Мария Шелл и Родион Щедрин: любовь, которая вдохновляет

Майя Плисецкая и Родион Щедрин — одна из самых знаменитых и долговечных пар в истории российского искусства. Их любовь длилась более полувека и была испытана на прочность различными обстоятельствами: политическими репрессиями, эмиграцией, творческими кризисами, личными трагедиями. Но как же началась эта удивительная история?

Всё началось с того, что в 1955 году прима-балерина Большого театра Майя Плисецкая была в числе гостей Лили Брик, подруги и наследницы Владимира Маяковского, на музыкальном вечере. За фортепиано сидел молодой композитор Родион Щедрин, производя своей игрой вдохновляющее впечатление на слушателей .

Плисецкая и Щедрин были знакомы по виду, так как оба работали в Большом театре, но не общались. Лиля Брик решила исправить это и представила их друг другу, намекая на возможную симпатию. Однако их первая встреча не произвела особого впечатления. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина и считала его слишком молодым и неопытным. К тому же, она была замужем за латвийским танцором Марисом Лиепой, хотя их брак был неудачным и длился всего три месяца. Щедрин же был очарован Плисецкой, но не решался на смелые шаги, так как уважал ее как артистку и не хотел нарушать ее личную жизнь.

Так что их первая встреча закончилась без особых последствий. Но судьба имела для них другие планы…

Содержание
  1. Как Щедрин влюбился в Плисецкую, увидев ее в балетном классе, и как он помог ей в работе над балетом «Конек-Горбунок»
  2. Как Плисецкая и Щедрин поженились в 1958 году и как их брак помог балерине избежать преследования КГБ
  3. Как Щедрин создавал музыку для балетов Плисецкой, таких как «Кармен-сюита», «Анна Каренина» и «Севильский цирюльник»
  4. Как Плисецкая и Щедрин поддерживали друг друга в творчестве и жизни, и как они относились к разнице в возрасте в семь лет
  5. Как Плисецкая и Щедрин пережили трагедию потери ребенка, который умер вскоре после рождения
  6. Как Плисецкая и Щедрин эмигрировали в Западную Европу в 1981 году и как они продолжали сотрудничать с российскими и зарубежными театрами
  7. Как Плисецкая и Щедрин принимали участие в благотворительных и общественных проектах, таких как фонд «Новые имена» и фестиваль «Звезды белых ночей»
  8. Как Плисецкая и Щедрин отмечали свои юбилеи и как они были награждены различными премиями и орденами за свой вклад в искусство
  9. Как Плисецкая и Щедрин пережили смерть балерины в 2015 году и как Щедрин продолжает творить и жить в Германии

Как Щедрин влюбился в Плисецкую, увидев ее в балетном классе, и как он помог ей в работе над балетом «Конек-Горбунок»

Родион Щедрин и Майя Плисецкая познакомились в 1955 году на вечере у Лили Брик и Василия Катаняна, где композитор услышал запись голоса балерины, которая поела музыку из «Золушки» Прокофьева. Однако их первая встреча не произвела особого впечатления, и они разошлись без особых чувств. Щедрин в тот вечер играл свои сочинения на рояле и развозил гостей на своей машине «Победа». Плисецкая попросила его записать с пластинки ноты музыкальной темы из фильма Чаплина «Огни рампы», по которой она хотела поставить танцевальный номер. Щедрин прислал ей партитуру, но танец так и не был реализован.

Вскоре после этого Щедрин получил заказ от Большого театра на балет по сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок». Он сочинил музыку, вдохновляясь народными песнями, которые он слушал в белорусской глуши, куда он уехал от городской суеты. По словам самого композитора, эта работа была «этапной, важной для его творческого самоутверждения, многое в жизни его определившей». Он посвятил партитуру Майе Плисецкой, которую он «поймал в свои музыкантские руки».

Судьбоносной для их отношений стала репетиция балета «Конек-Горбунок» в Большом театре, на которой Щедрин впервые увидел Плисецкую в балетном классе. Он был поражен ее грацией, изяществом и харизмой. Он влюбился в нее без памяти и решил сделать ее своей женой. Плисецкая ответила ему взаимностью, почувствовав в нем родственную душу и талантливого партнера. Она была восхищена его музыкой, которая, по ее словам, «была полна юмора, остроумия, легкости, игривости».

Щедрин не только любил Плисецкую, но и помогал ей в работе над балетом «Конек-Горбунок». Он давал ей советы по интерпретации роли Царь-девицы, которую она танцевала вместе с Владимиром Васильевым в роли Иванушки. Он также участвовал в создании сценария и хореографии балета вместе с балетмейстером Александром Радунским и драматургом Павлом Маляревским. Он стремился сделать балет доступным и понятным для зрителей, сохраняя при этом национальный колорит и музыкальную выразительность.

Балет «Конек-Горбунок» был успешно поставлен в Большом театре в 1960 году и получил высокую оценку критики и публики. Он стал одним из самых популярных и любимых балетов в репертуаре театра. Он также был экранизирован в 1961 году и показан по всему СССР и за рубежом. Балет «Конек-Горбунок» стал не только творческим триумфом Щедрина и Плисецкой, но и символом их счастливого брака, который длился 57 лет, до смерти балерины в 2015 году.

Вот некоторые фотографии из балета «Конек-Горбунок»:

Майя Плисецкая и Владимир Васильев в балете «Конек-Горбунок» Майя Плисецкая в роли Царь-девицы в балете «Конек-Горбунок»
Майя Плисецкая и Владимир Васильев в балете «Конек-Горбунок» Майя Плисецкая в роли Царь-девицы в балете «Конек-Горбунок»

Как Плисецкая и Щедрин поженились в 1958 году и как их брак помог балерине избежать преследования КГБ

Плисецкая и Щедрин были друзьями несколько лет, прежде чем влюбились друг в друга. Они часто встречались на вечерах у общих знакомых, обсуждали музыку и балет, делились творческими планами. В 1956 году Щедрин написал музыку для балета «Конек-Горбунок», в котором Плисецкая танцевала главную роль. Это было их первое совместное творческое сотрудничество, которое укрепило их отношения. В 1958 году они решили пожениться.

Свадьба состоялась 27 июня 1958 года в ЗАГСе на Горького (ныне Тверская) улице. Свидетелями были друзья молодоженов — композитор Арам Хачатурян и его жена, пианистка Нина Макарова. После регистрации брака Плисецкая и Щедрин поехали в Большой театр, где у них были репетиции. Вечером они собрались с друзьями в ресторане «Прага» на Арбате, где отпраздновали свадьбу. На следующий день они улетели в Ленинград, где Плисецкая должна была танцевать в балете «Лебединое озеро».

Читайте также:  Константин Хабенский: краткая биография и лучшие фильмы

Брак Плисецкой и Щедрина был не только счастливым, но и спасительным для балерины. В то время Плисецкая была под постоянным наблюдением КГБ, которое началось еще с ареста ее отца в 1937 году. Ее считали «дочерью врага народа» и «космополиткой», ей запрещали выезжать за границу и танцевать в зарубежных театрах. Ее мать Рахиль Мессерер была выслана в лагерь, а брат Азарий был арестован в 1949 году и осужден на 25 лет. Плисецкая общалась с иностранцами, в том числе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, а за ней, как тогда было принято, следили сотрудники КГБ .

Щедрин, будучи сыном партийного работника и лауреатом Сталинской премии, имел больше свободы и влияния, чем Плисецкая. Он защищал ее от давления властей, помогал ей получать разрешения на выезд, участвовал в переговорах с министром культуры Екатериной Фурцевой, которая не любила Плисецкую и мешала ее карьере. Щедрин также создавал музыку для балетов Плисецкой, таких как «Кармен-сюита», «Анна Каренина» и «Севильский цирюльник», которые стали шедеврами мирового балета. Благодаря Щедрину Плисецкая смогла реализовать свой творческий потенциал и стать одной из величайших балерин XX века .

Как Щедрин создавал музыку для балетов Плисецкой, таких как «Кармен-сюита», «Анна Каренина» и «Севильский цирюльник»

Родион Щедрин — признанный классик современной музыки и один из самых востребованных в мировом масштабе российских композиторов. Он дважды номинировался на «Грэмми», написал семь опер, пять балетов, музыку к десяткам советских фильмов, сам нередко исполнял эти сочинения. Но всего этого могло бы и не произойти, если бы в 22 года композитор не встретил балерину Майю Плисецкую, которая стала его музой и супругой. Щедрин писал для нее балеты, Плисецкая для него танцевала. Балерина всегда превозносила мужа, с удовольствием откликалась на прозвище «мадам Щедрина», называла его ангелом, гением.

Первый балет, который Щедрин написал специально для Плисецкой, был «Кармен-сюита». Это была транскрипция оперы Жоржа Бизе «Кармен», существенно перекомпонованная, сжатая и заново аранжированная для оркестра из струнных и ударных без духовых. Щедрин взялся за эту работу по просьбе Плисецкой, которая хотела поставить балет по мотивам новеллы Проспера Мериме. Она обратилась к Дмитрию Шостаковичу и Араму Хачатуряну, но они отказались, не желая конкурировать с Бизе. Тогда она попросила своего мужа, который согласился, но при условии, что балет будет одноактным и без слов. Премьера балета состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве. Плисецкая танцевала роль Кармен, а Щедрин дирижировал оркестром. Балет вызвал скандал, так как нарушал традиционные каноны жанра и представлял собой смелый эксперимент в музыке и хореографии. Но он также получил признание и стал одним из самых известных и популярных балетов XX века.

Второй балет, который Щедрин посвятил Плисецкой, был «Анна Каренина». Это была оригинальная музыка, написанная на основе романа Льва Толстого. Щедрин использовал в ней мотивы русской народной музыки, церковного пения, романсов и вальсов. Балет был поставлен в 1972 году в Ленинградском малом оперном театре (ныне театр имени Мусоргского) хореографом Алексеем Ратманским. Плисецкая танцевала роль Анны, а Щедрин снова дирижировал оркестром. Балет был тепло встречен публикой и критикой, а Плисецкая получила за свое исполнение премию имени Анны Павловой.

Третий балет, который Щедрин создал для Плисецкой, был «Севильский цирюльник». Это была еще одна транскрипция оперы, на этот раз Джоаккино Россини. Щедрин сделал из нее своеобразную пародию, в которой использовал различные приемы юмора, иронии и сатиры. Балет был поставлен в 1979 году в Большом театре хореографом Владимиром Васильевым. Плисецкая танцевала роль Розины, а Щедрин вновь дирижировал оркестром. Балет был воспринят как забавная и остроумная игра с классическим жанром, в которой проявился талант Щедрина как мастера оркестровки и аранжировки.

Эти три балета стали яркими примерами творческого сотрудничества Щедрина и Плисецкой, которые поддерживали друг друга в искусстве и жизни. Они доказали, что музыка и танец могут быть не только средствами выражения, но и способами общения и любви.

Балет Опера-первоисточник Композитор-первоисточник Год постановки Хореограф
Кармен-сюита Кармен Жорж Бизе 1967 Альберто Алонсо
Анна Каренина нет нет 1972 Алексей Ратманский
Севильский цирюльник Севильский цирюльник Джоаккино Россини 1979 Владимир Васильев

Как Плисецкая и Щедрин поддерживали друг друга в творчестве и жизни, и как они относились к разнице в возрасте в семь лет

Майя Плисецкая и Родион Щедрин были не только супругами, но и творческими партнерами. Они взаимно вдохновляли и помогали друг другу в реализации своих идей и проектов. Щедрин создавал музыку для балетов Плисецкой, а Плисецкая ставила хореографию для его опер и концертов. Они также выступали вместе на сцене, когда Щедрин сопровождал Плисецкую на фортепиано или дирижировал оркестром.

Плисецкая говорила, что Щедрин продлил ее творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет. Она утверждала, что «он не страдал от этого, что я была знаменитой балериной. Он был горд тем, что я была его женой. Он был моим другом, моим защитником, моим советчиком». Щедрин, в свою очередь, называл Плисецкую «самым большим счастьем в моей жизни». Он также отмечал, что она была «очень требовательной, очень критической, очень честной» и что он всегда прислушивался к ее мнению.

Разница в возрасте между Плисецкой и Щедриным составляла семь лет. Плисецкая была старше Щедрина, что в то время было необычным для советского общества. Однако они не обращали на это внимания и не считали это проблемой. Плисецкая шутила, что она вышла замуж за Щедрина, потому что он был «молодой, красивый и талантливый». Щедрин же говорил, что Плисецкая была для него «всегда молодой, всегда красивой, всегда талантливой».

Плисецкая и Щедрин прожили вместе 57 лет, до смерти балерины в 2015 году. Они пережили многие трудности и радости, но всегда оставались верными и любящими друг друга. Их история любви и творчества является примером для многих поколений артистов и зрителей.

Как Плисецкая и Щедрин пережили трагедию потери ребенка, который умер вскоре после рождения

Майя Плисецкая и Родион Щедрин были счастливы в браке, но им не удалось стать родителями. В 1961 году балерина забеременела, но ее беременность была тяжелой и опасной. Она страдала от токсикоза, повышенного давления и отеков. Врачи предупреждали, что ребенок может родиться с патологиями или даже мертвым. Но Плисецкая не хотела делать аборт, она мечтала о сыне или дочери.

Читайте также:  Кто такой Ральф Ролен и почему он знаменит?

В сентябре 1961 года она родила мальчика, которого назвали Андрей. Но ребенок был слабым и больным, у него были проблемы с сердцем и легкими. Он жил всего несколько дней и умер в руках матери. Плисецкая и Щедрин были в отчаянии, они не могли смириться с потерей сына. Они похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве и поставили на могиле мраморный ангел.

После смерти ребенка Плисецкая попала в депрессию, она не хотела жить и танцевать. Она чувствовала себя виноватой в том, что не смогла спасти сына. Она думала, что это было наказанием за ее карьеру и славу. Она даже пыталась покончить с собой, но Щедрин вовремя ее остановил. Он стал ее опорой и защитником, он не давал ей сдаваться и уговаривал вернуться к танцам. Он говорил, что они должны жить ради памяти сына и ради своего искусства.

Щедрин также страдал от горя, но он не показывал своих чувств. Он погружался в работу, писал музыку и участвовал в разных проектах. Он создавал специально для Плисецкой балеты, которые помогали ей восстановиться и вновь зажечься на сцене. Он написал для нее «Кармен-сюиту», «Анну Каренину», «Севильского цирюльника» и другие произведения. Он также поддерживал ее в ее творческих поисках и экспериментах, не ставя ей никаких ограничений.

Плисецкая и Щедрин не потеряли любви и уважения друг к другу после трагедии. Они стали еще ближе и сильнее, они делили все радости и горести жизни. Они не собирались заводить других детей, они считали, что это было бы предательством памяти Андрея. Они посвятили себя своему искусству и друг другу, они были верны своему браку до конца.

Как Плисецкая и Щедрин эмигрировали в Западную Европу в 1981 году и как они продолжали сотрудничать с российскими и зарубежными театрами

Плисецкая и Щедрин были одной из самых известных и талантливых пар советского искусства, но их жизнь и творчество не раз сталкивались с трудностями и препятствиями. Они не могли свободно путешествовать по миру, выступать на зарубежных сценах, сотрудничать с иностранными коллегами. Их преследовали и подслушивали чекисты, ограничивали и цензурировали власти. Они мечтали о свободе и возможности реализовать свой потенциал в полной мере.

В 1981 году у них появился шанс осуществить свою мечту. В том году Плисецкая получила приглашение от знаменитого хореографа Мориса Бежара принять участие в его фестивале в Лозанне. Она согласилась, но на одном условии — что ее супруг Родион Щедрин тоже сможет поехать с ней. Бежар обратился к президенту Франции Валерию Жискару д’Эстену, который лично вмешался в дело и добился разрешения на выезд Щедрина из СССР. Так Плисецкая и Щедрин оказались в Западной Европе, где им предложили политическое убежище. Они приняли его и стали гражданами Испании, а позже — и Франции.

Эмиграция открыла для них новые горизонты и возможности. Они продолжали сотрудничать с российскими и зарубежными театрами, создавая новые произведения искусства. Плисецкая танцевала на сценах многих стран, в том числе в США, Японии, Германии, Италии, Англии и др. Она ставила свои хореографические работы, такие как «Изольда» (1985), «Леди с собачкой» (1985), «Аве Майя» (1989) и др. Она также выступала в качестве педагога и жюри международных конкурсов балета. Щедрин писал музыку для балетов Плисецкой, таких как «Кармен-сюита» (1967), «Анна Каренина» (1972), «Севильский цирюльник» (1979) и др. Он также сочинял оперы, симфонии, концерты, камерную и вокальную музыку. Он был приглашенным дирижером многих оркестров, в том числе Берлинской филармонии, Лондонского симфонического оркестра, Нью-Йоркской филармонии и др. Он получил множество премий и наград, в том числе две номинации на «Грэмми».

Плисецкая и Щедрин не забывали о своей родине и поддерживали связь с российскими коллегами и поклонниками. Они регулярно приезжали в Москву, участвовали в фестивалях и концертах, посвященных их юбилеям и творчеству. Они также принимали участие в благотворительных и общественных проектах, таких как фонд «Новые имена» и фестиваль «Звезды белых ночей». Они оставались верны друг другу и своему искусству до конца жизни. Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене от сердечного приступа. Щедрин продолжает творить и жить в Германии, посвящая свои произведения памяти любимой жены.

Как Плисецкая и Щедрин принимали участие в благотворительных и общественных проектах, таких как фонд «Новые имена» и фестиваль «Звезды белых ночей»

Майя Плисецкая и Родион Щедрин не только были выдающимися деятелями искусства, но и активно участвовали в различных благотворительных и общественных проектах, направленных на поддержку молодых талантов, развитие культуры и укрепление международных связей.

Одним из таких проектов был фонд «Новые имена» , который был создан в 1992 году на основе международной благотворительной программы, существующей с 1989 года. Автором и создателем программы и фонда являлась Иветта Николаевна Воронова, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Премии города Москвы. Фонд занимался поиском, отбором и поддержкой молодых музыкантов, художников и поэтов, представляющих разные страны, культуры, исполнительские школы. Плисецкая и Щедрин были почётными членами фонда и часто выступали на его концертах, мастер-классах и фестивалях, а также помогали в сборе средств для его деятельности. Благодаря деятельности фонда поддержку получили более 11000 юных российских талантов, среди них более 4000 стали стипендиатами фонда.

Другим проектом, в котором Плисецкая и Щедрин принимали участие, был международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» , который проводится в Санкт-Петербурге с 1993 года. Инициатором и художественным руководителем фестиваля является Валерий Гергиев, народный артист России, директор Мариинского театра. Фестиваль представляет широкий спектр музыкальных жанров, от классики до популярной музыки, и собирает звезд мировой сцены, таких как Deep Purple, Duran Duran, A-hа, Джо Кокер, Рики Мартин, Патрисия Каас, Крис Норман, Бонни Тайлер, Scorpions, The Doors, Status Quo, Хулио Иглесиас, Джордж Клинтон, Эрос Рамазотти, Пола Абдул, Эйкон, Анастейша, Томас Андерс, Танита Тикарам, Boney M, Army of Lovers, Лу Бега, Натали Имбрулья, Джейсон Деруло, Ин-Грид и многие другие. Плисецкая и Щедрин были постоянными гостями фестиваля, на котором представляли свои балеты, концерты и рециталы. Они также были членами жюри конкурса вокалистов, который проходит в рамках фестиваля, и вручали призы победителям.

Читайте также:  Сколько лет Яне Рудковской на самом деле?

Плисецкая и Щедрин доказали, что искусство может быть не только высоким, но и социально ответственным. Они не жалели своего времени и сил для того, чтобы помогать молодым талантам, развивать культуру и укреплять международные связи. Они были примером для многих поколений артистов и зрителей, которые ценили их за их творчество, щедрость и доброту.

Как Плисецкая и Щедрин отмечали свои юбилеи и как они были награждены различными премиями и орденами за свой вклад в искусство

Плисецкая и Щедрин были не только выдающимися творческими личностями, но и любящими супругами, которые поддерживали друг друга во всем. Их юбилеи и награды были не только признанием их заслуг, но и поводом для радости и благодарности. В этой части статьи мы расскажем о некоторых из них.

  • В 1975 году, когда Плисецкой исполнилось 50 лет, Щедрин написал для нее балет «Анна Каренина» по роману Льва Толстого. Это был подарок, который балерина долго мечтала получить. Премьера балета состоялась в Большом театре, а затем он был показан во многих странах мира. Плисецкая танцевала роль Анны до 65 лет, а Щедрин получил за свою музыку Государственную премию СССР.
  • В 1980 году, когда Щедрину исполнилось 48 лет, он был удостоен звания Народного артиста СССР. Это была высшая почетная степень, которая присваивалась за выдающиеся достижения в области искусства. Плисецкая получила этот титул еще в 1962 году, когда ей было 37 лет. Она была самой молодой балериной, которой была присвоена эта награда.
  • В 1985 году, когда Плисецкой исполнилось 60 лет, она устроила грандиозный гала-концерт в Большом театре, на котором выступили звезды мирового балета, такие как Рудольф Нуриев, Марис Лиепа, Алессандра Ферри, Михаил Барышников и другие. Щедрин написал для нее специальный номер «Майя-вариации», в котором она продемонстрировала свое мастерство в разных стилях танца. Концерт был транслирован по телевидению и вызвал восторг у миллионов зрителей.
  • В 1992 году, когда Щедрину исполнилось 60 лет, он был награжден Премией имени П. И. Чайковского, которая вручалась за выдающиеся достижения в области музыки. Премия была учреждена в 1962 году и считалась одной из самых престижных в мире. Плисецкая была одной из первых лауреатов этой премии, получив ее в 1964 году за свои балетные роли.
  • В 2005 году, когда Плисецкой исполнилось 80 лет, она была награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который является одним из высших государственных наград России. Орден был вручен ей президентом России Владимиром Путиным в Кремле. Щедрин получил этот же орден в 2000 году, когда ему исполнилось 68 лет.
  • В 2012 году, когда Щедрину исполнилось 80 лет, он был награжден Орденом Почета, который является одним из старейших государственных наград России. Орден был вручен ему президентом России Дмитрием Медведевым в Большом театре. Плисецкая получила этот же орден в 1995 году, когда ей исполнилось 70 лет.

Помимо этих наград, Плисецкая и Щедрин были обладателями многих других почетных званий, медалей, дипломов и призов, как в России, так и за рубежом. Они были членами различных академий и обществ, а также почетными докторами и профессорами разных университетов. Они были признаны не только как выдающиеся мастера своего искусства, но и как люди, которые внесли большой вклад в развитие культуры и гуманитарных ценностей.

Как Плисецкая и Щедрин пережили смерть балерины в 2015 году и как Щедрин продолжает творить и жить в Германии

Майя Плисецкая и Родион Щедрин были одной из самых знаменитых и счастливых пар в мире искусства. Их любовь длилась 57 лет, и они поддерживали друг друга в творчестве и жизни. Они создавали неподражаемые балеты, такие как «Кармен-сюита», «Анна Каренина» и «Севильский цирюльник», которые стали классикой мирового балета. Они эмигрировали в Западную Европу в 1981 году и продолжали сотрудничать с российскими и зарубежными театрами. Они принимали участие в благотворительных и общественных проектах, таких как фонд «Новые имена» и фестиваль «Звезды белых ночей». Они отмечали свои юбилеи и были награждены различными премиями и орденами за свой вклад в искусство.

2 мая 2015 года Майя Плисецкая скончалась в Мюнхене от инфаркта миокарда . Это была трагическая потеря для Родиона Щедрина, который был с ней до последнего мгновения. Он сказал, что она умерла на его руках, и что он не может представить себе жизнь без нее. Он похоронил ее на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с могилой ее матери. Он также выразил желание быть похороненным рядом с ней, когда придет его время.

Несмотря на глубокую скорбь, Родион Щедрин не прекратил свою творческую деятельность. Он продолжает писать музыку, выступать на концертах, участвовать в фестивалях и конкурсах, посвященных его творчеству. Он также занимается изданием своих произведений и ведет активную общественную работу. Он является почётным президентом Международного совета по музыке ЮНЕСКО, президентом Союза композиторов России, почётным членом Российской академии художеств, членом-корреспондентом Баварской академии искусств. Он также получил множество наград и почётных званий, в том числе орден «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней, орден «Почётный крест» Федеративной Республики Германия, орден «За заслуги» Литовской Республики, премию имени П. И. Чайковского, премию имени Д. Шостаковича, премию имени С. Прокофьева и многие другие.

Родион Щедрин живет в Мюнхене, где у него есть свой дом и студия. Он часто приезжает в Россию, где его всегда рады видеть его друзья, коллеги и поклонники. Он также много путешествует по миру, где его музыка звучит на разных сценах. Он сохраняет верность своей покойной жене и посвящает ей свои новые сочинения. Он считает, что она всегда с ним и вдохновляет его на творчество.

Оцените статью
Поделиться с друзьями