. Они часто использовали метод «cut-up» (нарезка), при котором тексты разрезались на отдельные фрагменты и затем склеивались в случайном порядке. Примером такого текста может служить «Газета» Тристана Тцары .
Дадаизм в литературе был не только формой экспрессии, но и формой протеста против войны, буржуазии, религии и искусства. Дадаисты высмеивали и критиковали все устоявшиеся ценности и нормы, призывая к свободе, анархии и нигилизму. Они провоцировали публику своими скандальными выступлениями, манифестами и памфлетами. Они также взаимодействовали с другими авангардными течениями, такими как футуризм, кубизм, сюрреализм и экспрессионизм.
Дадаизм в литературе существовал недолго, около шести лет, но оказал большое влияние на последующие литературные направления и движения. Дадаизм предвосхитил постмодернизм, абсурдизм, конкретную поэзию, битников, панк и другие формы антиискусства и антилитературы.
Главные характеристики дадаистского искусства
Дадаистское искусство отличается от традиционных форм искусства своей иррациональностью, абсурдностью, нелогичностью и провокацией. Дадаисты стремились разрушить устоявшиеся каноны и стандарты в искусстве, подвергая сомнению его смысл и ценность. Дадаисты выражали свое недовольство и протест против войны, буржуазии, рационализма и логики, которые, по их мнению, привели к катастрофе и хаосу в мире. Дадаисты использовали различные техники и материалы, такие как коллаж, ассембляж, фотомонтаж, реди-мейд, звуковая поэзия, шумовая музыка, случайность и игра слов, чтобы создавать новые и необычные формы искусства.
Некоторые из главных характеристик дадаистского искусства можно перечислить следующим образом:
- Отказ от традиционных жанров и стилей в искусстве, таких как портрет, пейзаж, натюрморт, импрессионизм, кубизм и т.д.
- Использование непривычных и низкопробных материалов, таких как мусор, обрезки газет, отходы производства, предметы быта и т.д.
- Создание коллажей из разрозненных и несовместимых элементов, создающих контраст и дисгармонию.
- Использование реди-мейдов, то есть готовых предметов, которые дадаисты объявляли произведениями искусства, придавая им новый смысл и контекст.
- Использование случайности и интуиции в процессе творчества, отказ от заранее продуманного плана и композиции.
- Использование игры слов, шуток, нонсенса, пародии, сатиры и иронии в литературе и поэзии.
- Использование звуковой поэзии, которая состоит из непонятных и бессмысленных звуков, слогов и слов, создающих ритм и мелодию.
- Использование шумовой музыки, которая состоит из несочетаемых и диссонирующих звуков, таких как свист, крик, стук, гудок и т.д.
- Организация дадаистских вечеров, на которых проводились скандальные и шокирующие выступления, демонстрации, лекции, чтения стихов и музыкальные номера.
- Создание дадаистских журналов, в которых публиковались манифесты, статьи, стихи, коллажи и фотографии дадаистов.
Дадаистское искусство было вызовом и критикой существующего порядка вещей, а также поиском новых путей и возможностей для творчества. Дадаизм оказал большое влияние на развитие современного искусства, такого как сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, концептуализм и постмодернизм.
Разнообразие техник и материалов, использованных дадаистами
Дадаисты были экспериментаторами в искусстве, которые не признавали никаких ограничений и правил. Они использовали самые разные техники и материалы для создания своих произведений, которые часто шокировали и вызывали недоумение у публики. В этой части статьи мы рассмотрим некоторые из наиболее характерных и интересных примеров дадаистского искусства, которые демонстрируют его многообразие и оригинальность.
Одним из основных методов дадаистов был коллаж , который заключался в склеивании различных фрагментов бумаги, ткани, фотографий, газет, журналов и других материалов на холсте или картоне. Коллажи дадаистов отличались от традиционных тем, что они не стремились к гармонии и смыслу, а наоборот, создавали впечатление хаоса и бессмыслицы. Коллажи дадаистов также имели разную стилистику и идеологию в зависимости от места их создания. Так, в Цюрихе доминировал случайный коллаж, в Берлине — манифестационный и фотоколлаж, а в Ганновере и Кёльне — абстрактный и сюрреалистический коллаж .
Другой техникой, которую активно использовали дадаисты, был асембляж , который представлял собой трехмерный коллаж из разных предметов, скрепленных вместе. Асембляжи дадаистов часто имели провокационный и сатирический характер, критикуя современное общество и культуру. Например, Марсель Дюшан создал асембляж под названием «Фонтан», который представлял собой обычный писсуар, подписанный псевдонимом R. Mutt. Этот объект вызвал скандал на выставке Независимого салона в Нью-Йорке в 1917 году, так как был отвергнут жюри как неискусство . Другим примером асембляжа дадаиста является «Л. Г. О. О. М.», который состоит из головы манекена, украшенной разными предметами, такими как часы, лампочка, чашка и т.д. Этот объект был создан Маном Реем в 1920 году и символизировал машинное и бездушное общество .
Еще одним способом выражения дадаистов был реди-мейд , который заключался в превращении обычных предметов повседневного использования в произведения искусства путем их подписи, переноса в новый контекст или незначительной модификации. Реди-мейды дадаистов были способом подвергнуть сомнению понятие авторства, оригинальности и художественной ценности. Самым известным создателем реди-мейдов был Марсель Дюшан, который, помимо уже упомянутого «Фонтана», создал такие объекты, как «Бутылочная сушилка», «Велосипедное колесо» и «Урна» .
Кроме того, дадаисты экспериментировали с разными видами графики , такими как литография, гравюра, шаблонная печать и т.д. Графика дадаистов отличалась от традиционной тем, что она не стремилась к реалистичности и детализации, а наоборот, использовала простые и геометрические формы, контрастные цвета, шрифты и знаки. Графика дадаистов также служила средством распространения их идей и манифестов, а также оформления их журналов, плакатов и листовок. Например, Тео ван Дусбург создал плакат с объявлением вечера дадаистов, который состоял из черных и красных прямоугольников с белым текстом . А Рауль Хаусманн создал гравюру «Коллаж дада», которая представляла собой портрет женщины, составленный из разных элементов, таких как глаз, уши, нос, рот и т.д. .
Наконец, дадаисты также занимались скульптурой , которая, как и другие виды искусства, была подвержена их экспериментам и деструкции. Скульптуры дадаистов часто имели абстрактный или сюрреалистический характер, создавая впечатление нелогичности и беспорядка. Скульптуры дадаистов также использовали разные материалы, такие как дерево, металл, стекло, проволока и т.д. Например, Ханс Арп создал серию скульптур под названием «Облака-птицы», которые представляли собой деревянные конструкции, состоящие из разных форм, напоминающих облака или птиц . А Макс Эрнст создал скульптуру под названием «Китайский соловей», которая представляла собой металлический объект, напоминающий птицу, сделанный из разных деталей, таких как гвозди, цепи, кольца и т.д. .
Таким образом, дадаисты демонстрировали свое мастерство в разных техниках и искусствах, используя разные материалы и методы для создания своих произведений. Они не боялись экспериментировать, провоцировать и нарушать устоявшиеся нормы и традиции. Они создавали искусство, которое было не только выражением их внутреннего мира, но и отражением их времени, которое было полно противоречий, кри
Роль коллажей в дадаистском искусстве
Коллаж — это техника, при которой на одну поверхность наклеиваются различные материалы, такие как бумага, ткань, фотографии, газеты, журналы, обертки, билеты и т.д. Коллаж позволяет создавать новые образы из уже существующих, комбинируя их в неожиданные и абсурдные сочетания. Коллаж был одной из самых популярных и характерных техник дадаистов, которые использовали ее для выражения своего протеста против традиционного искусства и общества.
Дадаисты считали, что коллаж — это способ демонстрации иррациональности, случайности и хаоса, которые царят в мире. Они не стремились к гармонии, симметрии и смыслу, а наоборот, создавали дисгармоничные, асимметричные и бессмысленные композиции. Они также играли с контрастами между разными материалами, цветами, формами и текстами, создавая шокирующие и провокационные эффекты. Дадаисты не придавали значения красоте и качеству своих работ, а считали, что важнее процесс их создания, который должен быть свободным, экспериментальным и спонтанным.
Коллажи дадаистов можно разделить на несколько типов в зависимости от их места происхождения и особенностей. Ниже приведена таблица с кратким описанием каждого типа и примерами работ.
Тип | Описание | Примеры |
---|---|---|
Коллаж в Цюрихе | Первые коллажи дадаистов появились в Цюрихе, где в 1916 году было основано кабаре Вольтер. Они были сделаны из бумажных обрезков, газет, журналов, рекламных объявлений и других материалов, найденных на улицах или в мусорных баках. Они отражали атмосферу войны, бедности, насилия и анархии, которая царила в Европе. Они также содержали элементы юмора, сарказма и иронии, которыми дадаисты высмеивали буржуазное общество и культуру. | Ханс Арп. Облака-птицы. 1914-1915. Ханс Арп. Квадраты, расставленные по законам случая. 1917. Марсель Янко. Карта звездного неба. 1919. |
Коллаж в Берлине | В Берлине дадаизм развивался с 1918 по 1920 годы, когда в городе бушевали революция, голод, болезни и беспорядки. Дадаисты Берлина создавали коллажи из политических плакатов, фотографий, газет, журналов и других материалов, которые они резали, склеивали, перекрашивали и деформировали. Они критиковали и осмеивали политических лидеров, военных, капиталистов, националистов и других представителей власти. Они также выражали свою солидарность с рабочим классом, коммунистами и пацифистами. | Рауль Хаусман. ABCD. 1923-1924. Георг Гросс. Немецкий татуировщик. 1921. Джон Хартфилд. Кто сидит в Германии на коробке с порохом? 1932. |
Коллаж в Ганновере и Кёльне | В Ганновере и Кёльне дадаизм проявлялся в более лирической и мистической форме. Дадаисты этих городов создавали коллажи из фотографий, открыток, иллюстраций, обоев и других материалов, которые они комбинировали в фантастические и сюрреалистические образы. Они стремились к созданию новой реальности, которая была бы свободна от логики, рациональности и конвенций. Они также интересовались оккультизмом, астрологией, алхимией и другими эзотерическими знаниями. | Курт Швиттерс. Мерц. 1919. Макс Эрнст. Сад Франсуа Дезидерия. 1919. Макс Эрнст. Старый ангел сидит на крыше. 1920. |
Коллажи дадаистов оказали большое влияние на развитие современного искусства, особенно на сюрреализм, поп-арт, концептуализм и постмодернизм. Они показали, что искусство может быть не только красивым и гармоничным, но и бунтарским, критическим и экспериментальным. Они также расширили понятие искусства, включив в него различные материалы, техники и средства выражения.