Константин Маковский: творчество и жизнь художника

Константин Егорович Маковский родился 20 июня (2 июля) 1839 года в Москве в семье чиновника и художника-любителя Егора Ивановича Маковского. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а его мать Любовь Корнилиевна была прекрасной певицей и учительницей в Московской консерватории. Константин был четвертым из пяти детей в семье, все из которых связали свою жизнь с искусством. Его старшие братья Александра и Николай, а также младший брат Владимир стали известными художниками, а его младшая сестра Мария стала актрисой.

С детства Константин проявлял интерес к живописи и получал поддержку от своего отца, который часто устраивал в своем доме литературные и музыкальные вечера, на которых собирались известные художники, писатели и композиторы, такие как Карл Брюллов и Василий Тропинин. Константин также учился играть на фортепиано и петь у своей матери, которая была его первой учительницей музыки. В 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где он быстро выделился своим талантом и получил все возможные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова, который был его кумиром и другом семьи.

В 1858 году Маковский переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской Академии художеств, куда он поступил сразу на третий курс. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими картинами, как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии («Бунт четырнадцати») и покинул академию, не получив диплома. Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни («Вдова» (1865), «Продавец сельди» (1867) и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных художественных выставок».

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы. В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых русских художников того времени.

Среди его наиболее известных работ можно назвать:

  • «Сватовство» (1868)
  • «Русская свадьба во второй половине XVII века» (1883)
  • «Портрет императрицы Марии Федоровны» (1885)
  • «Портрет А. С. Пушкина» (1899)
  • «Портрет А. Н. Островского» (1900)
  • «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1905)

Константин Маковский умер 17 (30) сентября 1915 года в Петрограде от сердечного приступа. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище. Его картины хранятся в многих музеях России и мира, а также в частных коллекциях.

Влияние академического образования на становление художника

Константин Маковский начал свое художественное образование в Московском училище живописи и ваяния, где он был одним из лучших студентов. Его учителями были известные художники, ученики Карла Брюллова, такие как М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко. От них Маковский унаследовал склонность к романтизму и декоративным эффектам, а также интерес к историческим и библейским сюжетам.

В 1858 году Маковский переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской академии художеств, которую окончил в числе первых учеников. На академии он получил традиционное академическое обучение, основанное на изучении античной скульптуры, рисунка с натуры и копировании картин старых мастеров. Его профессорами были такие знаменитые художники, как Ф. А. Бруни, П. Базен, А. Т. Марков и А. П. Боголюбов. От них Маковский научился строгому соблюдению перспективы, анатомии, цветоведению и композиции, а также овладел различными техниками живописи.

В 1860-х годах Маковский участвовал в конкурсах на Большую золотую медаль Академии, представляя свои работы на исторические темы, такие как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). Однако в 1863 году он вместе с другими 13 студентами отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии, поскольку считал ее несоответствующей русскому национальному духу. Этот акт протеста против академического диктата стал известен как «Бунт четырнадцати» и привел к выходу Маковского из академии без диплома.

После этого Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, и стал одним из ранних участников товарищества передвижников. Он начал писать картины из жизни народа, отражая социальные и психологические проблемы своего времени. Среди его знаменитых работ этого периода можно назвать «Вдова» (1865), «Продавец сельди» (1867), «Сватовство» (1868) и «Смерть Помпеи» (1869). В этих картинах Маковский демонстрировал свое мастерство в передаче характеров, настроений, света и цвета, а также свою способность к драматизации сцен и созданию эффектных контрастов.

Таким образом, академическое образование оказало значительное влияние на становление Маковского как художника, дав ему необходимые знания и навыки в области живописи. Однако Маковский также проявил свою независимость и творческую индивидуальность, отказавшись от академических рамок и присоединившись к новому художественному движению, которое стремилось к реалистическому и социально-критическому изображению действительности.

Основные темы и мотивы в творчестве Маковского

Константин Егорович Маковский (1839-1915) был одним из самых известных и популярных русских художников второй половины 19 века. Его творчество отражало разнообразные интересы и вкусы эпохи, а также его собственную художественную индивидуальность. Среди основных тем и мотивов, которые присутствуют в его произведениях, можно выделить следующие:

  • Историческая тема. Маковский увлекался историей России, особенно периодом 17-18 веков, когда происходили важные события, такие как Смутное время, восстание Стеньки Разина, реформы Петра I. Он создавал картины, посвященные этим эпизодам, а также портреты исторических личностей, таких как Борис Годунов, Иван Грозный, Екатерина II. Маковский стремился к достоверности изображения исторических деталей, костюмов, оружия, архитектуры, но также придавал своим картинам драматизма, патетики, романтизма. Примеры картин по исторической теме: «Смерть Поета», «Стрелецкий бунт», «Петр I и его семья», «Свадьба царя Алексея Михайловича».
  • Жанровая тема. Маковский также интересовался повседневной жизнью разных слоев русского общества, их бытом, нравами, обычаями, праздниками. Он писал картины, изображающие сцены из жизни дворян, купцов, крестьян, цыган, детей. Он передавал характеры, настроения, эмоции своих героев, а также атмосферу и колорит того времени. Маковский часто использовал юмор, иронию, сатиру, но также мог показать и трагические, лирические, социально-критические мотивы. Примеры картин по жанровой теме: «Купеческая семья», «Цыганы», «Дети, бегущие от грозы», «Бойарыня Морозова».
  • Портретная тема. Маковский был выдающимся портретистом, который мог раскрыть внутренний мир, психологию, индивидуальность своих моделей. Он писал портреты своих родственников, друзей, знаменитостей, а также самопортреты. Он умел передать разные типы красоты, выразительность взгляда, жеста, позы, а также подчеркнуть социальный статус, интеллектуальный уровень, художественный вкус своих портретируемых. Он также экспериментировал с разными стилями, техниками, жанрами портрета, такими как психологический, исторический, групповой, детский. Примеры картин по портретной теме: «Портрет А. И. Маковского», «Портрет Ф. М. Достоевского», «Портрет семьи Трепаковых», «Портрет дочери художника».
Читайте также:  Посетите парк Голицына в Краснодаре: фотографии и советы

Таким образом, творчество Маковского отражает разносторонние интересы и таланты художника, его стремление к исследованию и изображению разных аспектов русской истории, культуры, общества, а также его собственной личности.

Участие художника в художественных обществах и выставках

Константин Маковский был активным участником художественной жизни своего времени. Он принимал участие в различных художественных обществах и выставках, как в России, так и за рубежом.

В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии для конкурса на Большую золотую медаль Академии и покинул ее, не получив диплома. Это событие получило название «Бунт четырнадцати» и стало одним из первых проявлений протеста против академического искусства в России. Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни. В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок», которое объединяло художников, стремившихся к реалистическому изображению русской жизни и критике социальных недостатков. Маковский выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках, получая высокую оценку публики и критики.

В 1880-х годах Маковский приобрел известность как модный автор портретов и исторических картин и стал одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. Он также участвовал в международных выставках, получая награды и признание. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». С другими художниками своего времени, он участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, которое стремилось к воссозданию национального стиля в искусстве на основе древнерусского и народного творчества. Маковский также был членом Санкт-Петербургского общества художников и Московского общества любителей художеств.

Маковский был не только художником, но и педагогом, преподававшим в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Высших художественных курсах для женщин в Санкт-Петербурге. Он также был академиком, профессором и действительным членом Императорской Академии художеств.

Роль Маковского в художественной культуре 19 века

Константин Егорович Маковский (1839-1915) был одним из самых известных и популярных русских художников второй половины 19 века. Он принадлежал к династии Маковских, которая дала русскому искусству несколько выдающихся мастеров, таких как его отец Егор Иванович Маковский, его братья Владимир и Сергей, его сестра Елена и его дети Александр и Владимир. Константин Маковский начал свою художественную карьеру как передвижник, но позже отошел от их идеалов и стал представителем академического направления в русской живописи.

Константин Маковский получил образование в Императорской Академии художеств, где он был учеником Карла Брюллова и Федора Бруни. В 1861 году он получил золотую медаль за картину «Последние минуты Царского Семейства Романовых», которая была признана лучшей работой выпускников. В том же году он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, которое было основано его старшим братом Владимиром и другими художниками, недовольными консерватизмом и формализмом Академии. Передвижники стремились к реалистическому изображению жизни русского народа, критике социальных недостатков и пропаганде демократических идеалов. Константин Маковский принимал активное участие в выставках передвижников, показывая свои работы на 15 из 19 выставок, которые состоялись с 1871 по 1891 год. Среди его картин, выполненных в духе передвижничества, можно назвать «Подружки» (1864), «Холодное утро» (1869), «Сватовство» (1872), «Поминки» (1874), «Купание красного коня» (1883) и другие.

Однако с 1880-х годов Константин Маковский стал отдаляться от передвижников и приближаться к академическому направлению в русской живописи, которое было поддерживаемо императорским двором, аристократией и буржуазией. Он стал писать картины в историческом, мифологическом и экзотическом жанрах, используя яркие краски, детальную проработку и тщательную отделку. Его картины были наполнены роскошью, пышностью и сентиментальностью, которые отвечали вкусам и запросам его заказчиков. Среди его академических работ можно выделить «Смерть Помпея» (1864), «Египетская принцесса» (1872), «Русалки» (1879), «Боярыня Морозова» (1887), «Свадьба царя Ивана Грозного» (1887), «Свадьба Стефана Батория» (1890) и многие другие. Константин Маковский также был известен как портретист, писавший портреты императорской семьи, аристократов, знаменитостей и своих друзей. Его портреты отличались психологизмом, выразительностью и мастерством исполнения.

Константин Маковский играл значительную роль в художественной культуре 19 века, так как он был не только талантливым художником, но и активным общественным деятелем, педагогом и организатором. Он был членом Академии художеств, президентом Санкт-Петербургского общества художников, профессором и директором Московской школы живописи, ваяния и зодчества, инициатором и участником многих художественных выставок, аукционов и благотворительных акций. Он также был другом и наставником многих молодых художников, таких как В. Серов, И. Левитан, В. Поленов, М. Врубель и другие. Его творчество оказало влияние на развитие русской живописи в конце 19 и начале 20 века, особенно в области исторического и портретного жанров. Его картины входят в собрания многих музеев и частных коллекций в России и за рубежом.

Читайте также:  Зимние шины Йокогама айс гуард студ: обзор и отзывы

Вот список некоторых источников, которые я использовал для написания этой части статьи:

Портретное творчество Константина Егоровича Маковского

Константин Егорович Маковский был одним из самых популярных и востребованных портретистов своего времени. Он создал более 500 портретов разных жанров и стилей, от официальных и торжественных до интимных и лирических. Среди его моделей были представители высшего света, аристократии, культуры и искусства, а также его родные и близкие.

Маковский обладал удивительным даром психологического проникновения в характер и настроение человека, который позировал ему. Он умел передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю сущность, индивидуальность и особенности личности. Он также внимательно изучал историю, костюм, быт и обычаи эпохи, в которой жили его герои, и стремился максимально точно и правдоподобно воссоздать атмосферу и детали их жизни.

Маковский мастерски владел всеми приемами и техниками живописи, от реалистичного и натуралистического до импрессионистического и декоративного. Он умело работал с цветом, светом, тенью, композицией, перспективой, объемом и пропорциями. Он также экспериментировал с разными материалами и подложками, используя масло, акварель, гуашь, пастель, карандаш, перо, шелк, бархат, дерево и металл.

Портретное творчество Маковского можно условно разделить на несколько групп:

  • Исторические портреты, в которых художник изображал знаменитых личностей прошлого, таких как Петр I, Екатерина II, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов и другие. Эти портреты были не только художественными, но и научными работами, требующими тщательного изучения источников, документов, мемуаров и архивов. Примерами таких портретов являются «Портрет Петра I» (1872), «Портрет Екатерины II в молодости» (1885), «Портрет А. С. Пушкина» (1899) и другие.
  • Современные портреты, в которых художник изображал своих современников, друзей, коллег, заказчиков и покровителей. Эти портреты отличались живостью, выразительностью, индивидуализмом и характеризовали социальный статус, профессиональную деятельность, увлечения и вкусы моделей. Примерами таких портретов являются «Портрет А. И. Куинджи» (1878), «Портрет Н. А. Некрасова» (1879), «Портрет князя А. М. Горчакова» (1882) и другие.
  • Семейные портреты, в которых художник изображал своих родных и близких, жену, детей, братьев и сестер. Эти портреты отличались теплотой, нежностью, любовью и доверием. Примерами таких портретов являются «Портрет детей художника» (1882), «Портрет жены художника Елены Константиновны Лукс» (1893), «Портрет брата художника Владимира Егоровича Маковского» (1896) и другие.
  • Женские портреты, в которых художник изображал красоту, очарование, грацию и элегантность женщин разных возрастов, классов и национальностей. Эти портреты отражали моду, стиль, костюм и украшения эпохи, а также интерес художника к экзотике, ориенту, фольклору и этнографии. Примерами таких портретов являются «Портрет Е. А. Стасовой» (1876), «Портрет Е. И. Мусиной-Пушкиной» (1880), «Портрет арабской девушки» (1886) и другие.

Портретное творчество Константина Егоровича Маковского занимает важное место в истории русского искусства. Оно свидетельствует о высоком мастерстве, таланте и разносторонности художника, а также о его вкладе в развитие жанра портрета в России и в мире.

Социальная направленность работ художника и отражение социальных проблем в искусстве

Константин Маковский был одним из ранних участников товарищества передвижников, которое объединяло русских художников, стремившихся к реалистическому изображению жизни народа и критике общественных недостатков. Маковский создавал картины, посвященные историческим событиям, национальным традициям, бытовым сценам и портретам. Он не ограничивался одним жанром, а экспериментировал с разными стилями и техниками, пытаясь передать свое видение мира и свою художественную индивидуальность.

Социальная направленность работ Маковского проявлялась в его интересе к жизни простых людей, их труду, радостям и горестям. Он писал картины, на которых изображал крестьян, ремесленников, торговцев, детей, женщин. Он не идеализировал своих героев, а стремился показать их в их естественной среде, с их характерными чертами и эмоциями. Он также обращал внимание на социальные проблемы, такие как бедность, несправедливость, насилие, война. Например, на картине «Вдова» (1865) он изобразил молодую женщину, оплакивающую своего погибшего мужа, убитого во время восстания народов Польши против российского господства. На картине «Продавец сельди» (1867) он показал тяжелую жизнь бедных горожан, вынужденных торговать на улице в зимнее время. На картине «Дети, бегущие от грозы» (1872) он изобразил страх и беспомощность детей, оставшихся без призора во время непогоды.

Маковский также интересовался историей России и ее народным творчеством. Он писал картины, на которых воссоздавал атмосферу и образы разных эпох, от древнерусского времени до 19 века. Он изучал исторические источники, костюмы, предметы быта, чтобы достичь максимальной правдоподобности в своих работах. Он также использовал яркие и насыщенные цвета, чтобы подчеркнуть красоту и разнообразие русской культуры. Например, на картине «Воззвание Минина» (1896) он изобразил эпизод из истории Смутного времени, когда купец Кузьма Минин призывал народ Нижнего Новгорода к борьбе против польских интервентов. На картине «Свадьба царя Алексея Михайловича» (1883) он показал торжественную церемонию бракосочетания русского царя и Марии Милославской в 17 веке. На картине «Русский венок» (1889) он изобразил группу девушек в народных костюмах, плетущих венок из цветов.

Маковский был одним из тех художников, которые не только отражали социальные проблемы в искусстве, но и пытались влиять на общественное мнение и поднимать социальную активность. Он участвовал в художественных обществах и выставках, публиковал свои статьи и рецензии, преподавал в художественных учебных заведениях, занимался благотворительностью. Он был уважаемым и популярным художником, который оказал влияние на современников и последующие поколения художников.

Влияние искусства Маковского на современников и последующие поколения художников

Творчество Константина Егоровича Маковского оказало глубокое влияние на современников и стало важным компонентом развития художественной культуры. Его уникальный стиль и художественная философия привлекли внимание художников его эпохи и послужили источником вдохновения для последующих поколений.

Влияние Маковского проявляется в нескольких аспектах:

  • Сюжетные мотивы: Маковский часто обращался к историческим и социальным сюжетам, создавая произведения, которые не только эстетически привлекательны, но и несут глубокий смысл. Этот подход оказал влияние на выбор тем и сюжетов у других художников своего времени.
  • Техническое мастерство: Маковский был мастером владения кистью и использования цвета. Его технические приемы и стиль создания композиции нашли свое отражение в работах многих современников, стремящихся к подражанию его мастерству.
  • Обращение к социальным проблемам: Художественное выражение социальных тем было характерным чертой творчества Маковского. Это вдохновило художников своего времени заботиться о социальных вопросах через свое искусство.
Читайте также:  Как избежать дилеммы инноватора: уроки от Клейтона Кристенсена

Наследие Маковского ощущается в работах многих художников XX и XXI веков, которые находят в его творчестве не только источник вдохновения, но и пример того, как искусство может стать средством обращения к общественным идеям и вызову к изменениям.

Личная жизнь и влияние окружения на художественное творчество

Константин Маковский был человеком обаятельным, жизнерадостным и талантливым. Он привлекал к себе внимание женщин и друзей, а также покровительство знатных и богатых людей. Художник неоднократно вступал в брак и имел многочисленное потомство. Его личная жизнь оказывала влияние на его творчество, как в плане выбора тем и образов, так и в плане стиля и техники.

Первой женой Маковского была Елизавета Васильевна Григорьева, дочь художника Василия Григорьева. Они поженились в 1860 году, когда Константину было 21 год, а Елизавете — 16. У них родились четверо детей: Наталья, Егор, Сергей и Александр. Елизавета была красивой и умной женщиной, которая поддерживала мужа в его творческих начинаниях. Она также занималась живописью и писала стихи. Однако семейная жизнь Маковских была неспокойной. Константин часто изменял жене, а также увлекался азартными играми и растратами. В 1876 году он уехал в Египет и Сербию, оставив семью в России. По возвращении он встретил свою вторую любовь — Елену Соловьеву, дочь известного славянофила и философа Владимира Соловьева. Елена была моложе Маковского на 20 лет и обладала необычайной красотой и обаянием. Она стала его музой и моделью для многих картин. В 1882 году Маковский развелся с Елизаветой и женился на Елене. У них родился сын Владимир, который позднее стал известным писателем и поэтом. Елена также была творческой личностью, она писала стихи и прозу, занималась переводами и критикой. Она была близка к кругу символистов и дружила с Александром Блоком, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым и другими. Елена умерла в 1903 году от туберкулеза, оставив Маковского в глубокой скорби.

Третьей женой Маковского стала Мария Алексеевна Яковлева, дочь богатого купца и мецената Алексея Яковлева. Они поженились в 1905 году, когда Константину было 66 лет, а Марии — 25. У них родились двое детей: Константин и Мария. Мария была образованной и энергичной женщиной, которая занималась общественной и благотворительной деятельностью. Она также увлекалась живописью и музыкой. Она поддерживала мужа в его работе и устраивала в их доме светские вечера, на которые приглашались известные художники, писатели, музыканты и актеры. Мария была последней женой и верной спутницей Маковского до его смерти в 1915 году.

Личная жизнь Маковского отражалась в его творчестве не только в виде портретов его жен и детей, но и в виде сцен из быта, истории и литературы, в которых он изображал своих родных и близких. Так, например, на картине «Смерть Иоанна Крестителя» (1869) он изобразил свою первую жену Елизавету в роли Саломеи, а на картине «Русалки» (1879) — свою вторую жену Елену в роли одной из русалок. На картине «Боярыня Морозова» (1887) он воссоздал историческую эпоху XVII века, используя в качестве моделей своих друзей и знакомых. На картине «Сказка о царе Салтане» (1905) он вдохновился произведением Александра Пушкина и изобразил свою третью жену Марию в роли царевны-лебедя. Маковский также писал картины на темы из произведений Льва Толстого, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова и других писателей.

Маковский был не только художником, но и педагогом, меценатом и общественным деятелем. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Петербургской академии художеств, в Высших художественных курсах для женщин. Он помогал молодым и бедным художникам, организовывал выставки и аукционы, собирал средства на благотворительные цели. Он был членом различных художественных обществ и комиссий, участвовал в оформлении праздников и торжеств. Он был дружен с многими выдающимися личностями своего времени, такими как Илья Репин, Валентин Серов, Исаак Левитан, Александр Бенуа, Василий Верещагин, Александр Остроумов, Алексей Саврасов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Алексей Коринь, Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская и другие.

Маковский был одним из самых плодовитых и разносторонних русских художников XIX — начала XX века. Он работал в разных жанрах и стилях,

Наследие и актуальность творчества Константина Егоровича Маковского в современном искусстве

Творчество Константина Егоровича Маковского оставило значительный след в истории русского искусства, и его наследие продолжает оказывать влияние на современных художников. Рассмотрим ключевые аспекты, делающие творчество Маковского актуальным и вдохновляющим в современном контексте.

1. Многогранный стиль и тематика : Маковский проявлял уникальную способность к разнообразию стилей и тем, начиная от исторических костюмированных сцен до портретов и социально-значимых произведений. Это разнообразие в стиле и тематике предоставляет современным художникам обширный каталог идей для творчества.

2. Социальная активность в искусстве : Маковский активно занимался социальной критикой через свои произведения, затрагивая важные вопросы своего времени. Этот подход вдохновляет современных художников использовать искусство как инструмент для выражения социальных и политических идей.

3. Техническое мастерство : Маковский был мастером владения различными художественными техниками, от живописи до графики. Его техническое мастерство служит примером для современных художников, стремящихся к совершенствованию своих навыков в различных областях искусства.

4. Эмоциональная глубина : Произведения Маковского часто пронизаны эмоциональной глубиной, что делает их универсальными и понятными для зрителей всех времен. Современные художники находят в его работах вдохновение для создания произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у зрителей.

5. Инновации и традиции : Маковский смело экспериментировал с новыми идеями и техниками, при этом сохраняя уважение к художественным традициям. Этот баланс между инновациями и уважением к прошлому предоставляет современным художникам образцы для творческого роста.

В заключение, творчество Константина Егоровича Маковского остается актуальным и важным для современного искусства. Его наследие служит не только источником вдохновения, но и плацдармом для развития современных художественных идей.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
ЭнциклоМир