Кто такой Александр Островский?

Александр Николаевич Островский ( 12 апреля 1823 — 14 июня 1886 ) — один из самых известных и влиятельных русских драматургов и писателей XIX века, автор более 50 пьес, основатель русского национального театра. Его произведения отражают жизнь и нравы разных слоев русского общества, а также исторические и культурные события того времени. Островский был также активным театральным деятелем, организатором и руководителем различных театральных обществ и учреждений.

Островский родился в Москве в семье судебного стряпчего, получившего дворянство. С детства он увлекался литературой и театром, читая произведения Гоголя, Пушкина, Лермонтова и других. Он поступил в Московский университет на юридический факультет, но не окончил его, предпочтя заняться писательством. С 1843 по 1850 год он работал в разных судах, где наблюдал за разнообразными человеческими судьбами и характерами, что послужило ему источником вдохновения для его пьес.

Первая пьеса Островского «Свои люди – сочтемся!» была написана в 1847 году и опубликована в 1849 году. Она стала сенсацией в литературном мире, вызвав восторг у Белинского и Герцена, а также критику у консервативных критиков. В этой пьесе Островский впервые показал свою способность создавать живые и правдивые образы русских людей, их речь и поведение. Он также ввел в литературу новый жанр — комедию нравов, которая стала его визитной карточкой.

В 1850 году Островский ушел со службы и посвятил себя литературе и театру. Он писал пьесы на разные темы и в разных жанрах: исторические, сатирические, лирические, фантастические. Среди его наиболее известных произведений — «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка», «На всякого мудреца довольно простоты» и многие другие. Он также переводил пьесы зарубежных авторов, таких как Шекспир, Мольер, Шиллер и другие.

Островский не только писал пьесы, но и занимался их постановкой и распространением. Он был одним из основателей и руководителей Артистического кружка, Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, Театрального общества, Театрального фонда и других театральных организаций. Он также был художественным руководитем Малого театра, директором Московского театра императрицы Елизаветы Алексеевны, членом Совета директоров Императорских театров. Он внес большой вклад в развитие русского театрального искусства, поддерживая и воспитывая многих талантливых актеров, режиссеров, художников, композиторов.

Островский был женат три раза и имел девять детей. Его личная жизнь была не менее драматична, чем его пьесы. Он пережил много трудностей, болезней, конфликтов, разочарований, но также и радостей, успехов, дружбы, любви. Он умер в 1886 году в селе Щелыково, где он имел свое поместье. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Его память почитается в России и за рубежом, его пьесы ставятся на разных сценах, его произведения экранизируются и изучаются.

Александр Островский — выдающийся русский драматург и писатель XIX века, создатель русского национального театра, автор бессмертных произведений, которые отражают дух и судьбу русского народа.

Детство и юность Островского в Москве, его образование и служба в судах

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Замоскворечье, вблизи центра Москвы, на Малой Ордынке. Его отец, Николай Фёдорович, был сыном священника, окончил духовную академию и работал судебным стряпчим, занимаясь имущественными и коммерческими делами. Его мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда ему было восемь лет. В семье было четверо детей, из которых выжили только Александр и его младший брат Михаил, будущий государственный деятель.

Островский получал домашнее образование под руководством отца и мачехи, Эмилии Андреевны фон Тессин, дочери шведского дворянина. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу и почувствовал склонность к писательству. Однако отец хотел сделать из него юриста и поступил его в Первую Московскую губернскую гимназию в 1835 году, а затем на юридический факультет Московского университета в 1840 году.

Островский не окончил университет, так как увлекался театром и литературой. Он часто посещал Малый театр, где играли знаменитые актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. В 1843 году он написал заявление об уходе из университета и по настоянию отца устроился на службу в Совестный суд, а затем в Коммерческий суд. В судах Островский служил до 1851 года, получая небольшое жалование и занимаясь литературным творчеством в свободное время. В судах он также наблюдал за разными слоями общества, их бытом, нравами и проблемами, что позже нашло отражение в его пьесах.

Первые литературные опыты и дебют Островского с комедией «Свои люди – сочтемся!»

Александр Николаевич Островский (1823-1886) – один из величайших русских драматургов, создавший более 50 пьес, в которых отразил жизнь разных слоев русского общества XIX века. Он был не только писателем, но и театральным деятелем, основателем и руководителем Артистического кружка, а также директором Московского театра.

Островский начал писать еще в школьные годы, но его первые произведения не сохранились. Его дебютом в литературе считается комедия «Свои люди – сочтемся!», написанная в 1849 году. Эта пьеса стала первой в истории русской литературы, в которой был изображен мир московского купечества с его пороками и недостатками. Островский показал, как купцы обманывают своих кредиторов, как они жадны, хитры и лицемерны. Он также высмеял их невежество, грубость и низменные страсти. Островский не ставил своей целью обобщить и осудить весь купеческий класс, а лишь хотел показать конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Он не был злобным сатириком, а скорее сочувственным наблюдателем, который видел в людях не только зло, но и добро, не только смешное, но и трагическое.

Читайте также:  Иван Крылов: великий мастер басен

Комедия «Свои люди – сочтемся!» была впервые прочитана Островским в доме известного публициста Михаила Погодина 3 декабря 1849 года. Среди присутствовавших был Николай Гоголь, который высоко оценил талант молодого писателя. В 1850 году пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин» и вызвала большой интерес у читателей. Многие известные писатели, такие как Иван Гончаров, Лев Толстой, Иван Тургенев, высказали свое восхищение произведением Островского. Они отмечали его знание русского языка и сердца русского человека, его искусное введение в комедию драматического элемента, его умение создавать живые и правдоподобные образы.

Однако не все были в восторге от пьесы Островского. Цензор Михаил Гедеонов запретил ее постановку на театральной сцене, считая, что она обидна для русского купечества. Он написал: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха, отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». По указанию Николая I пьеса была запрещена к игре, а за Островским был установлен полицейский надзор, который был снят только в 1855 году. Пьеса была официально разрешена к постановке в сокращенном виде в декабре 1860 года. Спектакль прошел в Александринском театре в Петербурге 16 января 1861 года. Впервые в первоначальной редакции пьеса была поставлена 30 апреля 1881 года в частном театре Анны Бренко в Москве.

Комедия «Свои люди – сочтемся!» стала не только дебютом Островского, но и началом его творческого пути, на котором он создал множество замечательных пьес, таких как «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка» и другие. Он стал основоположником русского национального театра, в котором отразил всю разнообразность и богатство русской жизни и русской души.

Особенности творчества Островского, его вклад в развитие русского национального театра

Александр Николаевич Островский (1823-1886) — один из величайших русских драматургов, создатель русского национального театра. Его пьесы отличаются глубоким реализмом, живостью языка, мастерством характеристики и сюжета. Островский был не только писателем, но и активным театральным деятелем, который сделал многое для развития и совершенствования русской сцены.

Особенности творчества Островского можно выделить следующие:

  • Островский писал о разных слоях русского общества, но особенно близки ему были купцы и мещане, которых он знал с детства. Он показывал их жизнь, нравы, обычаи, проблемы, конфликты, мечты и разочарования. Он не идеализировал своих героев, но и не осуждал их, а стремился понять их психологию и мотивы.
  • Островский использовал богатый и разнообразный язык, который отражал речь разных социальных групп и регионов. Он умел передавать национальный колорит, диалекты, жаргон, архаизмы, заимствования. Он также виртуозно работал с разными жанрами речи: пословицами, поговорками, песнями, скороговорками, афоризмами и т.д.
  • Островский создавал динамичные и захватывающие сюжеты, которые удерживали внимание зрителя. Он умело строил интригу, драматические повороты, неожиданные развязки. Он также использовал разные приемы комедийности: сатиру, иронию, гротеск, остроумие, ситуационный юмор и т.д.
  • Островский внес большой вклад в развитие русского национального театра. Он не только писал пьесы, но и занимался их постановкой, руководил театральными коллективами, организовывал театральные общества и журналы, защищал интересы драматургов и актеров. Он также внимательно следил за новыми течениями в европейском театре и старался внедрять их в русскую сцену.

Творчество Островского оказало огромное влияние на последующие поколения русских писателей и драматургов. Его пьесы до сих пор являются одними из самых популярных и любимых зрителями. Он считается классиком русской литературы и культуры.

Известные пьесы Островского, такие как «Гроза», «Бесприданница», «Лес» и другие

Александр Островский был одним из величайших русских драматургов XIX века, который создал 47 пьес, большая часть из которых – комедии. Его произведения отражали жизнь и нравы разных слоев русского общества, а также затрагивали вечные темы любви, семьи, чести, справедливости и свободы. Островский внес огромный вклад в развитие русского национального театра, создав новый тип драматического героя и новый язык драматургии, богатый и выразительный. Его пьесы до сих пор являются классикой театрального репертуара и экранизируются кинематографом.

Среди самых известных пьес Островского можно выделить следующие:

  • «Гроза» – драма в пяти действиях, написанная в 1859 году. Сюжет пьесы основан на реальных событиях, произошедших в Калужской губернии, где Островский служил судебным исполнителем. Пьеса повествует о трагической судьбе молодой женщины Катерины, которая страдает от деспотизма своей свекрови Кабанихи и безразличия своего мужа Тихона. Катерина влюбляется в молодого учителя Бориса, но не может разорвать семейные узы. Под давлением обстоятельств она решается на отчаянный поступок – отравляет себя. Пьеса затрагивает темы женского подчинения, семейного насилия, духовной свободы и общественного порицания. Главные герои пьесы – Катерина, Кабаниха, Тихон, Борис, Дикой.
  • «Бесприданница» – драма в пяти действиях, написанная в 1878 году. Пьеса рассказывает о тяжелом положении женщин в русском обществе, которые зависели от своих родителей, мужей или кавалеров. Главная героиня пьесы – Лариса, дочь бедного дворянина Протасова, которая не имеет приданого и не может выйти замуж по любви. Она вынуждена согласиться на брак с богатым, но жестоким и неверным Паратовым, который обманывает ее и бросает. Лариса пытается начать новую жизнь с другим мужчиной – Карандышевым, но и он оказывается недостойным. В конце пьесы Лариса умирает от тифа, оставшись одинока и несчастна. Пьеса критикует пороки русского общества, такие как лицемерие, корысть, предательство и бесчувственность. Главные герои пьесы – Лариса, Протасов, Паратов, Карандышев, Савишна.
  • «Лес» – комедия в четырех действиях, написанная в 1871 году. Пьеса посвящена противостоянию двух миров – городского и сельского, интеллигентного и крестьянского, культурного и дикого. Действие пьесы происходит в лесном имении богатой вдовы Раисы Павловны Гурмыжской, которая хочет продать свой лес и выйти замуж за молодого офицера Улитина. Однако ее планы нарушаются появлением двух бывших актеров – Алексея Буланова и Акима Наумова, которые приехали в деревню, чтобы отдохнуть от городской жизни. Они вступают в конфликт с местными жителями, в том числе с лесничим Гурмыжским, братом Раисы Павловны, который хочет захватить ее имущество. Пьеса изобилует комическими ситуациями, острым диалогом и сатирическими характерами. Главные герои пьесы – Раиса Павловна, Улитин, Буланов, Наумов, Гурмыжский.
Читайте также:  Лиса и волк: смысл, авторство и анализ сказки

Кроме этих пьес, Островский написал множество других замечательных произведений, таких как «Свои люди – сочтемся!», «Волки и овцы», «Снегурочка», «Бедность не порок», «Таланты и поклонники» и многие другие. Все они отражают глубокое знание и понимание русской души, истории и культуры. Островский был не только великим писателем, но и активным театральным деятелем, который основал Артистический кружок и Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Его пьесы стали основой для многих опер, балетов, музыкальных и кинофильмов, а его имя остается одним из самых почитаемых в русской литературе и театре.

Театральная деятельность Александра Николаевича Островского

Александр Николаевич Островский, помимо своего выдающегося литературного таланта, сыграл значительную роль в развитии русской театральной сцены. Его влияние проявлялось не только в создании неповторимых произведений, но и в организации театральных объединений.

Одним из важных этапов творческой биографии Островского было основание им в 1863 году Артистического кружка. Этот кружок стал площадкой для обсуждения идей, совершенствования актерского мастерства и взаимодействия с театральными деятелями эпохи. Здесь Островский активно обсуждал свои произведения, получая обратную связь и поддержку от коллег.

Однако настоящим вкладом Островского в развитие театрального искусства было создание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов в 1874 году. Это общество объединило талантливых драматургов и композиторов своего времени, целью которого было не только содействие развитию русской драматургии, но и формирование национальной театральной традиции.

Островский активно участвовал в организационной работе Общества, внося свой вклад в формирование программы, направленной на поддержку русских театральных постановок. Его лидерские качества и талантливое руководство помогли объединить представителей театрального сообщества в стремлении сохранить и развивать родное театральное искусство.

Создание Артистического кружка и Общества русских драматических писателей и оперных композиторов стали важными этапами в истории русской театральной культуры, а роль Островского в этих инициативах подчеркивает его влияние как выдающегося драматурга и общественного деятеля.

Личная жизнь Островского, его браки, дети и родственники

Александр Островский был женат дважды, но оба его брака были несчастливыми. Первой супругой писателя стала Мария Бахметьева, дочь богатого купца, которую он женил в 1847 году. Они познакомились в доме ее отца, где Островский часто бывал по делам. Мария была образованной и красивой женщиной, но ее характер был сложным и вспыльчивым. Она не разделяла литературных увлечений мужа и часто ревновала его к другим женщинам. В браке с Марией Островский имел трех детей: сына Николая (1848-1918) и дочерей Любовь (1850-1919) и Софью (1852-1919). Но семейная жизнь была полна ссор и раздоров, и в 1858 году супруги развелись.

Второй брак Островского был еще более необычным. В 1862 году он познакомился с Агафьей Ивановной, простой мещанкой, которая работала в театре. Она была неграмотной и неумелой, но очень доброй и преданной. Островский полюбил ее за ее простоту и искренность, а также за то, что она была единственной, кто читал его пьесы и поддерживал его творчество. Они жили в гражданском браке до конца жизни Островского, несмотря на осуждение общества и родственников. В этом союзе у писателя родились еще три дети: сын Александр (1864-1919) и дочери Анна (1866-1943) и Варвара (1871-1942).

Островский был не только замечательным драматургом, но и любящим отцом. Он заботился о своих детях, давал им хорошее образование и помогал им в жизни. Его дети пошли по его стопам и связали свою судьбу с театром и литературой. Николай Островский стал известным актером и режиссером, Любовь Островская — писательницей и переводчицей, Софья Островская — актрисой и педагогом, Александр Островский — драматургом и критиком, Анна Островская — актрисой и певицей, Варвара Островская — актрисой и писательницей.

Островский также имел много родственников, с которыми он поддерживал теплые отношения. Его брат Василий Островский был известным художником и гравером, а его сестра Екатерина Островская — певицей и учительницей музыки. Его дядя по матери, Алексей Львов, был композитором и автором музыки к гимну Российской империи. Его двоюродный брат, Николай Львов, был архитектором и публицистом.

Островский умер 14 июня 1886 года в селе Щелыково, где он проводил свои последние годы. Он страдал от туберкулеза и сердечной недостаточности. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Его жена Агафья Ивановна умерла через два года после него и была похоронена рядом с ним.

Последние годы жизни Островского, его болезнь и смерть в селе Щелыково

Александр Николаевич Островский был не только выдающимся драматургом, но и активным театральным деятелем, который сделал многое для развития русского национального театра. Он был одним из основателей и руководителей Артистического кружка, а также Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Он занимался постановкой своих и чужих пьес, подбором актеров, организацией гастролей, изданием журнала «Русское искусство» и другой публицистической деятельностью. Он также был членом Совета по делам театров и членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Однако такая напряженная работа не могла не отразиться на его здоровье, которое было подорвано еще с юности. Островский страдал от хронического бронхита, астмы, сердечной недостаточности, гипертонии, почечной колики и других заболеваний. Его состояние ухудшалось с каждым годом, и он был вынужден часто прерывать свою творческую и общественную деятельность, уезжая на лечение в разные места. Он посещал Крым, Кавказ, Германию, Швейцарию, Италию, но не находил облегчения. Он также пытался найти уединение и покой в своем имении в селе Щелыково Костромской губернии, куда он приобрел землю в 1871 году и построил дом в 1873 году. Там он проводил много времени, занимаясь садоводством, рыбалкой, охотой и писательством. Он также поддерживал связь с московским театральным миром, принимая гостей и переписываясь с друзьями и коллегами.

Читайте также:  Инфернальность: тайны значения и особенности

В последние годы жизни Островский посвятил себя написанию исторических драм, в которых он отражал национальные мифы и традиции русского народа. Он написал пьесы «Воевода», «Снегурочка», «Дохлая душа», «Князь Серебряный», «Волки и овцы», «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» и другие. Он также работал над романом «Жизнь и творчество А. Н. Островского», в котором он хотел изложить свою жизненную и творческую философию, но не успел его закончить.

Островский умер 2 (14) июня 1886 года в селе Щелыково от острой сердечной недостаточности. Его тело было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище. На его могиле был установлен памятник, выполненный скульптором С. И. Меркуровым по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. В 1918 году дом и имение Островского в Щелыково были превращены в музей-заповедник, который существует до сих пор.

Островский оставил после себя богатое наследие, которое оказало большое влияние на развитие русской литературы и театра. Его пьесы стали классикой русского драматического искусства, которые до сих пор ставятся на разных сценах мира. Его произведения были также экранизированы многими режиссерами, такими как С. Эйзенштейн, Г. Козинцев, Л. Кулешов, А. Ромм, С. Бондарчук и другие. Островский вошел в историю русской культуры как один из самых выдающихся драматургов и театральных деятелей XIX века.

Память о Островском, его похороны, памятники и музеи

Александр Островский скончался 2 (14) июня 1886 года в селе Щелыково, где он проводил лето в своей усадьбе. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца .

Смерть Островского вызвала большой резонанс в литературном и театральном мире. Его называли «отцом русского театра», «национальным драматургом», «певцом русского быта». Его пьесы стали классикой русской литературы и театра, а его персонажи — типами народного характера. Его творчество оказало влияние на многих писателей и драматургов, таких как Чехов, Горький, Булгаков, Шолохов и другие.

В память о Островском было создано несколько музеев и памятников. В 1923 году, в связи с 100-летием со дня рождения писателя, в Москве на Театральной площади перед зданием Малого театра был установлен памятник Островскому, выполненный скульптором Н. А. Андреевым и архитектором Ф. О. Шехтелем . В том же году в селе Щелыково был открыт мемориальный музей-заповедник Островского, включающий дом-музей писателя, Никольскую церковь и семейный некрополь Островских в Бережках . В 1984 году в Москве на Малой Ордынке, в доме, где родился Островский, был открыт дом-музей Островского, являющийся филиалом Театрального музея имени А. А. Бахрушина . Кроме того, в разных городах России и бывшего СССР имеются улицы, площади, театры, библиотеки, школы, названные в честь Островского.

Островский также увековечен в филателии. В 1959 году по случаю 135-летия со дня рождения писателя была выпущена почтовая марка СССР номиналом 40 копеек с портретом Островского . В 1973 году, в связи с 150-летием со дня рождения писателя, была выпущена серия из четырёх марок СССР с изображениями сцен из пьес Островского: «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» и «Лес» . В 1998 году, в связи с 175-летием со дня рождения писателя, была выпущена почтовая марка России номиналом 2 рубля с портретом Островского .

Таким образом, память о Островском живёт не только в его произведениях, но и в различных формах культурного наследия, которые свидетельствуют о его значении для русской литературы и театра.

Экранизации произведений Островского, его влияние на современную культуру и литературу

Александр Островский был не только выдающимся драматургом, но и активным театральным деятелем, который сделал многое для развития русского национального театра. Его пьесы отражали жизнь и нравы разных слоев русского общества, его проблемы и противоречия, его историю и культуру. Островский создал более 50 пьес, из которых многие стали классикой русского театра и литературы.

Произведения Островского не раз привлекали внимание кинематографистов, которые пытались перенести его драматические конфликты и образы на экран. Самыми известными и удачными экранизациями его пьес являются:

  • «Гроза» (1934) — фильм Владимира Петрова, в котором сыграли Фаина Раневская, Николай Хмель, Иван Москвин и другие знаменитые актёры. Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Всесоюзном кинофестивале в 1935 году .
  • «Женитьба Бальзаминова» (1964) — фильм Константина Воинова, в котором снялись Евгений Леонов, Нонна Мордюкова, Анатолий Папанов и другие звёзды советского кино. Фильм стал одним из самых популярных комедийных лент 1960-х годов .
  • «Жестокий романс» (1984) — фильм Эльдара Рязанова, основанный на пьесе «Бесприданница». В главных ролях сыграли Лариса Гузеева, Никита Михалков, Алексей Петренко и другие известные артисты. Фильм получил множество наград и стал одним из самых кассовых в истории советского кино .

Экранизации произведений Островского не только показали его талант и глубину его драматургии, но и расширили круг его читателей и зрителей. Островский оказал большое влияние на современную культуру и литературу, вдохновляя многих писателей, режиссёров, актёров и критиков. Его пьесы по-прежнему актуальны и интересны, так как затрагивают вечные темы человеческой судьбы, любви, справедливости, свободы и ответственности.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
ЭнциклоМир