В данной статье рассматривается важный аспект в области двигательных умений и навыков. Двигательные умения играют ключевую роль в формировании навыков, необходимых для успешного выполнения различных двигательных задач. Рассмотрим определение, этапы формирования, отличительные признаки и другие важные аспекты двигательных умений и навыков.
- Определение двигательных умений и навыков
- Формирование двигательного навыка на разных этапах обучения
- Отличительные признаки двигательного умения
- Степень владения техникой движения, требующей повышенной двигательной подготовки
- Закономерности формирования двигательных умений и навыков
- Особенности выработки двигательных навыков
- Влияние тренировок на развитие двигательных умений
- Практическое применение двигательных навыков в спорте и повседневной жизни
- Техники тренировок для развития двигательных навыков
Определение двигательных умений и навыков
Двигательные умения и навыки – это уровень овладения человеком двигательными действиями разного характера. Данные категории являются едиными и, в то же время, имеют свои отличительные характеристики.
Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит при активной роли мышления. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок:
- необходимого объема знаний о технике действия,
- наличия двигательного опыта,
- достаточного уровня физической подготовленности,
- творческого мышления в процессе управления движениями.
Характерными признаками двигательного умения являются:
- неавтоматизированное управление движениями,
- подсознательный контроль каждого движения,
- невысокая быстрота выполнения действия,
- неэкономное использование энергии и значительная степень утомления,
- относительная расчлененность элементов действия,
- нестабильность и неустойчивость результатов действия.
Двигательный навык – это правильно сформированные реакции и действия, имеющие характерные признаки:
- целостность двигательных действий, отсутствие лишних движений, заминок и задержек,
- устойчивость действий к негативным факторам,
- прочность запоминания, сохранение навыка в течение длительного времени,
- вариативность, способность адаптировать действие к разным условиям,
- автоматизация управления, освобождение сознания от контроля движений.
Двигательные умения и навыки играют важную роль в физическом воспитании, поскольку они обеспечивают эффективность и безопасность двигательной активности, развивают физические и психические качества человека, способствуют формированию здорового образа жизни. Для приобретения и совершенствования двигательных умений и навыков необходимо соблюдать определенные принципы и методы обучения, учитывая индивидуальные особенности и потребности занимающихся.
Источники:
Формирование двигательного навыка на разных этапах обучения
Двигательный навык — это такая степень владения техникой движения, когда оно выполняется быстро, точно, экономично и автоматически. Двигательный навык является результатом обучения двигательному действию, которое проходит несколько этапов. Существуют разные классификации этапов обучения, но наиболее распространенная включает три этапа: начальный, средний и продвинутый.
На начальном этапе обучения ребенок ознакомляется с новым двигательным действием, создает у себя целостное представление о нем и начинает его разучивать. На этом этапе важно использовать различные анализаторные системы (зрительную, слуховую, двигательную), активизировать сознание ребенка, давать ему четкие и понятные объяснения и показы. На начальном этапе ребенок выполняет движение медленно, неточно, с большим напряжением мышц и внимания. Он еще не обладает двигательным умением, а только формирует его основу.
На среднем этапе обучения ребенок углубляет и уточняет свое представление о двигательном действии, повторяет его многократно, улучшая технику и качество выполнения. На этом этапе важно обеспечить ребенку достаточное количество повторений, разнообразить условия и ситуации выполнения, давать ему обратную связь и корректировать ошибки. На среднем этапе ребенок приобретает двигательное умение, которое характеризуется более высокой скоростью, точностью, экономичностью и осознанностью движения.
На продвинутом этапе обучения ребенок закрепляет и совершенствует свое двигательное действие, делая его автоматическим и устойчивым к различным воздействиям. На этом этапе важно создавать ребенку условия для самостоятельной работы, развивать его творческие способности, варьировать и комбинировать движения, повышать их сложность и интенсивность. На продвинутом этапе ребенок достигает двигательного навыка, который характеризуется высокой быстротой, точностью, экономичностью и автоматизацией движения.
Следующая таблица показывает основные характеристики каждого этапа обучения двигательному действию:
Этап обучения | Задачи | Методы | Результат |
---|---|---|---|
Начальный | Ознакомление с новым движением, создание целостного представления, начальное разучивание | Объяснение, показ, выполнение, контроль | Основа двигательного умения |
Средний | Углубление и уточнение представления, многократное повторение, улучшение техники и качества | Повторение, разнообразие, обратная связь, коррекция | Двигательное умение |
Продвинутый | Закрепление и совершенствование движения, автоматизация и устойчивость, творческое применение | Самостоятельность, вариативность, комбинирование, усложнение, интенсификация | Двигательный навык |
Источники:
Отличительные признаки двигательного умения
Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит при активной роли мышления. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого объема знаний о технике действия, наличия двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности и творческого мышления в процессе управления движениями.
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе к процессу управления движениями. Данная особенность и составляет сущность двигательного умения.
Согласно различным источникам , отличительными признаками двигательного умения являются:
- **Нестабильность**. Двигательное умение не достаточно прочно закреплено и может нарушаться под влиянием различных факторов, таких как усталость, эмоции, внешняя среда и т.д.
- **Неслитность**. Двигательное умение еще не сформировано в единое целое и состоит из отдельных элементов, которые выполняются с перерывами и задержками.
- **Неэкономичность**. Двигательное умение сопровождается излишними мышечными затратами, которые увеличивают утомляемость и снижают эффективность действия.
- **Невысокая быстрота**. Двигательное умение выполняется медленнее, чем требует оптимальная техника действия, из-за необходимости контролировать каждое движение.
- **Неустойчивость**. Двигательное умение легко сбивается под действием сбивающих факторов, таких как встречный ветер, дождь, плохое освещение, шум и т.п.
- **Низкая надежность**. Двигательное умение не гарантирует достижения желаемого результата действия, так как оно зависит от многих условий и обстоятельств.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Двигательные умения могут быть доведены до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия, или оставлены на уровне умения, если они являются вспомогательными или не требуют высокой степени автоматизации.
Степень владения техникой движения, требующей повышенной двигательной подготовки
Двигательное умение представляет собой не только способность выполнять определенные движения, но и степень владения техникой этих движений. Повышенная двигательная подготовка означает, что исполнение определенных двигательных навыков требует особого внимания и навыка.
На различных этапах обучения формируются разные аспекты двигательной подготовки. На начальных этапах ученик может осваивать базовые движения, а с углублением обучения степень технического мастерства должна повышаться.
Отличительным признаком высокой степени владения техникой движения является плавность и точность исполнения двигательных действий. Это важно как в спортивных мероприятиях, так и в повседневной жизни.
Для более ясного представления об уровне технического владения, приведем таблицу, отражающую степени двигательной подготовки:
Уровень | Характеристика |
---|---|
1 | Основной уровень: базовые движения освоены, но требуют постоянного контроля. |
2 | Средний уровень: исполнение движений стабильно, с минимальными ошибками. |
3 | Высокий уровень: движения выполняются точно и плавно, с высокой степенью мастерства. |
Таким образом, формирование степени владения техникой движения – важный аспект развития двигательных умений. Поддержание и повышение этой подготовки требует систематических тренировок, направленных на улучшение технического исполнения двигательных навыков.
Закономерности формирования двигательных умений и навыков
Двигательные умения и навыки — это способность человека выполнять различные движения с определенной целью, точностью и экономичностью. Двигательные умения и навыки являются важным результатом физического воспитания, так как они обеспечивают здоровье, физическое развитие, адаптацию к окружающей среде, участие в спортивной и повседневной деятельности. Двигательные умения и навыки не являются врожденными, а формируются в процессе обучения и тренировки. Формирование двигательных умений и навыков подчиняется естественным закономерностям, знание которых дает возможность эффективно строить процесс обучения.
Существуют следующие закономерности формирования двигательных умений и навыков:
- Закономерность иррадиации . Она означает, что при освоении нового движения происходит широкое распространение возбуждения в коре головного мозга, вовлекая в деятельность не только те мышцы, которые необходимы для выполнения движения, но и многие другие. Это приводит к излишнему напряжению, нескоординированности и неэкономичности движения. Поэтому на первом этапе обучения необходимо обеспечить расслабление лишних мышц, а также использовать подсказки, облегчающие выполнение движения (например, визуальные, вербальные, тактильные и т.д.).
- Закономерность специализации . Она означает, что при многократном повторении движения происходит уточнение и дифференциация отдельных двигательных рефлексов и всей системы управления движением в целом. Это приводит к повышению правильности, точности и рациональности движения. Поэтому на втором этапе обучения необходимо обеспечить четкость и последовательность выполнения движения, а также использовать коррекцию, усиливающую обратную связь (например, анализ, оценка, сравнение и т.д.).
- Закономерность стабилизации . Она означает, что при длительном повторении движения происходит закрепление и автоматизация двигательного действия. Это приводит к повышению уверенности, свободы и раскованности движения. Поэтому на третьем этапе обучения необходимо обеспечить устойчивость и надежность выполнения движения, а также использовать усложнение, повышающее адаптивность (например, изменение условий, темпа, силы, направления и т.д.).
Кроме того, формирование двигательных умений и навыков зависит от ряда факторов, таких как:
Фактор | Влияние |
---|---|
Предшествующий двигательный опыт | Он может облегчать или затруднять освоение нового движения в зависимости от степени сходства или различия техники, движений, конечных фаз и т.д. Это называется положительным или отрицательным переносом. |
Физическое развитие и физические качества | Они определяют потенциальные возможности человека для выполнения движения, так как влияют на силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию и т.д. Это называется физической подготовленностью. |
Психологическая установка и мотивация | Они определяют активность и направленность человека на выполнение движения, так как влияют на внимание, память, восприятие, мышление, эмоции и т.д. Это называется психической регуляцией. |
Методы и приемы обучения | Они определяют эффективность и качество процесса обучения, так как влияют на выбор, дозировку, организацию, контроль и коррекцию движения. Это называется дидактическим обеспечением. |
Таким образом, формирование двигательных умений и навыков — это сложный и многосторонний процесс, который требует учета закономерностей и факторов, влияющих на его результативность и эффективность.
Особенности выработки двигательных навыков
Двигательные навыки – это устойчивые и автоматизированные способы выполнения двигательных действий, которые требуют минимального участия сознания и внимания. Двигательные навыки формируются на основе двигательных умений, которые представляют собой более низкую степень владения техникой движения, сопровождающуюся подсознательным контролем и медлительностью исполнения. Для перехода от умения к навыку необходимо многократное повторение двигательных действий с постоянной коррекцией и уточнением их элементов.
Формирование двигательных навыков зависит от ряда факторов, таких как:
- Сложность двигательного действия. Чем сложнее действие, тем больше времени и усилий требуется для его освоения. Сложные действия состоят из нескольких элементов, которые нужно скоординировать и синхронизировать между собой.
- Индивидуальные особенности обучаемого. К ним относятся физические, психические и мотивационные характеристики человека, которые влияют на его способность к обучению, скорость усвоения, уровень внимания, памяти, мышления и т.д.
- Условия и методы обучения. К ним относятся выбор оптимального способа подачи информации, дозировка и режим нагрузки, использование различных средств и форм контроля и обратной связи, создание положительного эмоционального настроя и интереса к обучению.
Формирование двигательных навыков проходит через несколько этапов, которые имеют свои особенности, задачи, методы и критерии оценки. Существует несколько классификаций этапов обучения, но наиболее распространенной является следующая:
Этап | Особенности | Задачи | Методы | Критерии |
---|---|---|---|---|
Ознакомительный | На этом этапе происходит знакомство с двигательным действием, его целью, условиями и правилами выполнения. Обучаемый формирует представление о структуре и смысле действия, а также о своих возможностях и ограничениях. | Сформировать у обучаемого правильное понимание двигательного действия и его элементов, мотивировать к обучению, создать условия для успешного выполнения действия. | Использование наглядных пособий, демонстрации, объяснений, подсказок, упрощения действия, подбора оптимальной нагрузки, поощрения и поддержки. | Правильность понимания двигательного действия, интерес и уверенность к обучению, выполнение действия без грубых ошибок. |
Усвоительный | На этом этапе происходит закрепление и совершенствование двигательного действия, его элементов и связей. Обучаемый повышает точность, быстроту и экономичность выполнения действия, устраняет ошибки и неточности, развивает необходимые физические качества. | Довести умение до уровня навыка, обеспечить его устойчивость и автоматизацию, развить физические и психические способности, необходимые для выполнения действия. | Использование разнообразных упражнений, повторений, вариаций, усложнений, соревнований, контроля и обратной связи, самоконтроля и самооценки. | Высокая точность, быстрота и экономичность выполнения действия, автоматизация управления движениями, отсутствие ошибок и неточностей, развитие физических и психических качеств. |
Совершенствующий | На этом этапе происходит углубление и расширение двигательного навыка, его применение в различных условиях и ситуациях. Обучаемый повышает мастерство выполнения действия, адаптирует его к изменяющимся обстоятельствам, решает творческие задачи. | Повысить мастерство выполнения действия, развить универсальность и гибкость навыка, сформировать творческий подход к решению двигательных задач. | Использование сложных и нестандартных упражнений, ситуативных заданий, имитаций, моделирования, самостоятельной работы, саморегуляции и самосовершенствования. | Высокое мастерство выполнения действия, универсальность и гибкость навыка, творческое решение двигательных задач. |
Особенности выработки двигательных навыков определяются не только этапами обучения, но и характером двигательных действий, которые могут быть классифицированы по разным признакам, таким как цель, содержание, структура, сложность, специфика и т.д. В зависимости от типа двигательного действия могут меняться методы, средства и формы обучения, а также требования к качеству выполнения.
Влияние тренировок на развитие двигательных умений
Двигательные умения — это способность человека выполнять различные движения с определенной целью, техникой и качеством. Двигательные умения формируются на основе двигательных навыков, которые являются результатом длительной и систематической тренировки. Двигательные навыки — это устойчивые и автоматизированные элементы движений, которые обеспечивают их эффективность и экономичность.
Тренировки — это специально организованные занятия физическими упражнениями, направленные на развитие и совершенствование физических и психических качеств человека, а также на подготовку к выполнению определенных видов деятельности. Тренировки влияют на развитие двигательных умений посредством следующих факторов:
- Повышение физической работоспособности, силы, скорости, выносливости, гибкости, координации и ритма движений.
- Улучшение функционального состояния нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
- Совершенствование техники и тактики выполнения движений, а также их контроля и регуляции.
- Формирование психологических установок, мотивации, воли, внимания, памяти, воображения и эмоций, связанных с двигательной деятельностью.
- Обогащение двигательного опыта, расширение репертуара движений, развитие творческих способностей и самостоятельности.
Тренировки должны быть индивидуально подобраны и дифференцированы в зависимости от возраста, пола, уровня подготовки, состояния здоровья, целей и задач, которые ставит перед собой человек. Тренировки должны также учитывать особенности различных видов спорта и физической культуры, а также условия их проведения. Тренировки должны соответствовать принципам научности, систематичности, целенаправленности, постепенности, оптимальности, разнообразия, контроля и обратной связи.
Тренировки способствуют не только развитию двигательных умений, но и укреплению здоровья, повышению адаптации к нагрузкам, профилактике заболеваний, улучшению самочувствия и настроения, формированию положительного отношения к физической культуре и спорту, а также гармоничному развитию личности в целом .
Практическое применение двигательных навыков в спорте и повседневной жизни
Двигательные навыки — это такая степень владения техникой движения, когда человек способен выполнять сложные и точные действия с минимальным усилием и напряжением. Двигательные навыки формируются на основе двигательных умений, которые являются элементарными формами движения, такими как ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. Двигательные навыки и умения необходимы для успешной деятельности человека в разных сферах жизни, в том числе в спорте и повседневности.
В спорте двигательные навыки имеют особое значение, так как от них зависит результативность и эффективность спортивной работы. Спортсмены постоянно совершенствуют свои двигательные навыки, используя различные методы и средства тренировки, такие как повторение, вариация, дифференциация, комбинация, моделирование и т.д. Двигательные навыки спортсменов характеризуются высокой стабильностью, точностью, скоростью, силой, гибкостью, координацией, ритмичностью и экономичностью. Двигательные навыки спортсменов также зависят от их психического состояния, мотивации, волевых качеств, внимания, памяти и восприятия.
В повседневной жизни двигательные навыки также играют важную роль, так как они обеспечивают комфорт, безопасность и здоровье человека. Двигательные навыки помогают человеку адаптироваться к разным условиям окружающей среды, выполнять разнообразные бытовые и профессиональные задачи, участвовать в досуговых и культурных мероприятиях, поддерживать физическую форму и профилактировать заболевания. Двигательные навыки повседневной жизни также требуют постоянного совершенствования и развития, используя разные формы физической активности, такие как зарядка, гимнастика, йога, танцы, игры, спорт и т.д. Двигательные навыки повседневной жизни также связаны с психологическими факторами, такими как настроение, эмоции, самооценка, стресс и т.д.
Таким образом, двигательные навыки имеют практическое применение в спорте и повседневной жизни, так как они определяют качество и эффективность двигательной деятельности человека. Двигательные навыки формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека, используя разные методы и средства физического воспитания и обучения. Двигательные навыки влияют на физическое и психическое здоровье человека, его социальную адаптацию и самореализацию.
Техники тренировок для развития двигательных навыков
Двигательные навыки — это способность выполнять различные движения с определенной техникой, точностью и скоростью. Двигательные навыки включают в себя координацию, ритм, баланс, силу, гибкость, выносливость и другие физические качества. Двигательные навыки могут быть общими или специфическими для определенного вида спорта или деятельности. Для развития двигательных навыков необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями, которые учитывают индивидуальные особенности, цели и уровень подготовки.
Существуют различные техники тренировок для развития двигательных навыков, которые можно классифицировать по следующим критериям:
- По характеру движений: циклические (бег, плавание, велосипед) или ациклические (прыжки, броски, удары).
- По степени сходства с реальными условиями: имитационные (моделирование ситуаций из спорта или повседневной жизни) или абстрактные (упражнения, не связанные с конкретным видом деятельности).
- По способу организации: индивидуальные (самостоятельное выполнение упражнений) или групповые (взаимодействие с партнерами или соперниками).
- По методу обучения: аналитический (разбиение движения на отдельные элементы и их последовательное освоение) или синтетический (целостное восприятие и выполнение движения).
- По типу обратной связи: внутренняя (ощущения, возникающие в процессе движения) или внешняя (информация, поступающая от тренера, видео, звука, счетчиков и т.д.).
Выбор техники тренировки зависит от многих факторов, таких как цель, задача, уровень подготовки, возраст, пол, интересы и предпочтения участников. В общем случае, рекомендуется соблюдать следующие принципы:
- Прогрессивность — постепенное усложнение упражнений по сложности, интенсивности, длительности и объему.
- Вариативность — чередование разных видов упражнений, чтобы избежать адаптации и снижения мотивации.
- Специфичность — соответствие упражнений цели и задаче тренировки, а также реальным условиям деятельности.
- Контроль — систематическое измерение и оценка результатов тренировки, а также корректировка плана в зависимости от достигнутого уровня.
- Обратная связь — своевременное и точное информирование участников о качестве их выполнения упражнений, а также давание рекомендаций по улучшению.
Примеры техник тренировок для развития двигательных навыков:
Техника | Описание | Пример |
---|---|---|
Интервальная | Чередование упражнений высокой и низкой интенсивности с короткими перерывами | Бег с разными скоростями и дистанциями |
Циркульная | Выполнение нескольких упражнений подряд без перерывов, а затем повторение цикла | Подтягивания, отжимания, приседания, прыжки |
Пирамидальная | Увеличение или уменьшение нагрузки по мере продвижения по упражнениям | Жим лежа с разными весами и количеством повторений |
Суперсет | Выполнение двух упражнений подряд без перерыва для одной или разных групп мышц | Бицепс-трицепс, грудь-спина, ноги-пресс |
Комплексная | Сочетание силовых и скоростно-силовых упражнений для развития разных физических качеств | Приседания с гирей, метание мяча, бег с ускорением |
Источники: