Новороссийский морской торговый порт (НМТП) — это крупнейший порт России и один из ведущих портовых операторов в Европе. Порт расположен на северо-восточном побережье Черного моря, в незамерзающей Новороссийской бухте, которая является частью международных транспортных коридоров, связывающих Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Порт Новороссийск обладает уникальными природными и техническими условиями для перевалки различных видов грузов, таких как нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, зерно, химические грузы, контейнеры, сырье для цементной промышленности и др.
НМТП является публичной компанией, акции которой котируются на Московской и Лондонской фондовых биржах. Основными собственниками НМТП являются ПАО «Транснефть», Росимущество, ОАО «РЖД» и группа «Сумма». Генеральным директором НМТП с 2020 года назначен Сергей Киреев. В состав НМТП входят девять стивидорных компаний, специализирующихся на разных видах грузов. Кроме того, НМТП управляет двумя другими портами — Приморском на Балтийском море и Балтийском в Калининградской области.
Новороссийский морской торговый порт имеет долгую и богатую историю, которая началась в 1845 году, когда был основан первый причал. С тех пор порт прошел множество этапов развития, связанных с политическими, экономическими и технологическими изменениями в стране и в мире. Сегодня порт Новороссийск является рекордсменом России по протяженности причальной линии, достигающей 8,3 км, и по объему грузооборота, составляющему более 140 млн тонн в год. Порт Новороссийск также является важным элементом национальной транспортной инфраструктуры и вносит значительный вклад в региональную и федеральную экономику.
В этой статье мы расскажем о географическом положении, главных функциях и возможностях, технических характеристиках, объемах транспортных операций, международном и региональном сотрудничестве, перспективах развития и значении Новороссийского морского торгового порта. Также мы покажем вам порт Новороссийск на фотографиях, чтобы вы могли увидеть его красоту и масштаб.
- История развития порта Новороссийск
- Географическое положение порта Новороссийск
- Главные функции и возможности порта Новороссийск
- Технические характеристики порта Новороссийск
- Объемы транспортных операций в Новороссийском порту
- Важные международные и региональные сотрудничества порта Новороссийск
- Перспективы развития Новороссийского торгового морского порта
- Порт Новороссийск на фотографиях
- Значение и влияние порта Новороссийск на региональную и национальную экономику
История развития порта Новороссийск
Порт Новороссийск имеет богатую историю, которая началась ещё в XIX веке, когда Россия получила доступ к Чёрному морю после войны с Турцией. С тех пор порт Новороссийск стал одним из крупнейших и важнейших транспортных узлов России и Европы, переживая различные этапы развития и модернизации.
Ниже приведена краткая хронология основных событий в истории порта Новороссийск:
- 1829 год — Россия получила Суджукская бухту и другие части черноморского побережья от Турции по условиям Адрианопольского мирного договора .
- 1838 год — Начало строительства порта Новороссийск по проекту адмирала Лазарева .
- 1845 год — Основание города Новороссийск и открытие первого причала в порту .
- 1866 год — Постройка первой железнодорожной ветки, связавшей порт Новороссийск с Екатеринодаром .
- 1878 год — Переход порта Новороссийск под управление Министерства путей сообщения .
- 1896 год — Завершение строительства второй железнодорожной ветки, связавшей порт Новороссийск с Тихорецком .
- 1900 год — Начало строительства нового портового комплекса по проекту инженера Красовского .
- 1913 год — Достижение максимального грузооборота порта Новороссийск до революции — 3,5 млн тонн .
- 1917—1920 годы — Порт Новороссийск стал одним из центров Белого движения и местом эвакуации белогвардейцев и гражданского населения из России .
- 1920—1941 годы — Порт Новороссийск восстанавливался от разрушений гражданской войны и модернизировался в рамках пятилеток. В 1932 году порт Новороссийск стал самостоятельным предприятием .
- 1941—1943 годы — Порт Новороссийск был оккупирован немецкими войсками и подвергся сильным бомбардировкам со стороны Красной Армии. В 1943 году порт Новороссийск был освобождён в ходе Новороссийско-Таманской операции .
- 1943—1960 годы — Порт Новороссийск вновь восстанавливался от военных разрушений и расширял свою инфраструктуру. В 1953 году порт Новороссийск получил статус международного .
- 1960—1990 годы — Порт Новороссийск продолжал модернизироваться и увеличивать свой грузооборот. В 1976 году порт Новороссийск стал крупнейшим портом СССР .
- 1990—2000 годы — Порт Новороссийск переживал трудный период перехода к рыночной экономике и приватизации. В 1993 году порт Новороссийск был преобразован в акционерное общество .
- 2000—2020 годы — Порт Новороссийск стал частью Группы НМТП, крупнейшего портового оператора в России и Европе. Порт Новороссийск модернизировал своё оборудование, расширил свои терминалы и увеличил свой грузооборот .
Таким образом, порт Новороссийск имеет долгую и славную историю, которая отражает развитие России и её транспортной системы. Порт Новороссийск является крупнейшим и важнейшим портом России и Чёрного моря, обеспечивающим связь с разными регионами и континентами.
Источники:
Географическое положение порта Новороссийск
Порт Новороссийск является крупнейшим портом Азово-Черноморского бассейна и России. Он расположен в восточной части Черного моря на берегу Новороссийской (Цемесской) бухты, которая образована полуостровом Тамань и мысом Джубга. Порт имеет выгодное географическое положение, так как находится вблизи стран Западной и Северной Европы, а также на пересечении европейских внешнеторговых и транзитных грузопотоков .
Порт Новороссийск состоит из нескольких гаваней, расположенных в разных частях бухты. Внутренняя гавань находится в вершине бухты севернее линии, соединяющей Западный и Восточный молы. Здесь переваливаются генеральные, навалочные, контейнерные, продовольственные грузы и лесоматериалы. Нефтегавань «Шесхарис» расположена в юго-западной части бухты и специализируется на перевалке сырой нефти и нефтепродуктов. Гавань судоремонтного завода, гавань «Комбинат Стройкомплект», гавань в поселке Алексино и гавань морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума-Р также находятся в акватории порта Новороссийск.
Порт Новороссийск имеет хорошо развитую транспортную инфраструктуру, которая связывает его с различными регионами России и соседними странами. Порт входит в состав международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «ТРАСЕКА», которые обеспечивают доступ к рынкам Средней Азии, Кавказа, Ирана, Индии и Китая. Порт также имеет железнодорожное и автомобильное сообщение с Москвой, Ростовом-на-Дону, Краснодаром, Сочи и другими городами. Кроме того, порт Новороссийск имеет собственный аэропорт, который обслуживает внутренние и международные рейсы .
Порт Новороссийск имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими причерноморскими портами, такими как Одесса, Констанца, Бургас, Стамбул и другие. Основные из них:
- Незамерзающая акватория, которая позволяет осуществлять навигацию круглогодично.
- Большая глубина фарватеров и причалов, которая обеспечивает возможность приема судов большого тоннажа и длины.
- Широкий спектр переваливаемых грузов, включая сырую нефть, нефтепродукты, уголь, металлы, зерно, цемент, сахар, фрукты и овощи, контейнеры и другие.
- Наличие современного оборудования и технологий, обеспечивающих высокую скорость и качество обслуживания судов и грузов.
- Высокий уровень безопасности мореплавания и экологической защиты, обеспечиваемый системой навигационного оборудования, службой капитана морского порта, средствами борьбы с нефтеразливами и другими.
Порт Новороссийск является одним из важнейших элементов транспортной системы России и играет значительную роль в развитии региональной и национальной экономики. Порт также имеет большое международное значение, так как является важным узлом международных транспортных маршрутов и сотрудничества .
Главные функции и возможности порта Новороссийск
Порт Новороссийск является одним из крупнейших и важнейших транспортных узлов России и Европы. Он обладает рядом преимуществ и возможностей, которые обеспечивают его высокую конкурентоспособность и эффективность.
Среди основных функций и возможностей порта Новороссийск можно выделить следующие:
- Порт расположен в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской, или Цемесской бухте, которая доступна для судов с осадкой до 19 метров . Навигация в порту длится круглый год, хотя и может прерываться в зимний период, когда с северо-востока дует ветер бора, представляющий опасность для судов .
- Порт находится на пересечении международных транспортных коридоров, которые связывают Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Он является конечным пунктом ответвлений ряда международных транспортных магистралей, таких как Транссиб, ТРАСЕКА, транспортный коридор «Север — Юг», международный транспортный коридор №9 . Это обеспечивает порту широкий географический охват и доступ к различным рынкам.
- Порт имеет высокую пропускную способность и грузооборот. По данным 2017 года, его пропускная способность составляла 208,9 миллиона тонн в год, а грузооборот — 142,8 миллиона тонн . По этим показателям порт является крупнейшим в России и Черноморском бассейне и третьим в Европе . В частности, в 2011 году на него пришелся 21 % всего грузооборота по России .
- Порт специализируется на перевалке разнообразных грузов, в том числе наливных (нефть, нефтепродукты, жидкие удобрения и пр.), сухих (зерно, уголь, металлы, лес и пр.) и контейнерных. Порт обладает современной и развитой инфраструктурой для обслуживания различных типов судов и грузов. В порту функционирует 89 причалов общей протяженностью 15627 метров . Глубины вдоль наливных терминалов (от 8,4 до 15,6 метров) позволяют принимать танкера дедвейтом до 250 000 тонн .
- Порт имеет хорошую связь с другими видами транспорта, в частности с железнодорожным и автомобильным. Порт Новороссийск является конечной станцией Новороссийской железной дороги, которая входит в Северо-Кавказскую железную дорогу. Порт также имеет выход на федеральную автомобильную трассу М4 «Дон», которая соединяет Москву с Краснодаром и Новороссийском . Это обеспечивает эффективную и оперативную доставку грузов из порта в разные регионы России и стран СНГ.
Таким образом, порт Новороссийск выполняет важные функции в транспортной системе России и Европы, обладая рядом преимуществ и возможностей, которые делают его одним из лидеров в своей отрасли.
Технические характеристики порта Новороссийск
Порт Новороссийск является одним из крупнейших и современных портов России и Европы. Он расположен в незамерзающей Новороссийской (Цемесской) бухте на северо-восточном побережье Черного моря. Порт имеет высокую пропускную способность и может обслуживать суда различных типов и размеров, в том числе крупнотоннажные танкеры и контейнеровозы.
По данным на 2017 год, технические характеристики порта Новороссийск следующие :
Показатель | Значение |
---|---|
Площадь акватории | 344 га |
Площадь территории | 278,12 га |
Протяженность причальной линии | 15626,91 м |
Количество причалов | 89 |
Максимальная осадка судов | 19,0 м (в бухте), 12,5 м (в порту) |
Пропускная способность | 208,9 млн тонн в год |
Грузооборот | 142,8 млн тонн в 2021 году |
Объем контейнерных операций | 883 тыс. TEU в год |
Порт Новороссийск специализируется на перевалке различных видов грузов, таких как нефть, нефтепродукты, зерно, уголь, металлы, минеральные удобрения, химические грузы, лес, контейнеры и пр. Порт имеет развитую инфраструктуру для обеспечения качественного и безопасного обслуживания судов и грузов, включая систему управления движением судов, судоремонтный завод, лесной порт, нефтяные терминалы, зерновые элеваторы, складские комплексы и пр.
Порт Новороссийск является важным транспортным узлом, связывающим Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Африки, Азии и Америки. Порт входит в состав международных транспортных коридоров, таких как Транссиб, ТРАСЕКА, «Север — Юг», МТК №9 и пр. Порт Новороссийск оказывает значительное влияние на региональную и национальную экономику, обеспечивая транспортную доступность и конкурентоспособность российских экспортных и импортных грузов.
Порт Новороссийск также является объектом культурного и исторического наследия, поскольку в нем сохранились памятники архитектуры и скульптуры, связанные с развитием порта и города, а также с обороной Новороссийска во время Великой Отечественной войны. Порт Новороссийск на фотографиях можно увидеть в разделе «Порт Новороссийск на фотографиях».
Объемы транспортных операций в Новороссийском порту
Новороссийский порт является крупнейшим портом России и Черноморского бассейна по грузообороту. В 2021 году он обработал 142,8 млн тонн грузов, что на 3,6 % больше, чем в 2020 году . По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, на долю Новороссийского порта приходится 29,5 % от общего грузооборота портов России .
Основными видами грузов, переваливаемых в Новороссийском порте, являются нефть и нефтепродукты, зерно, уголь, металлы, минеральные удобрения, контейнеры и прочие сухие грузы. Структура грузооборота порта в 2021 году выглядела следующим образом :
Вид груза | Объем, млн тонн | Доля, % |
---|---|---|
Нефть и нефтепродукты | 67,8 | 47,5 |
Зерно | 22,7 | 15,9 |
Уголь | 16,3 | 11,4 |
Металлы | 14,0 | 9,8 |
Минеральные удобрения | 9,1 | 6,4 |
Контейнеры | 6,7 | 4,7 |
Прочие сухие грузы | 6,2 | 4,3 |
Большой объем перевалки грузов в Новороссийском порту приходится на Каспийский трубопроводный консорциум, управляющий терминалом «КТК-Р» в Южной Озереевке. Этот терминал специализируется на экспорте нефти из Казахстана и России. В 2021 году он перевалил 31,7 млн тонн нефти, что составляет 46,8 % от всего объема нефти и нефтепродуктов, обработанных в Новороссийском порту .
Новороссийский порт также является важным транзитным узлом для перевозки зерна из России и других стран СНГ. В 2021 году он экспортировал 22,7 млн тонн зерна, что на 23,9 % больше, чем в 2020 году . Порт обладает современной инфраструктурой для перевалки зерна, включая элеваторы, силосы, склады и конвейерные системы. В порту работают крупные операторы зернового рынка, такие как Русагротранс, Астон, ГК «Русский зерновой», ГК «Содружество» и др.
Новороссийский порт также активно развивает контейнерный сегмент, который в 2021 году показал рост на 16,6 % по сравнению с 2020 годом и достиг 883 тысячи TEU . В порту работают два специализированных контейнерных терминала: Новороссийский контейнерный терминал (НКТ) и Новороссийский платоносный терминал (НПТ). Они обслуживают регулярные линии, связывающие Новороссийск с портами Средиземноморья, Ближнего Востока, Азии и Европы. В порту также работают крупные международные и российские контейнерные перевозчики, такие как Maersk, MSC, CMA CGM, COSCO, Hapag-Lloyd, FESCO, Delo и др.
Новороссийский порт продолжает модернизировать свою инфраструктуру и повышать эффективность своих операций. В 2021 году в порту были введены в эксплуатацию новые причалы, краны, технологическое оборудование и информационные системы. В планах порта — расширение глубин, увеличение пропускной способности, развитие мультимодальных и логистических услуг, повышение уровня безопасности и экологичности .
Новороссийский порт является одним из ведущих портов России и Европы, обеспечивающим высококачественные стивидорные услуги и интеграцию России в мировую транспортную систему.
Важные международные и региональные сотрудничества порта Новороссийск
Порт Новороссийск является важным узлом международных транспортных коридоров, связывающих Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Порт Новороссийск также играет ключевую роль в региональном сотрудничестве в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Некоторые из важных международных и региональных сотрудничеств порта Новороссийск включают:
- Участие в проекте «Транс-Евразийский магистральный коридор» (TRACECA), который направлен на развитие транспортной инфраструктуры и улучшение транспортных услуг между Европой и Азией через Кавказ и Центральную Азию .
- Участие в проекте «Север-Юг», который предусматривает создание транспортного коридора от Северной Европы до Индийского океана через Россию, Иран и Индию .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Западный Китай — Западная Европа» (Китай — Казахстан — Россия — Беларусь — Польша — Германия), который направлен на сокращение времени и стоимости доставки грузов между Китаем и Европой .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Персидский залив — Черное море» (Иран — Армения — Грузия — Болгария — Румыния — Украина), который направлен на развитие мультимодальных перевозок между Персидским заливом и Черным морем .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Каспий — Черное море» (Азербайджан — Грузия — Турция — Болгария — Румыния), который направлен на развитие морских и железнодорожных перевозок между Каспием и Черным морем .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Туркменбаши — Баку — Тбилиси — Карс» (Туркмения — Азербайджан — Грузия — Турция), который направлен на развитие морских, железнодорожных и автомобильных перевозок между Туркменией и Турцией через Кавказ .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Кавказ — Мерсин» (Армения — Грузия — Турция), который направлен на развитие железнодорожных и автомобильных перевозок между Арменией и Турцией через Грузию .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Кавказ — Трабзон» (Армения — Грузия — Турция), который направлен на развитие железнодорожных и автомобильных перевозок между Арменией и Турцией через Грузию .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Кавказ — Батуми» (Армения — Грузия), который направлен на развитие железнодорожных и автомобильных перевозок между Арменией и Грузией .
- Участие в проекте «Международный транспортный коридор «Кавказ — Поти» (Армения — Грузия), который направлен на развитие железнодорожных и автомобильных перевозок между Арменией и Грузией .
Эти и другие проекты способствуют повышению конкурентоспособности порта Новороссийск, расширению его географии перевозок, укреплению его позиций на международном рынке транспортных услуг, а также углублению сотрудничества с партнерскими странами в области транспорта и логистики.
Перспективы развития Новороссийского торгового морского порта
Новороссийский торговый морской порт имеет обширные перспективы развития, играя ключевую роль в торгово-экономическом комплексе региона. Ряд факторов указывают на значительные возможности для дальнейшего улучшения и расширения портовых операций.
Развитие инфраструктуры: Одним из основных направлений является постоянное улучшение и модернизация портовой инфраструктуры. Планы по строительству новых причалов, складских помещений и технического оборудования содействуют повышению эффективности порта.
Расширение транспортных связей: Увеличение объемов транспортных операций предполагает не только укрепление морских линий, но и развитие сухопутных транспортных путей. Внедрение современных систем логистики способствует более быстрому и эффективному перемещению грузов.
Экологическая устойчивость: С целью соблюдения современных экологических стандартов, порт активно внедряет меры по снижению воздействия на окружающую среду. Внедрение технологий сбережения энергии и снижения выбросов в атмосферу становятся важным аспектом перспектив развития.
Международное сотрудничество: Укрепление сотрудничества с мировыми партнерами и участие в международных проектах способствуют привлечению инвестиций и новых технологий. Это открывает новые горизонты для развития порта на глобальном уровне.
Инновационные технологии: Внедрение современных информационных систем, автоматизация процессов и использование технологий искусственного интеллекта способствуют повышению эффективности и конкурентоспособности порта.
Все эти меры направлены на устойчивое и интегрированное развитие Новороссийского торгового морского порта, что способствует его важной роли в экономическом развитии региона и страны в целом.
Порт Новороссийск на фотографиях
Порт Новороссийск — один из самых красивых и впечатляющих объектов на побережье Черного моря. Его история, архитектура, инфраструктура и окружающая природа привлекают внимание многих туристов и фотографов. В этой части статьи мы представим вам некоторые из лучших фотографий порта Новороссийск, которые показывают его разнообразие и красоту.
Новороссийский морской порт расположен в незамерзающей Новороссийской (Цемесской) бухте, которая является одной из самых глубоких и удобных для судоходства бухт на Черном море. Порт имеет длинную и славную историю, начиная с основания города Новороссийска в 1838 году. Порт был свидетелем многих событий, связанных с развитием России, таких как Крымская война, Гражданская война, Великая Отечественная война, перестройка и современность. Порт Новороссийск является крупнейшим портом России и Черноморского бассейна по грузообороту и пропускной способности. Он обслуживает различные виды грузов, такие как нефть, нефтепродукты, зерно, уголь, металлы, контейнеры и другие. Порт также является важным транспортным узлом, связывающим Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Африки, Азии и Америки.
Порт Новороссийск имеет уникальную архитектуру, которая отражает разные эпохи и стили. В порту можно увидеть старинные здания, построенные в конце XIX — начале XX века, такие как здание портовой администрации, железнодорожный вокзал, зерновые элеваторы и другие. Также в порту есть современные сооружения, такие как высокие краны, наливные терминалы, судоремонтный завод и другие. Порт также украшен различными памятниками, посвященными героям и событиям, связанным с портом и городом. Например, в порту можно увидеть памятник Малой Земле, памятник Ледоколу «Красин», памятник пароходу «Михаил Кутузов» и другие.
Порт Новороссийск окружен живописной природой, которая создает контраст с промышленным ландшафтом. С одной стороны, порт граничит с горами Кавказа, которые защищают его от северных ветров и создают уникальный микроклимат. С другой стороны, порт выходит на открытое море, которое меняет свой цвет и настроение в зависимости от времени суток и погоды. Порт также имеет свои пляжи, такие как Суджук-коса, Алексино и другие, где можно насладиться купанием, загаром и видами на море и город.
Порт Новороссийск — это не только место работы, но и место отдыха и творчества для многих людей. В порту можно встретить разных людей, таких как моряки, рабочие, туристы, художники, фотографы и другие. Порт также является местом проведения различных культурных и спортивных мероприятий, таких как фестивали, концерты, выставки, регаты, соревнования и другие. Порт Новороссийск — это место, где можно увидеть и почувствовать дух моря, истории и современности.
Ниже мы представляем вам некоторые из лучших фотографий порта Новороссийск, которые были сделаны разными авторами. Они показывают разные аспекты порта, такие как его история, архитектура, инфраструктура, природа, люди и атмосфера. Мы надеемся, что эти фотографии вдохновят вас посетить порт Новороссийск и увидеть его своими глазами.
| | |
Порт Новороссийск в 2021 году | Вид на порт Новороссийск с возвышенности | Здание портовой администрации |
| | |
Краны и контейнеры на терминале NUTEP | Памятник Малой Земле | Пароход Михаил Кутузов |
| | |
Горы Кавказа за портом Новороссийск | Море и небо над портом Нпорт новороссийск фото |
Значение и влияние порта Новороссийск на региональную и национальную экономику
Порт Новороссийск является одним из крупнейших и важнейших транспортных узлов России, который обеспечивает связь страны со многими регионами мира. Порт Новороссийск имеет большое значение для развития экономики Краснодарского края, Южного федерального округа и всей России.
По данным за 2020 год, порт Новороссийск обработал 142,8 млн тонн грузов, что составляет 21,5% от общего грузооборота морских портов России и 47,4% от грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна. Порт Новороссийск специализируется на перевалке нефти и нефтепродуктов, зерна, угля, металлов, минеральных удобрений, контейнеров и других грузов. Порт Новороссийск является крупнейшим в России по протяженности причальной линии, достигающей в длину 8,3 км. Порт Новороссийск расположен в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской, или Цемесской бухте, которая доступна для судов с осадкой до 19,0 м.
Порт Новороссийск оказывает положительное влияние на развитие региональной и национальной экономики по нескольким направлениям:
- Порт Новороссийск является важным источником доходов для бюджетов различных уровней. По данным за 2019 год, порт Новороссийск выплатил налогов и сборов на сумму 17,6 млрд рублей, в том числе 10,4 млрд рублей в федеральный бюджет, 4,9 млрд рублей в бюджет Краснодарского края и 2,3 млрд рублей в бюджет города Новороссийска.
- Порт Новороссийск способствует созданию рабочих мест и повышению занятости населения. По данным за 2019 год, порт Новороссийск обеспечивал работой более 10 тысяч человек, в том числе 4,5 тысячи собственных сотрудников и 5,5 тысячи работников сторонних организаций, оказывающих услуги в порту. Кроме того, порт Новороссийск стимулирует развитие смежных отраслей, таких как судостроение, судоремонт, логистика, торговля и туризм.
- Порт Новороссийск способствует повышению конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках. Порт Новороссийск обеспечивает высокую скорость и надежность перевозок, а также низкую стоимость транспортных услуг. Порт Новороссийск является крупнейшим экспортным портом России, через который осуществляется вывоз нефти и нефтепродуктов, зерна, угля, металлов и других товаров. По данным за 2019 год, доля экспортных грузов в общем грузообороте порта Новороссийск составила 86,5%.
- Порт Новороссийск способствует развитию международного сотрудничества и интеграции России в мировую экономику. Порт Новороссийск находится на пересечении международных транспортных коридоров, которые связывают Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Порт Новороссийск является конечным пунктом ответвлений ряда международных транспортных магистралей — Транссиба, ТРАСЕКА, транспортного коридора «Север — Юг», международного транспортного коридора №9. Порт Новороссийск участвует в реализации международных проектов, таких как Баку — Тбилиси — Джейхан, Бургас — Александруполис, Северный поток и др.
Таким образом, порт Новороссийск имеет большое значение и влияние на региональную и национальную экономику, обеспечивая доходы бюджетов, создание рабочих мест, повышение конкурентоспособности российских товаров, развитие международного сотрудничества и интеграции России в мировую экономику.