Сельское поселение — это один из типов муниципальных образований в России, который представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района и имеет административный центр — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры.
Сельские поселения были введены в ходе муниципальной реформы 2003 года, которая была направлена на усиление роли местного самоуправления и упрощение административно-территориального деления России. До этого в России существовали сельсоветы, поссоветы и горсоветы, которые были подчинены вышестоящим органам власти и не имели достаточных полномочий и ресурсов для решения местных проблем.
Сельские поселения определяются в России на основании следующих критериев:
- тип и количество населённых пунктов, входящих в состав поселения,
- численность населения поселения и его населённых пунктов,
- территориальная целостность и доступность поселения,
- социально-экономическое и культурно-историческое значение поселения,
- наличие и развитие местной инфраструктуры и транспортных коммуникаций,
- мнение населения поселения и его органов местного самоуправления.
В зависимости от этих критериев, сельские поселения могут иметь разный статус, размер, форму и структуру. Например, в состав сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый). Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населённых пункта, как правило, устанавливаются с учётом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населённых пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности.
Сельские поселения являются важными субъектами местного самоуправления в России, которые имеют конституционно гарантированные полномочия по формированию местного бюджета, управлению муниципальной собственностью, самостоятельному определению структуры органов местной власти, территориальной организации местного самоуправления, охране общественного порядка и другим. Сельские поселения также играют важную роль в сохранении и развитии сельского хозяйства, традиционных отраслей экономики, культурного и природного наследия, национального и регионального разнообразия России.
Источники:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Поселение (Россия) — Википедия
- Какие виды сельских поселений существуют и как они различаются по численности населения, территории и социальной инфраструктуре
- Как происходила муниципальная реформа и как она повлияла на статус и полномочия сельских поселений
- Какие факторы влияют на динамику числа сельских населенных пунктов и сельского населения в России
- Какие субъекты Российской Федерации имеют наибольшее и наименьшее количество сельских поселений и почему
- Какие проблемы и перспективы развития сельских поселений в России
- Какие меры принимаются государством и обществом для поддержки и развития сельских поселений
- Какие примеры успешных и неудачных сельских поселений в России и за рубежом
- Какие тенденции и прогнозы существуют по числу и качеству сельских поселений в России
- Какие рекомендации можно дать для улучшения ситуации в сельских поселениях России
Какие виды сельских поселений существуют и как они различаются по численности населения, территории и социальной инфраструктуре
Сельские поселения — это один из типов муниципальных образований в России, которые состоят из одного или нескольких сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией. Сельские поселения имеют свои органы местного самоуправления, местный бюджет, муниципальную собственность и полномочия по решению вопросов местного значения.
Сельские поселения могут быть разными по численности населения, территории и социальной инфраструктуре. В зависимости от этих параметров, сельские поселения делятся на следующие виды:
- Крупные сельские поселения — с населением свыше 3 тыс. человек (в том числе подкатегории от 3 тыс. до 5 тыс. и свыше 5 тыс. человек). Как правило, такие поселения имеют один административный центр — поселок или село, в котором расположены основные социальные объекты, такие как школа, больница, почта, магазины и т.д. Территория крупных сельских поселений может варьироваться от нескольких квадратных километров до нескольких сотен квадратных километров. Примеры крупных сельских поселений: Орджоникидзевское сельское поселение в Ингушетии (более 60 тыс. человек), Ленинское сельское поселение в Краснодарском крае (более 40 тыс. человек), Старооскольское сельское поселение в Белгородской области (более 30 тыс. человек).
- Большие сельские поселения — с населением от 1 тыс. до 3 тыс. человек. Такие поселения могут состоять из одного или нескольких населенных пунктов, которые связаны между собой дорогами, электричеством, водоснабжением и т.д. Социальная инфраструктура больших сельских поселений может быть развита или недостаточна, в зависимости от удаленности от городов, природных условий, исторических факторов и т.д. Территория больших сельских поселений может составлять от десятков до сотен квадратных километров. Примеры больших сельских поселений: Красногвардейское сельское поселение в Республике Крым (около 3 тыс. человек), Старо-Александровское сельское поселение в Липецкой области (около 2 тыс. человек), Малоархангельское сельское поселение в Орловской области (около 1 тыс. человек).
- Средние сельские поселения — с населением от 200 до 1 тыс. человек. Такие поселения обычно состоят из нескольких населенных пунктов, которые могут быть расположены на значительном расстоянии друг от друга. Социальная инфраструктура средних сельских поселений часто ограничена одной школой, фельдшерским пунктом, клубом и несколькими магазинами. Территория средних сельских поселений может достигать нескольких тысяч квадратных километров. Примеры средних сельских поселений: Красноармейское сельское поселение в Республике Саха (Якутия) (около 900 человек), Лебединское сельское поселение в Саратовской области (около 600 человек), Старо-Полтавское сельское поселение в Волгоградской области (около 300 человек).
- Малые сельские поселения — с населением менее 200 человек (в том числе подкатегории менее 50 и от 50 до 200 человек). Такие поселения могут включать в себя один или несколько населенных пунктов, которые часто являются отдаленными и труднодоступными. Социальная инфраструктура малых сельских поселений обычно отсутствует или минимальна. Территория малых сельских поселений может быть очень большой, вплоть до нескольких десятков тысяч квадратных километров. Примеры малых сельских поселений: Кузнецовское сельское поселение в Мурманской области (около 150 человек), Чернореченское сельское поселение в Республике Алтай (около 100 человек), Лесное сельское поселение в Хабаровском крае (около 50 человек).
Таким образом, сельские поселения в России имеют разнообразные формы и характеристики, которые зависят от многих факторов, таких как история, география, экономика, демография и т.д. Сельские поселения играют важную роль в развитии сельских территорий, сохранении культурного наследия и обеспечении жизнедеятельности сельского населения.
Как происходила муниципальная реформа и как она повлияла на статус и полномочия сельских поселений
Муниципальная реформа в России — это реформа системы местного самоуправления, которая в основном была проведена в 2003-2009 годах. Основной целью реформы было устранение неопределенностей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для этого была введена единая структура территориальной организации местного самоуправления, состоящая из четырех типов муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район и городской округ.
Сельским поселением мог стать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов). Сельские поселения получили право самостоятельно решать вопросы местного значения, в том числе по управлению муниципальной собственностью, бюджетом, налогами, землей, жилищно-коммунальным хозяйством, образованием, здравоохранением, культурой, спортом и т.д. Сельские поселения также получили право избирать свои органы местного самоуправления: представительный орган (сельское собрание или сельский совет) и исполнительный орган (глава сельского поселения или сельская администрация).
Муниципальная реформа повлияла на статус и полномочия сельских поселений в разной степени в зависимости от региона. В некоторых субъектах РФ сельские поселения были созданы на основе уже существовавших сельских администраций, в других — на основе объединения нескольких сельских населенных пунктов. В некоторых случаях сельские поселения были лишены части своих полномочий в пользу вышестоящих органов власти, в других — получили дополнительные полномочия и ресурсы. В целом муниципальная реформа способствовала повышению самостоятельности и ответственности сельских поселений за свое развитие, но также вызвала ряд проблем, связанных с недостатком финансирования, кадров, инфраструктуры и контроля.
В настоящее время в России насчитывается около 19 тысяч сельских поселений, которые занимают 97% территории страны и населяют 26% населения. Сельские поселения продолжают играть важную роль в обеспечении социально-экономического развития регионов и сохранении традиционного образа жизни сельских жителей.
Какие факторы влияют на динамику числа сельских населенных пунктов и сельского населения в России
Сельское население России является важной частью ее демографического потенциала, так как оно обеспечивает продовольственную безопасность, сохранение традиционных культур и природных ресурсов. Однако сельское население России испытывает серьезные трудности в условиях постсоветского перехода, такие как снижение уровня жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, депрессия сельского хозяйства, высокая смертность и миграция в города. В результате сельское население России сократилось с 39,1 млн человек в 1990 году до 36,6 млн человек в 2019 году, а доля сельского населения в общей численности населения снизилась с 26,4% до 24,9%. Кроме того, сельские населенные пункты России также подвергаются депопуляции и вымиранию. По данным переписи населения 2010 года, в России было 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 19,5 тыс. (12,6%) были без населения.
Динамика числа сельских населенных пунктов и сельского населения в России зависит от множества факторов, которые можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Внутренние факторы связаны с процессами естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост) и механического движения населения (миграция, переселение, перемещение). Внешние факторы связаны с экономическими, социальными, политическими, экологическими и другими условиями, в которых живет и работает сельское население.
Среди внутренних факторов наибольшее влияние на динамику сельского населения оказывает миграция, которая приводит к оттоку населения из сельских районов в города и между сельскими районами. По данным Росстата, за период с 1990 по 2019 год сальдо миграции сельского населения составило минус 5,7 млн человек, что составляет 14,6% от численности сельского населения в 1990 году. Основными причинами миграции сельского населения являются поиск лучших условий жизни и работы, получение образования, служба в армии, брак, семейные обстоятельства и т.д. Миграция сельского населения приводит к уменьшению числа жителей в сельских населенных пунктах, особенно в малых и отдаленных, и к их вымиранию. По данным исследования, депопуляция сельских населенных пунктов в России в 2000–2010 годах была в основном обусловлена показателем пахотной земли на душу населения и природными условиями, а в 2010–2017 годах — плотностью населения, расположением и внесельскохозяйственными возможностями.
Среди внешних факторов на динамику сельского населения влияют экономические, социальные, политические и экологические условия. Экономические условия включают в себя уровень и динамику развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли и других отраслей, а также доходы, занятость, безработицу и бедность сельского населения. Социальные условия включают в себя доступность и качество образования, здравоохранения, культуры, спорта и других социальных услуг, а также демографическую структуру, этнический состав, семейные и бытовые отношения сельского населения. Политические условия включают в себя законодательство, политику и программы государства и регионов в отношении сельских территорий, муниципальную реформу, децентрализацию и местное самоуправление, участие сельского населения в политической жизни. Экологические условия включают в себя климат, рельеф, почвы, воду, леса, флору и фауну, а также антропогенное воздействие на природную среду.
Все эти факторы взаимодействуют между собой и образуют сложную систему, которая определяет динамику числа сельских населенных пунктов и сельского населения в России. В разных регионах и в разные периоды времени доминируют разные факторы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на сельские территории. Поэтому необходимо проводить постоянный мониторинг и анализ демографической ситуации в сельской России, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по поддержке и развитию сельских поселений.
Какие субъекты Российской Федерации имеют наибольшее и наименьшее количество сельских поселений и почему
Сельское поселение — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов. Количество сельских поселений в разных субъектах Российской Федерации может значительно отличаться в зависимости от исторических, географических, экономических и демографических факторов. В этой части статьи мы рассмотрим, какие субъекты имеют наибольшее и наименьшее количество сельских поселений по данным Всероссийской переписи населения 2020—2021 года и попытаемся объяснить причины такого распределения.
По данным переписи населения, всего в России на 1 января 2021 года было 153 157 сельских поселений, из которых в 24 751 сельских поселениях постоянное население отсутствовало (16,16 % от общего числа сельских поселений в РФ). В таблице ниже приведены десять субъектов РФ с наибольшим и наименьшим количеством сельских поселений, а также доля сельских поселений без населения в каждом субъекте.
Регион | Всего сельских поселений | Доля сельских поселений без населения, % |
---|---|---|
Тверская область | 9532 | 29,35 |
Псковская область | 8355 | 33,17 |
Вологодская область | 7844 | 29,49 |
Ярославская область | 6022 | 29,28 |
Московская область | 5831 | 2,06 |
… | … | … |
Чеченская Республика | 15 | 0 |
Республика Северная Осетия — Алания | 14 | 0 |
Республика Ингушетия | 9 | 0 |
Москва | 0 | — |
Санкт-Петербург | 0 | — |
Как видно из таблицы, наибольшее количество сельских поселений имеют области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а наименьшее — республики Северного Кавказа и два города федерального значения. Также заметно, что в регионах с большим числом сельских поселений довольно высока доля сельских поселений без населения, в то время как в регионах с малым числом сельских поселений таких поселений практически нет.
Для объяснения такого распределения сельских поселений можно привести несколько причин. Во-первых, исторический фактор. В областях Центральной и Северо-Западной России с давних времён сложилась сеть мелких сельских населённых пунктов, связанных с земледелием, лесным хозяйством, речным транспортом и торговлей. В этих регионах было много крестьянских земель, которые разделялись между наследниками, что приводило к увеличению числа сельских поселений. В республиках Северного Кавказа же традиционно преобладали крупные сельские общины, связанные с пастбищным скотоводством, горным земледелием и ремеслами. В этих регионах земля передавалась по родовой линии, что способствовало сохранению числа сельских поселений. В Москве и Санкт-Петербурге сельские поселения отсутствуют вообще, так как эти города являются крупнейшими центрами промышленности, науки, культуры и политики, и все сельские населённые пункты в их пределах были присоединены к городским округам.
Во-вторых, географический фактор. В областях Центральной и Северо-Западной России преобладает равнинный ландшафт с развитой речной сетью, что способствует разбросанности сельских населённых пунктов. В республиках Северного Кавказа же преобладает горный ландшафт с ограниченными ресурсами воды и почвы, что способствует концентрации сельских населённых пунктов. В Москве и Санкт-Петербурге географический фактор не играет роли, так как эти города полностью застроены и урбанизированы.
В-третьих, экономический и демографический фактор. В областях Центральной и Северо-Западной России в последние десятилетия наблюдается усиленный отток населения из сельской местности в города и другие регионы в поисках лучших условий жизни и работы. Это приводит к вымиранию и депопуляции многих сельских поселений, особенно малых и отдалённых. В республиках Северного Кавказа же наблюдается более высокая рождаемость и низкая смертность населения, а также более сильная привязанность к родной земле и традиция
Какие проблемы и перспективы развития сельских поселений в России
Сельские поселения являются важной частью территориальной организации России, на которых проживает около 37% населения страны. Однако сельские поселения сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые затрудняют их социально-экономическое развитие и угрожают их устойчивости. Среди этих проблем можно выделить следующие:
- Демографический кризис, характеризующийся высокой смертностью, низкой рождаемостью, оттоком молодежи и квалифицированных кадров в города, старением населения, снижением численности и плотности населения, депопуляцией и вымиранием некоторых сельских населенных пунктов .
- Недостаточное развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, спорта и досуга в сельских поселениях, что снижает качество жизни сельского населения, усиливает его социальную исключенность и неравенство, снижает его потенциал и конкурентоспособность .
- Низкий уровень экономического развития, диверсификации и инновационности сельских поселений, зависимость от одного или нескольких видов сельскохозяйственной деятельности, уязвимость к климатическим, рыночным и институциональным рискам, недостаток инвестиций, кредитования, инфраструктуры, технологий и ресурсов для развития сельского хозяйства и других отраслей .
- Экологические проблемы, связанные с деградацией и загрязнением природной среды, эрозией почв, утратой биоразнообразия, неэффективным использованием и охраной природных ресурсов, недостатком питьевой воды и качественных продуктов питания, неблагоприятными изменениями климата .
Для решения этих проблем и повышения устойчивости сельских поселений необходима комплексная и сбалансированная стратегия развития, которая должна учитывать специфику, потребности и потенциал каждого сельского поселения, а также взаимодействие с другими территориями. Среди возможных перспектив развития сельских поселений можно назвать следующие:
- Повышение демографического потенциала сельских поселений за счет стимулирования рождаемости, снижения смертности, привлечения и удержания молодежи и квалифицированных кадров, поддержки семей, мигрантов и этнических меньшинств, развития сельского расселения и формирования комфортной среды проживания .
- Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, спорта и досуга в сельских поселениях за счет модернизации и оптимизации существующих учреждений и объектов, создания новых и альтернативных форм и методов оказания социальных услуг, использования цифровых технологий и дистанционных форм обучения и работы, развития общественного участия и волонтерства .
- Повышение экономического развития, диверсификации и инновационности сельских поселений за счет развития сельского хозяйства и других отраслей, связанных с использованием природных ресурсов, туризма, ремесел, предпринимательства, кооперации и кластеризации, интеграции в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости, повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг, внедрения инноваций и технологий .
- Решение экологических проблем и повышение экологической безопасности сельских поселений за счет восстановления и охраны природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, адаптации к изменениям климата и смягчения их последствий .
Таким образом, сельские поселения в России имеют как серьезные проблемы, так и значительные перспективы развития, которые требуют комплексного и сбалансированного подхода, учитывающего их специфику, потребности и потенциал.
Какие меры принимаются государством и обществом для поддержки и развития сельских поселений
Сельские поселения в России сталкиваются с рядом проблем, таких как высокий уровень бедности, отток населения, недостаток инфраструктуры, деградация земель, низкая конкурентоспособность сельского хозяйства и др. Для решения этих проблем государство и общество принимают различные меры, направленные на комплексное развитие сельских территорий и повышение качества жизни сельских жителей.
Одной из основных мер является реализация государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Правительством России в 2019 году. Эта программа предусматривает финансирование ряда направлений, таких как:
- Строительство и реконструкция автодорог к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов и к объектам производства и переработки сельхозпродукции.
- Социальное развитие села, в том числе учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта в сельской местности.
- Поддержка малых форм хозяйствования, включая семейные фермерские хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
- Развитие сельского кооперативного движения, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кооперативов совместного использования сельскохозяйственной техники и оборудования, кооперативов по сбыту сельскохозяйственной продукции.
- Повышение эффективности использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе развитие мелиоративного комплекса, восстановление плодородия почв, предотвращение эрозии и деградации земель.
- Стимулирование развития сельского туризма, агротуризма, этнокультурного туризма, экотуризма и других видов туризма на сельских территориях.
- Поддержка молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых групп населения сельских территорий, в том числе через развитие общественных организаций, волонтерского движения, социального предпринимательства.
Общий объем финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах составляет около 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1 трлн рублей. Основными исполнителями госпрограммы являются Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд прямых инвестиций, Российский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Российский фонд развития моногородов, Российский фонд развития медицины, Российский фонд развития образования, Российский фонд развития культуры, Российский фонд развития спорта, Российский фонд развития туризма, Российский фонд развития социального предпринимательства, Российский фонд развития волонтерства, Российский фонд развития молодежи, Российский фонд развития женщин, Российский фонд развития пожилых людей, Российский фонд развития инвалидов, Российский фонд развития сельского кооперативного движения, Российский фонд развития сельского туризма, Российский фонд развития сельского хозяйства, Российский фонд развития мелиорации, Российский фонд развития землепользования, Российский фонд развития сельской инфраструктуры, Российский фонд развития сельской ипотеки, Российский фонд развития сельского жилищного строительства, Российский фонд развития сельского энергетическ
Какие примеры успешных и неудачных сельских поселений в России и за рубежом
Сельские поселения — это муниципальные образования, состоящие из одного или нескольких сельских населенных пунктов, в которых живет сельское население. Сельские поселения в России имеют разный статус, численность, территорию и социальную инфраструктуру, в зависимости от региона, истории, природных условий и экономического потенциала. Среди сельских поселений есть как успешные примеры, так и неудачные, которые сталкиваются с проблемами депопуляции, деградации, бедности и отсутствия перспектив.
В качестве примеров успешных сельских поселений в России можно назвать следующие:
- Сельское поселение Красногвардейское в Республике Крым, которое в 2014 году получило статус курортного поселения и привлекает туристов своими пляжами, историческими памятниками, винодельческими хозяйствами и санаториями .
- Сельское поселение Ленинское в Алтайском крае, которое является одним из крупнейших производителей зерна, молока и мяса в регионе, а также развивает сельский туризм, экологическое сельское хозяйство и социальное предпринимательство .
- Сельское поселение Старицкое в Тверской области, которое сохраняет историческое наследие древнего города Старица, а также активно участвует в федеральных и региональных программах развития сельских территорий, культуры, образования и здравоохранения .
В качестве примеров неудачных сельских поселений в России можно назвать следующие:
- Сельское поселение Красноярское в Псковской области, которое по данным переписи 2020—2021 года имеет всего 8 жителей, из которых 7 — пенсионеры, а единственный молодой человек работает водителем в соседнем поселении. В поселении нет магазинов, аптек, школ, детских садов, дорог, света и воды .
- Сельское поселение Чернореченское в Краснодарском крае, которое пострадало от наводнения в 2012 году и не получило должной помощи от властей. В поселении остались разрушенные дома, заброшенные участки, заболевшие жители и отсутствие перспектив .
- Сельское поселение Красногорское в Омской области, которое стало объектом массового выселения жителей в рамках программы переселения из аварийного жилья. В поселении осталось около 200 человек, которые живут в плохих условиях, не имеют работы и социальной защиты .
В качестве примеров успешных сельских поселений за рубежом можно назвать следующие:
- Сельское поселение Холлстатт в Австрии, которое является одним из самых красивых и популярных туристических мест в Европе, а также объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В поселении проживает около 800 человек, которые занимаются туризмом, ремеслом, рыболовством и солью .
- Сельское поселение Кумбария в Индии, которое является одним из лидеров в области органического земледелия, альтернативной энергетики и образования. В поселении проживает около 3000 человек, которые выращивают рис, овощи, фрукты и цветы, а также участвуют в различных социальных инициативах .
- Сельское поселение Хуаншань в Китае, которое является одним из примеров успешной модернизации сельской местности, сочетающей традиционную культуру и современную технологию. В поселении проживает около 5000 человек, которые занимаются туризмом, культурой, экологией и инновациями .
В качестве примеров неудачных сельских поселений за рубежом можно назвать следующие:
- Сельское поселение Чернобыль в Украине, которое стало местом крупнейшей в истории техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В поселении было эвакуировано около 15 тысяч человек, а территория поселения и окрестностей была загрязнена радиоактивными веществами и объявлена зоной отчуждения .
- Сельское поселение Кабул в Афганистане, которое стало объектом военных действий, террористических атак и гуманитарного кризиса в результате длительного конфликта в стране. В поселении живут около 40 тысяч человек, которые страдают от насилия, бедности, болезней и недостатка ресурсов .
- Сельское поселение Кирибати в Тувалу, которое стало одним из самых уязвимых к изменению климата мест в мире. В поселении проживает около 10 тысяч человек, которые подвергаются риску затопления, эрозии, солончаковости и ухудшения условий жизни из-за подъема уровня моря и частых штормов [^12
Какие тенденции и прогнозы существуют по числу и качеству сельских поселений в России
Сельские поселения являются важной частью территориальной организации России, обеспечивающей жизнедеятельность и развитие сельского населения, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Однако сельские поселения сталкиваются с рядом проблем, таких как депопуляция, ухудшение социальной и транспортной инфраструктуры, недостаток рабочих мест и перспектив, низкое качество жизни и окружающей среды. В связи с этим возникает вопрос о тенденциях и прогнозах по числу и качеству сельских поселений в России.
По данным Всероссийской переписи населения 2020—2021 года, в России насчитывается 155454 населенных пунктов, из которых 153157 (98,5%) являются сельскими. Среди субъектов Российской Федерации наибольшее количество сельских поселений имеют Республика Саха (Якутия) (15364), Красноярский край (10954) и Иркутская область (10429), а наименьшее — Москва (1), Санкт-Петербург (2) и Севастополь (3). Средняя людность сельского населенного пункта в России составляет 244 человека, при этом 80% сельских поселений имеют менее 500 жителей, а 40% — менее 100.
Согласно аналитическому докладу «Сельское хозяйство в России: тенденции развития, проблемы, сценарии модернизации», основными факторами, влияющими на динамику числа сельских населенных пунктов и сельского населения в России, являются:
- Урбанизация и миграция сельского населения в города и крупные региональные центры в поисках лучших условий жизни и работы,
- Старение и снижение рождаемости сельского населения, а также высокая смертность в сельской местности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста,
- Низкая эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства, а также отсутствие альтернативных видов занятости и доходов для сельских жителей,
- Недостаточное развитие социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры в сельской местности, а также низкое качество жилищного фонда и окружающей среды,
- Несоответствие между территориальной структурой сельских поселений и потребностями современного сельского хозяйства, а также слабое взаимодействие между сельскими поселениями и муниципальными образованиями.
В результате этих факторов происходит сокращение численности сельского населения, уменьшение числа сельских поселений, ухудшение их качества и дифференциация по уровню развития. По прогнозам экспертов, эти тенденции будут продолжаться в ближайшем будущем, если не будут приняты меры по поддержке и развитию сельских территорий.
Одной из таких мер является реализация Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ) на 2021—2025 годы, которая направлена на создание условий для развития базовых видов экономической деятельности и диверсификации экономики села, обеспечение благоприятных финансовых, институциональных условий развития сельской местности, комфортных условий жизни населения. Программа призвана дать импульс развитию сельских территорий, сократить разрыв в качестве и уровне жизни между городом и селом, обеспечить сельским жителям беспрепятственный доступ к услугам и к объектам культуры и спорта, сформировать комфортную среду жизнедеятельности на селения.
Кроме того, необходимо учитывать региональную специфику и потенциал сельских территорий, а также укреплять местное самоуправление и общественное участие в принятии решений по развитию сельских поселений. Также важно развивать сотрудничество между сельскими поселениями, муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации и федеральным центром, а также международный опыт и лучшие практики по развитию сельских территорий.
В заключение можно сказать, что сельские поселения в России стоят перед серьезными вызовами, связанными с сокращением числа и ухудшением качества, но также имеют возможности для развития и модернизации, если будут использованы потенциал и ресурсы сельских территорий, а также эффективные механизмы поддержки и стимулирования со стороны государства и общества.
Какие рекомендации можно дать для улучшения ситуации в сельских поселениях России
Сельские поселения России сталкиваются с рядом проблем, таких как высокий уровень бедности, отток населения, недостаток инфраструктуры, деградация сельского хозяйства, экологические риски и другие. Для решения этих проблем необходимо принимать комплексные меры, направленные на повышение качества жизни сельских жителей, развитие экономики и социальной сферы, сохранение и восстановление природных ресурсов, укрепление местного самоуправления и гражданского общества. В этой части статьи мы предлагаем следующие рекомендации для улучшения ситуации в сельских поселениях России:
- Реализовывать государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ), которая предусматривает финансовую и организационную поддержку сельских поселений в различных сферах: жилищное строительство, сельская ипотека, дорожное хозяйство, энергетика, водоснабжение, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм и др.
- Соблюдать принципы Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, которая определяет цели, задачи, приоритеты и механизмы развития сельских территорий с учетом их специфики, потребностей и потенциала.
- Содействовать развитию малого и среднего бизнеса в сельских районах, особенно в сферах, связанных с сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции, сельским туризмом, экологическими услугами и др. Для этого необходимо обеспечить доступность кредитования, налоговых льгот, грантов, консультаций, обучения и других форм поддержки предпринимателей.
- Стимулировать миграцию населения в сельские районы, особенно молодежи, квалифицированных специалистов, семей с детьми. Для этого необходимо создавать условия для трудоустройства, образования, досуга, социальной защиты и безопасности сельских жителей, а также предоставлять им льготы и компенсации за переезд и проживание в сельской местности.
- Способствовать сохранению и развитию культурного и природного наследия сельских территорий, такого как исторические и архитектурные памятники, народные традиции, обычаи, ремесла, фольклор, биоразнообразие, ландшафты и др. Для этого необходимо поддерживать местные инициативы, проекты и фестивали, направленные на изучение, охрану и популяризацию сельского наследия, а также привлекать туристов и инвесторов в сельские районы.
- Усиливать роль и ответственность местного самоуправления и гражданского общества в процессе развития сельских территорий. Для этого необходимо повышать квалификацию и компетентность органов местного самоуправления, увеличивать их финансовые и правовые полномочия, развивать механизмы публичного контроля, участия и сотрудничества между государством, бизнесом и обществом в решении сельских проблем.
Эти и другие рекомендации могут способствовать улучшению ситуации в сельских поселениях России, повышению их привлекательности, конкурентоспособности и устойчивости, а также укреплению социальной справедливости и территориального развития в стране.