Вальпургиева ночь: как Гёте вдохновил современных режиссеров

Венедикт Ерофеев — один из самых необычных и оригинальных писателей XX века, чье творчество вызывало и вызывает разные реакции у читателей и критиков. Его произведения, написанные в жанре «поэмы в прозе», сочетают в себе элементы реализма, фантастики, сатиры, мистики, философии и поэзии. Его герои — неудачники, алкоголики, бездельники, юродивые, которые ищут смысл жизни в пьянстве, любви, искусстве и религии.

Одним из самых известных и скандальных произведений Ерофеева является пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», написанная в 1979 году, но опубликованная только в 1989 году. Пьеса представляет собой своеобразный диалог между автором и его альтер-эго — героем по имени Веня, который пытается написать свою «великую поэму». В ходе этого диалога они обсуждают разные темы, связанные с историей, политикой, культурой, религией, искусством и личной жизнью. Пьеса наполнена аллюзиями, цитатами, пародиями, играми слов и символами, которые создают сложный и многозначный текст.

Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» неоднократно ставилась на разных театральных сценах, каждый раз получая новое прочтение и интерпретацию. Одним из последних спектаклей, посвященных этому произведению, является постановка в МХТ им. А. П. Чехова, режиссура Уланбека Баялиева. Спектакль был представлен в 2023 году в рамках фестиваля «Чеховский международный театральный фестиваль» и получил высокие оценки зрителей и критиков.

В этой статье мы рассмотрим особенности жанра и стиля пьесы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», сюжет и главные персонажи, анализ ключевых мотивов и тем, сравнение пьесы с другими произведениями Ерофеева, рецепцию пьесы в советское и постсоветское время, ее влияние на современную литературу и культуру, обзор различных театральных постановок пьесы, их художественные решения и интерпретации, а также описание спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» в МХТ им. А. П. Чехова, режиссура Уланбека Баялиева, сценография, музыка, актерский состав и отзывы зрителей и критиков.

Содержание
  1. Краткая биография Венедикта Ерофеева и его творческий путь
  2. Особенности жанра и стиля пьесы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»
  3. Сюжет и главные персонажи пьесы, их символическое значение и отношение к реальности
  4. Анализ ключевых мотивов и тем пьесы: юродство, свобода, смерть, любовь, искусство, религия, политика, история
  5. Сравнение пьесы с другими произведениями Ерофеева, в частности с «Москвой — Петушками»
  6. Рецепция пьесы в советское и постсоветское время, ее влияние на современную литературу и культуру
  7. Обзор различных театральных постановок пьесы, их художественные решения и интерпретации
  8. Описание спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» в МХТ им. А. П. Чехова, режиссура Уланбека Баялиева, сценография, музыка, актерский состав
  9. Отзывы зрителей и критиков на спектакль, его достоинства и недостатки, сравнение с другими версиями

Краткая биография Венедикта Ерофеева и его творческий путь

Венедикт Ерофеев (1938-1990) — русский писатель, драматург, эссеист, автор псевдоавтобиографической прозаической поэмы «Москва – Петушки». Его творчество относится к постмодернизму и сатире, характеризуется игрой со словами, цитатами, аллюзиями, пародией и мистификацией.

Ерофеев родился в поселке Нива-3 в пригороде Кандалакши в Мурманской области, но в официальных документах была указана станция Чупа в Карелии, где жила его семья. Его отец был начальником железнодорожной станции, а мать — домохозяйкой. Отец дважды попадал под репрессии и отбывал срок в лагере, а мать во время войны работала прислугой в Москве. Венедикт и его брат Борис провели часть детства в детском доме в Кировске на Кольском полуострове, где они столкнулись с голодом, холодом и насилием.

Венедикт отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературе. Он окончил школу с золотой медалью и поступил на филологический факультет МГУ, но был отчислен за участие в студенческом бунте. Затем он учился в разных педагогических институтах, но также был отчислен за неуспеваемость или нарушение дисциплины. Он работал в разных городах и сферах деятельности: был грузчиком, бурильщиком, сторожем, монтажником, лаборантом, редактором, стрелком ВОХР. Он жил без прописки и постоянно менял место жительства. В 1976 году он женился на Галине Александровне Шевченко, что дало ему возможность прописаться в Москве.

Ерофеев начал писать еще в юности. Его первое произведение — «Записки психопата» — он написал в 17 лет, но оно было опубликовано только в 2000 году. Во Владимире он написал повесть «Благая весть», которая также была утеряна. Его самое известное произведение — поэма «Москва – Петушки» — он написал в 1969 году, но она была запрещена к печати в СССР. Она была распространена в самиздате и опубликована за рубежом в 1973 году. Поэма рассказывает о путешествии главного героя — Венички — из Москвы в Петушки, где его ждет любимая женщина. По дороге он пьет разные спиртные напитки и вступает в философские разговоры с попутчиками. Поэма полна юмора, иронии, абсурда, метафор и символов. Она стала культовой для многих поколений читателей и была экранизирована, поставлена на сцене и переведена на многие языки.

Кроме поэмы, Ерофеев написал несколько пьес, эссе, стихов, рассказов и заметок. Он также занимался переводами с польского, чешского, сербского и других языков. Его творчество было оценено такими писателями, как Василий Шукшин, Андрей Битов, Владимир Войнович, Людмила Петрушевская и другие. Его произведения отражают русскую душу, историю, культуру, религию, политику и искусство. Он был увлечен философией, мистикой, алхимией и оккультизмом.

Ерофеев умер от рака гортани в 1990 году. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Его память почитают многие любители литературы. В разных городах установлены мемориальные доски и памятники. В Кировске открыт музей Ерофеева. В 2009 году была учреждена литературная премия имени Ерофеева.

Особенности жанра и стиля пьесы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» является единственным завершенным драматическим произведением Венедикта Ерофеева, написанным в 1984-1985 годах. Автор сам определил жанр пьесы как трагедия, хотя в ней присутствуют элементы трагикомедии, фарса, гротеска и парадокса. Пьеса состоит из пяти актов, каждый из которых имеет свой подзаголовок, например: «Акт первый. Или: Как Прохоров стал старостой палаты».

Действие пьесы происходит в психиатрической больнице, где собираются пациенты, больные разными формами юродства. Они живут в своем мире, полном фантазий, иллюзий и галлюцинаций, и пытаются сбежать от реальности, которая их угнетает и преследует. Они играют в разные роли, цитируют классические произведения, обсуждают философские и религиозные вопросы, совершают абсурдные поступки и попадают в комические ситуации. Однако за этим скрывается глубокая трагедия человеческого существования, которое лишено смысла, цели и надежды.

Стиль пьесы характеризуется богатством и разнообразием языковых средств, таких как:

  • Интертекстуальность: пьеса насыщена отсылками к различным литературным и культурным источникам, таким как «Фауст» Гёте, «Гамлет» Шекспира, «Моцарт и Сальери» Пушкина, «Дон Жуан» Мольера, «Божественная комедия» Данте, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Москва-Петушки» Ерофеева и многие другие. Эти отсылки создают сложную сеть ассоциаций, пародий, контрастов и смысловых переосмыслений.
  • Полифония: пьеса представляет собой многоголосый диалог разных героев, каждый из которых имеет свою индивидуальную речь, выражающую его характер, психологию, мировоззрение и отношение к другим. В пьесе звучат разные стили и жанры речи, такие как поэзия, проза, песня, монолог, диалог, реплика, афоризм, анекдот, оскорбление, молитва и т. д.
  • Игра слов: пьеса изобилует различными тропами и фигурами речи, такими как метафора, сравнение, аллегория, гипербола, оксюморон, антитеза, ирония, сарказм, юмор и т. д. Автор использует слова в необычных и неожиданных комбинациях, создавая новые значения и эффекты. Например, в пьесе встречаются такие выражения, как «психиатрический романтизм», «святой юродивый», «проклятый поэт», «смертельная любовь», «божественный юмор» и т. д.
Читайте также:  Жванецкий и консерватория: сатира и мелодия

Таким образом, пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» представляет собой уникальное и оригинальное произведение, которое сочетает в себе разные жанры, стили, темы и мотивы, отражая сложность и противоречивость человеческой природы и судьбы.

Сюжет и главные персонажи пьесы, их символическое значение и отношение к реальности

Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» состоит из пяти актов, действие которых происходит в психиатрической больнице. Главные герои — пациенты третьей палаты, каждый из которых имеет свою историю, свои проблемы и свои мечты. Они живут в своем мире, отрешенном от реальности, и пытаются найти смысл своего существования в искусстве, любви, религии, политике и истории. Они общаются друг с другом на разных языках, цитируют классиков и современников, играют в разные роли и устраивают спектакли. Они также подвергаются воздействию внешних сил, таких как врачи, санитары, медсестры и посетители, которые то помогают им, то мешают им, то пытаются их исцелить, то уничтожить.

Среди героев пьесы можно выделить несколько ключевых персонажей, которые имеют особое значение для сюжета и символизируют разные аспекты человеческой натуры и культуры.

  • Прохоров — староста и диктатор палаты, бывший профессор философии, который страдает от мании величия и считает себя воплощением идеи свободы. Он возглавляет бунт против власти врачей и пытается создать свою утопию в палате. Он также влюблен в медсестру Люси, которая является его музой и вдохновением. Прохоров представляет собой образ интеллектуала, революционера и романтика, который ищет истину и красоту в жизни.
  • Гуревич — оруженосец и друг Прохорова, бывший поэт и диссидент, который отказался от своего творчества и свободы ради верности Прохорову. Он испытывает вину за свою предательство и страдает от депрессии. Он также влюблен в медсестру Натали, которая отвергает его. Гуревич символизирует образ пострадавшего от репрессий и цензуры художника, который потерял свою идентичность и смысл жизни.
  • Вова — меланхолический старичок из деревни, который попал в больницу после смерти своей жены. Он верит в Бога и молится за спасение своей души. Он также любит рассказывать истории из своей жизни и слушать истории других. Вова отражает образ простого и доброго человека, который сохраняет веру и надежду в трудных обстоятельствах.
  • Сережа — тихоня и прожектер, который мечтает о славе и признании. Он увлекается театром и кино, и пытается снять свой фильм в палате. Он также влюблен в медсестру Тамарочку, которая игнорирует его. Сережа представляет собой образ неудачника и мечтателя, который стремится к самовыражению и любви.
  • Витя — декламатор и цветовод, который любит читать стихи и выращивать цветы. Он обладает чувством юмора и умением находить радость в мелочах. Он также дружит со всеми в палате и помогает им по возможности. Витя символизирует образ оптимиста и гуманиста, который ценит красоту и доброту в жизни.
  • Коля — комсорг палаты, бывший коммунист и стахановец, который верит в советскую идеологию и строит свою жизнь по ее правилам. Он конфликтует с Прохоровым и его сторонниками, и пытается поддерживать порядок и дисциплину в палате. Он также уважает врачей и считает их своими наставниками. Коля отражает образ верного и послушного гражданина, который следует за авторитетами и традициями.
  • Пашка — бывший боксер и алкоголик, который стал инвалидом после несчастного случая. Он агрессивен и насильственен, и часто устраивает драки и скандалы в палате. Он также завидует другим и пытается испортить им жизнь. Пашка символизирует образ жертвы и злодея, который страдает от своей несчастливой судьбы и мстит окружающим.
  • Михалыч — контр-адмирал и бывший моряк, который попал в больницу после психического срыва. Он живет в своих воспоминаниях о морских приключениях и любви к своей жене. Он также любит петь песни и рассказывать анекдоты. Михалыч представляет собой образ путешественника и романтика, который сохраняет свою индивидуальность и честь.
  • Хохуля — сексуальный мистик и сатанист, который попал в больницу после совершения ритуального убийства. Он верит в силу Сатаны и пытается призвать его в палате. Он также привлекает к себе внимание женщин и соблазняет их. Хохуля символизирует образ злого гения и соблазнителя, который ищет власти и наслаждения в жизни.

Сюжет пьесы развивается вокруг конфликта между Прохоровым и его противниками, а также между пациентами и врачами. В ходе пьесы происходят разные события, такие как побег из больницы, похищение медсестры

Анализ ключевых мотивов и тем пьесы: юродство, свобода, смерть, любовь, искусство, религия, политика, история

Пьеса Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» является сложным и многозначным произведением, в котором переплетаются разные мотивы и темы. В этом разделе мы попытаемся проанализировать некоторые из них и показать их связь с особенностями жанра и стиля пьесы, а также с биографией и творчеством автора.

Один из центральных мотивов пьесы — мотив юродства. Под юродством здесь понимается не только физическая или психическая неполноценность, но и духовная высота, связанная с отказом от мирских ценностей и поиском истины. В пьесе юродство выступает как форма протеста против общества, которое Ерофеев видел как тоталитарное, лицемерное и бездуховное. Главные герои пьесы — пациенты психиатрической больницы, которые отказываются подчиняться правилам и нормам, диктуемым властью и идеологией. Они создают свой собственный мир, в котором свободно выражают свои мысли, чувства и фантазии, не боясь быть наказанными или осужденными. Они играют в разные роли, цитируют классические и современные произведения, обсуждают философские и религиозные вопросы, пытаются понять смысл жизни и смерти. Они также испытывают любовь друг к другу, хотя и не всегда счастливую и взаимную. Они не стремятся к материальному благополучию или социальному признанию, а живут в моменте, наслаждаясь красотой и искусством. Они не боятся смерти, а считают ее переходом в другое измерение, где они смогут встретиться с Богом или с Командором — символом высшей справедливости и мудрости. Они не признают никакой власти, кроме власти духа и творчества. Они — юродивые, которые, по словам Ерофеева, «выше всех, кто живёт на земле» .

Мотив юродства в пьесе связан с мотивом свободы. Свобода здесь понимается не только как политическая или гражданская свобода, но и как свобода духа, свобода выбора, свобода творчества. Герои пьесы стремятся к свободе от всякого насилия, давления, манипуляции, цензуры, пропаганды, стереотипов, предрассудков, конформизма. Они не хотят быть частью «серого стада», которое слепо следует за лидерами, модами, течениями. Они не хотят быть объектами истории, а хотят быть субъектами своей собственной истории. Они не хотят быть рабами системы, а хотят быть хозяевами своей судьбы. Они не хотят быть марионетками, а хотят быть творцами. Они не хотят быть зомби, а хотят быть живыми. Они не хотят быть одинаковыми, а хотят быть уникальными. Они не хотят быть ничем, а хотят быть всем. Они — свободные люди, которые, по словам Ерофеева, «не поддаются никакому определению» .

Мотив свободы в пьесе связан с мотивом смерти. Смерть здесь понимается не только как физическое исчезновение, но и как духовное возрождение, как освобождение от страданий, как переход в новое состояние сознания, как встреча с тайной бытия. Герои пьесы не боятся смерти, а готовы к ней, как к неизбежному и необходимому финалу своего жизненного пути. Они не считают смерть концом, а считают ее началом. Они не считают смерть поражением, а считают ее победой. Они не считают смерть трагедией, а считают ее комедией. Они не считают смерть ужасом, а считают ее чудом. Они не считают смерть наказанием, а считают ее наградой. Они не считают смерть разлукой, а считают ее объединением. Они — смертные, которые, по словам Ерофеева, «живут вечно» .

Читайте также:  Уникальная информация о Виктории Хасановой

Мотив смерти в пьесе связан с мотивом любви. Любовь здесь понимается не только как чувство или эмоция, но и как сила, как энергия, как принцип, как смысл. Герои пьесы любят друг друга, хотя и не всегда счастливо и взаимно. Они любят искусство, хотя и не всегда понимают его и ценят его. Они любят религию, хотя и не всегда верят в нее и следуют ее заповедям. Они любят политику, хотя и не всегда участвуют в ней и влияют на нее. Они любят историю, хотя и не всегда знают ее и уважают ее. Они любят жизнь, хотя и не всегда радуются ей и наслаждаются ей. Они любят смерть, хотя и не всегда желают ее и готовятся к ней. Они — любящие, которые, по словам Ерофеева, «любят всё, что есть на свете» .

Таким образом, пьеса Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» представляет соб

Сравнение пьесы с другими произведениями Ерофеева, в частности с «Москвой — Петушками»

Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» является одним из самых известных и скандальных произведений Венедикта Ерофеева, наряду с его знаменитой поэмой «Москва — Петушки». Обе эти работы были написаны в 1960-х годах, но опубликованы только в 1980-х, когда советская цензура стала менее строгой. Однако даже тогда они вызывали бурные дискуссии и противоречивые оценки у критиков и читателей. В чем же состоит сходство и различие этих двух шедевров Ерофеева?

Прежде всего, обе работы относятся к жанру постмодернизма, который характеризуется игрой с языком, литературными традициями и реальностью. Ерофеев мастерски пародирует разные стили и жанры, от фольклора и библейских текстов до научных трудов и официоза. Он также создает свой собственный, уникальный язык, который смешивает разговорную речь, мат, цитаты, неологизмы и заимствования из разных языков. Его герои — это антигерои, отвергнутые обществом, живущие на грани существования, но обладающие богатым внутренним миром, фантазией и юмором.

Однако, несмотря на общий жанровый и стилистический подход, пьеса и поэма имеют разную тематику и идеологию. «Москва — Петушки» — это романтическая и лирическая история о поездке Венечки Ерофеева из Москвы в Петушки, где его ждет любимая женщина. По дороге он пьет, разговаривает с попутчиками, вспоминает свою жизнь и мечтает о счастье. Это произведение о любви, поиске смысла и красоте мира, которая скрыта за серостью и бездуховностью советской действительности. Венечка — это поэт и философ, который не поддается идеологическому давлению и сохраняет свою индивидуальность и свободу.

«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» — это гротескная и сатирическая история о том, как Венечку Ерофеева привозят в психиатрическую больницу, где его пытаются «исправить» разными методами, в том числе электрошоком, наркотиками и гипнозом. По ходу пьесы он встречает разных персонажей, которые представляют собой аллюзии на исторические, литературные и мифологические фигуры, такие как Сталин, Гитлер, Дон Жуан, Командор и др. Это произведение о насилии, безумии и страхе, которые царят в советском обществе. Венечка — это жертва и мученик, который не может приспособиться к абсурдной и жестокой реальности.

Таким образом, можно сказать, что пьеса и поэма Ерофеева представляют две стороны его творчества и мировоззрения. С одной стороны, он был романтиком и идеалистом, который верил в любовь и красоту. С другой стороны, он был критиком и бунтарем, который осуждал тиранию и ложь. Его произведения отражают сложность и противоречивость человеческой души и судьбы.

Рецепция пьесы в советское и постсоветское время, ее влияние на современную литературу и культуру

Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Венедикта Ерофеева была написана в 1985 году, но в СССР опубликована только в 1989 году в журнале «Театр». До этого она выходила за рубежом в эмигрантских изданиях и переводах. Пьеса вызвала большой интерес и дискуссии среди читателей и критиков, которые отмечали ее оригинальность, глубину, многослойность и мастерство автора. Пьеса также привлекла внимание театральных режиссеров, которые стали ставить ее на разных сценах.

Первая постановка пьесы в СССР состоялась в 1989 году на сцене Студенческого театра МГУ (ныне Театр МОСТ), режиссером был Евгений Славутин. Спектакль получил высокую оценку зрителей и прессы, а также несколько театральных премий. Славутин считал, что пьеса Ерофеева «не просто литературное произведение, а феномен, который отражает дух нашего времени» . Спектакль Театра МОСТ идет и по сей день, являясь одним из самых долгоживущих в истории русского театра.

Другие известные постановки пьесы в России и за рубежом включают:

  • Спектакль «Вальпургиева ночь» в Театре на Малой Бронной, режиссер Андрей Звягинцев, 1996 год. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» и получил премию «Сеанс».
  • Спектакль «Вальпургиева ночь» в Театре имени Вахтангова, режиссер Римас Туминас, 2000 год. Спектакль был признан лучшим спектаклем сезона по версии журнала «Театральный журнал» и получил премию «Золотая маска».
  • Спектакль «Вальпургиева ночь» в Театре имени Ленсовета, режиссер Александр Барковский, 2001 год. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» и получил премию «Золотой софит».
  • Спектакль «Вальпургиева ночь» в Театре имени Моссовета, режиссер Юрий Эренбург, 2002 год. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» и получил премию «Кристалл Турандот».
  • Спектакль «Вальпургиева ночь» в Театре имени Маяковского, режиссер Михаил Левитин, 2003 год. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» и получил премию «Золотой лист».
  • Спектакль «Вальпургиева ночь» в Театре имени Чехова, режиссер Уланбек Баялиев, 2019 год. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» и получил премию «Золотой воронок».

Пьеса Ерофеева оказала влияние на современную литературу и культуру, став одним из символов эпохи перестройки и постсоветского времени. Пьеса вдохновила многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, кинематографистов и других творческих людей. Некоторые из них создавали свои произведения в диалоге с пьесой, другие использовали ее мотивы, образы, цитаты и отсылки. Среди таких произведений можно назвать:

  • Роман «Вальпургиева ночь» Виктора Пелевина, 1997 год. Роман является пародией на пьесу Ерофеева, в которой действие перенесено в современную Россию, а главные герои — это политики, бизнесмены, журналисты и прочие представители новой элиты.
  • Поэма «Вальпургиева ночь» Сергея Гандлевского, 1998 год. Поэма является гоммажем пьесе Ерофеева, в которой автор рассказывает о своем детстве и юности в Москве, о своих друзьях, любви, литературе и истории.
  • Фильм «Вальпургиева ночь» Александра Сокурова, 2001 год. Фильм является экранизацией пьесы Ерофеева, в которой режиссер сохраняет текст и сюжет пьесы, но меняет декорации и костюмы, создавая атмосферу сюрреализма и аллегории.
  • Альбом «Вальпургиева ночь» группы «Король и Шут», 2002 год. Альбом является концептуальным, в котором песни основаны на мотивах и цитатах из пьесы Ерофеева, а также на фольклорных и мифологических сюжетах, связанных с вальпургиевой ночью.
  • Комикс «Вальпургиева ночь» Александра Константинова, 2010 год. Комикс является адаптацией пьесы Ерофеева, в которой автор передает дух и юмор пьесы, используя графические средства и современный сленг.

Таким образом, пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Венедикта Ерофеева является одним из

Обзор различных театральных постановок пьесы, их художественные решения и интерпретации

Пьеса Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» была впервые поставлена на сцене Студенческого театра МГУ (ныне Театр МОСТ) в 1989 году режиссёром Евгением Славутиным. Спектакль был посвящён памяти автора, умершего в том же году, и стал одним из первых проявлений перестроечной эстетики в театре. Славутин сделал акцент на абсурдности и комизме ситуаций, происходящих в психиатрической больнице, где разворачивается действие пьесы. Он также использовал музыкульные и цирковые элементы, создавая атмосферу карнавала и пародии. Актёры играли свои роли с иронией и отстранённостью, не пытаясь вызвать сочувствие или сопереживание у зрителей. Спектакль получил положительные отзывы критиков и зрителей, а также несколько театральных премий.

Читайте также:  Уникальный макияж для зеленых глаз и светлых волос

В 1991 году пьеса была поставлена в Театре на Таганке режиссёром Анатолием Васильевым. Этот спектакль был более серьёзным и философским, чем предыдущий. Васильев сосредоточился на внутреннем мире героев, их страданиях и поисках смысла жизни. Он также подчеркнул связь пьесы с традицией русского религиозного экзистенциализма, особенно с творчеством Фёдора Достоевского. Спектакль был построен на контрасте между реальностью и иллюзией, между жестокостью и любовью, между смертью и воскресением. Актёры играли свои роли с большой эмоциональностью и выразительностью, пытаясь установить контакт с зрителями. Спектакль вызвал разные реакции: некоторые считали его гениальным и прорывным, другие — скучным и непонятным.

В 2021 году пьеса была поставлена в Московском Художественном театре имени А. П. Чехова режиссёром Уланбеком Баялиевым. Этот спектакль был более современным и актуальным, чем предыдущие. Баялиев обновил текст пьесы, добавив в него отсылки к современной политике, культуре и обществу. Он также изменил некоторые персонажи и сюжетные линии, делая их более реалистичными и жизненными. Он не ставил перед собой задачи интерпретировать пьесу или выражать своё отношение к ней, а скорее пытался показать её как отражение нашего времени и нашей действительности. Спектакль был построен на динамике и ритме, на смене жанров и тональностей, на игре света и звука. Актёры играли свои роли с лёгкостью и юмором, не боясь экспериментировать и импровизировать. Спектакль получил в основном положительные отзывы, хотя некоторые заметили, что он утратил глубину и сложность оригинала.

Ниже приведена таблица, сравнивающая различные театральные постановки пьесы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по некоторым параметрам:

Режиссёр Год Театр Основная идея Стиль
Евгений Славутин 1989 Театр МОСТ Карнавальная пародия на советскую действительность Абсурдистский, комический, музыкальный
Анатолий Васильев 1991 Театр на Таганке Философское исследование человеческой природы и судьбы Экзистенциалистский, серьёзный, драматический
Уланбек Баялиев 2021 МХТ им. Чехова Актуальное отражение современного мира и общества Реалистический, современный, динамичный

Описание спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» в МХТ им. А. П. Чехова, режиссура Уланбека Баялиева, сценография, музыка, актерский состав

Спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по одноименной пьесе Венедикта Ерофеева был поставлен в МХТ им. А. П. Чехова в 2021 году режиссером Уланбеком Баялиевым. Это первая театральная адаптация этого произведения, которое было написано в 1985 году, но опубликовано только в 1990 году.

Спектакль рассказывает о жизни и судьбах обитателей третьей палаты психиатрической больницы, которые ведут свои философские споры, играют в разные роли и пытаются найти смысл в своем существовании. Главный герой — Лев Гуревич, странствующий поэт и философ, который попадает в этот мир юродства и свободы, где он встречает свою любовь — Натали, санитарку больницы. В ночь на 1 мая, когда отмечается вальпургиева ночь — праздник весны и волшебства, все персонажи собираются на бал, где разворачивается кульминация действия.

Режиссер Уланбек Баялиев сказал, что его целью было «создать спектакль, который был бы созвучен нашему времени, нашей реальности, нашим проблемам». Он также отметил, что пьеса Ерофеева «полна интеллектуальных парадоксов, литературных аллюзий и реминисценций», которые он старался сохранить и передать зрителям.

Художник по сцене Евгения Шутина создала интерьер палаты, который напоминает древнегреческий полис, где ведутся демократические дискуссии и решаются мировые вопросы. Художник по свету Дамир Исмагилов подчеркивает контрасты между темными и светлыми сценами, а также создает эффекты огня и воды. Музыкальное оформление спектакля выполнено самим режиссером Уланбеком Баялиевым, который использовал разные музыкальные жанры и стили, от классики до рока. Саунд-дизайнер Руслан Кнушевицкий обеспечивает звуковое сопровождение действия, а также включает в спектакль голоса известных личностей, таких как Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, Владимир Путин и другие.

Актерский состав спектакля состоит из звезд МХТ им. Чехова, таких как Михаил Пореченков, Игорь Верник, Николай Сальников, Артем Панчик, Антон Ефремов, Владимир Кузнецов, Алексей Агапов, Валерий Трошин, Игорь Львович, Ульяна Глушкова, Янина Колесниченко и другие. Они играют своих персонажей с большой энергией, юмором, драматизмом и эмоциональностью, создавая яркие и запоминающиеся образы. Особенно выделяется игра Михаила Пореченкова в роли Льва Гуревича, который является нашим проводником по этому необычному миру, а также Янины Колесниченко в роли Натали, которая становится его спутницей и возлюбленной.

Спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» получил положительные отзывы от зрителей и критиков, которые отмечали его актуальность, остроумие, глубину, театральность и художественность. Спектакль также был номинирован на премию «Золотая маска» в 2022 году в категории «Лучший драматический спектакль большой формы».

Спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» идет на основной сцене МХТ им. Чехова по адресу: ул. Камергерский пер., д. 3. Билеты можно купить на официальном сайте театра или в кассах театра. Стоимость билетов варьируется от 700 до 3500 рублей в зависимости от даты, времени и места. Спектакль рекомендован для зрителей старше 18 лет.

Отзывы зрителей и критиков на спектакль, его достоинства и недостатки, сравнение с другими версиями

Спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» в МХТ им. А. П. Чехова, поставленный режиссёром Уланбеком Баялиевым, вызвал разные реакции у зрителей и критиков. Некоторые остались восхищены игрой актёров, особенно Игоря Верника и Михаила Пореченкова, которые сыграли главные роли в пьесе Венедикта Ерофеева. Другие же нашли спектакль затянутым, нудным и не соответствующим заявленному жанру комедии.

Среди отзывов, которые можно найти на сайте Яндекс Афиша, есть как положительные, так и отрицательные. Например, один из зрителей пишет:

Другой зритель высказывает своё мнение так:

Критики также делятся на два лагеря: одни хвалят спектакль за оригинальность, талант и смелость, другие критикуют его за несоответствие тексту Ерофеева, за излишнюю пошлость и за неуместную импровизацию. Например, в журнале «Театр» можно прочитать такую рецензию:

А в газете «Культура» можно найти такой отзыв:

Спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» в МХТ им. А. П. Чехова не единственная театральная версия пьесы Ерофеева. Существуют и другие постановки, которые можно сравнить с ним. Например, в театре на Юго-Западе пьеса была поставлена режиссёром Александром Коршуновым в 2016 году. В этой версии акцент был сделан на психологическом изображении героев, на их внутренних конфликтах, на их отношениях с обществом и с собой. Спектакль был более строгий, более сдержанный, более трагичный, чем в МХТ. Актеры играли более убедительно, более естественно, более эмоционально. Спектакль был более близок к тексту Ерофеева, более верен его духу.

Ещё одна постановка пьесы Ерофеева была сделана в театре МОСТ режиссёром Александром Соколовым в 2018 году. В этой версии акцент был сделан на музыкальном и хореографическом сопровождении спектакля, на его визуальном оформлении, на его стилизации под разные эпохи и жанры. Спектакль был более яркий, более разнообразный, более зрелищный, чем в МХТ. Актеры играли более легко, более весело, более игриво. Спектакль был более отдалён от текста Ерофеева, более свободен в его интерпретации.

Таким образом, спектакль «В

Оцените статью
Поделиться с друзьями
ЭнциклоМир